Открытое интегрированное занятие "Части тела и лица"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Усманова Наталия Геннадиевна

Для дошкольников средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция областей: Познавательное, художественно-эстетическое.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для средней группы «Тело и лицо».

Подготовила: Усманова Наталия Геннадиевна, воспитатель ГБОУ «Лицей №1598» ДО №20 г.Москвы.

Тема: «Тело и лицо»

Цель: обобщить у дошкольников схему человеческого тела и образа человека (какое тело, какое лицо); закрепить понятие у ребенка «Я» телесного и представление о себе самом.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес к новым знаниям и умениям, любознательность, бережное отношение к своему телу и лицу, безопасное поведение

Развивающие: развивать психические функции детей в процессе занятия: речь (диалогическую), восприятие (визуальное, аудиальное, кинестетическое), произвольное внимание, воображение, логическое и ассоциативное мышление, концентрацию внимания. Продолжать развивать «чувствование» своего тела, ощущение своего тела в пространстве (игра «Аист…», «Шел солдатик…»), развивать координацию движений в пространстве.

Образовательные:

1. Развивать ориентацию в собственном теле и в пространстве (правая/левая, право-лево, внизу/вверху, впереди/сзади, с боку, по бокам);

2. Побуждать высказываться на заданную тему.

3. Продолжать учить определять форму предметов визуально, находить сходство реального предмета с представляемым.

4. Продолжать учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Развивать ассоциативное мышление (прямоугольники – это ноги в брючках, квадрат – это тело в курточке и т.д.). Закрепление понятий чисел: один, два, три, четыре.

6. Учить различать процесс счета и его итог. Закрепление понятия «пара».

7. Закрепление знания геометрических фигур (знать названия фигур, уметь находить и различать их): квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал.

8. Продолжать учить определять величину фигур относительно друг друга: большой-маленький, длинный-короткий, узкий-широкий; больше, меньше.

9. Продолжать учить конструировать предметы (в данном случае – тело человечка) из имеющихся геометрических фигур.

10. Учить дорисовывать недостающие детали (части лица).

Методы и приемы:

Словесный: вопросы, беседа, пояснения.

Игровой: сказка, загадки, подвижные игры в групповом пространстве.

Игра 1. «Аист, аист, длинноногий, покажи домой дорогу. Хлопай правым крылышком, хлопай левым крылышком (повторяем неск.раз). Топай правою ногой, топай левою ногой. Вот тогда придешь домой.» В начале игры дети стоят друг за другом в шеренге за воспитателем. Затем  мы двигаемся по кругу и задача ориентации усложняется.

Игра 2. «Шел солдатик из больницы и нашел он рукавицы. Думал, думал, куда деть, решил на уши надеть…, на нос их надеть.., на коленки надеть…и т.д.» Дети должны быстро дотронуться ладонями до названных частей тела и лица.

Практический: рассматривание и сравнение геометрических фигур, создание человечка из геометрических фигур, счет в пределах двух и трех, аппликация из цветного картона, рисование.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сказочная ситуация.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: загадки, вопросы.

3. Приемы организации практической деятельности детей: показ, беседа, объяснение.

4. Приемы поддержания интереса у детей: игра, поощрение.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение.

Материалы к занятию: доска, мел, геометрические фигуры большого размера из цветного картона, клей, карандаши, листы-рисунки с недостающими деталями-чертами лица, игрушка Тигренок.

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

- ребенок активно участвует в НОД,

- проявляет интерес, инициативу, самостоятельность, взаимодействует со взрослым и сверстниками.

Ход занятия

Ребята, послушайте меня, пожалуйста. Я расскажу вам забавную сказку. В этой сказке один озорник нарисовал на доске человечка, но не целого, а по частям. В одном углу доски он нарисовал ручки, в другом – ножки, в третьем – туловище, в четвертом – голову. И так они стали жить. Отдельно – ручки, отдельно – ножки, отдельно – голова, отдельно – туловище.

И было им очень странно так жить. Они очень грустили. Ножки не знали, куда им бежать, ручки не знали, что им делать, туловище с животом вообще ничего не хотело знать, потому что было очень ленивым, и только голова круглая каталась из угла в угол и думала, что же делать. И вот круглая умная голова придумала. Она решила, что нужно им всем вместе соединиться в одно целое. И все послушались умную голову: и руки, и ноги, и даже ленивое туловище с животом.

