проект "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны"
проект (подготовительная группа) на тему

Денк Татьяна Николаевна

проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mamy_vsyakie_nuzhny_mamy_vsyakie_vazhny.docx314.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОЗЕРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ  КРАСНОЗЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5

 

 

Проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

 

 

Автор: Денк Татьяна Николаевна

Выполнили  воспитатели:

Денк Т.Н. и

Романовская И.Н.

.

                                                          

 

Р.п. Краснозерское 2016г.

Проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Автор: Денк Татьяна Николаевна

Организация: МКДОУ  Краснозерский детский сад №5

Населенный пункт: р.п.Краснозерское, Новосибирская область

Вид проекта: творческий, информационно- исследовательский.

Актуальность: любой проект – это продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Чтобы детям было интересно, идеи, темы проектов должны исходить именно от них.

Как-то дети поспорили между собой, чья мама лучше, красивее, и для решения этой проблемы был создан данный проект.

Цель: воспитывать любовь и уважение к самому любимому и дорогому человеку-маме.

Задачи:

Педагоги

Дети

Родители

Формировать представление о семье, семейных и родственных отношениях;

- Развивать нравственные качества;

- Познакомить детей с всемирным праздником «8 марта»

- Создавать информационно – методическую базу:

-Повышать компетентность и профессиональное мастерство

Проявлять уважение и чуткость к старшим;

- Активизировать исследовательскую деятельность детей;

- Развивать познавательный опыт;

- Формировать начальное чувство патриотизма во взаимодействии с семьей.

Активизировать исследовательскую деятельность родителей;

- Участвовать в совместных мероприятиях, в реализации мини – проектов;

-Повышать педагогическую компетентность.

Участники проекта: дети  разновозрастной группы с 5-7 лет, воспитатель.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Сроки проведения: 29.02.2016г.-11.03.2016г.

Гипотеза:

Дети знают, что их мамы работают, но и мало знаем где и кем. Мы решили вместе с детьми, родителями собрать материал о семьях детей групп (о том, где и кем работают мамы). В ходе реализации проекта дети получат знания о женских профессиях, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к занятию матерей, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о профессиях, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. 

Ожидаемые результаты

 Дети должны знать и называть профессии своих мам и их значимость;

должны знать и называть  большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда,

должны уметь составить описательный рассказ о профессии.

Сделать детей более раскрепощенными и самостоятельными.

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свою маму и желание помогать и оберегать её.   У родителей должен проявится интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.

Продукт проектной деятельности: оформление альбома «Профессии наших мам», участие в празднике «Мы поздравляем вас»

Схема реализации проекта

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья» «Магазин»,«Столовая»,«Супермаркет»,«На ферме»,

«Ветеринар»,«Парикмахерская»,«Школа»,«Театр»,«Ателье»,«Библиотека»,«Поликлиника»,  «Детский сад»,«Салон красоты»,«Фотография».

Дидактические игры:«Найди  маму»,«Самая любимая»,«Помоги маме сварить суп и компот»

«Кому что нужно»,«Для чего нужен этот предмет?»,«Кем быть?»,«Хорошо - плохо», «Кем я хочу стать?»,«От слова к слову»,«Знаю все профессии».

Социальное развитие

Тематические занятия по теме «Мамины профессии»

Речь и речевое общение

Творческие рассказывания детей по темам «Мы с мамой",  «Как я маме помогаю»,  «Я горжусь своей мамой»

Словотворчество. Составление рассказов по теме «Моя мама» (с использованием фотографий)

Вечер загадок о профессиях мам.

Заучивание стихов о маме.

Здоровье и физическое развитие

Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».

Консультация для родителей «Закаливающие мероприятия для развития детей»

Физкультминутки, подвижные игры

Познавательное развитие

Мир, в котором мы живём

Экскурсия в продуктовый магазин. Знакомство с профессией «Продавец»

«Из истории профессий»

Конструирование

Изготовление открытки для мамы в технике «Оригами»

Эстетическое развитие

Художественная литература

Пословицы, поговорки и загадки о маме.

Чтение сказок, стихотворений, рассказов: Л. Муур «Крошка енот», А. Барто «Помощница», Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Васильева- Гангнус «О том, как надо себя вести с мамой, папой и остальными членами своей семьи» и др.

ИЗО

Рисование «Мамочкин портрет

Лепка «Цветочек для моей мамы»

Аппликация «Красивое платье для мамы»

Перспективный план реализации проекта

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны» 

Этапы проекта

Деятельность детей

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Вводный

1.Осознают и личностно воспринимают проблему

2.Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию

3.Принимают задачи проекта

1.Формулирует проблему

2.Вводит в игровую ситуацию

3.Определяет задачи

1.Формулировка проблемы

2.Индивидуальные консультации

Планирование деятельности

1.Систематизируют информацию

2.Выбирают необходимые материалы для экспериментирования в выполнении определённой роли

1.Формирование познавательного интереса, связанного с новыми областями знаний

2.Применение детьми на практике ранее полученных знаний и умений и приобретение новых

3.Осмысление детьми полученных знаний и умений

Творческая мастерская «Увлечения наших мам»

Осуществление проекта

1.Рисование на тему проекта

2.Дидактические игры «Кто куда спешит на работу», «Назови профессию мамы»

1.Чтение художественной литературы о семье

2.Наглядная информация

3.Непосредственно-образовательная деятельность с детьми

4.Оказание содействия по мере необходимости

1.Совместная деятельность детей и родителей на тему проекта

2. Оформление альбома «Профессии наших мам»

Презентация проекта

Заключительный этап. Показ альбома «Профессия моей мамы» и описание внешности своей мамы по фотографии

Интегрированное занятие «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

 

Конкурс «Золотые руки мамы»

Подведение итогов

1.Делают вывод о решении проблемы

2.Выражают свои эмоции от полученного результата

Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы

Участие в празднике «МЫ ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС»

Результат:

  1. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
  2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
  3. Дети знают и называют  большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
  4. Дети стали  более раскрепощены и самостоятельны. В свободной  деятельности  широко применяют  пение песен, используют для этой цели  атрибуты и наряды.
  5. У родителей появился интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.

Приложение

Пословицы:

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Стихи для заучивания:

Е.Благинина

"Посидим в тишине".

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

-Я тоже двигаться хочу.

Я бы много хотела:

Вслух читать и мяч катать.

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать…

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

«Ничего, - шепнул он будто,-

Посидим и в тишине!»

Г.Виеру

Рядом с мамой я усну,

К ней ресницами прильну.

Вы, ресницы, не моргните,

Мамочку не разбудите.

В.Руссу

"Моя мама".

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя.

