Авторская методическая разработка: Тренинг для педагогов "Технология работы воспитателя с детьми подготовительной группы, имеющими особенности речевого развития"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бизяева Нина Николаевна

Речь - великий дар природы, благодаря   которому люди   получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в   их деятельности, формирует  взгляды   и   убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Наблюдения показывают, что не всегда воспитатели знают, как организовать работу над развитием речи детей с особенностями речевого развития. Поэтому возникла необходимость в разработке методического материала по активизации коммуникативно-речевого общения в режиме дня.  Методические материалы были одобрены методобъединением ДО ГБОУ, проведен тренинг для воспитателей подготовительных групп дошкольного отделения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг: «Технологии работы воспитателей с детьми, имеющими особенности речевого развития»

Седьмой год жизни. Образовательные задачи по речевому развитию

    Развитие речи как средства общения и культуры, как средства обмена чувствами, налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование умений формулировать мысли через слово.

 Расширение и обогащение активного словарного запаса детей, продолжение работы над смысловой стороной речи, развитие речевого творчества.

 Формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи.

 Совершенствование всех сторон звуковой культуры речи: фонематического восприятия, звукопроизношения и дикции, интонационной стороны речи; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Режим дня

Форма работы

Образовательные задачи

Содержание работы

Прием детей

Индивидуальная

Подгрупповая

- Расширение словарного запаса детей в ходе формирования представлений и знаний об окружающем мире.

- Формирование умений формулировать мысли через слово.

- Развитие речи как средства общения и обмена ощущениями и чувствами (диалог, монолог).

-Совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности.

Беседа о времени года, частях суток, днях недели.

Д/игры «Времена года», «Перечисли 3 дня подряд, не называя их названий» (вчера-сегодня-завтра; с-з-п/з и т.п.)

«Кто больше подберет слов?». Пример: осенняя (погода, одежда, слякоть, непогода, ярмарка); осенний: …

(и так – в зависимости от сезона).

Д/и «Бывает, не бывает» - поддерживать диалог, опровергать доказывать свою точку зрения на вещи.

Поручения, дежурства, беседы о любимых домашних игрушках.

Д/и «Пирамида» придумывание слов на предложенный слог: лак, лапа, лавина, лакомка, ….

Д/и «Рифмы»

Утренняя гимнастика

Групповая

Фронтальная

- Развитие слухоречевого внимания.

- Совершенствование фонематического слуха.

- Развитие артикуляционного   праксиса.

- Совершенствование дикции и выразительности речи.

Д/и «Угадай по голосу», «Эхо», «Не ошибись» - правильное звукоподражание.

Звуковые игры «Поезд», «Насос», «Ветерок», «Змея» и т. п.

Включение в комплекс утренней гимнастики  элементов артикуляционной гимнастики и самомассажа.

Использование на утренней гимнастике элементов логоритмики: речь + движение.(Мы капусту рубим, рубим…и т.п.)

Подготовка к завтраку

Групповая

Подгрупповая

- Работа над смысловой стороной речи.                                 

- Формирование грамматически правильной речи.

- Совершенствование фонематического восприятия

 Беседа о профессиях: «Кому, что нужно для работы».

Беседа о правилах поведения во время еды.

«Я начну, а ты продолжи» по мотивам стих. «Хозяйка сегодня с базара пришла…»;

 Д/и «Из чего какой?-ая?»-образование относительных прилагательных(салат из капусты-….,каша из гречки-гречневая….)

«Назови продукты со звуком. (С-соль, сахар, сыр, Р- рыба, макароны, рулет. )

Свободная деятельность детей до НОД(занятий)

Подгрупповая

Групповая

 - Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности: монолог – рассуждение, монолог-размышление (организация действий другого человека с помощью речи)

- Совершенствование грамматически правильной монологической речи.

