Проект "Война и наша семья". Тип проекта: Творческий, групповой, долгосрочный.
проект (старшая группа) на тему

Кондратьева Аграфёна Геннадьевна

Тип проекта: Творческий, групповой, долгосрочный.

Целевая группа проекта:

 Проект адресован старшим дошкольникам.

Продолжительность проекта:

    3 месяца.

Сроки реализации проекта:

    Февраль-май

 Основные формы реализации проекта:

    Экскурсии, занятия,  мини-выставки, составление рассказов, физкультурный досуг, консультации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Война и наша семья»F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Тип проекта

Творческий, групповой, долгосрочный

Актуальность:

     Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

   В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы  у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

   Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

    Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

    Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

 Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, повышение роли семейных ценностей, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Задачи проекта

1. Объединить участников проекта

2. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.  Развивать умение  составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.

3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество,стремление защищать свою Родину.

4. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.

5. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям инаградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Участники проекта: психолог, музыкальный работник, музей при ССК с. Урик, родители воспитанников, воспитатели, дети.

                                                        

Целевая группа проекта:

   Проект адресован старшим дошкольникам.

Продолжительность проекта:F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

    3 месяца.

Сроки реализации проекта:

    Февраль-май

 Основные формы реализации проекта:

    Экскурсии, занятия,  мини-выставки, составление рассказов, физкультурный досуг, консультации для родителей.

 Обеспечение:

Материально-техническое:

Слайдовая презентация «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет,  фотоальбом,  картон, клей, цветная бумага, проектор, фотоаппарат, фонотека произведений о ВОВ, магнитофон.

 Учебно - методическое:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]:  методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.

4. Кондрыкинская Л.А.  Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с

5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.

Этапы проведения проектаF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Период

Мероприятие

Ответственные

Подготовительный этап

3-ая неделя февраля

  • сбор и анализ литературы по данной теме;
  • сотрудничество с родителями (анкетирование);
  • беседа с детьми «Что я знаю о войне?»;
  • составление плана работы;
  • подбор литературных произведений о войне;
  • подбор музыкальных произведений на военную тематику;
  • составление плана работы.

воспитатели,

психолог,

музыкальный руководитель.

Основной этап

1-ая неделя марта

  • консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
  • составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.
  • экскурсия в музей  при  ССК с. Урик, ознакомление с экспозицией «ВОВ»
  • Оформление стенда посвященного 23 февраля

психолог

воспитатели

2-я неделя марта

  • слушание песен о войне:

«Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша»,  В.Алкина «Прощание славянки».

  • чтение художественных

произведений:

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»

музыкальный работник,

воспитатели

3-ая неделя марта

  • физкультурный досуг «Соревнования

сильнейших» (с участием мальчиков подготовительных групп)

  • беседа с детьми «Подвиг на войне»F:\ПОБЕДА\10423262.jpg
  • изготовление генеалогического дерева

воспитатели.

Заключительный этап

4-ая неделя марта

  • занятие «День Победы», показ слайдов
  • рисование «Мир глазами ребенка!»
  • изготовление праздничных открыток длятружеников тыла(бабушкам)

Воспитатели.

1-ая неделя апреля

  • экскурсия к Мемориалу Славы воинам Уриковчанам, павшим за Родину в годы ВОВ, возложение цветов.
  • создание «Книги памяти» с рассказами детей.

воспитатели, родители.

2-ая

Неделя

апреля

  • подготовка транспаранта для митинга,
  • игры, посвященные ВОВ.
  • Репетиции к празднику в детском саду.

воспитатели, родители.

3-ая

Неделя

апреля

  • подготовка плакатов для митинга посвященному  9 мая,
  • разучивание стихов

воспитатели, родители, дети

4-ая

Неделя

апреля

  • изготовление бумажных голубей для детей на митинг,
  • покупка георгиевских лент

воспитатели, родители, дети

1-ая неделя мая

  • торжественное участие в параде и  на Митинге 9 мая.

воспитатели, родители, дети

Предполагаемый результат проекта:

  1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне.
  2. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
  3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.F:\ПОБЕДА\10423262.jpg
  4. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, составлении и оформлении «Книги памяти».
  5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла;  бережное отношение к семейным фотографиям.
  6. Продукт проектной деятельности

    «Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной Войны, выставка рисунков «Мир глазами детей», совместный поход на Митинг 9 мая.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Для повышения знаний Ваших детей, о Великой Отечественной войне, просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

  1. «Есть ли у Вас родственники - участники Великой Отечественной войны?»
  2. «Если есть, напишите, пожалуйста, кем они Вам приходятся (прадедушка, прабабушка, дедушка, бабушка и т.д.)?»
  3. «Как Вы думаете, почему война 1941-1945 гг. называется Великой Отечественной?»
  4. «Великая Отечественная война была для нашей страны (обведите кружком ответ, который вы считаете правильным): - захватнической, - освободительной»
  5. «Назовите, пожалуйста, известных Вам Героев Великой Отечественной войны»
  6. «Назовите известные Вам Города-Герои»
  7. «Что такое «Могила Неизвестного Солдата»?
  8. «Читаете ли Вы книги о Великой Отечественной войне?»
  9. «Вы читаете книги о войне потому, что…» (закончите фразу)
  10. «Какие книги о Великой Отечественной войне Вам больше всего понравились?
  11. «Если бы на нашу страну напали, Вы пошли бы Родину защищать?