И вот! Случилось чудо!! (воспитатель переворачивает доску, на обратной стороне которой нарисован человечек). Появился…. (дети говорят: человечек!)

Посмотрите, ребята! Но что с человечком? Я вижу, с ним что-то не в порядке. Что не в порядке? Дети замечают и говорят, что у человечка нет лица!! Да! Как же он несчастен без лица! И он не может… (дети помогают докончить фразы) ничего увидеть, услышать, сказать, даже улыбнуться не может… Давайте я сейчас нарисую ему лицо. А вы будете помогать мне, рисовать ему лицо своим пальчиком в воздухе. Точка, точка, два крючочка, носик, ротик, оборотик, ушко, ушко и макушка.

Ой! Смотрите, он улыбается нам. Теперь человечек счастливый. Почему, как вы думаете? Потому что он может видеть синее небо и яркое солнце, слышать звон ручейка и пение птиц, чувствовать аромат и вкус спелой земляники..! От радости он запел песенку, и ему захотелось быстрее отправиться в путь, чтобы

найти друзей и сделать для них что-нибудь хорошее, что-нибудь доброе… И он весело зашагал вперед.

Ой, смотрите, ребята, что это? Да. Это геометрические фигуры. Как кстати их тут оставил волшебник. Давайте посмотрим, что можно из этих фигур сложить? Это какая фигура? Круг. А на какую часть тела похож круг? Да, на голову. Вот это будет голова. Что же нам нужно сделать дальше? Если есть голова, то нужно и …(дети досказывают, что еще нужно, и какие фигуры подойдут, чтобы получился человечек). Это что? Прямоугольники. Сколько их? Четыре. Какие они? Длинные. На  что похожи? Прямоугольники – это руки и ноги, а квадрат – это туловище. А сколько же у человечка должно быть рук и ног? Одна пара рук и одна пара ног. А какие бывают руки? Одна – веселая, а другая – грустная? Или одна – добрая, а другая – злая? (Дети должны вспомнить: правая и левая).

 А это что за фигурка? Да овал. Сколько тут овалов? Сделаем из овалов обувь человечку. А вот треугольник. Что можно из него сделать? Дети предлагают. Делаем человечку шапочку-колпак. Посмотрите, кого вам напоминает этот человечек? Находим маленький узкий треугольник, прикрепляем его вместо носа. Кто же это? Буратино. Дорисуем ему глазки, ротик и ушки.

Давайте посчитаем, сколько у человечка глаз? (ушек, ручек, ножек, носов, ртов)

А давайте поиграем!!! Я вас научу играть в одну веселую игру.

Играем в игру «Шел солдатик из больницы».

А теперь я загадаю вам загадки. Отгадывать загадки – это же так весело!! А еще это полезно для нашего ума! А где же живет-поживает наш ум? Который подсказывает нам, что и как нужно делать и говорить, и как нам правильно поступать? Да, в голове.

Вы не торопитесь, подумайте головкой, прежде чем отвечать. Так и быть, дам вам подсказку. Все загадки будут про части тела и лица. Слушайте внимательно.

Загадки

Брат с братом через дорогу живут,

А друг друга не видят.

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются.

Вот гора, а у горы – две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

Если б не было его – не сказал бы ничего.

Красные звери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей,

И мясо, и хлеб, всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

Под горой – дыра,

А в дыре – отряд,

Воины смелые, ровные и белые.

Один говорит,

Двое глядят,

Двое слушают.

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Оле ….

Оля ягодки берет по две, по три штучки,

А для этого нужны нашей Оле ….

Всю жизнь друг друга догоняют,

А обогнать не могут.

Две сестренки-подружки похожи друг на дружку,

Рядышком бегут, одна – там, другая – тут.

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно,

Они работают пером и ручкой, и карандашом,

Метлою, веником, ножом,

Пилою, ложкой, топором.

Так эти братья где живут? На руках. А какие же у нас руки? Как называется одна рука? А другая? Правая и левая. Помните нашу игру про аиста. Давайте превратимся сейчас в этих птиц. Сейчас я скажу волшебные слова, и все вы превратитесь в аистов. Ну-ка, каждый, покружись, покружись, в аиста ты превратись, превратись!!!!