 

Потешки.

"Водичка, водичка".

Водичка, водичка.

Умой моё личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

"Расти, коса".

Чешу, чешу волосыньки,

Расчесываю косыньки.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся…

Дочка, маму слушайся.

"Ай, лады".

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Физкультминутки

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Мы в профессии играем, дети идут по кругу,

взявшись за руки, останавливаются

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат, каждый ребёнок делает шаг

вперёд        

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант. руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх

Токарь, швея, продавец, каждый ребёнок делает шаг вперёд

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны, ходьба по кругу, взявшись за руки.

Все профессии важны.

Загадки о профессиях

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый. (Парикмахер.)

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчёлками –

Поток струится шёлковый. (Ткачиха.)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней? (Врач.)

Его приходу каждый рад,

Когда на кухне водопад.(Водопроводчик.)

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер -

Мастер он по стенам! (Маляр.

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать.(Учитель.)

Он на вахте трудовой в час любой:

В шахте уголь добывает под землёй,

Ремонтирует машины в автопарке,

Плавит сталь в цехах он жарких.

У печатного станка стоит все ночи.

Самый главный он и важный, он - …(Рабочий.)

В детском садике обед,

Повар пробу с блюд снимает.

Но ведь мамы рядом нет,

Кто ж на стол там накрывает? (Няня, помощник воспитателя.)

Мама всех важней, поверьте!

С толстой сумкой ходит мама.

Принесет письмо в конверте,

Бандероль и телеграмму.

Люди маму очень ждут,

Уважают мамин труд! (Почтальон)

Приготовит мама суп

Малышам из разных групп,

Ловко вылепит котлеты

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый! (Повар)

Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист? (Терапевт.)

Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся? Вспоминай

И быстрей ответ давай. (Хирург.)

Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?
В очках и при свете и то не суметь.
А он между тем разглядел сквозь неё
Не только меня, но и сердце моё. (Рентгенолог.)

Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты всё в очках. (Окулист.)

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине! (Продавец)

В школе я ученый самый -

Повезло мне очень с мамой.

От нее узнают дети

На уроке все на свете.

Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей. (Учитель)

Доброты, тепла, души

Мамочке не жалко.

Ждут мамулю малыши - Вася,

Маша, Галка, Паша,

Сеня и Марат -

Ждет ее весь детский сад! (Воспитатель)

Мама - золотые руки-
Шьет рубашки, платья, брюки, 
Папа, я, сестренка Света -
Все с иголочки одеты! (Портниха)

Мама может ставить банки, 
Мазать ссадины и ранки.
Мама делает уколы 
Всем ребятам нашей школы. 
Мама лаской, добрым словом 
Помогает стать здоровым! (Медсестра)

Нужно маме для работы 
На пюпитр поставить ноты.
Маму только попроси - 
И сыграет: "Ми, соль, си!"
Я скажу ребятам гордо:
"Мама знает все аккорды!" (Музыкант)

Стихи о маминых профессиях

Лика Разумова
Учительница
Мы играть решили в школу,
Превратили группу в класс.
Колокольчиком помашем –
Математика у нас.
Я учительницей буду,
Объяснять пойду к доске.
По столу стучу указкой,
Призывая к тишине.

Поднимите к верху ручки,
Будем пальчики считать:
Два, шестнадцать, десять, восемь…
Молодцы! Всем ставлю «пять».
Вижу, нянечка смеётся,
Значит, что-то здесь не так.
Мы неправильно считаем?
Но тогда скажите как.
Быть учителем не просто –
Надо всё уметь и знать:
Петь, читать, писать в тетрадках
И, конечно же, считать. 

Лика Разумова
Повар
А у нас сегодня в группе
Будет нова игра:
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки – повара.
Мы халатики надели,
Колпаки на головах.
И кастрюльки с черпаками
Разложили на столах.

Наши кубики – картошка,
А морковка – карандаш.
Даже мячик станет луком –
Будет вкусным супчик наш.
Всё посолим, помешаем,
По тарелкам разольём.
Кукол весело посадим
И накормим перед сном.
Мы сегодня поварихи,
Мы сегодня повара!
Но тарелочки помоем,
Ведь закончилась игра

Чем пахнут ремесла? 

Д.Родари
У каждого дела 
Запах особый: 
В булочной пахнет 
Тестом и сдобой. 
Мимо столярной 
Идешь мастерской – 
Стружкою пахнет 
И свежей доской. 
Пахнет маляр 
Скипидаром и краской. 
Пахнет стекольщик 
Оконной замазкой. 
Куртка шофера 
Пахнет бензином. 
Блуза рабочего – 
Маслом машинным. 
Пахнет кондитер 
Орехом мускатным. 
Доктор в халате – 
Лекарством приятным. 
Рыхлой землею, 
Полем и лугом 
Пахнет крестьянин, 
Идущий за плугом. 
Рыбой и морем 
Пахнет рыбак. 
Только безделье 
Не пахнет никак. 
Сколько ни душится 
Лодырь богатый,- 
Очень неважно 
Он пахнет, ребята! 

Лика Разумова
Продавщица
Я сегодня продавщица
В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.
Входом служат эти стулья,
На прилавок стол похож,
А скамеечки как стены,
Правда, магазин хорош!
Здесь прекрасные игрушки:
Танк, конструктор, мяч, ружьё.
А для девочек есть кукла
И одежда для неё.
Слева детская посудка,
Справа сказки и стихи.
Выбирай, дружок, по вкусу
И на кассу проходи.
Я сегодня продавщица.
Я приветлива, добра.
Покупателям-ребятам
Очень нравится игра! 

Лика Разумова
Стюардесса
Я сегодня стюардесса,
А Серёжка наш – пилот.
Ставим стульчики рядами –
Это будет самолёт.
Полетим мы к жарким странам,
Всех прошу занять места.
Я с улыбкой предлагаю
Пристегнуться не спеша.
Наш пилот гудит всё громче,
Набирая высоту.
Все в окошко посмотрите
И представьте красоту:
Облака округ летают –
Это слон, жираф, квадрат…
А внизу, смотрите, точка –
Наш любимый детский сад.
Я сегодня стюардесса,
А Серёжка наш – пилот.
Мы готовимся к посадке.
Жаль, к концу идёт полёт. 

Настя Доброта

Тёплые вещи быстро и тихо 
Шьёт для детишек мама-портниха. 
Доит корову с утра спозаранку 
В чистом загоне мама-доярка. 
Зубки больные без всяких уколов 
Вылечит мама – врач-стоматолог. 
В детском саду очень много занятий. 
Мама там няня и воспитатель. 
В школе не меньше занятий. Смотрите: 
Ставит оценки мама-учитель. 