Игра: “Зеркало движений”.                                                                           Из числа детей выбирается “зеркало”; остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает “зеркалу” (отражается в зеркале) какое- либо упражнение или ряд действий. Вслед за этим дети открывают глаза, а “зеркало” в речевой форме подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. В том случае если более половины группы детей не могут правильно выполнить действия по полученному “отражению”, выбирается новое “зеркало”. В роли “отражающихся в зеркале” могут по очереди выступать и сами дети.

«Узнай по описанию» -- на любую тему (герой сказки, животное, растение), любой предмет по актуальной теме программы.

«Найди пару» -найти смысловые пары и объяснить свой выбор (полка-книга, пенал-карандаш, …)


Подготовка к прогулке

Индивидуальная

Подгрупповая

Групповая

- Развитие речи как средства налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- Развитие речи посредством создания интереса детей к фольклору - продолжение работы над смысловой стороной речи.

 -  Формирование умения детей пользоваться разными языковыми средствами.

Беседы о погоде, предметах одежды.

Умение в речи использовать уместно потешки, поговорки и пословицы (про одевание, погоду, дружбу, помощь и т.д. «Береги нос в большой мороз», «Семеро одного не ждут»)

Развитие умения анализировать смысл и объяснять своими словами понимание и смысл поговорок.

«Скажи наоборот» -антонимический ряд,

«Назови по-другому» - синонимы: варежка, рукавичка

Прогулка

Индивидуальная

Подгрупповая

Групповая

Фронтальная

- Совершенствование темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации речи.

- Актуализация и обогащение словарного запаса.

- Формирование умения связного сообщения о наблюдении и осмыслении предметов и явлений окружающей действительности.

-Совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности.

- Продолжение работы над смысловой стороной речи.

«Повтори тихо-громко».

Подвижные игры с речёвками «Ай, ребята, тара-ра..»

Упражнения на подбор сравнений (погодных характеристик, изменений в природе и т.д.).

«Что интересного я увидел?..»

 «Телеграф» -отхлопай, оттопай слово по слогам.

«Слоговой поезд» - прогулка-каток-окно-носки-киса-санки.

«Собери слово из отдельных звуков»: з  и   м   а

Объясни смысл поговорки: «Мороз не велик, а стоять не велит», «Береги нос в большой мороз» и т.п.

Возвращение с прогулки

Индивидуальная

Подгрупповая

-  Совершенствование речевой культуры общения со сверстниками.

- Развитие речи как средства общения и налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативное упражнение «Изящные манеры», «Уроки вежливости».

«Страна вежливости», игра «Комплимент».

«Назови по-другому» - подбор синонимов о настроении, дружбе….

Подготовка   к обеду, обед

Подгрупповая

Групповая

- Расширение и обогащение активного словарного запаса детей, продолжение работы над смысловой стороной речи, развитие речевого творчества.

- Развитие умения детей высказываться об известных им жанрах художественной литературы ярко и образно - развивать речевое творчество.

 

Чтение и пересказ рассказов, сказок.

«Узнай героя», «Помоги Незнайке»

Обычно во время подготовки к обеду у воспитателя (пока няня и дежурные сервируют столы) есть время вспомнить. пересказать, почитать рассказ, сказку, вспомнить литературных героев, поговорить о них,  детям высказать свое отношение, самим  придумать что-то,  сочинить что-то, опираясь на правила стилистики определенного жанра.

- У нас в гостях (лит. персонаж) …

- Нам пришло письмо, посылка …

-Давайте вспомним…

-Сегодня мы с вами сочиним….

Подготовка ко сну

Индивидуальная

Подгрупповая

- Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельностиумение формулировать свои мысли через слово.

- Совершенствование грамматически правильной речи.

- Мои планы на вечер…

- Поделюсь с другом мыслями о …

«Маленькие слова: где находится?..» - правильное употребление предлогов: на стул, под кроватью, между Ваней и Леной….

Подъем детей

Индивидуальная

Подгрупповая

- Развитие умения пользоваться формами речевого этикета.

- Расширение и обогащение активного словарного запаса детей

- Развитие речевого творчества.

«Страна вежливости», игра «Комплимент».

«Что делает?» - активизация глагольного словаря.

- Мне приснилась сказка….