Игра «Аист, аист, длинноногий…»

А теперь я вас обратно превращу в мальчиков и девочек. Ну-ка, аист, покружись, покружись, в человека превратись, превратись. Ну, вот вы и снова превратились в детей, вы опять - мальчики и девочки.

Ой, вы слышите? Рычит кто-то. Это же голос нашего друга Тигренка. Давайте его встречать.

Разговор Тигренка с воспитателем и с детьми. Тигренок приходит в группу с кисточкой и папкой, где лежат листы с его рисунками. Он рассказывает, что хочет научиться рисовать, и для этого начал ходить в изостудию. Вот вчера буквально всю ночь сидел и тренировался рисовать портреты своих друзей из девятой группы. Но что-то он совсем заработался и что-то у него не совсем получается, и он просит помочь ребятам разобраться, что у него в рисунках не так.

Тигренок раздает детям листы, где нарисовано несколько лиц, на каждом не хватает какой-то детали, нужно дорисовать недостающую деталь лица.

Тигренок наблюдает. Спрашивает, чего не достает. Разбираем все вместе, на каком рисунке чего не достает. Где на лице находятся глаза? Наверху. А рот? Внизу. А уши? По бокам головы с одной и другой стороны. А брови? Вверху над глазами. А рот? Внизу под носом. Дети дорисовывают лица.

Тигренок просит детей рассказать, для чего нужны нам уши, глаза, брови, ресницы, нос, рот (губы, язык, зубы), волосы. Рассказываем Тигренку, чего нельзя делать, чтобы не повредить тело и лицо.

Нельзя никакие предметы брать в рот, кроме еды. Нужно хорошо разжевывать пищу. Нельзя разговаривать и смеяться, когда ешь – можно подавиться. Нельзя держать вилку вверх зубцами около глаз. Нельзя играть палочками вблизи лица. Нельзя дышать ртом на морозе и есть снег или лед. Нельзя дотрагиваться языком до посторонних предметов. Ничего нельзя засовывать в нос и уши. Нельзя дотрагиваться до горячих предметов, чтобы не обжечься. Нельзя толкать друг друга, кусаться и царапаться. Нужно учиться договариваться с помощью слов (для этого нам дана речь, язык), а не с помощью кулаков и драк.

А давайте напоследок расскажем нашу любимую потешку Тигренку. Сможет он догадаться, что это?

Густой лес,

Чисто поле,

Два тополя,

Два окна,

Две подушки,

Римбумбуля, лопотуля, точка.

Тигренок говорит спасибо и просит поставить песенку про веселого человека.

 Звучит песенка Юлия Кима «Точка, точка, запятая».

Точка, точка, запятая, вышла рожица смешная,

Ручки, ножки, огуречик - появился человечек!

Что увидят эти точки, что построят эти ручки,

Далеко ли эти ножки уведут его!

Как он будет жить на свете – мы за это не в ответе:

Мы его нарисовали, только и всего!

Что вы! Что вы! Это важно! Чтобы вырос он отважным!

Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.

Это трудно, это сложно, но иначе невозможно,

Только так из человечка выйдет человек!

Впрочем, знают даже дети, как прожить на белом свете,

Легче этого вопроса нету ничего!

Просто надо быть правдивым, благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым –

Только и всего!

Как все просто удается на словах и на бумаге,

Как легко на гладкой карте стрелку начертить!

А потом идти придется через горы и овраги…

Так что прежде, человечек, выучись ходить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Части тела и лица»

Есть такие мальчики. (рисование карандашем)...

конспект занятия на тему "Человек. Части тела и лица"

фронтальное занятие для детей с ОНР 3 уровня в старшей логопедической группе....

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по теме: "Наше тело".

Конспект открытого интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда по теме: "Наше тело" предназначен для детей средней логопедической группы. На занятии решаются образовательные, коррекционно-...

НОД по развитию речи "Наше тело. Наше лицо"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Наше тело. Наше лицо» Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; у...

Тема занятия «Части тела и лица» Упражнения и задания ориентированы на детей с ОВЗ с 3 лет

Упражнения и задания ориентированы на детей с ОВЗ с 3 летЦель:Познакомить детей с частями собственного тела.Задачи: 1. Научить детей находить и называть части тела.2. Сформировать умение ориентировать...

Домашняя работа по теме "Части тела и лица" (для детей 2-3 лет).

Материал для закрепления пройденного материала....