Из корешочка растить не устанет 
Чудо-растение мама-ботаник. 
Пишет в газеты статьи и записки 
Мама-писатель и журналистка. 
Вкусной колбаски достала с витрины 
Мама, она – продавец магазина. 
Плюшки и булочки кушать спешите! 
Их испекла нам мама-кондитер. 
Из самолёта прыгает с риском 
Смелая мама-парашютистка. 

Лика Разумова
Парикмахер
Кто сегодня парикмахер?
Разрешите, буду я.
Я вам сделаю причёску,
Например, как у меня.
Перед зеркалом садитесь,
Я накидку завяжу
И, конечно, первым делом
Аккуратно причешу.
А теперь накрутим чёлку
На большие бигуди,
Заплетём косички сбоку,
Хвост завяжем позади.
Это всё закрепим лаком
Или гелем для волос,
Подведём помадой губки
И чуть-чуть припудрим нос.
Я всё сделала отлично,
Похвалите же меня.
Ведь теперь моя подружка
Стала лучше, чем была. 

Лика Разумова
Доктор
На уколы! На уколы!
Собирайся, ребятня!
Вы не бойтесь! Я не больно –
Ведь хороший доктор я.
Поднимите-ка рубашки,
Я послушаю живот.
Ой-ой-ой! Урчит там что-то,
Срочно выпейте компот.
Вот вам градусник по мышку,
Посидите пять минут.
Я натру вас лучшей мазью,
Наложу на руку жгут.
Может, банки вам поставить?
Я умею – верь - не верь.
И давление измерю,
Вы прилягте на постель.
Я вам выпишу рецептик,
Всё купите по нему.
Позабочусь я о детках,
Потому что их люблю.

Ирина Гурина

Профессии

Мы пока еще ребята,

Не умеем мы считать,

Может знаний маловато,

Но ведь можно помечтать!

Я врачом, наверно, буду,

Стану я лечить людей!

Буду ездить я повсюду

И спасать больных детей!

Скоро буду я военный,

Или просто летчик- ас!

Как герой обыкновенный

Защищать я буду вас!

Балериной и певицей

Я всегда мечтала стать!

Чтоб красиво нарядиться,

Спеть для Вас и станцевать!

Я художником известным

Стану обязательно.

Рисовать мне интересно,

Очень увлекательно!

Я - учительницей школьной,

Детям знанья подарю!

Дети будут мной довольны,

Я вам точно говорю!

Ну а я вернусь сюда!

Ласковым,  внимательным

И отзывчивым всегда

Стану воспитателем!

Дидактические игры

Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться

«Кому что нужно?»

Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Оборудование: на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).

Ход игры: педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.

«Оденем куклу на работу»

Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Оборудование игры: на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках — плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий).

Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.

«Продолжи предложение»

    Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)    

Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д

 «Кто где работает?»

   Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,  как называется их рабочее место.

          Воспитатель – в детском саду;

          учитель – в школе;

          врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

          повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д

«Кто это знает и умеет?»

   Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п

«Кто это делает?»

   Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кто что делает?»

   Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

                                                          

«Исправь ошибку»

   Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»

   Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

«Кому что нужно для работы?»

   Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах,  инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

   Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Едем на работу»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Игровые действия: движение по комнате (изображается поездка на машине) и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символикой (картинкой).

Оборудование игры: на столе у педагога разложены «рули» (круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий), в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты.

Ход игры: педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повторяется.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

   Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют,  что делает человек этой профессии.

«Собираемся на работу»

Цель: учить детей подбирать инструменты для людей разных профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти знания в процессе сюжетно-ролевых игр.

Игровые действия: поиск нужных инструментов, складывание их в чемоданчики, стоящие рядом с куклами в рабочих костюмах.

Оборудование игры: куклы в рабочей одежде, чемоданчики (объемные или плоскостные с прорезями для картинок), наборы игрушечных инструментов или наборы картинок с изображением инструментов.

Ход игры: на столе разложены игрушечные инструменты, педагог просит собрать кукол на работу. Подбирать игрушки или картинки надо, посмотрев на рабочую одежду.

 

“Кто чем занимается”
Цель: Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры:  Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

«От слова к слову»

Цель: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.

Игровые действия: последовательное называние предметов, изображенных на картинках, ориентируясь по стрелкам-пунктирам, называние и подбор картинок с изображением людей той или иной профессии.

Оборудование игры: карты, разделенные на квадраты, в которых изображены предметы труда; квадраты последовательно соединены между собой пунктирной линией, заканчивающейся стрелкой, которая упирается в пустой квадрат; в этот квадрат необходимо положить картинку с изображением человека, которому нужны для работы данные вещи.

Ход игры: ребенок называет последовательно предметы, изображенные на картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей профессии.

“Кто больше знает профессий”
Цель: 
Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.)
Ход игры:
Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия — воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)
Воспитатель называет и другие профессии — строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

“Произнеси правильно”
Цель: Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий.
Ход игры:  Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки; 
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 
- Водовоз вёз воду из водопровода.
- Старый сторож Том сторожит дом. 
- Ткёт ткач ткани на платье Тане. 
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. 
- Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

 “Профессии”
Цель: Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
Ход игры:
Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.

“Подскажи словечко”

(“Добавлялки”)
Цель:
 Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.
Ход игры: Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). 
С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники. 
Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? – … (пожарники). 
Я бы летчиком-пилотом 
Непременно стать хотел, 
Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел). 
В небо синее пилот поднимает… (самолет). 
Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). 
Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос). 
Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом). 
Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы). 
Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
На глазах у детворы крышу красят... (маляры).
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). 
Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). 
Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

Сюжетно-ролевые игры

«Кукла Катя заболела»

Педагогический замысел: учить двух детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Учить детей действиям врача: осмотреть больного, измерить температуру, посмотреть горло, послушать трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.

Материал: медицинская сумка, в которой находятся градусник, трубочка, шпатели, таблетки; детский белый халат, колпачок; кукла с завязанным горлом в кроватке, два телефона.

Содержание игры

Кукла с завязанным горлом лежит в постели. Педагог спрашивает детей о том, что могло случиться с куклой? Почему она не встает с постели? Почему у нее завязано горло? Выслушивает ответы детей, дает комментарии по поводу них, затем уточняет, знают ли дети, что надо делать, когда кто-то заболел? Кто лечит детей и взрослых? Предлагает детям подумать и сказать, кого надо вызвать к больной кукле.

Педагог предлагает поиграть в поликлинику. Он распределяет роли, коротко инструктирует о том, кто что должен делать во время игры. На первом занятии дети действуют по словесному побуждению.

