Методическая разработка андрагогической мастерской "Информационная компетентность педагога: от качества мультимедийной презентации к качеству образовательного процесса"
методическая разработка на тему

Каблова Лидия Сергеевна

Требования к уровню профессиональной компетентности педагога сегодня претерпевают существенные изменения. Важно не только знать их, но и соответствовать им. Привлечь педагогов к разговору на столь сложную тему в режиме лекционного занятия бывает весьма проблематично: важна включенность в содержание. Отсутствие необходимости занимать активную позицию в ходе лекции значительно снижает результативность обсуждения поднятой проблемы. Идея погружения педагогов в рамках мастерской в вопрос формирования и развития профессиональной компетентности, сводимой к конкретной области – информационной, умения работать со средствами мультимедиа, была оправдана активностью и заинтересованностью слушателей. Ниже представлены материалы мастерской "Информационная компетентность педагога: от качества мультимедийной презентации к качеству образовательного процесса", посвященной вопросам создания, разработки и корректности использования мультимедийной презентации в учебном процессе. В силу актуальности своего содержания мастерская займет достойное место в системе внутрифирменного обучения как воспитателей, так и педагогов школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon multimediynye_prezentatsii.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная компетентность педагога:

от качества мультимедийной презентации к качеству образовательного процесса

(мастерская построения знаний)

Цель мастерской:         создание условий для:

  1. понимания роли мультимедийной презентации в образовательном процессе;
  2. формирования активной позиции по отношению к оценке эффективности учебной презентации;
  3. осмысления достоинств и недостатков представления учебной информации с помощью мультимедийной презентации;

4) приобретения опыта выявления и корректировок типичных ошибок в презентации.

Оборудование мастерской:

- видеопроектор;

- экран;

- 3 ПК с установленными программами Microsoft Office Power Point 2003 (2007);

- листы формата А3;

- цветные карточки 6х10 (красные, зеленые, оранжевые);

- магниты;

- маркер;

- методические материалы для работы в группах (анкета участника мастерской "Информационная компетентность педагога: от качества мультимедийной презентации к качеству образования" (Приложение 1), "Правила применения мультимедийной презентации на уроке" (лист обсуждения) (Приложение 2);

- раздаточные материалы ("Рекомендации по использованию мультимедийных презентаций в учебном процессе" (Приложение 3), "Памятка по созданию мультимедийных презентаций" (Приложение 4);

- слайды ("Результаты анкетирования учителя и ученика по вопросам эффективности использования учебной презентации на уроке" (Приложение 5); "Достоинства и недостатки представления учебной информации с помощью мультимедийной презентации" (Приложение 6).

Время работы: 2 академических часа.

Пояснительная записка.

Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе сегодня становится уже обычной практикой. Стараясь соответствовать современным требованиям к уровню профессиональной компетентности педагога, к результату освоения основной образовательной программы, воспитатели и учителя стремятся осваивать новые информационные технологии и привносить их в практику преподавания.  Однако безболезненно протекающим этот процесс назвать нельзя. На то существует целый ряд объективных причин: отсутствие оборудования, недостаточная компетентность преподавателей (неумение обращаться с техникой, работать с соответствующими компьютерными программами, незнание правил создания мультимедийных презентаций и пр.), предубеждения против использования мультимедийных презентаций на уроке и т.д. Несомненно, к каждой из названных причин можно выдвинуть весомый аргумент. Но если сознательно и ответственно подходить к реализации идеи использования презентаций в учебном процессе, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать. В рамках предложенной ниже мастерской поднимались вопросы о роли мультимедийной презентации в образовательном процессе, правилах применения мультимедийной презентации на уроке, были обозначены достоинства и недостатки представления учебной информации с помощью мультимедийной презентации, проанализированы типичные ошибки, допускаемые при создании мультимедийных презентаций.

Организационная сторона мероприятия соответствует структуре и требованиям творческой мастерской построения знаний.

Ход мастерской.

  1. Приветствие участников, обозначение регламента и содержания предстоящей работы.
  2. "Запуск" мастерской посредством определения роли мультимедийной презентации в образовательном процессе.
  3. Проведение блиц-анектирования участников мастерской в рамках исследования эффективности использования учебной презентации на уроке, представление результатов исследования.
  4. Совместное обоснование правил применения мультимедийной презентации на уроке.
  5. Обозначение достоинств и недостатков представления учебной информации с помощью мультимедийной презентации.
  6. Анализ типичных ошибок в мультимедийных презентациях.
  7. Работа в группах по выявлению и корректировке презентаций.
  8. Рефлексия возможностей использования мультимедийной презентации в педагогической практике (с использованием приема незаконченного предложения "Сегодня мне удалось…").

