Формирование у детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) навыков эмоциональной децентрации
проект (средняя группа)

Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

Данный доклад был представлен в 2012г. на ГМО секции «Здоровьесберегающей педагогики» по теме «Презентация опыта работы по социальному развитию детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc74.5 КБ
Office presentation icon doklad.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование у детей младшего дошкольного возраста                 (3-5лет) навыков эмоциональной децентрации.

«Главный грех человечества – неспособность к общению, нежеланное, нелюбимое одиночество, забвение того, что мы были созданы, чтобы встречаться друг с другом, чтобы отражаться друг в друге, как в зеркале».

                                                                                       Пауло Коэльо

        Согласно Г.М. Бреславу под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей. При нормальном ходе формирования личности эта способность появляется к концу дошкольного возраста. Нарушения в её формировании могут приводить к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми. Во избежании этого, мы решили в своей группе начать работу в данном направлении с трёхлетнего возраста, то есть практически сразу после поступления детей в детский сад. Мы посчитали это целесообразным, так как уже с трёх лет у детей развивается способность осознавать свои чувства, эмоциональное состояние другого человека, и ребёнок может понять причину изменения чьего-либо настроения. И как отмечают психологи, с 2 до 4 лет – это самый благоприятный возраст для формирования хороших привычек. В рамках деятельности творческой группы ДОУ «Развитие социального опыта дошкольников в процессе использования проектного метода», учитывая, что проектная деятельность позволяет сформировать у ребёнка умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договорённости, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, я решила достигать своей цели с помощью следующих проектов:

Первым проектом в моей работе стал долгосрочный социально-нравственный проект для детей младшего дошкольного возраста (по программе «Истоки» детей 3-5 лет) «Семейные гербы и родословные», реализующийся  с ноября 2010г. по май 2012г. Идея этого проекта возникла неслучайно. Набирая группу детей летом 2010 года, мы проводили анкетирование среди родителей, изучая вопросы внутрисемейных отношений. В результате мы выявили, что всего 35% дошкольников воспитываются в неполных семьях. Не смотря на это, воспитанием 70% детей занимаются бабушки, так как материальное положение в этих семьях на невысоком уровне, поэтому родители большую часть времени проводят на работе. 30% дошкольников либо предоставлены сами себе, либо бабушкам и дедушкам, по причине низких моральных ориентиров родителей. Около 50% детей растут индивидуалистами, то есть «сами для себя», так как либо являются единственным ребёнком в семье (40%), либо братья и сёстры всего лишь приходят в гости, а не живут с ними. Кроме того, на это влияют семейные ориентиры, которых взрослые придерживаются, воспитывая своё чадо: для 70% родителей важную роль играет только образованность и интеллект ребёнка; для 15% – творческое самовыражение; а 15% не смогли чётко ответить на поставленный вопрос. Наряду со всем вышеперечисленным 25% дошкольников находятся под излишней опекой старших членов семьи, у 65% детей нет систематических общих дел с родителями, а у 75% семей нет никаких семейных традиций.  После анализа анкет родителей, мы провели наблюдение за детьми: наблюдали за ними, когда дошкольники играют в сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Мама укладывает дочку спать», «День рождение», игры, придуманные детьми; беседовали с детьми об их семьях и после прочтения сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят».  В итоге, как и после анализа анкет родителей были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует либо излишняя опека со стороны взрослых, либо заброшенность детей; наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи.  Но данный проект актуален не только для семей, чьи дети посещают нашу группу. В современном мире нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. В наши дни очень много семей, в которых либо совершенно не задумываются о будущем своих детей, либо серьёзно озабочены только их образованием и развитием, укреплением детского здоровья. Ещё 20 лет назад в воспитании дошкольников было ярко представлено формирование уважения к труду, к учению, к старшим, приоритетное место занимали доброта и честность. Установки, которые ребёнок получал в детском саду, совпадали с установками семьи. Современные же родители часто либо не имеют никаких моральных ориентиров, и поэтому ничего не могут передать своим детям, либо растят ребёнка «для него самого», то есть воспитывают индивидуалиста, который не всегда может строить  гармоничные отношения с другими людьми, так как не понимает другого, не учитывает его интересы и потребности. Кроме того, в одних семьях  детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность; в других – на образованность и интеллект; в третьих – на творческое самовыражение; в четвёртых – на духовный рост. В такой ситуации очень важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров. Так как сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной услышать и почувствовать другого человека, откликнуться на его боль. И этим вопросом родители и педагоги  должны заниматься совместно, потому что в образовании ребёнка учреждения играют важную роль, а в его воспитании определяющей силой является семья.