В процессе развития сюжета мама (ребенок) вызывает врача на дом, позвонив по телефону в поликлинику: «Здравствуйте, у меня заболела дочка. Можно вызвать врача?» Врач (ребенок) отвечает, что он придет к больной. Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке. Взрослый помогает развернуть диалог мамы и врача о болезни куклы. Затем врач измеряет температуру, слушает, смотрит горло, дает рекомендации по лечению (пить таблетки, полоскать горло). Взрослый помогает врачу-ребенку вести диалог с куклой и мамой. Мама дает дочке таблетки, питье. Ласково разговаривает с дочкой. Педагог помогает ребенку вести беседу с куклой, выполнять игровые действия.

«Скорая помощь»

Педагогический замысел: закрепить умение детей брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним.

Материал: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровать-кушетка для больного.

Содержание игры

В короткой вступительной беседе педагог рассказывает о том, что надо делать, если человек тяжело заболел или заболел ночью, как ему можно оказать помощь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределить роли. Начиная игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может встать с кровати, чтобы пойти к врачу.

Взрослый спрашивает у детей, что надо делать в таком случае? Дети, в соответствии с предложенным сюжетом, догадываются о том, что надо вызвать скорую помощь. Дочка или сын вызывают скорую помощь по телефону, дежурный в скорой помощи принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама открывает, приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. Взрослый помогает, в случае необходимости, вести диалог больного и врача, сопровождать действия речью. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия педагог может оказать помощь (показ, пояснения действий). Если врач пытается сразу уйти, педагог обращает внимание на то, что желательно понаблюдать за больным, посидеть у его кровати, еще раз смерить температуру и т. д.

Врач сидит какое-то время у постели больного, задает ему вопросы о здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине.

«Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу»

Педагогический замысел: продолжать детей учить брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли, адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, сочувствие больному.

Материал: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровати для больных, 2—3 куклы.

Содержание игры

Педагог предлагает новый сюжет игры, подробно его объясняет детям, помогает распределить роли.

Взрослый вместе с детьми-родителями переживает по поводу болезни куклы Кати, предлагает вызвать врача скорой помощи. Мама (ребенок) вызывает врача по телефону. Врач отвечает, что он выезжает, садится в машину, водитель скорой помощи ведет машину, едет. Папа встречает врача, предлагает вымыть руки и провожает к больной дочке. Мама встречает врача у постели дочки, отвечает на вопросы врача. Врач осматривает больную, слушает, измеряет температуру, ощупывает живот и т. п. Врач предлагает отвезти дочку в больницу. Мама берет дочку на руки, вместе с врачом садится в машину, и они едут в больницу. Папа остается дома, наводит порядок, готовит обед и т. п. В больнице, куда приезжают мама и больная кукла Катя, стоят 2-3 кроватки, на которых лежат «больные» куклы. Врач встречает приехавших, забирает Катю и укладывает ее в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой в больницу завтра. Мама уезжает. Врач дает Кате лекарство и т. д.

Родители звонят в больницу, узнают о здоровье Кати.

В ходе этой игры можно учить детей «навещать» больных в больнице, гулять с ними, помогать нянечке кормить больных кукол и т. п.

«Кукла поправилась»

Педагогический замысел: познакомить детей с новым сюжетом, закрепить игровое действие врача: измерить температуру, осмотреть горло, выслушать трубочкой и т. п. Продолжать учить детей сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги.

Материал: белый халат, шапочка, инструменты для врача.

Содержание игры

Короткая беседа о работе врача в поликлинике, распределение ролей.

По ходу игры мамы с дочками и сыночками (куклами) приходят на прием к врачу в поликлинику.

Врач по очереди принимает посетителей. Мама с куклой входит к врачу, здоровается. Врач задает вопросы о здоровье ребенка, смотрит горло, измеряет температуру, слушает и т. п. Все действия сопровождаются речью, педагог помогает организовывать диалоги, направляя действия и вопросы врача, например: «Доктор, вы посмотрите горло, оно не красное?..» После осмотра и рекомендаций прощаются. Входит следующая мама с ребенком и так далее (2— 3 ребенка).

Данный сюжет может проигрываться в течение нескольких игр, пока все дети не побывают в роли врача и родителей больных детей.

 

«Врач и медсестра»

Педагогический замысел: познакомить детей с ролью медсестры, ее обязанностями, трудовыми действиями: делает уколы, закапывает капли в глаза, уши, ставит горчичники, компрессы, смазывает ранки, забинтовывает. Закрепить цепочку игровых действий врача, мамы, пришедшей на прием с ребенком, врача и медсестры, в которых врач дает распоряжения медсестре. Продолжать учить пользоваться атрибутами, ввести заменители. Продолжать работать над активизацией словаря детей.

Материалы: медицинские инструменты, вата, бинт, палочки для смазывания ранок, йод.

Содержание игры

Для того, чтобы обучение новым игровым действиям шло в контексте игры, роль врача педагог берет на себя. Краткое вступление педагога, объяснение хода игры, распределение ролей.

Врач и медсестра сидят за столом в поликлинике. Рядом шкаф с медицинскими инструментами. Перед кабинетом на стульях сидят посетители. Входит больной. Врач задает ему вопросы, уточняет, что болит, обращается к медсестре с рекомендацией о том, что надо сделать, например: «Промойте, пожалуйста, рану, смажьте йодом и забинтуйте». Больной подходит к медсестре, она (он) выполняет назначение врача. Врач смотрит и помогает в случае необходимости. Затем врач приглашает больного прийти на следующий день на процедуры к медсестре. Больной благодарит и уходит. Врач зовет следующего (2-3 посетителя).

В процессе последующих игр включается регистратура. Пациенты сначала приходят в регистратуру, берут карточку, потом идут на прием к врачу и медсестре. Постепенно «кабинет» медсестры оборудуется отдельно от кабинета врача, дополнительно вводятся процедурные кабинеты и т. п. Таким образом, игра расширяется и углубляется по содержанию.

 

«Аптека»

Педагогический замысел: познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность.

Материалы: касса, «деньги», витрина аптеки с разными лекарствами и предметами ухода за больными, предметами личной гигиены, белый халат аптекаря, рецепты картинки с изображением лекарств, предметов ухода зa больным.

Содержание игры 

Педагог беседует с детьми о прошедшей экскурсии в аптеку. Вспоминает о том, что видели в аптеке, кто там работает, что и как делает, кто приходит в аптеку, что нужно, чтобы можно было купить лекарства и т. п. Взрослый предлагает детям оборудовать аптеку, расставить там все необходимое. Дети выполняют это вместе с педагогом. Распределение ролей: взрослый берет на себя роль аптекаря, кому-то из детей предлагает быть кассиром, остальным — посетителями.

