Экономическое воспитание детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Емельянова Татьяна Васильевна

.......

Скачать:


Предварительный просмотр:

Емельянова Татьяна Васильевна

Емельянова Татьяна Васильевна

Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

структурное подразделение «Детский сад «Ладушки»

педагогический стаж- 24 года 

воспитатель

 

  Экономическое воспитание детей дошкольного возраста.

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Анализ научных трудов, программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как: Курак Е.А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий», Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников»; передовой практики воспитания: Орлова И.Ю. «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; Сасова И.А. «Экономическое воспитание детей в семье», показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана: "Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу". В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя.

Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания мы рассматриваем как дополнение к содержанию программ для дошкольников, как особую технологию.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения, экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию. С помощью игр ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений; объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой; научить правильно относиться к рекламе, разбираться в ней;

вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Цель нашей работы -  заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

Для реализации поставленной цели нами был разработан и реализован проект «Маленькие экономы».

Чтобы заинтересовать детей столь серьезной и сложной темой, как экономика,  нами были определены задачи проекта:

- дать понятие, что такое экономика.

- раскрыть роль экономики в жизни людей

- расширить представление детей о профессиях, связанных с экономикой

- развивать познавательную активность детей через приобщение к миру экономических отношений

- воспитывать нравственные качества ребенка-дошкольника: честность, порядочность, справедливость, культуру общения и т.д.

Для реализации поставленных задач мы использовали разнообразные формы и методы работы.

Прежде всего, мы создали в группе предметно-развивающую среду — то пространство, в котором ребенок живет и развивается. На видном месте, на полке, расположили карточки с экономическими понятиями, положили экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же поставила кукол — гнома Эконома и царицу Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т.д.). На стене повесили «экономическое дерево» с необычными листочками: «услуги», «товары», «бартер» и др. (Приложение №1)

Главное – говорить ребенку о сложном мире  экономики на языке ему понятном. Поэтому приоритет отдавали таким формам работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития,  действенны и значимы для ребенка – это игры, комплексно-тематические занятия, экскурсии, вечера досуга и пр.

При изучении новых тем и при закреплении старых мы активно использовали элементы теории решения изобретательских задач: дети определяли различные потребности человека, животных, растений, используя фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно» и т.д.

Занятия по экономике  проводили  в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины (Приложение№2) На занятиях мы  предлагали детям много интересных и познавательных заданий: задачи, ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. (Приложение №3). Эффективность занятий повышалась при использовании мультимедийных презентаций «Вода нужна всем», «Его величество электричество», «Чем пахнут ремесла» и другие. (диск)

Особенно понравились  детям «практические занятия». Например, во время экскурсии в разные магазины дети увидели, что у каждого продавца есть свое рабочее место, инструменты и оборудование. Отметили, как оформлены витрины, рассмотрели ассортимент товаров с ценниками, проследили за процессом купли-продажи, а затем, конечно, с разрешения родителей, сделали свои первые покупки. (Приложение №4) Посещение рынка раскрыло его отличия от магазина, специфику купли-продажи (свободные цены, больше продавцов и покупателей, возможность поторговаться с продавцом). Обсуждая в группе, чем отличается продажа товаров на рынке от продажи товаров в магазине, ребенок познает такие экономические явления, как торг, конкурентность, свободные цены.

Очень заинтересовали ребят и рекламные игры. Они наперебой рекламировали лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущества. Даже когда в качестве «объекта» были предложены бывшие в употреблении, имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумали рекламу о том, как по-другому можно их использовать в деле.

Эффективное средство обучения детей экономике – русский народный фольклор. В группе создана картотека  сказок, пословиц и поговорок с экономической тематикой. (Приложение №5)

   Для более прочного и глубокого  усвоения экономических знаний мы использовали народные и авторские сказки:

1. О потребностях и возможностях.

2. О труде.

3. О деньгах.

4.О купле – продаже.

И в народных и  авторских сказках, экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки

Работа по реализации проекта «Маленькие экономы» проводилась с постепенным усложнением  и  состояла из  4 блоков.

На первых ступенях работы - I блок “Потребности”- дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Животные и растения удовлетворяют свою потребность в перечисленных средствах существования из природы или рук человека. Человек же удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства.

Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физическое развитие.

Развитие представлений детей о потребностях строится поэтапно:

1 Этап:  Сформировать у детей четкие представления о том, что необходимо в той или иной ситуации им самим, окружающим их конкретным людям, растениям, животным, героям художественных произведений – т.е. представления о том, какие у них потребности.

 Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку и т.д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие – то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т.д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие.

Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном предмете, помощи, услуге, как предложить свои помощь или услугу.

Ознакомление с разными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.

 2 этап - оказывать помощь детям в знакомстве и общении друг с другом, выявление общего между ними, склонности и интересы каждого, помогать в осознании потребности в дружеском общении, в узнавании нового.

Знакомить с экономической категорией “потребность”; расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди; развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.

3 этап. Решение практических задач.

На этом этапе вместе с детьми выяснить причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, воздух, жилище, одежда, обувь, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т.д.).

Обсуждение: что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям (гигиена и культура питания, качество товаров, необходимость в книгах, театре, кино и т.д.)

Выявить зависимость между потребностями и правилами жизни (чтобы удовлетворить потребности, нужны определенные правила). Знакомить детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.
(Приложение №6)

Основные экономические понятия:

Экономика, потребности, нормы жизни, товар, услуги, потребители.

После того, как дети усвоили экономические понятия и решали практические задания самостоятельно перешли ко 2 блоку « Деньги. Рынок. Спрос. Цена.», основной идеей которого является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей.

Предварительная работа

Сделать экономику понятной помогли  ситуативные игры (“Семья”, “Магазин”и т.д.), во время которых дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются “деньгами”.Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают “заказы” на товары и услуги.

 Озадачить ребенка помогают игровые проблемные ситуации, создающиеся путем незначительного изменения предметно – игровой среды, образов и знаков, требующих иных способов решения, используя методы разъяснения, беседы, рассказа. То есть создавать мотив, побуждающий ребенка к действию, расширению представлений о современных экономических проблемах, пониманию позитивных сторон рыночных отношений

Включение в подготовительную работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (реклама, изготовление вывесок и др.), конструированию.

1 этап. Обмен и деньги. Рынок.

- Развитие у детей представлений: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами;  о деньгах как универсальном средстве обмена;

- Организация “рынка” обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое. Объяснение нескольких значений слова “рынок”.

- Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.

2 этап.

- Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами. Цена – некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг.

-  Проведение занятий в форме бесед:

                                     Историческая – происхождение денег в обществе людей

                                     Теоретическая – куда можно потратить деньги

                                     Практическая – откуда появляются деньги и как их тратят в семье

Так на занятии «Откуда берутся деньги» дети узнали, что деньги рождаются на монетном дворе – специальном заводе по изготовлению денег.  Решили сделать у себя в группе свой монетный двор. Так же рассмотрели - какие бывают деньги (монеты, купюры, деньги других стран).

 3 этап. Практические занятия.

 -Проведение практического занятия: производство товара (игрушки, поделки и т.д.), который бы отвечал спросу; защита лучшего “товара” (реклама); конкурс на лучший товар или услугу; установление цены.

-  Выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.

-  Развлечение «Русские купцы продавали леденцы»

 - Аукцион.

(Приложение №7)

Основные экономические понятия: товары, услуги, обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок.

Итак, дети познакомились с потребностями человека, животных и растений, узнали, что такое деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар, где он производится. Значит, пришло время узнать, кто и как производит товар.

 Переходим к 3 блоку “Производитель и ресурсы. Реклама и возможности”.

Предварительная работа

-Ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными , человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения. В результате наблюдения, бесед, чтения художественных произведений подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми.

- Ознакомление детей с понятиями “товар” и “потребитель”.

- Использование ресурсов для изготовления товаров.

1 этап. Расширение и углубление понятия “ресурсы”

Расширение представлений: о разнообразии природных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие  ресурсы необходимы для их производства.

2 этап. Какие бывают производители.

Ознакомление детей с производителями товаров и услуг (представителями разных профессий), разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о  ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди). Уточнение понятий: “товары”, “услуги”, “потребитель”, “производитель”.  Проведение практических занятий по теме “Что кому нужно, что кем производится?”

3 этап. Решение практических задач

 Проведение практических занятий по теме “Что кому нужно, что кем производится?”

 Решение задачи “Как появляется новая тетрадь”. Опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов на вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг, постепенно выяснить, какие природные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса. Ознакомление детей с понятием “экономия ресурсов”.

Основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.

4 этап. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.

Почему бы любовь наших детей к рекламе не использовать в образовательных целях? Ведь реклама – это особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность для зрителя.

Что должен уметь хороший специалист по рекламе?

Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества. Чем-то “словесная” часть рекламы сродни пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.

Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.

Можно употреблять несколько вариантов рекламных заданий.

а) Рекламируемый предмет заранее известен всей группе.

