МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОСМЫСЛЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, ВОПЛОЩЕНИЕ»
методическая разработка

Каблова Лидия Сергеевна

Работа андрагогической мастерской «Авторская позиция педагога: осмысление, становление, воплощение» нацелена на формирование у каждого из участников ценностно-смысловой позиции по отношению к рассматриваемому явлению – авторству как педагогическому феномену. Надпредметный характер, актуальность и значимость темы позволяют адресовать ее содержание любой категории педагогов. Актуализация субъектного опыта, осмысление когнитивной и аксиологической составляющих содержания и, как следствие, достижение определенного уровня ценностно-смыслового самоопределения участников осуществлялось нетрадиционным образом – посредством художественного труда. Педагоги создавали картины, отражающие их собственное понимание авторства как в широком контексте (социокультурном), так и более узком (педагогическом). Структура и содержание работы обладали мощным рефлексивным потенциалом, позволяющим актуализировать и приобрести новые культурологические смыслы.  

Полноценной реализации замысла мастерской способствовали тщательный предварительный отбор теоретического материала, четкая продуманность логики мероприятия. Несмотря на неоднородный характер активности слушателей, уровень результативности мастерской можно охарактеризовать как достаточно высокий. Основными показателями являются демонстрируемые большинством педагогов открытость, мобильность в приобщении к новым способам деятельности, грамотность представления результатов групповой работы (картин), а также содержание рефлексивных материалов по итогам работы, в которых нашли отражение позитивное эмоциональное состояние, готовность к дальнейшим размышлениям, творческой и авторской деятельности, самосовершенствованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtor_pozitsiya.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Авторская позиция современного педагога:

осмысление, становление, воплощение»

Форма работы: мастерская ценностно-смыслового самоопределения.

Цель: создание условий для:

  1. понимания феномена авторства в профессиональной деятельности педагога;
  2. освоения когнитивной и аксиологической составляющих проблемы авторства педагога;
  3. формирования осмысленной аргументированной позиции по отношению к смыслотворческой активности педагога;
  4. ценностно-смыслового самоопределения личностных и профессиональных стратегий развития педагога.

Оснащение мастерской: видеопроектор, экран, карточки для индивидуальной работы, листы формата А3, краски, кисти, цветные карандаши, листы формата А4, папка с пустыми файлами, магниты, лента, ножницы, маркеры, материалы для создания текста-аннотации, организации итоговой рефлексии.

Пояснительная записка

Работа андрагогической мастерской «Авторская позиция педагога: осмысление, становление, воплощение» нацелена на формирование у каждого из участников ценностно-смысловой позиции по отношению к рассматриваемому явлению – авторству как педагогическому феномену. Надпредметный характер, актуальность и значимость темы позволяют адресовать ее содержание любой категории педагогов. Актуализация субъектного опыта, осмысление когнитивной и аксиологической составляющих содержания и, как следствие, достижение определенного уровня ценностно-смыслового самоопределения участников осуществлялось нетрадиционным образом – посредством художественного труда. Педагоги создавали картины, отражающие их собственное понимание авторства как в широком контексте (социокультурном), так и более узком (педагогическом). Структура и содержание работы обладали мощным рефлексивным потенциалом, позволяющим актуализировать и приобрести новые культурологические смыслы.  

Полноценной реализации замысла мастерской способствовали тщательный предварительный отбор теоретического материала, четкая продуманность логики мероприятия. Несмотря на неоднородный характер активности слушателей, уровень результативности мастерской можно охарактеризовать как достаточно высокий. Основными показателями являются демонстрируемые большинством педагогов открытость, мобильность в приобщении к новым способам деятельности, грамотность представления результатов групповой работы (картин), а также содержание рефлексивных материалов по итогам работы, в которых нашли отражение позитивное эмоциональное состояние, готовность к дальнейшим размышлениям, творческой и авторской деятельности, самосовершенствованию.

Ход мастерской:

  1. Приветствие участников, обозначение регламента и содержания предстоящей работы.
  2. «Запуск» мастерской посредством обоснования актуальности феномена авторства в современном социокультурном пространстве.
  3. Индивидуальная работа по подбору слова-ассоциации к понятию «автор», совместное выстраивание ассоциативного ряда.
  4. Групповое создание рисунков, композиционно объединяющих максимально возможное число записанных на доске ассоциаций. Обозначение названий работ.
  5. Ознакомление с работами участников, предложение вариантов названий к картинам коллег.
  6. Совместное выделение ключевых характеристик понятия «автор».
  7. Обоснование причастности характеристик феномена автора, авторства в широком понимании к понятию феномена авторства в профессиональной деятельности педагога.
  8. Создание системного представления о понятии «авторская позиция педагога», возможных продуктах педагогического авторства. Сравнительная характеристика креативности и авторства в контексте педагогической деятельности.
  9. Осмысление выявленных характеристик феномена авторства применительно к роли учителя.
  10. Работа в группах по внесению коррективов в содержание картин, их названий с учетом сужения предмета разговора до понятия авторства в педагогической профессии.
  11. Групповая подготовка картин к презентации посредством создания текста-аннотации.
  12. Презентация картин, создание и открытие галереи.
  13. Рефлексия содержательной, деятельностной и эмоциональной сторон работы мастерской.

Содержание и структура мастерской:

Этапы

Основные вопросы

Индукция на основе актуализации культурологических смыслов профессиональной деятельности.

Актуальность феномена авторства в современном социокультурном пространстве.

Осмысление когнитивной и аксиологической составляющих проблемы образными средствами художественного творчества.

Сущность и основные характеристики авторства в контексте педагогической деятельности.

Оформление осмысленной аргументированной ценностно-смысловой позиции.

Смыслотворческая активность как одно из условий становления авторской позиции учителя.

Рефлексия и ценностно-смысловое самоопределение.

Личностные и профессиональные стратегии развития педагога на основе освоенных культурологических смыслов.

Ключевые смыслы мастерской

  • Авторская позиция – это осознанное оформление принципов в профессиональной деятельности. Это осмысленность и ответственность в реализации личностных ресурсов и творческого потенциала в контексте профессиональной деятельности.
  • Авторская позиция – это не только свое видение, осознание собственного отношения к наблюдаемому, которое в принципе есть у каждого. Особенность автора в том, что он умеет его предъявить, решая при этом два важных вопроса: что говорить и как это говорить.
  • Авторская позиция педагога – это позиция человека, который произвольно и сознательно создает свой Текст как выразительную форму, способную воплотить и объективизировать его замысел, зародившийся в ценностном поле эмоционального отношения к педагогической реальности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".

При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется ...

Авторская методическая разработка: Тренинг для педагогов "Технология работы воспитателя с детьми подготовительной группы, имеющими особенности речевого развития"

Речь - великий дар природы, благодаря   которому люди   получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в   их деятельности, формирует  взг...

статья на тему «Подготовка к школе. Позиция современного родителя, учителя и воспитателя»

laquo;Подготовка к школе. Позиция современного родителя, учителя и воспитателя»...

Методическая разработка "Мастерская для педагогов (лэпбук)"

Материал адресован педагогам дошколььных образовательных учреждений. В презентации рассказано о значении лэпбуков для педагогов и детей; о преимуществах использования лэпбука; как выбрать материал и к...