Аптекарь-педагог стоит за витриной, кассир сидит в кассе. Входят посетители, в руках у каждого рецепт от врача, деньги, сумка. Они подходят к витрине, смотрят, есть ли нужное лекарство. Аптекарь помогает им наводящими вопросами, дает рекомендации, подводит детей к беседе по поводу лекарств, их назначения. Дети по очереди получают чеки в кассе (карточки с кружками), подходят к аптекарю, берут лекарства. Взрослый следит за тем, чтобы все дети озвучивали свои действия, для этого он использует как прямые, так и косвенные вопросы.

В следующей игре роль аптекаря поручается кому-то из детей, а педагог становится посетителем и вместе с детьми покупает лекарства, беседует с ними и т.п.

«Поликлиника-аптека»

Педагогический замысел: закрепить умение принимать на себя и обыгрывать роли врача, больного, аптекаря, кассира, медсестры. Продолжать учить детей сопровождать игру речью.

Материалы: атрибуты игр «Поликлиника» и «Аптека».

Содержание игры

Педагог беседует с детьми о работе врача и аптекаря, предлагает ход игры, помогает распределить роли.

Перед кабинетом врача в поликлинике рассаживаются посетители. Врач вызывает по очереди больных. Он беседует с пациентом о его болезни, слушает, смотрит, назначает лечение, выписывает рецепт, дает указания медсестре. Затем больной-ребенок отправляется в аптеку, покупать лекарство. В это время врач принимает следующего посетителя. Далее игра «Поликлиника» идет параллельно с игрой «Аптека».

«Парикмахерская»

Задачи: знакомить детей с профессией парикмахера; учить развивать игровой сюжет, используя имеющийся опыт, и действовать, не выходя за рамки роли; воспитывать вежливое доброжелательное отношение к партнерам по игре.

Ход игры: Роли: «парикмахеры», «клиенты», «кассир».

Клиенты приходят в парикмахерскую. Работают мужской, женский и детский залы.

Парикмахеры стригут, делают прически, маникюр, красят и завивают волосы. Парикмахер спрашивает у клиента, как его постричь, причесать и т. д. Кассир получает деньги и дает чеки.

Клиенты благодарят парикмахеров, прощаются.

Парикмахеры наводят в парикмахерской порядок после рабочего дня.

Материал: Флаконы с парфюмом, краска для волос, зеркала, расчески, фен, ножницы, бритвы, лак для ногтей, бигуди.

«Столовая»

Задачи: знакомить детей с игровыми действиями, имитирующими работу повара и кассира; учить вступать в речевой контакт с партнерами по игре соответственно роли, развивать сюжет игры, переходя от бытовых тем к общественным, производственным.

Ход игры: Роли: «повара», «посетители», «кассир». Повара готовят разные блюда, красиво расставляют их на стойке. Посетители приходят в столовую, моют руки, выбирают еде, платят в кассу деньги.

Кассир знакомит посетителей с меню, принимает от них деньги, дает сдачу, выбивает чек.

Посетители обедают, вступают между собой в общение: «Передайте, пожалуйста, соль», «Спасибо». Повара моют посуду, убирают в столовой.

Материал: Посуда, еда, касса, деньги, постройка — столовая.

«Театр»

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игру – драматизацию по сюжету знакомой им сказки, распределять роли, выявлять характерные черты персонажей.

Ход игры: Драматизация знакомой детям сказки: «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Машенька и медведь», «Три медведя».

Материал: Декорации, костюмы к сказке.

«Детский сад»

Задачи: учить детей отображать в игре труд взрослых, не ограничиваясь только воспроизведением действий, взаимоотношения людей; учить проявлять в игре положительные эмоции и чувства (заботу, благодарность, нежность, вежливость); обогащать знания и представления детей о профессиях работников детского сада.

Ход игры: Роли: «родители», «дети», «воспитатель», «повар», «няня», «врач», «прачка», «артисты».

Родители приводят детей в детский сад. Воспитатель делает с ними зарядку, играет, занимается, выводит на прогулку и т.д. по режиму. Дети идут на музыкальное занятие. Повар чистит картофель, готовит суп, компот, кашу.

Няня убирает группу, раздает детям еду, моет посуду.

Дежурные накрывают столы, убирают посуду после еды.

Врач лечит заболевших детей, перевязывает раны, смазывает ссадины йодом, дает лекарства, измеряет вес и рост детей.

Прачка стирает белье для детей, гладит, меняет постельное белье. В детский сад приезжают артисты и показывают интересный спектакль. Вечером родители забирают своих детей домой.

Воспитатель беседует с родителями, рассказывает, как прошел день, как вели себя дети.

Материал: Посуда, мебель, халат для врача, карандаши, ростомер, бумага, фартуки дежурных, игрушки, утюг, весы  и т.д.

«Магазин»

Задачи: учить производить реальные действия с воображаемыми предметами и воображаемые действия с реальными предметами; стимулировать речевое общение в игре; учить развивать игровой сюжет, устанавливать взаимоотношения между действующими лицами в многоролевой игре.

Ход игры: Роли: «продавцы», «покупатели», «шофер», «кассир».

Шофер на машине привозит в большой универсальный магазин товары: продукты, игрушки, одежду. Вместе с продавцами он разгружает машину. Продавцы раскладывают товары по отделам в магазине. В магазин приходят покупатели. Они примеряют одежду, выбирают продукты, игрушки, спрашивают у продавцов о товарах, платят деньги в кассу. Кассир выбивает чек. Покупатели забирают покупки, благодарят. Покупатель обменивает некачественный товар.

Материал: Стеллажи для товаров, одежда, продукты, касса, игрушки, чеки, деньги.

«Больница»

Задачи: учить детей отображать в игре разные стороны окружающей действительности; формировать стойкий интерес к сюжету и игре в целом; обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры

Ход игры: Роли: «врачи», «медсестра», «больные».

Больные поступают в больницу. Их привозит «скорая помощь». Врач и медсестра осматривают поступивших больных, берут анализ крови, слушают сердце, легкие, выясняют, что и как болит, оказывают первую помощь, направляют в палату. Дежурный врач делает обход, спрашивает о самочувствии больных. Медсестра выполняет назначения врача: раздает таблетки, делает уколы, перевязки, ставит горчичники, банки и т. д. Хирург делает операцию.

Материал: Бинт, вата, горчичники, медицинские инструменты, шприц, лекарства, банки, белые халаты, фонендоскоп.

«Ателье»

Задачи: учить предварительно планировать будущую игру, выделять определенные правила, которые соответствуют логике сюжета, строить взаимоотношения между участниками игры в зависимости от исполняемых ролей.

