Изучение уровня сенсорной культуры ребенка.
учебно-методический материал на тему

Егорова Ирина Владимировна

1.      Изучение усвоения детьми умения различать величину. Игра-занятие по теме «Различение величины». Упражнение на различение формы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_urovnya_sensornoy_kultury_rebenka.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение уровня сенсорной культуры ребенка.

  1. Изучение усвоения детьми умения различать величину. Игра-занятие по теме «Различение величины».

В ходе выполнения детьми упражнений проверяют, умеют ли дети обследовать предмет по одному признаку (величине).

Перед каждым ребенком вперемежку раскладываются наборы однородных предметов разной величины (матрешки, чашечки-вкладыши, кольца от пирамидки). В игровой форме дается задание: расставить матрешек по росту, нанизать кольца пирамидки, так чтобы она была ровной, и т.п. Правильное выполнение задания означает, что ребенок владеет умением обследовать предметы по признаку величины, сравнивать их между собой.

В ходе выполнения задания важно отметить, как ребенок понял задание (сразу принялся за работу? Испытывал чувство растерянности? Задавал вопросы?); осознанно ли выполнял задание (сравнивал предметы, накладывая кольца друг на друга, подставляя матрешек, чашечки друг к другу? действовал путем проб и ошибок – сначала создавал ряд, а потом исправлял его?); сопровождал ли свою работу высказываниями, какими именно; как закончил работу (проверил правильность выполнения? Устранил ошибки сам или с участием взрослых?).

  1. Выявление у детей умения использовать набор «обследовательских» действий.

Проверяется, умеет ли ребенок вычленять различные признаки одного предмета; каково количество признаков, которые он вычленил; какими способами пользовался.

Ребенку дают два предмета, обладающих различными свойствами: сделаны из разных материалов, отличаются цветом, формой, весом, степенью твердости, фактурой. Предлагают ребенку рассказать все, что он знает о каждом предмете. Затем задают вопросы с целью выяснения представлений о тех качествах и свойствах, которые не были названы при описании («Погладь каждую игрушку и скажи, чем они отличаются», «Нажми пальчиками на каждую игрушку и скажи, одинаковые ли они на ощупь» и др.).

В ходе выполнения ребенком задания фиксируют: сколько признаков ребенок смог назвать самостоятельно? Сколько – после указаний и вопросов взрослого? Назвал признаки только на основе зрительного восприятия или использовал и другие «обследовательские» действия? Правильно ли назвал свойства и качества предметов? Для проверки осмысленности выполняемых действий могут быть заданы дополнительные вопросы: как ты узнаешь, твердый предмет или мягкий? Прозрачный предмет или непрозрачный? Тяжелый предмет или легкий?

3 Упражнение на различение формы. В качестве образца используется, например, прямоугольный флажок красного цвета. Дети дети должны найти флажки такой же формы среди флажков разного цвета (зеленого, синего, желтого, красного), разного размера, разной формы (треугольная, прямоугольная, квадратная).

В ходе выполнения ребенком задания фиксируют: понял ри ребенок задание (сразу приступил к выполнению? Насколько самостоятельно выполнил действия?); какими приемами обследования пользовался (решал задачу в зрительном плане? Прикладывал флажки к образцу?); правильно ли выполнил задание?

Для проверки осознанности выполнения действий можно задать вопросы: как ты узнал, что это флажок такой же формы7 как называется эта форма? как её узнать? Сколько у этой формы углов? Сторон? Одинаковы ли стороны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"

Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...

Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"

Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство развития сенсорной культуры ребенка»

Изучение эффективности развития  у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, используя дидактические игры, которые направлены на обучение детей....

Консультация для родителей "Воспитание сенсорной культуры ребенка"

Раскрыть значение воспитания у детей сенсорных эталонов....

Изучение уровня сенсорного развития детей

Проведение наблюдения за сенсорным развитием детей...

Консультация для родителей "Воспитание сенсорной культуры ребенка"

Сенсорное воспитание , направленное на формирование полноценного восприятия действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умствен...

Воспитание сенсорной культуры ребенка

Материал содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста, а также дидактические игры и упражнения, направленные на последовательное  развитие у детей восприятия цвета, фор...