Цель: формирование представлений о семье, о родословной и семейных гербах, привитие уважения, любви и привязанности ребёнка к своей семье, воспитание у него гордости за принадлежность к своему роду, желания стать продолжателем лучших качеств своих предков.  

Задачи:

1)раскрыть понятия: семья, родословная, семейный герб;

2)познакомить с понятиями, на которых строятся взаимоотношения в семье: любовь, взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта, уважение;

3)поднять авторитет отца;

4)развивать умение дружить с членами своей семьи и проявлять любовь, уважение, заботу по отношению к ним;

6)научить определять настроение и чувства членов своей семьи и проявлять соответствующую данной ситуации заботу о них;

7)воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, прививать желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.

Предполагаемыми результатами в данном проекте будет, конечно, достижение поставленных задач, а кроме того проведение выставки рисунков и фотографий на тему «Моя семья» в мае 2011г. и создание альбома «Королевство семейной любви» к концу мая 2012года.

         В рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия. Образовательная область «Социализация».

  • Сюжетно-ролевые игры: «Уложим куклу спать», «Мы играем (читаем, рисуем, гуляем…) с братом (сестрой)».
  • Дидактические игры: «Моя семья» (с семейными фотографиями), «Как поёт мама, а как её детёныш».
  • Театрализация через игры-драматизации и театрализованное представление по сказкам «Теремок», «Репка»(2 мл. гр.),                                                 «Рукавичка», «Гуси-лебеди»(средняя гр.).                   
  • Строительные игры ( из кубиков, конструктора «Лего» и бумаги): «Мебель для дома», «Самолёты», «Корабли», «Цветы».

Работа с родителями: родители рассказывают о своей профессии, участвуют в сюжетно-ролевых играх; оказывают помощь в создании уголков для СРИ.

В ожидаемых результатах этой образовательной области хотелось бы особо отметить, что дети, знакомясь с обстановкой жилища, узнают и то, кто и как обустраивает дом в семье. Они учатся помогать членам своей семьи, понимать настроение и чувства близкого человека и адекватно на них реагировать,

Образовательная область «Познание».

  • НОД на темы:

«Домашние дела: вечернее купание, стирка, уборка грязной посуды», «Квартира, в которой мы живём» (2 младшая гр.); «Мои предпочтения в еде», «Кто я такой и что могу сам и вместе со всеми», «Герб семьи», «Сколько нас в семье», «Кто выше, а кто ниже в моей семье»(средняя гр.)

  • Целевые прогулки в прачечную, на кухню.

 В ожидаемых результатах этой области хочется выделить следующее:

раскрыты понятия: семья, родословная, семейный герб, любовь, уважение, доброта, сострадание, взаимопонимание, взаимопомощь; дошкольники познакомились с разными стилями жизни в семьях, с правами и обязанностями каждого члена семьи, увидели разницу между членами одной семьи; каждый ребёнок осознал, что он, как и любой другой уникален и не похож на остальных; дети научились проявлять любовь, уважение, заботу к членам своей семьи.

Образовательная область «Труд».

  • Хозяйственно-бытовой труд: протирание пыли в шкафу для посуды, стирка постельного белья.
  • Труд в уголке природы: полив цветов, рыхление у них земли.

Образовательная область «Коммуникация».