Ход игры: Роли: «клиенты», «закройщик», «приемщик», «портной».

Клиенты приходят в ателье, в журналах находят модели одежды. Закройщик советует, что лучше сшить и фасон, предлагает образцы тканей, принимает заказ, снимает мерки. Приемщик оформляет заказ, выписывает квитанцию, рисует выбранный фасон.

Портной шьет изделие, примеряет на заказчике, утюжит готовую модель. Некоторые заказы могут поступать в магазин одежды. Там их продают покупателям.

Клиенты приходят, примеряют изделия, забирают, благодарят работников ателье.

Материал: Каталоги моделей одежды, бумага для зарисовок фасонов, швейные машины, сантиметр, образцы, утюг, тканей, бланки квитанций.

«Библиотека»

Задачи: учить детей общаться в игре, намечать последовательность действий, задавать друг другу вопросы, отвечать на вопросы товарищей, оценивать правильность ответов и действий.

Ход игры: Роли: «библиотекарь», «читатели». Читатели приходят в библиотеку,

рассматривают книги, размещенные на полках, выбирают понравившиеся. Библиотекарь предлагает книги читателям, записывает в библиотеку, вносит в формуляр взятые книги, просит относиться к книгам бережно, аккуратно. Читатели спрашивают у библиотекаря, о чем книга, интересная ли, помогают ему подклеивать порванные книги, рисуют картинки по сюжетам прочитанных книг. Приносят книги домой, читают их своим куклам.

Материал: Формуляры, бумага, ножницы, книги, карандаши, фломастеры, полки, краски, куклы, мелки, клей.

«Почта»

Задачи: учить детей выбирать сюжет для игры, поощрять инициативу при распределении ролей и развитии сюжетных линий; формировать знания и представления детей о профессии почтальона, приемщика посылок.

Ход игры: Роли: «посетители», «приемщик посылок», «почтальон». Посетители приходят на почту, покупают открытки, конверты, марки, звонят по телефону, отправляют телеграммы, посылки. Приемщик принимает посылки, взвешивает, запаковывает, пишет адрес. Посетители пишут письма, опускают их в почтовый ящик.

Материал: Конверты, марки, открытки, посылки, бланки, сумка для почтальона, бумага, журналы, газеты, стойки, ручки.

«Фотография»

Задачи: учить отображать в сюжетно-ролевой игре труд взрослых, взаимоотношения между людьми в процессе труда; побуждать детей принимать активное участие в изготовлении игровых атрибутов.

Ход игры: Роли: «клиенты», «фотограф», «парикмахер».

Клиенты посещают фотосалон. Предварительно в парикмахерской делают красивую прическу, наряжаются. Фотограф усаживает клиентов, устанавливает аппаратуру и освещение, снимает, раздает сделанные фотографии. Клиенты получают фото, благодарят фотографа, показывают друг другу фотографии, кладут их в альбом, посылают в письме своим знакомым.

Почтальон сортирует почту (письма, газеты, журналы), разносит ее по адресам. Адресаты получают газеты, журналы, читают их.

Материал: Фотоаппараты, пленки, конверты, фотографии, квитанции.

«Школа»

Задачи: учить детей совместной игре на уровне продолжительных взаимоотношений; знакомить с профессией учителя; формировать представления и знания о школе.

Ход игры: Роли: «ученики», «учительница». Ученики завтракают, складывают школьные принадлежности в портфель, идут в школу.

Приходят в класс, занимают свое место за партой, готовятся к уроку. Учительница входит в класс, проводит уроки, рисует, читает, считает, пишет вместе с детьми.

На перемене дети играют в подвижные игры.

Учительница проверяет тетради, ставит ученикам оценки, задает домашнее задание. После уроков выходит с учениками на прогулку.

Материал: Постройка — класс, столы, доска, мел, школьные принадлежности.

«Поликлиника»

Задачи: обогащать жизненные впечатления детей для расширения круга игровых действий, сюжетов; формировать представления о поликлинике, работе врача, медсестры; учит избегать в игре стереотипность, развивать сюжет, внося дополнительные детали с согласия остальных участников игры.

Ход игры: Роли: «врачи», «медсестры», «пациенты». Пациенты приходят в поликлинику на медосмотр и посещают врачей в разных кабинетах.

Врачи их взвешивают, измеряют рост, проверяют зрение, осматривают зубы, слушают фонендоскопом, измеряют давление.

Медсестры берут анализ крови.

Если у пациентов есть жалобы на здоровье, врач выписывает рецепты, медсестра делает уколы, перевязывает раны на руке, на голове, закапывает капли, учит больного полоскать горло.

Материал: белые халаты, фонендоскоп, лекарства, бланки рецептов, медицинские инструменты, таблица для проверки зрения.

Конспект занятий по подготовке к обучению грамоте в группе с5-7 лет
«Как много в мире есть профессий»

Цель:

  • Познакомить детей со словом «профессия» и его происхождением. Познакомиться с новыми современными профессиями и необходимости их возникновения в современном мире. Закрепить знания детей об известных им профессиях. Учить подбирать слова действия к той или иной профессии, напомнить детям слово-синоним к слову «профессия» (ремесло). Развитие связной речи. Составление предложений со словами потому что.
  • Познакомить детей со слоговым составом слова. Обратить внимание детей, что слова делятся на части - состоят из слогов. Ударный слог. Подготовка руки к письму.
  • Воспитывать уважение к профессиональной трудовой деятельности.

Оборудование и материалы:  предметные картинки, Профессии, фишки, схема – план для составления рассказов, схемы профессий, картинки: Ваза, корова, телевизор, металлофон с молоточком.

Предварительная работа: рассматиривание иллюстраций о профессиях, ПРОСМОТР ДИАФИЛЬМА «Чем пахнут ремесла?»

 

Ход занятия.

- Ребята, сегодня на занятии я хочу с вами поговорить на очень интересную тему. А какую, вы должны догадаться сами, в чем поможет вам Машенька, которая принесла вам загадки.

Использование предметных картинок «Профессии» и загадок к ним

- Вы догадались, о чем пойдет речь? Ответы детей.

- Правильно, о профессиях. А как вы думаете, что означает слово «Профессия»? Ответы детей.

- Ребята, слово «профессия» пришло к нам из латинского языка «professio». И означает оно «публичное выступление». С древних времен этим словом называли род занятий, которыми занимался человек и посвящал этим занятиям себя. Но профессия требует специальной подготовки, специального обучения, чтобы человек смог потом работать по профессии и зарабатывать себе деньги на жизнь.

- А кем бы вы хотели стать и какую профессию получить? Беседа с детьми о будущей их профессии.

