Музыка в лабиринтах естествознания
занимательные факты ( группа) на тему

Стрижакова Елена Викторовна


Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые обеспечивают детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, и ориентируются на физическое, психическое, духовное здоровье ребёнка с учётом психофизиологических особенностей каждого возраста.

Музыкальные виды деятельности неразрывно связаны с протеканием психических процессов дошкольников и направлены на развитие физической силы человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_v_labirintah_estestvoznaniya.docx20.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА В ЛАБИРИНТАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

«Если бы стихотворение о грусти

Не имело никакой другой задачи,

Как заразить нас авторской грустью,

Это было бы очень грустно для искусства».

Лев Выготский

Музыка как наука обрела становление ещё при Пифагоре. Арифметика, музыка, геометрия, астрономия, эти «четыре искусства» могли привести к гармонии человеческую душу. С тех пор, музыке, как и другим наукам, присущи как эмпирический, так и теоретический  методы познания  (Юдовина-Гальперина, 2007).

Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека:

1. на физическое тело

2. на духовную сущность человека

3. на интеллект.

Трудовая деятельность педагога, а в частности музыкального руководителя, учителя музыки в преподавании музыкальной дисциплины, базируется на знаниях генетики, физиологии и психологии человеческого сознания.

Занятость ребёнка дошкольника в разнообразных видах музыкальной деятельности, которые выстроены в игровой форме, а также  учитывают типологические особенности и скорость реакции  психических процессов, создаёт все предпосылки для здорового формирования организма ребёнка, оказывает стимулирующее влияние на мышечную активность.

Вхождение в мир произведений происходит через эмоцию: чувство, художественное настроение. Музыкальные звуки, звуковые впечатления и звуковые образы способствуют познанию и оценке действительности, вызывают эстетическое наслаждение, активизируют творческие способности, вызывают двигательные реакции.

Непросто выработать координацию слуховых впечатлений со зрительными и двигательными центрами. В процессе  музыкально-ритмической деятельности, в которой движения тела сочетаются  с ритмизацией стихотворного слова,  хлопками, притопом, т.е. включается процесс лого ритмизации, у ребёнка развивается крупная и мелкая моторика.

 Таким образом, любые виды игр, которые предполагают соединение движений с речью, способствуют   моторно-мышечному развитию, и находятся в тесной связи, как с устной, так и с письменной речью.

 Подвижность нервных процессов, темперамент, язык – всё это отражается в скорости и динамике речи.

Речь является материальной основой мышления. По особенностям речи очень легко почувствовать состояние нервной системы ребёнка. Именно от синтеза речи и дыхания (артикуляция) зависит результат творческого процесса во время исполнительской деятельности в пении, сольфеджировании.

При многократном повторении музыкального материала происходит улучшение как дыхательного, так и речевого процесса.

Пальцы, руки, спина, всё тело ребёнка несут огромные информативные сведения о внутреннем состоянии организма. Игра на музыкальных инструментах (синтезатор, триола, аккордеон), в процессе которых извлечённый пальцами звук  непосредственно направляется через нервные окончания пальцев к коре головного мозга и возвращается обратно, способствует перерождению умственных образов  в гармонию звуков.

Творчество как вид деятельности включает в себя соотношение творческих способностей с интеллектуальными. И эти соотношения не всегда равнозначны. На степень их проявления  влияет адаптация к социальной среде развития, от которой зависим и педагог.

В работе с детьми необходимо различать стили учебной деятельности, выполняющие приспособительные функции в восприятии материала и психологической комфортности  ребёнка. Требование гуманизации образования предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств.

Для полноценного психического развития ребенка необходимо, чтобы все его контакты с предметным миром носили открытый, диалогический характер. Решение данной задачи видится в принципе открытости, который призван дать детям более широкий диапазон действий, впечатлений, новых знаний, различных эмоций путем обогащения предметно-пространственной среды средствами искусства, природы, общения и возможностью выразить себя.  

Согласно концепции Л.С. Выготского ребенок в процессе своего развития присваивает социокультурный опыт человечества, представленный в форме различных знаков, символов, моделей.

Как показывает практика исследовательской деятельности, особенности творческой активности дошкольника связаны  с уровнем экстраверсии, самооценкой ребенка,  рядом поведенческих симптомокомплексов  и проявляются  в процессе специальных занятий в ДОУ, которые обеспечиваются специфическими условиями  педагогического процесса  с учётом индивидуально-личностных характеристик детей.

Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста.

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1967
  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб.:    Питер, 2009.
  4. Юдовина-Гальперина Т. Музыка и вся жизнь. С-П6.:2007      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по естествознанию "Воздух и его свойства"

Данное занятие разработано для детей логопедической группы с общим недоразвитием речи. В занятие включены элементы экспериментирования, интересные опыты с воздухом....

Центр науки и естествознания. Консультация для педагогов.

Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей п...

Конспект " Занятие по естествознанию с элементами экспериментирования для детей 6 лет "

Способствовать развитию у детей способность наблюдать, строить предположения. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природных явлений.Расширять и активизировать словарь. Ввести в словарь по...

Проблемы научного обеспечения изучения философии и истории естествознания в современных условиях

Естествознание — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, з...

"Правила дорожного движения" Разработка технологической карты по естествознанию

Тақырыбы (тема): «Правила дорожного движения»Мақсаты (цели): воспитанники смогут расширить знания о светофоре и знаках дорожного движения.Міндеттер (задачи):Продолжать знакомить детей  с правилам...

Международный игровой конкурс по естествознанию "Человек и природа".

В нашем детском саду 20 февраля 2017 года прошёл международный игровой конкурс по естествознанию "Человек и природа". Символ конкурса - рыжий любознательный лисёнок Чип, который вместе со своими ...