Ребенок может выбрать любой персонаж и от его имени прорекламировать место его жительства (для этого нужны знания об особенностях этого персонажа, его образе жизни, характерных признаках его места обитания). (Например: реклама домика Буратино).

б). Рекламируемый объект известен только автору.

По тексту рекламы участники игры определяют, что именно рекламируется. В этом случае сразу видно, удачно или нет составлена реклама, на сколько она выразительна, действительно ли отобраны характерные признаки объекта. При этом важно, что сам автор сразу ощущает степень своего “профессионализма”: чем лучше составлена реклама, тем быстрее дети отгадывают, что именно рекламируется. (Например: Реклама муравейника).

в). Реклама может быть использована как одна из форм обобщения наблюдений.

В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка.

Основные экономические понятия: реклама, рекламировать, рекламный агент.

(Приложение №8)

Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Отсюда и название 4 блока “Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика”.

Основные идеи:

Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из – за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них?

Предварительная работа Создание на занятии ситуации выбора: дети выбирают вид деятельности, ресурсы. Выделение критериев выбора. Проведение игры “Что мы выбираем?”

Подведение детей к выводу о том, что ресурсы всегда ограничены, с этим сталкиваются и люди, и животные.

Обсуждение времени как ресурса, невосполнимости этого ресурса, умения правильно организовать время для удовлетворения потребностей.

1 этап. Расширение и углубление темы.

- Создание ситуаций ограниченности ресурсов в процессе разных видов деятельности детей.

- Уточнение понятий “ресурсы”, “ограниченность ресурсов”, ознакомление с понятиями “выбор”.

- Беседы, чтение художественной литературы  по данной теме.

2 этап. Выбор и его цена.

- Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей.

- Выявление проблем: почему невозможно удовлетворить все потребности; ограниченность каких ресурсов мешает этому; как приходится поступать, когда ресурсы ограничены; от чего приходится отказываться, делая свой выбор (цена выбора).

3 этап. Решение практических задач.

- Проведение ситуативных игр, в ходе которых внимание детей акцентируется на том, что все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами, всякий раз необходимо принимать решение, какой из способов выбирать.

- Использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не только экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы.

Основные экономические понятия: возможность, потребность, выбор.

(Приложение №9)

Основной принцип реализации  проекта - деятельный подход. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид деятельности. Например, усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических (“Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”и др.), настольно – печатных, сюжетно-ролевых (“Магазин игрушек”, “Ярмарка”, “Семья”, “Детское кафе”и др.). (Приложение№10)

Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых дети  действуют с необходимыми материалами. (приложение №11)

Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла; суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице “Семь раз отмерь – один раз отрежь”).

Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие “Его величество – электричество”, о бережном отношении к воде – беседа “Сколько нам нужно воды?”, “Зачем экономить воду?” (приложение №12), (диск)

Работа над проектом убедила нас, что экономическое образование надо начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста, активно привлекая в этот процесс родителей. Ведь семья- это «реальная экономика и в ней дети не учатся жить, а живут» (Е.А.Аркин)

В ходе реализации проекта  мы использовали следующие направления в работе с семьей:

- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания дошкольников (родительские собрания, консультации, уголок для родителей, фоторепортажи, памятки и т.д.)  (Приложение№13)

- практическое участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей (создание мини музея, рекламы, подбор материала для картотеки и т.д.)

(Приложение №14)

Вывод.

Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников в ходе реализации проекта «Маленькие экономы»  позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Наблюдения в процессе игровой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры у детей – дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.

Путешествие наших воспитанников в сложный мир экономики только начинается. Но уже сейчас, наблюдая за их играми, мы можем сказать, что наше «досрочное» знакомство с экономикой не проходит впустую. Дети узнали о новых профессиях, могут рассказать о них; у ребят обогатился словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью. Появились здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязь понятий «труд — деньги»; понимание факта купли-продажи: не все можно купить сразу. Дети учатся честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, начинают бережнее относиться к игрушкам и учебному материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Тема  моего  проекта  « Экономическое   воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни  Родари « Сказ...

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста  посредством сказкиСтаршая группа  Месяц   Экономическиекатегории...

Презентация проекта " Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Эпиграфом  к моему проекту служат словаДжанни Родари« Сказка для ребёнка – такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,измерить, ...

Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье  .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...

Педагогический опыт на тему: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"

« Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, безусловно, ведь вся страна пришла в движение, заговорили о рыночной экономике, об экономической революции, о пользе рекламы, об отношениях произв...

Педагогический опыт на тему: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"

laquo; Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, безусловно, ведь вся страна пришла в движение, заговорили о рыночной экономике, об экономической революции, о пользе рекламы, об...

"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...