12. «Что Вы чувствуете и думаете, когда говорят о Дне Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?»



Предварительный просмотр:

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНАF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Дорогие ребята,  вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 2010 году исполняется 65 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

 

ПОЧЕМУ ВОЙНА НАЗЫВАЕТЬСЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ?F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?


ДЕТИ И ВОЙНАF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война - не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

 

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах.  Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,—вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

Вопросы:F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?


ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгромлена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.

9  мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Великая победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

 

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать! 

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.

В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.

С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством!

Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.

В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!

Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

2. Расскажите о героях войны.F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

3. Как отмечается День Победы в нашей стране?

4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?


 

ПОБЕДА.F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.
Враг был разбит!

9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий.

Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогдаF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Не выйдет в час рассветный на покосы

Кто не забросит в реку невода,

Кого не обдадут весною росы.

Я не хотел ни убивать, ни жечь,

Я ощущал лишь зов родной земли,

Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,

что на чужбине полегли! 

Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем день Победы над фашистской Германией?

2. Попросите маму, папу, бабушку рассказать вам о том, кто из вашей, семьи принимал участие в Великой Отечественно войне.

3. Какова их судьба?



Предварительный просмотр:

 Дидактическая игра для старшего F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

возраста «Великая Отечественная Война. Победа! »

Задачи игры:

Закреплять знания о Великой Отечественной войне.

Развивать интеллектуальную компетентность ребенка.

Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.

Ход игры:

Игра состоит из разрезных картинок. необходимо собрать картинку «Вещи войны» и «Оружие победы». Каждая картинка разрезана на 6 частей. В эту игру можно играть индивидуально и в форме эстафеты. Например: две команды по 6 детей. Одна команда собирает картинку «Вещи войны». Другая команда «Оружие Победы». По сигналу первый игрок бежит с частью картинки, преодолевая препятствия, оставляет ёе на кубе. Также каждый последующий игрок, оставляя часть картинки на кубе. последним бежит капитан команды и собирает картинку. Побеждает та команда первой, собрав картинку.

Игра «Найди пару»

Одна группа детей берет кусочки ткани, другая — тесьму. Под музыку ребята бегают врассыпную по залу, с изменением характера музыки быстро встают в пары. Цвет ткани и тесьмы должен совпадать.

Ведущий

Сапогам хромым помощник,

Каблуки прибьет сапожник. И. Агеева



Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе "9 Мая – День Победы"F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Программные задачи:

Закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы. Дать знания о том, как защищали свою родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, что не только армия но и партизаны, среди которых были дети, поднялись на борьбу с фашистами. Вспомнить какие памятники напоминают о героях. Учить детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, обогащать через речь личный опыт детей знаниями об окружающем, пополнять лексику разнообразием слов, закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину, за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание помогать и заботиться о них.

Словарная работа: Расширять словарь: ветераны, партизаны, фашисты, Рейхстаг, главнокомандующий армией Г.К.Жуков, герой войны Лёня Голиков.

Материал: Иллюстрации с изображением могилы неизвестного солдата; водружение знамени победы над Рейхстагом; Маршал Г.К.Жуков на коне; ветераны ВОВ; отрывок из рассказа Ю.Королькова "Лёня Голиков"; стихотворения о войне.

Предварительная работа: Беседа о дне победы 9 Мая, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, стихотворений о войне, целевые прогулки и экскурсии в музей, к памятному знаку, парк Победы, библиотеку, рассказ и встречи с ветераном ВОВ.

Ход занятия

9 Мая наш народ отмечает праздник. Что это за праздник? (ответы детей). Правильно, День Победы. В этом году 65 годовщина великой победы. Это самый светлый и любимый праздник нашего народа. Кто знает, что это за победа, над кем? (над фашистами). В этот день много лет назад наш народ победил очень сильного врага фашистскую германию. Эта была очень страшная война. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в своих рабов. Фашисты дошли почти до самой Москвы, и были разбиты. На борьбу с ними поднялся весь наш народ. Все мы помним тех, кто защищал родину. Многим героям стоят памятники по всей стране, их именами названы улицы наших городов. И в нашем городе есть памятник погибшим героям, куда люди приносят цветы, где проходят митинги, и люди чтят память о тех, кто завоевал для них победу.