 

1. Перед началом работы мастерской слушатели рассаживаются в 3 группы, занимая места за письменными столами с подготовленными на них рабочими материалами. Ведущему необходимо заранее проконтролировать наличие в каждой группе человека, имеющего опыт работы в программе Power Point.

(P.S. В качестве рабочих материалов педагогам предлагаются программа мероприятия, анкета участника мастерской (Приложение 1), лист обсуждения "Правила применения мультимедийной презентации на уроке" (Приложение 2). Рекомендации и Памятка (Приложения 3, 4) раздаются в процессе работы.)

2. Работа мастерской начинается с погружения учителей в проблему, заявленную в названии мероприятия: информационная компетентность педагога. Рассматриваются некоторые базовые компетентности учителя, закрепленные в Профессиональном стандарте педагога. В ходе погружения слушателей делается акцент на то, что сформированность у педагога информационной компетентности важна не только в связи в требованиями стандарта. Это – веление времени, обусловленное стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, широтой использования детьми в повседневной жизни и в процессе обучения различных средств коммуникации.

Информатизация системы образования является одним из приоритетных направлений модернизации российского образования. Современная мультимедийная презентация – это один из самых перспективных инструментов, позволяющий одновременно задействовать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию. Иначе говоря, мультимедийные презентации представляют собой сочетание самых разнообразных средств представления информации, объединенных в единую структуру.

Говоря об информации, мы имеем ввиду учебную информацию, представляемую в учебном процессе, что во многом определяет содержание мастерской.

В ходе работы мультимедийные презентации будут рассмотрены в двух аспектах:

- использование презентаций в учебном процессе;

- качество презентаций, используемых в учебном процессе.

(P.S. Данная часть мастерской является единственным теоретизированным этапом, что обусловлено необходимостью постоянного привлечения внимания педагогов к новой нормативной базе. Загруженность педагога не всегда позволяет ему выбрать время для изучения документации. Систематическое обращение к ней в ходе курсовой подготовки позволяет ликвидировать возникающие пробелы. Вся последующая работа выстраивается в активном режиме.)

3. Говоря об использовании мультимедийных презентаций на занятии, следует отметить, что подобный опыт у каждого из присутствующих на мастерской педагогов свой, и зависит он от разных причин. Среди них могут быть названы и материально-технические возможности, и уровень общей и информационной грамотности педагога, и личное отношение к данному дидактическому средству обучения. На данном этапе необходимо обратиться к вопросу личного отношения слушателей к использованию мультимедийной презентации в образовательном процессе. Для этого проводится блиц-анкетирование (Приложение 1).

(P.S. Третий и четвертый этапы оказываются "взаимопроникающими" – для обработки анкет и занесения полученных данных в графики, демонстрируемые на слайдах, требуется время. Поэтому участникам объявляется, что результаты анкетирования будут представлены через несколько минут, а пока работа будет продолжена.)

4. Вне зависимости от наличия или отсутствия опыта проведения занятий с использованием презентаций, каждого участника в равной степени приглашаем к размышлению над следующими вопросами. Если есть дидактическое средство, то, следовательно, существуют и правила его применения. Действительно, в каких случаях нужно применять мультимедийную презентацию? Всегда ли она уместна на уроке? Способна ли презентация заменить педагога? учебник? Может ли презентация испортить занятие?

Над этими вопросами предлагается поразмышлять, общаясь друг с другом в режиме групповой работы. Участникам необходимо раскрыть смысл выражений, представленных на Листе обсуждения (Приложение 2), в контексте сегодняшней темы.

(P.S. На Листе обсуждения записаны 3 основных правила в виде условных формулировок. Во время работы групп обрабатываются и заносятся данные анкетирования слушателей. Осуществляя предварительную подготовку к мастерской, мы провели аналогичное анкетирование обучающихся 8-11 классов (Приложение 1). Детские анкеты уже обработаны; после сопоставления их с результатами блиц-опроса педагогов мы получили интересные данные, которые будут прокомментированы в конце этапа.)