  • НОД на темы: рассматривание картин : «Коза с козлятами», «Сестра с братом кормят цыплят»,-  развитие связной речи на тему: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (2 младшая группа); рассматривание картин: «В родной семье», «Я помогаю брату», -  развитие связной речи на тему: «Что значат наши имена»( средняя гр.)
  • Самостоятельная речевая деятельность: «Расскажи  и покажи чем ты занимаешься в гостях у бабушки», сочинение мини-рассказа на тему: «Мой домашний любимец» (2 младшая группа); отвечая на вопросы, составляем собирательный образ мамы, папы; сочинение мини-рассказа на тему: «Как я дружу с братом (сестрой)»; рассказывание сказок, которые бабушки читают или рассказывают, укладывая внуков спать ( средняя гр.); беседы на темы: «Моя дружная семья»; «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи», «Папа – мой лучший друг»(2 младшая и средняя группы).
  • Кружковая деятельность, направленная на развитие творческого воображения в процессе работы над сказкой(средняя группа). Одним из направлений этой деятельности является знакомство с эмоциями  людей (средняя гр.). Существует множество определений эмоций. Мы будем опираться на теорию фундаментальных эмоций К.Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, придающие смысл и значение человеческому существованию. Учитывая возрастные знания и возможности детей вместо слова «эмоции» представляем разумным употреблять слово «чувства». С четырёхлетними детьми первичное знакомство с чувством происходит следующим образом: они  «угадывают» его у героя сказки в той или иной ситуации, вспоминают, когда они, а затем их мамы испытывают это чувство. Обучаясь распознаванию и произвольному проявлению чувств, дошкольники учатся показывать его лицом, телом, дыханием. За 7 месяцев работы дети научились своё настроение мимически и пантомимой, называть его словом, объяснять, почему оно у них такое, и определять по выражению лица или позе тела настроение своего товарища.

В ожидаемых результатах образовательной области «Коммуникация» особо

отмечу то, что дошкольники, проявляя любовь, уважение, взаимопомощь, взаимопонимание, доброту по отношению к близким людям в повседневной жизни, они могут объяснить цель и порядок своих действий. Для них поднят авторитет отца, дети умеют дружить с братьями и сёстрами и гордятся своей семьёй.

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

 «Лиса и журавль»,  В. Сутеев «Утёнок и цыплёнок»,  «Под грибом», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?». Пословицы и поговорки о семье.

Образовательная область «Музыка»:

  • Самостоятельная музыкальная деятельность: разучивание песен о семье, мамах, папах, бабушках; определение настроения музыки; показ танцем какого-либо чувства.
  • Праздничные занятия, посвящённые 23 февраля.

Утренники, посвящённые Новому году и 8 марта.  

Образовательная область «Художественное творчество».

  • НОД : рисование портрета семьи, букета в подарок маме, аппликация букета в подарок маме, лепка чайных пар, сушек для семейного чаепития ( 2младшая группа); семейного герба, аппликации на темы: «Украсим  шарфик для папы».
  • Воспитатели совместно с детьми создают газету «Дорогому папе», оформляют стенд в родительском уголке, посвящённый мамам.
  • Работа с членами семьи: домашнее рисование на тему «Моя семья», выставка рисунков и фотографий на тему «Моя семья»;

домашнее рисование с братьями и сёстрами на тему «Как я дружу  с братом (сестрой)», с членами семьи – «Семейный герб». Создание альбома «Королевство семейной любви».

Среди ожидаемых результатов этой образовательной области выделю то, что дошкольники понимают, что одно из проявлений любви, уважения, доброты, заботы по отношению к членам своей семьи – это подарок, изготовленный своими руками. Они умеют делать такие подарки и дарить их.

Подведение итогов по данному исследованию и его презентация, анализ проекта.