(дети читают стихотворения)F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Напала фашистская нечисть,
Нет вражеским танкам числа,
Сражается Брестская крепость,
Под градом литого свинца.
Пылает огнём Севастополь,
Раскинув Андреевский флаг,
И грудью своей защищает,
Одессу родную моряк.
Москву защищает Панфилов,
В кольце на Ниве Ленинград,
Но шепчут усталые люди:
"Ни шагу, ни шагу назад".

(воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением могилы неизвестного солдата)

- Дети, вы узнали этот памятник? Кому он поставлен?

- Это памятник тем, кто погиб на полях сражения. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, их имена остались неизвестными, но памятники им воздвигнуты по всей стране во всех городах. На них высечены такие слова: "Имя твое не известно, подвиг твой бессмертен".

(воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением Г.К.Жуковым)

Нашей армией командовал генерал Георгий Константинович Жуков. И на параде победы 9 Мая 1945 года в Москве на Красной площади он был впереди на белом коне и принимал парад. И самый последний бой с фашистами за г.Берлин, столицу Германии, тоже возглавлял Г.К.Жуков.

(воспитатель выставляет иллюстрацию с водружением флага победы на Рейхстагом)F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Наши солдаты водрузили знамя победы над главным зданием Берлина.

- Кто знает, как называется это здание? (ответы детей)

- Это здание называется Рейхстаг.

Физминутка

Если б все на свете было одинакового цвета?
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет,
Удивительным и разным!

Вот такая тяжелая война была для нашего народа. Воевали не только солдаты в армии, но и простые люди, и даже дети. Они уходили из деревень, которые захватывали фашисты, в леса, и создавали партизанские отряды. Об одном из таких героев, очень смелом и храбром мальчике Лёне Голикове, который боролся с фашистами наравне со взрослыми, я прочитаю сегодня рассказ.

(чтение рассказа Ю.Королькова "Лёня Голиков" в сокращенном варианте)

Лёне Голикову были поставлены памятники в г.Москве и Новгороде. Кроме того, одному из кораблей Российского флота присвоено имя Лёни Голикова.

(воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением ветеранов ВОВ)

Ребята, сейчас еще живы те, кто воевал много лет назад за нашу родину. Кто знает, как их называют? (ответы детей) Правильно, их называют ветеранами. Сейчас они уже старенькие, им много лет. Они защищали нашу страну, когда были молодыми, крепкими и здоровыми. А в день победы 9 Мая они надевают все свои военные награды - ордена и медали, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы. Сейчас они уже старенькие и часто болеют. Многие из них инвалиды и даже не могут ходить. Ребята, если вы увидите 9 Мая человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему "спасибо" за то, что он защитил нашу родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним, о той трудной и знаменательной Победе.

F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Конспект комплексного занятия в старшей группе  "Славный День Победы"F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

 Цель: Воспитание патриотических чувств.

Программные задачи: 

Обучающие:

1. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

2.   Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ; побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.

3. Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем

4. Продолжать учить создавать коллективную композицию, воспитывая навыки сотворчества (согласовывать свои действия с действиями других детей)

5.    Закреплять умения детей складывать круги пополам, совмещая стороны, проглаживая линию сгиба

Развивающие:

1.   Закреплять умение «читать» схему.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

2.  Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.

Предварительная работа:

1. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций.

2.   Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.

3.   Экскурсия к Обелиску Славы, к мемориальной доске на улицу имени …

Материал к занятию:F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

1. Слайды с иллюстрациями о Великой Отечественной войне, кинопроектор, экран, указка. 

2.  Схема складывания цветка на магнитной доске, указка.

3.   «Фронтовое письмо»

4.  Для аппликации: на каждого подносы, ножницы в футлярах, клеящий карандаш, заранее вырезанные круги разных диаметров.

5.   Заготовка для композиции «Праздничный салют»

6.   Пилотки, галстуки на каждого, санитарная сумка.

7.   Фонограммы военных песен.

Ход занятия:

Показ слайдов о войне

- Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ...

- Тем, кто навеки, безымянный канул в  фашистском плену.

- Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наше занятие.

Воспитатель: Ребята, к какому празднику готовится наша страна?

Дети: Ко Дню Победы

Воспитатель: Да, в этом году наш народ будет отмечать 65 лет великой Победы.

Воспитатель: Что это за праздник, кто объяснит?

Дети:  9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

В этот день и радость, и скорбь рядом.

Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто  погиб на полях сражений.

Воспитатель:  Нет в России семьи, которую бы  война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне.

А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той великой войны. F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

У нас сегодня в гостях … .Сейчас он вам о себе расскажет.

Рассказ гостя.

(Презентация)

Воспитатель: Ребята, а у кого из вас есть дедушки, прадедушки, которые воевали или были в фашистском плену?

Ребенок рассказывает о прадедушке … .

(Презентация)

Воспитатель: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?

Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.