- Чтобы вы достигли своих мечтаний, вам необходимо учиться. Сначала в детском саду, затем в школе, а потом закончить ВУЗ (логопед расшифровывает) и освоить вашу профессию.

Многие профессии перешли к нам из прошлого.

В Прошлое время

В Настоящее время

Псарь- слуга, ухаживающий за охотничьими собаками и участвующий в охоте при царе

Кинолог - специалист по разведению, содержанию и дрессировке собак

Писчий

Секретарь

Глашатые - (устаревшее), человек, объявлявший

что-либо всенародно; вестник.

Радиоведущие

Лекарь

Врач

Цирюльник

Парикмахер

Счетовод

Бухгалтер

Ростовщик

Банкир

 

  А теперь попробуем образовать название профессий по их действиям.

Дети отвечают, как называются профессии по действиям

Образуй профессию.

Доит коров - Доярка

Кладет печь - Печник

Строит дом - Строитель

Варит сталь - Сталевар

Кует железо – Кузнец

Учит детей – учитель,

Воспитывает детей – воспитатель

Охраняет помещение – охранник

Продает продукты – продавец

Лес рубит – лесоруб

Рыбу ловит - рыболов

Водит машину – водитель (дети получают фишки)

- А теперь, ребята, назовите, пожалуйста, профессии, которые есть у нас в детском саду

«Профессии детского сада» (Дети получают фишки, которые подсчитываются в конце занятия)

- Молодцы, а вы знаете, ребята, как слово профессия можно сказать по-другому? Ремесло.

- Сейчас мы с вами попытаемся создать свои рассказы о профессиях по алгоритму – плану.

Дети подходят к доске. Рассматривают две картинки профессий женщин. Логопед дает схему.

- Вам поможет вот эта схема.

  • Кто это?
  • Где работает?
  • Что делает?
  • Что нужно для работы?
  • Нужна ли эта профессия?
  • Каким должен быть человек этой профессии?

Например: Это повар. Она работает в детской столовой (на кухне в детском саду). Повар варит суп, жарит котлеты, печет вкусные булочки и пироги. (Повар занимается приготовлением блюд). Для работы ему нужна разная посуда больших размеров: кастрюли, сковородки, чашки. Повар должен быть аккуратным, сообразительным, быстрым, чистоплотным и уметь хорошо готовить.

Физминутка

Поиграем с Машенькой.

Заяц мчится, что есть мочи, (изображают бег на месте)

Заяц схорониться хочет. (закрывают лицо ладонями)

То бежит он, то кружит…

(бег на месте, переворачиваются вокруг себя)

Бедный, он всего боится

Где укрыться ото зла.

(руки лодочкой у груди)

От лисицы, от куницы,

(повороты вправо-влево, изображая хвост лисы и хвост куницы)

От орлицы и орла, (показывают крылья орла, широко расставив руки)

Он боится даже белки, (показывают ушки белки)

Певчей птицы, даже мелкой. (показывают клювик птицы, сложив пальцы)

Уши – стрелы, хвост – сучок, (показывают заячьи уши, вытянув руки вверх)

Прыгнул белкой и молчок. (показывают беличий прыжок, а затем подносят указательный палец к губам, изображая молчание)

Мчаться что есть мочи – бежать изо всех сил, очень быстро.

Схорониться – спрятаться.

- А теперь, ребята, послушайте, как я произнесу слово ВЕСЫ.

ВЕ – СЫ.

Я его произнесла сразу полностью?

- Верно, я сначала сказала первую часть слова, а потом вторую. Любое слово можно разделить на части.

Также как и яблоко, апельсин. На сколько частей можно их разделить? На две, три и т.д.

Внимательно послушайте, как я буду произносить слова не сразу, а по частям:

Ры-ба, ша-ры, му-ха, стре-ко-за

Давайте поучимся произносить слова по частям. Для этого поднесем тыльную сторону руки к подбородку. Сколько раз ваша рука при произнесении слова коснется подбородка, столько слогов в слове.

На наборном полотне картинки:

Ваза, корова, телевизор

Дети делят слова на слоги

- Вам было трудно делить слова на части?

ЧАСТЬ СЛОВА НАЗЫВАЕТСЯ   С Л О Г

- Те части, на которые мы делим слово и называются слог.

- Давайте разберем слово каша на слоги.

Повторите его, поднеся ладонь к подбородку.

Сколько частей или слогов в этом слове?

Сколько раз рука коснулась подбородка? (В этом слове две части или два слога, рука коснулась подбородка два раза).

Первый слог ка, второй – ша.

А теперь попробуем составить схему этого слова.

Длинная полоска – это все слово

Ребята, а вот Машенька тоже кое что знает. Послушайте:

- Послушайте, ребята, какие слова знает Машенька: РУКА, ЛИСА, ПАУК (произносит с ударением на первом слоге)

- Вы разве не знаете этих слов? (Нет)

- давайте скажем их правильно Машеньке: РУКА, ЛИСА, ПАУК? (Произносит с ударением на втором слоге)

- Машенька неправильно поставила ударение. В любом слове один слог произносится протяжнее и чуть-чуть громче, чем остальные. Это называется УДАРЕНИЕМ, а сам слог носит названиеУДАРНОГО СЛОГА.

- Давайте произнесем самое любимое слово всех детей – МАМА. Из каких слогов это слово состоит? (МА-МА). Эти слоги одинаковые? (Да). Но произносятся они по-разному. Послушайте, если я протяжно произнесу первый слог: МААА-МА. Произнесите вместе со мной. А теперь протяжно произнесу второй слог: МА-МААА. Скажите так же. Правильно мы сказали? (Нет). Значит в слове МАМА ударение падает на первый слог. Первый слог МА – ударный. Мы как будто ударяем этот слог незаметным молоточком – голосом. Есть стихотворение об ударении:

УДАРНЫЙ СЛОГ, УДАРНЫЙ СЛОГ –

ОН НАЗВАН ТАК НЕДАРОМ…

ЭЙ, НЕВИДИМКА-МОЛОТОК,

ОТМЕРЬ ЕГО УДАРОМ!

И МОЛОТОК СТУЧИТ-СТУЧИТ,

И ЧЕТКО РЕЧЬ МОЯ ЗВУЧИТ!

                               (А. Шибаев)

Определение ударного слога в словах.

- Давайте поучимся ставить ударение в словах. Вот вам музыкальные молоточки. Они помогут определить ударный слог. (При произнесении слова ударный слог отбивается музыкальным молоточком). Называйте ударный слог.

Ударный слог обозначается черточкой.

Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.