     Во время реализации данного проекта при чтении сказки детям «Петушок и чудо-меленка» у дошкольников возник вопрос: «Действительно ли, доброту, сострадание, взаимопомощь и взаимопонимание необходимо проявлять не только по отношению к окружающим людям, но и птицам, животным и растениям в повседневной жизни?» Одним из детей группы была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что без этих качеств можно прожить в жизни, то есть они бесполезны. Для доказательства правильности или неправильности этого высказывания был разработан исследовательский  проект «Воображайки-спасатели», реализованный в январе и феврале 2012г. Актуальность этого проекта не вызывает сомнений, так как в настоящее время обесценились такие понятия, как взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта. А именно на них строятся человеческие отношения с самого раннего детства. По этим причинам родители и их помощники в воспитании детей – педагоги дошкольных учреждений должны прививать своим воспитанникам эти качества, чтобы из дошкольников выросли полноценные в морально-нравственном плане личности.

Цель: формирование у дошкольников таких качеств, как сострадание к ближнему и доброта, стремления оказывать взаимопомощь друг другу и проявлять взаимопонимание к близкому человеку.

Задачи:

1) раскрыть для детей   понятия: взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта, - и в ходе исследовательской деятельности доказать необходимость их проявления в жизни человека;

2) познакомить дошкольников с физиологическими особенностями и условиями жизни в зимнее время птиц, животных, растений; доказать необходимость заботы о них и научить проявлять её;

3) сформировать у детей представления о «профессиях-спасателях»: медицинский работник, пожарный, полицейский, военный;

4) научить проявлять взаимопонимание, взаимопомощь, сострадание, доброту по отношению к близким людям и миру природы в повседневной жизни;

5) развитие творческого воображения, которое поможет найти обычный, традиционный или оригинальный выход из сложной жизненной ситуации.

Предполагаемыми результатами по данному проекту будет достижение поставленных задач и выставка, состоящая из фотографий, связанных с реализацией проекта «Воображайки-спасатели», сказок, сочинённых детьми совместно с педагогом и составляющих сериал по сказке «Гуси-лебеди», и иллюстраций к ним, хоздвора и кормушек, изготовленных родителями совместно с детьми.

В рамках реализации этого проекта были проведены следующие мероприятия:

Образовательная область «Социализация».

  • Сюжетно-ролевые игры:

«Я играю на дороге», «Солдат защищает дом» (игра проводится с участием Хомякова А.А., папы Даши Хомяковой, работающего охранником на одном из предприятий города).

  • Дидактические игры: «Профессии», «А у нас в хоздворе».
  • Театрализация через игры-драматизации и театрализованное представление: демонстрация через пантомиму,  настольный картонный театр и инсценировку сериала, сочинённого по сказке «Гуси-лебеди».(Кружковая деятельность)
  • Строительные игры: «Мордочки  животных»      (из бумаги),  «Домик для медвежат» (из кубиков).

Образовательная область «Познание».

  • НОД на темы:

«Птицы зимой», «Одежда животных».                                             

  •  Целевые прогулки в уголок природы, в кабинет медсестры и к пешеходному переходу на дороге.
  • Работа с родителями: сбор лука, чеснока, витаминов для профилактики гриппа у детей; представление родителям папки-передвижки на тему: «Профилактика гриппа у дошкольников».

Наблюдения во время прогулок за птицами, прилетающими на территорию детского сада, за растениями, растущими на участках для прогулок МБДОУ «Калинка» и рядом с ними.

Образовательная область «Труд» копирует деятельность в этой области в предыдущем проекте.

Образовательная область «Коммуникация».

  • НОД на темы: «Рассматривание картин «Таня с Пашей не боятся мороза» и «Мать моет посуду», «Пересказ рассказа «Мой Ушастик самый красивый на свете».

Самостоятельная речевая деятельность: сочинение мини-рассказов по картинкам на темы: «Однажды мой друг оставил включённым электроприбор…»; рассматривание картин :«На широкой дороге».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

«Заюшкина избушка» (рассказывание сказки), «Петушок и бобовое зёрнышко», «Гуси-лебеди» (сочинение сериала по сказке),  В.  Сутеев «Яблоко», С.Я. Маршак «Жираф» (заучивание стихотворения).

Образовательная область «Художественное творчество».