По завершении обсуждения правил в группах участники представляют результаты своей работы, выраженные в конкретных формулировках. В результате мы пришли к выводу, что к использованию презентаций на занятии применимы все правила работы с ТСО и дидактическим материалом на занятии. В качестве обобщения всего вышесказанного участникам предлагаются рекомендации по использованию мультимедийных презентаций в учебном процессе (Приложение 3).

(P.S. Во время представления результатов обсуждения ведущий мастерской фиксирует на доске все предлагаемые варианты "расшифровки" высказываний, обобщая и конкретизируя сказанное (пространство доски условно поделено на три части – по количеству правил-высказываний. Записи могут быть произведены как мелом непосредственно на доске, так и маркером на листах ватмана. Последний вариант более приемлем для нас, поскольку позволяет сохранить рабочие материалы мастерской для последующей рефлексии.). Для удобства организации работы каждой группе предлагается озвучить результаты обсуждения одного из трех правил. Остальные участники дополняют либо вступают в дискуссию относительно услышанного.)

В качестве завершения разговора об использовании презентаций на уроках участникам мастерской были представлены результаты анкетирования (Приложение 5). Реакция педагогов сменялась от понимания предсказуемости результатов до искреннего удивления. Так, на вопрос об отношении к использованию мультимедийной презентации на уроке большинство опрашиваемых ответило, что положительное. Однако если педагоги дали такой ответ в 100-процентном составе, то дети согласились с ними в 73% случаев. 22% школьников отмечают как достоинства, так и недостатки, 5% не приветствует презентации на уроке.

Способно ли использование презентаций на уроке повысить его продуктивность? "Да" ответило 80% учителей и 73% школьников. 20% учителей высказало мнение о том, что не всегда презентация влияет на продуктивность урока. А вот ученики согласились с ними лишь в 4% случаев, а 23% не замечает положительного влияния мультимедийных презентаций на успешность своего обучения.

На вопрос о частоте использования презентаций на уроках абсолютное большинство (100%) преподавателей ответило, что это зависит от целей конкретного урока, что и объяснимо – грамотный учитель, планирующий рабочее время урока, отбирающий средства и методы обучения, непременно ответит так. Участники мастерской предположили, что большинство детей, отвечая на данный вопрос, высказало пожелание включать презентации в каждый урок. Однако ответивших таким образом оказалось лишь 23%. 42% школьников выразило негативное отношение к столь частому использованию мультимедиа, 34% ответило, что им все равно. Таким образом, мы смогли увидеть и несовпадение мнений учительской и детской аудитории, и неоправданность своих ожиданий. В любом случае данные материалы дарят всем богатую пищу для размышления и позволяют учителю критичнее относиться к выбору не только содержания, но и формы проведения урока.

5. Оттолкнувшись от результатов проведенного анкетирования, мы пришли к выводу, что использовать мультимедийные презентации на уроке все-таки нужно, только делать это необходимо продуманно и в разумных количествах, ведь и у данного дидактического средства обучения, помимо достоинств, существуют и недостатки. Для обозначения "плюсов" и "минусов" презентации участникам предлагается просмотреть заранее подготовленную презентацию (Приложение 6).

(P.S. В основе презентации лежат 12 тезисов: 7 – "за" и 5 – "против". Содержательно слайды соответствуют заявленной проблеме. Суть работы на данном этапе заключается в другом. При создании данной презентации нами намеренно были допущены ошибки в оформлении слайдов (выбор фона, шрифтов, анимации, использование картинок и пр.) Без предупреждения слушателей о некорректности созданной презентации мы продемонстрировали все материалы, наблюдая при этом за реакцией аудитории. Кто-то ухмылялся, кто-то избегал встречаться взглядом, некоторые не скрывали своей растерянности: заявленная тема дает право претендовать ведущему на то, что он компетентен в данном вопросе, а представленная презентация свидетельствует об обратном. Итак, интрига создана.)

По завершении просмотра презентации слушатели высказывают свое мнение по поднятому вопросу: существующие недостатки являются следствием субъективных причин, устранение которых по силам учителям. Зная об их существовании, нужно прикладывать усилия для нивелирования негативных сторон работы со средствами мультимедиа.

6. Позже ведущий задает вопрос аудитории: как оцениваете саму презентацию?

(P.S. В аудитории повисла тишина – надо отдать должное корректности слушателей.)

Представленная презентация является образцом того, как не нужно ее делать. При последующем повторном просмотре презентации слушатели сами либо с помощью ведущего называют допущенные ошибки оформления в каждом слайде. Демонстрируются слайд с ошибкой и исправленный (Приложение 7).

