Главные вкладки

    статья Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности
    статья (подготовительная группа) на тему

    Якушева Аксана Николаевна

    Развитие детей в театре

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx16.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в    театрализованной деятельности.

    Театр – это  всегда сказка, чудо, волшебство. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его.

    На сцене творят. Получают удовольствие  от процесса. А  в последнее время очень часто звучат слова: «Развитие воображения, творчества».

    Педагоги и психологи усиленно ведут поиски профессиональных алгоритмов, которые позволяли бы стабильно решать эту задачу. Однако Синяя Птица творчества все время ускользает.

    Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их оъединяет одна беда – они удивляются и восхищаются все меньше, интересы их однообразны, куклы Барби,  модели машинок,  компьютеры.

    Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию сжатости, обучению чувствованию к художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

    Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу,   перевоплощаясь  в него, живя его жизнью.

    Ребенок сам выбирает выразительные средства. В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности, что дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества.

    Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи.

    Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе  обучения и воспитания детей становится более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли.

    Путь становления творческой личности труден  и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать придется пройти немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребенка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, «не кормить» ребенка пережеванной  « духовной пищей».

    Всем известно: «Принуждение- враг творчества». Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный  опыт яркими художественными впечатлениями.

    Чем богаче опыт малыша, тем ярче тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности.  Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать детей к театру.

    Именно искусство (театр) пробуждает в ребенке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. Целью данной работы является совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребенка  и формирование всесторонне развитой творческой личности.

    Я поставила следующие задачи:

    Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

    Обогащать словарь детей, активизировать его;

    Стимулировать желание исполнять выразительные средства для создания игрового образа;

    Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам товарищей.

    Несомненно, приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства.  Я рекомендую начинать работу по ознакомлению с театром с бесед, цель которых – сформировать представление о театре как виде искусства.

    Эти беседы можно условно назвать «Здравствуй ,театр!». В процессе бесед я предлагаю детям обсудить такие вопросы : «Что делает в театре зритель? Кто участвует в спектакле? Как распределяют роли между артистами? Как вы узнаете , где и когда происходит действие? Кто шьет для артистов костюмы? Как надо вести себя в театре?» Мы рассматривали иллюстрации, открытки, посвященные театру. Надолго запомнилось старшим дошкольникам посещение театра. После просмотра спектакля с детьми беседовали артисты, показывали им приемы своей работы, отвечали на вопросы ребят: «Кто может стать артистом?» и т. д.

    Использую упражнения и на развитие воображения: оживи предмет, представь себя чайной ложкой, утюгом. Предлагаю домашние задания, которые требуют совместного творчества детей и родителей: разыграть дома игру; придумать загадку без слов; рассказать  потешку  с помощью жестов и мимики- все  это стимулирует творческую активность детей.

    Далее мы уже больше времени отводим на разыгривание  разных упражнений и этюдов. Стараюсь, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой. Затем провожу с ребятами беседу , с помощью которой учу их вникать в суть поведения персонажей. При распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей, их возможности. Меня волновал вопрос: а как быть, если не все желающие получат роль? Решила на каждую роль назначить дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолевать в себе робость, присмотреться к творчеству, по  своему создать образ.

    Я хочу, чтобы мои маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали знакомые действующие лица, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче проявляется в различных видах творческой деятельности.

    Я  избегаю назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому я стараюсь помочь  раскрыть способности.

    Уже в подготовительной группе дети освобождаются от комплексов, активно участвуют  в театральных играх. Дошкольники самостоятельно придумывали небольшие сюжеты для  театральных игр, выбирая по желанию персонажей из предложенных  кукол.

    Кто из вас не мечтал в детстве  окунуться по-настоящему в волшебный мир сказки превратиться в одного из героев? Самые робкие дети наверняка хотели испытать себя в опасном и ответственном деле. И этот день настал. Целых два месяца мы готовили сказку «Гуси-лебеди». Путешествуя по увлекательным страницам сказки, мы изучали русский быт, народный костюм. Множество увлекательных и непредсказуемых дорожек вели нас к самому главному- дню Премьеры. Зрители погрузились в удивительный мир, где текут молочные реки, цветут яблоневые сады, где русская печка выпекает на глазах обыкновенные пирожки. А большим и маленьким зрителям пришлось по-настоящему спасать Ванюшку и Машу, отгадывая трудные загадки молочной реки, вспоминать поговорки и пословицы о хлебе, подсказывая детям артистам верный путь.

    Конец- делу венец. Как в любой сказке, он бал добрым, радостным и даже вкусным: печка порадовала детей праздничными  угощениями.

    Сказка не только обогатила жизненный опыт детей яркими художественными впечатлениями, но и научила свободно чувствовать себя в любой роли. Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях русского психолога Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД во 2 мл. группе Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность "В гости к сказке" ("Колобок")

    На протяжении НОД дети развивают творческие способности через театрализованную деятельность...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность...

    Инновационный проект «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности с использованием ЦОР»

    Формирование нового вида взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся творческими, доброжелательными отношениями детей, музыкального руководителя, родителей по совместному развитию ар...

    Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»

    Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятел...

    "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность".

    Опыт работы  "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...

    Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность.

    Статья посвящена проблемме развития творческих способностей детей дошкольного возраста....