Воспитатель: Ребята, а как в нашем городе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?

Дети: В  нашем городе есть обелиск Славы на центральной площади, имена погибших на фронте написаны здесь навечно. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди  приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы, здесь проходят митинги.

(Слайд Обелиск Славы )

Дети: В нашем городе есть улица…, названная в честь Героя Советского Союза…

Рассказ ребёнка о герое Советского Союза…

(Слайд о герое Советского Союза… )

Воспитатель: Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала «Катюша»

Дети поют 1 куплет песни «Катюша»

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?

Дети: Это письмо треугольной формы, без марки.

Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким.

Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха.. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта. F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Давайте послушаем одно такое письмо.

Выходит ребёнок, одетый в солдатскую форму читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник»

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Воспитатель: Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам.

Выходит девочка с санитарной сумкой через плечо, читает стихотворение Е.Трутневой «Фронтовая сестричка»

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком солдат.

Шепчет сестричка: «Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!»F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Всё позабыла: опасность и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

 Воспитатель: Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы»

(Презентация «Дети войны»)

Воспитатель: Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.

Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.

Дети встают, минута молчания

Воспитатель:  В этот день возлагают венки и цветы, проводятся митинги, парад воинских частей, праздничный салют.  Чем, кроме цветов и поздравлений, можно порадовать ветеранов в этот день?

Дети: Можно разучить стихи, песни, подготовить концерт.

Воспитатель: а я предлагаю подарить нашим ветеранам  праздничный салют

Практическая часть - дети выполняют композицию «Салют»

Воспитатель:  Предлагает ребёнку по схеме напомнить детям последовательность складывания цветка из кругов (3 круга разного диаметра).

Дети складывают бумажные цветы по схеме, и приклеивают на мольберт

По мере того, как почти все дети наклеят цветы, воспитатель читает

                          Пышные букеты

                          В небе расцветают

                          Словно искры света,

                          Лепестки сверкают                   F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

                          Вспыхивают астрами

                          Голубыми, красными

                          Синими, лиловыми

                          Каждый раз всё новыми.

                          А потом рекою

                          Золотой текут

                          Что это такое?

          Все дети: Праздничный салют!

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой салют был 9 мая 1945 года, когда война закончилась

(Презентация «Салют, Победа!»)

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение С.Маршака «Пусть не будет войны никогда».

1-ребёнок. Пусть не будет войны никогда,

                   Пусть спокойные спят города.

                   Пусть сирены пронзительный вой

                   Не звучит над твоей головой.

2-ребёнок. Не один пусть не рвётся снаряд,

                   Не один не строчит автомат.

                   Оглашают пусть наши леса

                   Только птиц и детей голоса.

                   И пусть мирно проходят года.

                   Пусть не будет войны никогда!

Дети исполняют стихотворение В.Берестова

Пусть пулемёты не строчат

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым.

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому.F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле

Все: всегда.

Итог занятия:

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали, что понравилось вам на занятии?



Предварительный просмотр:

Сергей Алексеевич Баруздин. F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

ШЕЛ ПО УЛИЦЕ СОЛДАТ.

                           Рассказ о нашей армии

Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке. Когда-то  звали его красногвардейцем.  Потом красноармейцем.  А  сейчас зовут солдатом Советской Армии.

Это - рассказ о  герое.  О необыкновенном герое.  О человеке,  который прошел тысячу трудных боев и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и  не погиб.  О человеке,  который защищал и сейчас защищает нашу страну от врагов.

Это - рассказ о твоих дедах и отцах. Они были солдатами-героями.

Сколько лет сейчас тебе?  Пять,  семь,  а может быть, даже девять? Это,конечно, немало. Но стране нашей все же больше. И армии нашей больше.Значит,  и  рассказ этот надо начать с  тех  времен,  когда тебя еще на

свете не было...

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КРАСНОГО СОЛДАТАF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     Шел по улице солдат.  С виду и не солдат совсем.  Ни шинели на нем,  ни шапки  с  красной  звездой.  Рабочая телогрейка,  сапоги  да  кепка.  Просто рабочий.  Но за спиной у  него винтовка со штыком.  И  рядом с  ним такие же рабочие с оружием и моряки с крейсера "Аврора".

Шел солдат по петроградским улицам,  по набережной Невы. Шел к царскому Зимнему дворцу.  Там белые.  Враги.  Впереди -  враги.  На  соседней улице враги,  за углом каждого дома - враги. На набережной Зимней канавки - враги. Дворец все ближе и ближе.

Отряд рабочих и  моряков подходил к  Зимнему дворцу.  И  не только этот отряд.  Со  всех  сторон  окружали  дворец  красные  революционные  рабочие, солдаты, матросы.

Но вот прозвучал  выстрел.   Один,   другой,   третий.   Это  пушки революционного крейсера "Аврора".

     - Вперед! - крикнул солдат.