(P.S. Некоторые слайды учителя предлагали оставить без изменений, что говорит о том, что зачастую допущенные нелепости и ошибки (игра со шрифтами, выбор нелепых картинок и пр.) не просто не замечаются, но и возводятся в ранг преимуществ представления информации с помощью мультимедийных презентаций.)

В качестве итога данного этапа слушателям была предложена Памятка по созданию мультимедийных презентаций (Приложение 4). В ней в обобщенной форме указаны основные правила создания слайдов.

7. После анализа типичных ошибок, допускаемых в презентациях, участникам мастерской предлагается занять места за компьютерами. Рассаживаются учителя группами, в соответствии с тем, как они сидели за письменными столами. В компьютеры заранее загружены мультимедийные презентации, в которых намеренно допущены ошибки из числа рассмотренных нами. Участникам необходимо просмотреть презентацию и откорректировать ее. В ходе работы можно руководствоваться предложенной Памяткой.

(P.S. В каждой группе сразу обозначились учителя, уверенно владеющие программой Power Point, начинающие пользователи и те, кто не имеет представления, как в ней работать. К нашему удивлению, последних оказалось достаточное количество. Здесь важно корректно проследить за тем, чтобы непосредственную работу в программе осуществлял педагог, не владеющий азами работы в программе. Более опытный коллега в данной ситуации выполняет роль тьютора.)

После завершения работы в программе группы представляют результаты своей работы. Демонстрируются презентации, каждый слайд сопровождается комментариями: какие ошибки были обнаружены и исправлены. Остальные участники задают вопросы, комментируют увиденное.

(P.S. Слушатели уверенно справились с практической работой, но в процессе искренне признавались, что некоторые нюансы, обозначенные на данной мастерской, зачастую оставались без внимания.)

8. На этапе рефлексии участникам было предложено выбрать одну из карточек красного, оранжевого или зеленого цвета. Цвет карточки должен соответствовать настроению, ощущаемому ими по завершении работы мастерской. Красный выражает негатив и неудовольствие, зеленый – нейтральное настроение, оранжевый – положительные эмоции, удовлетворенность своей работой. На данных карточках было предложено закончить фразу "Сегодня мне удалось…", которая позволяет отрефлексировать содержательный и деятельностный аспекты мастерской.

(P.S. Подавляющее большинство участников мастерской выбрало карточки оранжевого цвета. Среди прописанных вариантов окончаний фразы чаще всего встречались высказывания о понимании того, что всегда есть к чему стремиться, о необходимости самосовершенствования.)

Задумка мастерской оказалась реализованной. Не нацеливаясь на объемное содержание и не углубляясь в тонкости работы с конкретным программным обеспечением, мы смогли привлечь внимание педагогов к проблеме создания и использования мультимедийных презентаций в образовательном процессе. В качестве рекомендуемой литературы был предложен список (см. Список литературы настоящего сборника), позволяющий найти полезную информацию как специалисту, так и начинающему пользователю. Понимание необходимости развиваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать велениям времени, у слушателей неизменно присутствует. Подобные мастерские способны указать учителю вектор дальнейшего его движения на пути развития профессионализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Психологическая компетентность педагога, как одно из условий повышения качества образования в ДОУ

Презентация  Психологическая компетентность педагога, как одно из условий повышения качества образования в ДОУ...

Статья «Повышение компетентности педагогов через внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс»

В статье описывается инновационный проект  по обучению педагогов ДОУ использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий....

Презентация Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ как ресурс повышения качества образования

Согласно ФГОС дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы...

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе»

ОглавлениеВведение...................................................................................................................3-4Анализ теоретических аспектов развития мелкой моторики в работах...

Методическая разработка на тему "Тактика педагогической помощи в ситуациях растерянности во время образовательного процесса"

Материал, излогаемый в методической разработке, направленн на изучение способов утранения растерянности детей во время образовательного процесса....

Презентция, прилагаемая к методической разработке по теме "Тактика педагогической помощи в ситуациях растерянности во время образовательного процесса"

В презентаця, посвященна худоественно-эстетическому равитию детей в процессе рисования и изучению народных промыслов, а также устранению растерянности детей во время данного процесса....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОСМЫСЛЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, ВОПЛОЩЕНИЕ»

Работа андрагогической мастерской «Авторская позиция педагога: осмысление, становление, воплощение» нацелена на формирование у каждого из участников ценностно-смысловой позиции по отношени...