  • НОД по лепке на темы:  «Сова и синица»,  - по рисованию на темы:  «Храбрый мышонок», - по аппликации на темы: «Избушка ледяная и лубяная».
  • Воспитатели совместно с детьми создают хозяйственный двор с постройками и домашними животными и птицами.
  • Рисование методом цветной кляксы образа придуманного спасателя по сочинённому детьми сериалу по сказке «Гуси-лебеди». (Кружковая деятельность)

Работа с родителями. Изготовление родителями кормушек для птиц, прилетающих на территорию детского сада, и совместное с их детьми украшение этих домиков.

Возможные риски в двух проектах:

  • отказ от сотрудничества родителей и персонала детского сада,
  • отсутствие необходимых игрушек, дидактических игр, иллюстрации, художественной литературы, картин;
  • отсутствие детей по болезни.

Вся вышеописанная деятельность направлена на то, чтобы наши дети умели любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звёзды, волны – это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретиться на их пути.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у детей младшего дошкольного возраста ( 3-5лет) навыков эмоциональной децентрации. Носарева Т.А.

Слайд 2

«Главный грех человечества – неспособность к общению, нежеланное, нелюбимое одиночество, забвение того, что мы были созданы, чтобы встречаться друг с другом, чтобы отражаться друг в друге, как в зеркале». Пауло Коэльо

Слайд 3

Эмоциональная децентрация – это способность индивида воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей. Г.М. Бреслав

Слайд 4

Социально-нравственный проект для детей 3-5лет (вторая младшая и средняя группы). Тема: «Семейные гербы и родословные». Сроки реализации проекта с 01.11.2010г. по 31.05.2012г.

Слайд 5

Анкета для родителей. 1) Состав семьи. Какой ребёнок по счёту? 2 ) С кем проживает ребёнок? 3 ) Члены семьи, не живущие с ребёнком, но принимающие активное участие в его жизни. 4 ) Другие дети в семье, их возраст, взаимоотношения с ними. 5 ) Основные виды игр и занятий дома (один ребёнок, с кем-то из членов семьи)? 6 ) Условия жизни ребёнка (отдельная комната, уголок в общей комнате и т. д.)? 7 ) На что ориентировано воспитание вашего ребёнка: на его на материальный достаток и успешность в будущем; на образованность и интеллект ;на творческое самовыражение; на духовный рост? 8 ) Какие традиции передаются из поколения в поколение или сформированы вами в вашей семье?

Слайд 6

Цель: формирование представлений о семье, о родословной и семейных гербах, привитие уважения, любви и привязанности ребёнка к своей семье, воспитание у него гордости за принадлежность к своему роду, желания стать продолжателем лучших качеств своих предков.

Слайд 7

Образовательные области: 1) «Социализация», 2) «Познание»,

Слайд 8

3) «Труд», 4) «Коммуникация»,

Слайд 9

5) «Чтение художественной литературы», 6) «Музыка», 7) « Художественное творчество»,

Слайд 10

Социально-нравственный проект для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Воображайки- спасатели». Сроки реализации проекта с 10.01.2012г. по 12.02.2012г.

Слайд 11

Цель: формирование у дошкольников таких качеств, как сострадание к ближнему и доброта, стремления оказывать взаимопомощь друг другу и проявлять взаимопонимание к близкому человеку.

Слайд 12

Образовательные области: 1) «Социализация»,

Слайд 13

2) «Познание»,

Слайд 14

3) «Труд», 4) «Коммуникация», 5) «Чтение художественной литературы»,

Слайд 15

6) « Художественное творчество».

Слайд 16

Дети умеют любить, чувствовать своё сердце и жить, советуясь с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.

В  Федеральном  законе  «Об образовании»  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,  статья 44, пункт 1), говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающих...

Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад №55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга   Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возрас...

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Тема: «Формирование у детей младшего  дошкольного возрастанавыков безопасного поведениячерез ознакомления с правилами дорожного движения».Цель: совершенствование условий для форм...

План самообразования на тему "Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания".

План самообразования на тему «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания». Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживани...

Самообразование на тему «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания»

Презентация из опыта работы. Самообразование на тему «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания"...