     Бросились люди на  штурм Зимнего дворца.  До  глубокой ночи шел тяжелыйбой.

     И вот победа! Зимний дворец взят!

     А  на  рассвете следующего дня  солдат стоял уже  у  дверей Смольного -штаба революции.

     В Смольном выступал Владимир Ильич Ленин.

     Во дворе Смольного горели костры.  Стояло холодное октябрьское утро.

Отряды революционных бойцов уходили в бой с недобитым врагом.

     - Дяденька, а вы кто - белый или красный?

     Перед солдатом появились два  мальчишки,  оба маленькие,  в  одинаковых

картузах и одеты кое-как.

     Обиделся солдат.

     - Почему же - белый? Красногвардеец я.

     - А как увидишь? - сказал один мальчишка.F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     - И  формы на вас,  дяденька,  нет.  И  красного ничего нет!  -  сказал

другой. - Как узнать?

     - Будет и форма!  Да еще с красной звездой! И ружьишко получше будет! -

пообещал солдат.

     Вдруг оба мальчишки попросили:

     - Нам бы в Красную гвардию записаться, а? Дяденька, запишите нас!

     - Эх, чего захотели! - сказал солдат. Потом отошел немного, смягчился -

вспомнил:  скоро и  у  него  такой сынишка будет.  -  Малы еще!  Подрастете,

запишем!

ДОМОЙF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     Шел  по  улице  солдат.  Домой возвращался с  долгой гражданской войны.

Шинель на солдате потертая, пулями и осколками пробитая. На голове буденовка с большой красной звездой.  Буденовка тоже пулей пробита -  память о ранении на фронте.

     По  заснеженной зимней  улице  шел  солдат.  А  улица  разбита.  Столбы перевернуты.   Провода  разорваны.  Трамваи  лежат  вверх  колесами.  Рельсы покорежены. Окна в домах фанерой и досками забиты. Холод. Голод.  Трудно жилось людям. Но и красному солдату нелегко в эти годы пришлось. Враги хотели уничтожить Советскую власть. Солдату пришлось с ними воевать. Под  Псковом и  Нарвой  воевал  красный солдат.  На  Севере  и  на  Юге сражался.  На Волге и на Урале.  На Дальнем Востоке и в песках Средней Азии. Всюду наседали белые, да всюду отбивал их красный солдат. И победил! Потому и улыбался сейчас,  когда с войны шел.  И еще потому,  что домой шагал.  Дома  жена  и  сынишка.  Когда  на  гражданскую уходил,  сынишке год исполнился. А сейчас...

     Пришел домой солдат,  а сын и не узнал отца. Еще бы! Четыре года не был исолдат дома! Четыре года, а сыну пять!

     - Ты кто? - спросил сын солдата.

     - Папка я твой! Отец! - сказал солдат.

     - Нет, ты кто?

     - Красноармеец, - ответил солдат.

     - А как ты воевал?

     - Ну как,  сынок,  воевал? Из винтовки по врагам стрелял и из пулемета.

Конником был и на бронепоезде ездил. С моряками в бой ходил и с партизанами.

А как-то раз... Как-то раз танк мы в бою захватили английский. Так и в танке

том я ездил, против беляков воевал...F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     - А Буденного ты видел? - спросил сын.

     - Видел,  -  ответил солдат.  -  Вместе с  ним воевал.  А  еще вместе с

Чапаевым, Фрунзе, Блюхером...

     - И с Чапаевым?

     - И с Чапаевым.

     Кажется, теперь признал сын отца:

     - А ты счастливый,  папка! - И тут же спросил: - А завтра ты что будешь делать?

     - Завтра,  сынок,  работать пойду,  - сказал солдат. - Много дел у нас!

Все, что врагом разрушено, восстанавливать надо. Новое строить надо! И новую жизнь!

ГРАНИЦА РЯДОМ!F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Шел по улице солдат.  По песчаной улице приграничного военного городка.

На  груди у  солдата значок -  "Ворошиловский стрелок".  В  петлицах по  два кубика.

Шел  солдат  не  один.  Шел  вместе  с  сыном.  Большой сын  -  пионер,

тринадцать лет. К отцу приехал на каникулы.

Мимо  проскакал отряд  конников.  Прошел наряд  пограничников;  впереди огромная серая овчарка.

- Наш Рекс, - сказал солдат. - Молодец! Двадцать нарушителей границы на его счету!

- Мы тоже воспитываем для пограничников служебных собак!  -  похвалился сын.

- Найдется дело и для ваших воспитанников.

А вокруг цвели яблони и вишни.  Пчелы и бабочки кружили над цветами.  И звонко пели птицы в садах.

- Хорошо, - сказал сын.

- Граница рядом, - сказал солдат.

На  футбольном поле  свободные от  наряда  пограничники гоняли мяч.  На кольцах и на турнике занимались.