 Гимнастика после сна, закаливающие процедуры

Групповая

Подгрупповая

- Развитие слухоречевого внимания.

- Развитие дыхания и голоса (механизм образования звука). Закрепление терминологии «звук», «слог», «слово».

-  Совершенствование звукопроизношения, дикции, интонационной стороны речи.

«Самолеты» -имитация звука мотора.

«Кошка добрая –злая» - мурлычет, шипит.

«Дровосек» - выдох при наклонах.

«Шарик сдувается» -длительный выдох.

«Мой веселый звонкий мяч» - речь + движение

Подготовка к полднику, полдник

Индивидуальная

Подгрупповая

- Совершенствование фонематического слуха.

 

- Совершенствование грамматически правильной речи.

- Развитие умения пользоваться формами речевого этикета

«Цепочка слов» - определение1-го и последнего звуков в слове.

«Подбери слово» на звук…

Д/и «Из чего какой?-ая?»-образование относительных прилагательных (запеканка из творога -…)

Коммуникативное упражнение «Изящные манеры»,

Свободная деятельность детей в группе

Индивидуальная

Подгрупповая

Групповая

-Воспитание самостоятельности и активности речевого общения со взрослыми и сверстниками.

-  Формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи: совершенствование функций словоизменения и словообразования.

- Активизация речемыслительной деятельности детей.

- Развитие речевой активности.

- Формирование умения детей производить звуковой анализ слов, составлять звуковые модели слов, подбирать слова к звуковым моделям;

- Развитие речевого творчества.

Речевое взаимодействие во время сюжетно-ролевых игр,

театрализованная деятельность.

 Настольно-печатные речевые игры «Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Кто чем питается?», «Чей детеныш?»  и т.п.

«Подбери слово», «На что похоже?», Узнай, о чем это?»

«Помечтаем, что было бы...»  — упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?» — упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!» — упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).

(с мячом, с кубом, на гранях которого наклеены разные картинки и т. п.)

Подготовка к прогулке

Индивидуальная

Подгрупповая

- Совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности.

- Совершенствование грамматически правильной монологической речи.

 

Телеграф» -отхлопай, оттопай слово по слогам.

«Назови предметы одежды со звуком Р…Л»: рубашка, шарф, свитер, куртка, сарафан.   платье, платок, колготки…

«Чей, чья, чьё?» -притяжательные прилагательные

«Маленькие слова: где находится?..» - правильное употребление предлогов:

Прогулка, уход детей домой

Фронтальная

Индивидуальная

Подгрупповая

Групповая

--Воспитание самостоятельности и активности речевого общения со взрослыми и сверстниками.

- Актуализация и обогащение словарного запаса.

- Формирование умения связного сообщения о наблюдении и осмыслении предметов и явлений окружающей действительности.

Подвижные игры с речёвками «По ровненькой дороге

                                                        Шагают наши ноги…»

Упражнения на словообразование превосходной степени прилагательных (погодных характеристик, изменений в природе и т.д.- Вечером темно, а ночью еще темнее).

Наблюдения за изменениями в погоде, световом дне и т.д.:

«Догадайся, о чем я скажу?» Пример: Он бывает легкий, прохладный, помогает летом людям переносить жару. Зимой он резкий, неприятный, заставляет прятать лицо от него. (Ветер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Дети знакомятся со звуками,определяют первый звук в слове,определяют длинные и короткие слова,используется мнемотаблица,подвижные логические игры...

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию на тему Насекомые

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию на тему Насекомые...

Викторина «Играй-ка, угадай-ка» с детьми подготовительной группы в области «Речевое развитие» (бинарное взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда)

Викторина «Играй-ка, угадай-ка» с детьми подготовительной группы в области «Речевое развитие» направлена на закрепление имеющихся знаний в области речевого развития...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы на тему: "Символы России"

Методическая разработка направлена на формирование представлений у детей о символах России....

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна»

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группыс ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна» (с испол...

Методическая разработка "Наблюдение – как метод работы воспитателя с детьми раннего возраста".

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....