Пальчиковая гимнастика

Повар

Повар готовил обед., (приседают, ребром ладоней бьют по полу)

А тут отключили свет. (имитируют отключение света правой рукой)

Повар леща берет (загибают большие пальцы на обеих руках)

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья (загибают указательные пальцы)

В печку кладет варенье. (загибают средние пальцы)

Мешает суп кочережкой (загибают безымянные пальцы)

Угли бьет поварешкой (загибают мизинцы)

Сахар сыплет в бульон (изображают, как сыплют сахар)

И очень доволен он. (опускают руки, пожимают плечами)

Дети становятся в круг для подведения итога занятия «Что нового и интересного мы узнали на занятии? »

В заключение занятия педагог читает детям стихотворение.

- Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны

И актуальны, и важны.

И вы скорее подрастайте

Профессией овладевайте

Старайтесь в деле первым быть

И людям пользу приносить.

Вам понравилось занятие? Что вам больше запомнилось?

Не забывайте, что все профессии важны, все профессии нужны. Мы выполнили все задания. Все молодцы!

Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада» с. 397-401

Пятница Т.В. Грамота? Да!: пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005 г.с. 81-82

Конспект НОД в старшей разновозрастной группе

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны» 

Цель: воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку на земле – маме.

Задачи:

- Расширять представления  детей о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним;

- Познакомить детей с профессиями их мам;

- Учить детей отвечать на вопросы, правильно строить сложные предложения

- Продолжать работу над развитием связной речи

-Закреплять в словаре имена прилагательные (весёлая, заботливая, нежная, ласковая, добрая и т.д.)

- Воспитывать у детей   уважительное отношение к старшим.

Предварительная работа:

1.Рассматривание семейных фотографий;  

2.Рассказы детей о   своей   маме по плану:

-как зовут твою маму? (Назвать по имени и отчеству)

-кем работает твоя мама? (Назвать профессию)

-что мама делает на работе?

-что мама делает дома?

-как ты помогаешь маме по дому?

3.Чтение художественной литературы;

4.Заучивание стихотворений о маме.

Материал: иллюстрации, микрофон, фотографии мам всех детей, мяч, краски, мелки.

Ход занятия.

I. Вступительная часть

 - Ребята, отгадайте загадку:

Кто всегда со всеми ладит,                   Поцелует, приласкает,

Шьёт, пирог готовит, гладит,               За плохое поругает,

Никогда не отдыхает,                            А потом сто раз простит,

Ни о чём не забывает.                            Когда болен ты, не спит.

-Как вы думаете, кто это? (Мама)

- Самое лучшее слово на свете  - «мама»! Слово «мама» – одно из самых древних слов на Земле, и это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает, любит.

II. Основная часть

- Давайте поиграем в игру.

1. Игра «Мамочка!»

- Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «Мамочка!». Только дружно и громко.

- Кто пришёл ко мне с утра?

- Кто сказал: «Вставать пора»?

- Кашу кто успел сварить?

- Чаю в чашку кто налил?

- Кто ребячий любит смех?

- Кто на свете лучше всех?

2. «Парад картинок». Фотографии мам (рассматривание фотографий)

- У чьей мамы голубые глаза?

-  Найдите Анину маму, у нее длинные волосы.

-  А у Миланы мама любит украшения. Найдёте её?

3. Игра «Интервью»

-Я хочу предложить Вам рассказать о своих мамах (используем микрофон):

Как зовут твою маму?

Кем работает твоя мама?

Что мама делает на работе?

Что мама делает дома?

-Вы все молодцы! Давайте себе похлопаем.

4. Этюд «Маме улыбаемся»

-У мамы самая добрая улыбка. Давайте и мы с вами улыбнемся маме. Вставайте в кружок.

Ой, лады, лады, лады,(хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды, (разводим руки в стороны)

Чисто умываемся – вот так! (гладим щечки)

Маме улыбаемся – вот так! (опускаем руки, улыбаемся)

5. Беседа «Добрые руки»

- Что делает ваша мама дома?

- Какие руки у ваших мам?

- А что больше всего мама любит делать?

- Трудно мамам?

- Устают ли ваши мамы?

- Как им можно помочь?

- Как вы помогаете маме?

В уголочке ждет нас мяч, поиграем?

6. Игра «Маме помогаем»

- Я буду бросать вам мяч, а вы бросите его обратно и назовёте слово, которое обозначает действие:

- Я помогаю маме (что делать?) – готовить, убирать…

Физкультминутка

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами:

Раз, два, три, четыре –

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились.

7. Беседа «Профессии наших мам»

- Мамы трудятся не только дома, но и на работе.

- Кем работают ваши мамы? (ответы)

8.  Игра «Подбери «красивые» слова» (игра в кругу с мячом)

Мама (какая?) – весёлая, красивая…

III. Заключительная часть

- Мы сказали   немало слов о наших мамах. Поговорили о разных  профессиях  мам.

А вечером, когда вы встретите маму, скажите ей какое-нибудь ласковое слово, обнимите ее, и вы почувствуете мамино тепло, её любовь и ласку.

Список литературы и интернет ресурсов:

  • Аким Я. Мама! Так тебя люблю!
  • Благтнина Е. Вот какая мама.
  • Благинина. Е. Мамин день.
  • Виеру Г. Мамин портрет.
  • Виеру Г. Ресницы.
  • Давыдова Л. Я маму люблю.
  • Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  • Маршак С. Кошкин дом.
  • Маршак С. Пожар.
  • Михалков С. А что у вас?
  • Михалков С. Дядя Степа.

Пословицы и поговорки о маме. http://www.gublibrary.ru/lib/ped/Mama/mama.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вечера досуга для средней группы: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

  Учить подбирать по смыслу существительные к глаголам.      Развивать наблюдательность, узнавать по костюму профессию человека.    Закреплять умения объединять пр...

Статья истории изобретения шин: « Шины всякие важны – шины всякие нужны»

В моей группе часть ребят очень любит играть в машины. Они строят гаражи, дороги , знают марки машин. Если у машины повреждено колесо , то такой игрушкой стараются не играть. Я решила написать статью ...

Программа групповых развивающих занятий "Чувства всякие важны, чувства всякие нужны"

В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция  к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вниман...

Тематическая неделя "Мымы всякие важны, маны всякие нужны"

Календарно-тематическое в подготовительной группе планирование по теме "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"....

Спортивное развлечение "Машины всякие важны, машины всякие нужны"

Споривное развлечение по теме "Транспорт"разработано для старших дошкольников и преднаначено для ознакомления воспитателям ДОУ....

Проект для средней группы «Мамы разные важны - мамы всякие нужны»

Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. В данное время, связь с матерью у ребенка идет только через материальные ценности...