Из леса вылетела сорока,  шарахнулась в  сторону от футболистов и вдруг спокойно, как ни в чем не бывало села у колодца.

Пить сорока захотела.  Опустила клюв в лужу -  попила. Опять опустила - еще попила.  Потом взмахнула крыльями и  обратно в  лес полетела.  А там,  в лесу, танки стояли и бронемашины. На опушке леса расположились артиллеристы.

Но сорока их не боялась. Видно, привыкла.

Вдали камыши,  а  за ними река.  Неширокая,  спокойная,  вода на солнце блестит.  По реке и  проходит граница.  Этот берег наш,  а другой -  не наш, чужой.

- Тихо, - сказал сын. F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

- Граница рядом, - опять повторил отец.

Попрощались они:

- Ну, мне пора на заставу! До вечера!

- До вечера!

Ушел солдат на заставу. Застава рядом. Рядом граница.

На берегу реки замерли в кустах пограничники.  Замер солдат.  Смотрит в бинокль на камыши, на близкий чужой берег.

Граница рядом!

ДВЕ МЕДАЛИF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

   Шел по  улице солдат.  Форма на нем ладная,  и  сам ладный.  Ни дать ни взять -  герой!  Какой мальчишка случай упустит,  чтоб на  такого солдата не посмотреть! Да еще с медалями! Да еще с двумя! В ту пору не часто человека с наградами встретишь!

     - А эта за что? - забегая вперед, спрашивал один мальчишка.

     - Не эта, а "За отвагу", - перебил его второй. - Не знаешь!

     Третий молчал, но все норовил поближе к солдату подбежать.

     - Эта, - объяснял солдат, - за бои на озере Хасан. Слыхали про такие?

     - Еще бы не слыхали! - закричали ребята.

     В те годы все мальчишки бредили Хасаном.

     - Так вот, за это, - продолжал солдат. - Японцы на нас там напали. И на наших монгольских друзей.  Ну,  а  мы японцев,  конечно,  привели в чувство.

Побили, в общем.

     - А эта? - не унимались мальчишки. - "За боевые заслуги"?

     - "За боевые заслуги",  - подтвердил солдат. - Это за бои на Карельском перешейке. Защищали мы славный город Ленинград.

     - Здорово! - сказали ребята.

     - А  это  разве не  здорово?  -  спросил солдат и  на  мостовую глазами показал.

     Как раз в это время по улице воинская часть проходила. Шли по мостовой, чеканя шаг,  такие же ладные солдаты.  На головах каски с красными звездами.

Гимнастерки перетянуты портупеями. За спиной винтовки. Сапоги блестят.

     - Верно здорово! - согласились мальчишки.

ЗА РОДИНУ!F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     Шел  по  улице солдат.  Июньским солнечным днем шел.  Днем беспокойным, тревожным.

     Началась война, какой еще не было прежде. Война с фашистами.

     Шел солдат по своей родной земле. За ним была страна - самая огромная и великая.  С ним был народ -  самый сильный. Значит, победит солдат фашистов.

Победит он, советский солдат!

     Победит!  Но труден и  долог этот путь.  Под Брестом и  у  Москвы будет солдат  громить  фашистские  войска.   В  Сталинграде  и  на  Кавказе,   под Ленинградом и Одессой, под Севастополем и Киевом...

     - За Родину! - кричит солдат и идет в бой.

     Идет в бой пехота - стрелки, автоматчики, пулеметчики, снайперы...

     - За Родину!

     Идут в бой артиллеристы.  Бьют по врагу из минометов и легких пушек, из тяжелых гаубиц и "катюш".

     - За Родину!

     Ревут моторы танков. Танкисты идут в бой на врага.

     - За Родину!

     По рекам и морям уходят в бой корабли:  линкоры,  крейсеры,  миноносцы, подводные лодки, торпедные катера и даже простые мирные суденышки - и на них идут на врага военные моряки.

     - За Родину!

     Взмывают в небо самолеты - истребители, бомбардировщики, разведчики.

     И даже там, куда вступили на нашу землю фашисты, слышится клич:

     - За Родину!

     Это идут сражаться с врагом лесные солдаты - партизаны.

     Идет солдат в бой за Родину.  Может, это тот солдат, что Зимний брал, в гражданскую войну  страну свою  отстоял,  родную землю на  Хасане защищал...F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

Может, и не тот. Или сын его, который тоже стал солдатом.

     И деды, и отцы, и матери, и сыновья, и внуки шли теперь в бой.

     - За Родину!

СЛАВАF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     Шел по улице солдат.  Усталый и довольный.  Сколько лет солдат на свете прожил,  сколько боев прошел,  а  такого дня еще не было в  его жизни,  чтоб первомайский праздник в  Берлине встречать.  И  вот  Первое мая  в  Берлине! Победил солдат фашистов. Победителем пришел в Берлин!

   Шел по улицам Берлина солдат.

     - Слава советскому солдату! - говорили жители Берлина.

     А когда ушел солдат из далекого города домой, поставили ему памятник. С девочкой на плече,  с мечом в руке. Чтоб всегда помнили люди, кто спас землю от фашистов.

     Где только нет таких памятников нашему солдату!  В Германии и Польше, в Румынии и Венгрии, в Болгарии и Чехословакии... Всюду, где бывал, сражался и побеждал наш солдат.

     Шел по  улице солдат.  Вернулся на  Родину солдат.  Домой вернулся.  По московской улице шел солдат на Красную площадь.  У Мавзолея Ленина бросил он на брусчатку взятые в боях фашистские знамена.

     - Слава тебе, родной! - говорили москвичи.

     И стали качать солдата:

     - Слава! Слава! Слава!

                           

ТОЧНО В ЦЕЛЬF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     Шел по улице солдат.  Совсем молодой солдат,  а  на груди у него боевой орден.

     Откуда орден,  когда солдат на  войне не  был?  Да и  не мог он быть на войне. Война уже кончалась, а солдат еще на свет не родился. И вот сейчас,  в мир  ное время,  получил молодой солдат боевой орден. За что?

     А было так.

     Высоко в  небе летел самолет.  Так высоко,  что с земли не увидишь,  не услышишь.  Самолет не  наш -  чужой,  из далекой страны.  Приказали летчику: незаметно пролететь над Советским Союзом и  рассекретить наши военные тайны.

Где  какой завод у  нас стоит -  сфотографировать!  Где какие воинские части расположены  -   сфотографировать!   Где  какие  военные  аэродромы  есть  - сфотографировать!

     Не  виден  был  чужой  самолет с  земли,  да  только наши  зенитчики по приборам его обнаружили.  Где летит,  на  какой высоте,  даже марку самолета определили точно.

     - По местам! - раздалась команда.

     Заняли ракетчики свои места. Направили ракету на невидимую цель.

     Доложили:

     - Готово!

     Еще команда. Взрыв! Пошла ракета высоко в небо, оставляя за собой хвост дыма.  Минута,  другая, а ракета уже цель нашла. Загорелся самолет. А летчик на  парашюте выбросился и  долго еще удивлялся потом,  как это его на  такой высоте обнаружили и сбили.

     А  зенитчикам нашим,  ракетчикам,  ордена дали за  точное попадание.  И самому молодому солдату тоже.

     Вот почему шел по улице солдат с боевым орденом.

СТРАШНЫЙ КЛАДF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     Шел по улице солдат.  По улице большого города. Строился город. Десятки новых  домов  уже  заселены и  обжиты.  Ребята возле  них  играли,  магазины работали, школы. А рядом новая стройка шла. Шумели бульдозеры и экскаваторы: готовили площадки для новых домов.

     В  годы  войны  фашисты весь  город разрушили.  А  теперь вырос город - новый,  светлый,  молодой,  лучше, чем прежде был. Радовался солдат: хороший город!

     - Эй, братишка! - кто-то окликнул солдата.

     Оглянулся солдат:  экскаваторщик,  молодой парень,  который траншею для водопровода копал, зовет.

     Подбежал солдат.

     - Смотри! - сказал экскаваторщик.

     Посмотрел солдат в  траншею,  а  там,  чуть присыпанные землей,  лежали поржавевшие и заплесневелые мины и снаряды. Много мин и снарядов!  Это фашисты во  время войны,  отступая из  города,  оставили под землей страшный клад -  тысячи мин и снарядов.  Взорвутся они,  и взлетят на воздух новые дома, школы, детские сады. Погибнут люди. Страшно!

     - Не бойся!  -  сказал солдат экскаваторщику. - Подожди, я сейчас своих товарищей позову. Не должно беды быть!

     Позвал он своих товарищей - минеров. Чтобы не случилось беды,  переселили всех жителей в безопасное место. А когда вокруг никого не  осталось,  стали солдаты осторожно на  руках мины  и снаряды из земли вынимать и относить их далеко от города в чистое поле.  Там одну мину взорвали.  И другую. Снаряд и еще сто таких же снарядов. И вновь в траншею,  и  снова осторожно со  снарядом в  руках на  далекое поле.  Двести десятый снаряд.  Сто первая мина.  Тысяча второй снаряд.  Две тысячи седьмая мина.

     Один за другим взрывали солдаты снаряды.  Одну за другой взрывали мины.

Наконец все взорвали. Миновала беда!F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     Через несколько дней вернулись жители в свои квартиры. Школы открылись.Магазины заработали.  Дети стали опять играть возле новых домов -  куличи из песка лепить и в салки гонять.

     - Можете жить спокойно!  - сказал солдат. - Теперь ничто вам не грозит.

Фашистский клад уничтожен!

В СТРАНЕ ДРУЗЕЙF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     Шел по  улице солдат.  По незнакомой улице незнакомого города.  Рядом с городом  горы.  Сюда,  в  соседнюю  страну,  пришла  беда  -  землетрясение. Разрушило землетрясение целый  город.  Люди  погибли под  развалинами домов. Многих не могли разыскать.  А тем,  что остались в живых,  нужны новые дома. Друзья позвали нашего солдата.

    Пришел  на  помощь  жителям  города  советский солдат.  Развалины помог расчистить. Людей пострадавших спасти. Новое жилье построить, дороги, мосты. Да мало ли дел было у солдата!

    Шел по улице солдат. По улице страны друзей. Он всегда спешит на помощь к друзьям. Когда нужно. Если приходит беда.

     Так бывает всегда.

НЕТ СИЛЫ СИЛЬНЕЕ!F:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     Шел по улице солдат. Обычный солдат. Необыкновенный солдат.

     Обычный,  потому что  он  такой же,  как  все  его товарищи солдаты. Гимнастерка  зеленого  защитного  цвета.   Пилотка  с   красной  звездочкой. Начищенные до блеска сапоги. И еще значок отличного воина. А необыкновенный, потому что он солдат Советской Армии.

     Много силы у солдата.

     Где-то стоят в лесах ракетные установки. Ракеты разные - малые, средние и большие.

     Такие ракеты запускали корабли наших космонавтов.

     А  если нужно,  они и  по  врагу ударят -  за  многие тысячи километров попадут ракеты в цель.

     Где-то скрыты аэродромы. Вертолеты на них стоят.

     Тяжелые вертолеты, которые могут подняться в воздух с людьми, пушками и даже танками. И самолеты.

     Тяжелые и быстрые самолеты с могучим оружием на борту.

     Где-то  стоят  неуязвимые  танки  и  самоходные  орудия,   броневики  и минометные установки. Дай приказ, и они пойдут в дело!

    Где-то  в  морях  и  океанах  стоят  на  рейдах  быстроходные корабли и неуловимые атомные подводные лодки,  которые,  если  потребуется,  незаметно доплывут хоть до края земли - где бы ни появился враг.

 Много силы у солдата.

И  еще  есть одна -  самая главная сила.  Эта  сила -  наш народ,  наша

Советская страна.

   - Нет силы сильнее! - говорит солдат о нашей армии.

     - Нет силы сильнее, чем наша сила! - говорит о солдате народ.

     И враги знают об этом.

     Знают и не решаются напасть на Страну Советов - на нашу страну.

КОГДА ПРОЙДЁТ НЕМНОГО ЛЕТF:\ПОБЕДА\10423262.jpg

     Шел по улице солдат.  Знакомый солдат.  Где мы его видели?  Кажется, он похож на того солдата, что брал Зимний дворец в семнадцатом году. И на того, что с  победой пришел после гражданской войны в  году двадцать втором.  И на солдата,  который в  тридцатом году защищал наши границы.  А еще на солдата, защищавшего нашу  Родину  на  Хасане  в  тридцать седьмом  и  на  Карельском перешейке в  тридцать девятом и  сороковом.  И,  уж  конечно,  он  похож  на героического   солдата   Великой   Отечественной   войны.   И   на   молодых солдат-ракетчиков,  солдат-защитников,  солдат, которые приходят на помощь к своим друзьям, тоже похож.

     Да, он похож на твоих дедов, отцов, старших братьев. И все же...

     Шел по улице солдат. Это - ты.

     Пройдет немного лет.  Для  кого десять,  для кого двенадцать,  для кого чуть больше,  и ты станешь солдатом.  Не для того,  чтобы нападать на другие страны, а для того, чтобы защищать свою страну.

     Ты  станешь  солдатом Советской Армии.  Ты  станешь  солдатом Советской страны! Ты станешь солдатом нашего большого советского народа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....

Проект Творческий, групповой "В гостях у сказки"

Проект-презентация "В гостях у сказки" (Репка)Тема проекта - "В гостях у сказки", творческий, групповой.Актуальность: Детские сказки расширяют запас малыша, помогают правильно...

Проект: творческий – групповой - семейный в средней группе №1 «Моя семья – что может быть дороже»

Актуальность проекта Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям...

ПРОЕКТ творческо-информационный(долгосрочный) Вторая младшая группа Тема: «Обитатели нашего леса»

Тип проекта: творческо-информационный(долгосрочный)Проблема: Дети мало знают о диких животных нашего региона и среде их обитания.Цель проекта: Формирование основ экологической культуры, представл...

Новогодний проект «Что такое новый год?» для старших дошкольников 5-6 лет Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный.(декабрь 2021г)

Проект о Новом Годе, главных героях – Деде Морозе и Снегурочке, новогодних выставках и праздниках. Проект может быть необходим в работе воспитателей при обобщении темы про Новый Год. В данном пр...