Проблемы научного обеспечения изучения философии и истории естествознания в современных условиях
статья (подготовительная группа) на тему

Казанцева Ирина Фёдоровна
Естествознание — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями. С точки зрения современной науки, естествознание — область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы научного обеспечения изучения философии и истории естествознания в современных условиях

Подготовила: Казанцева И.Ф.,

воспитатель МБДОУ №26,

г. Армавира, Краснодарского края 

Естествознание — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями. С точки зрения современной науки, естествознание — область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое.

К естественным наукам относят разделы науки, отвечающие за изучение природных (естественных — от «естество», природаявлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество.

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физикухимиюбиологиюгеографию и астрономию. Науками занимались философы

Современное естествознание развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы, развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов, прогресс экологии привел к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы

В настоящее время под естествознанием понимается точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением.

Структура современного естествознания

Современное естествознание представляет собой раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.

Совокупный объект естествознания– природа.

Предмет естествознания– факты и явления природы, которые воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов.

Задача учёного состоит в том, чтобы выявить эти факты, обобщить их и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Например, явление тяготения – конкретный факт, установленный посредством опыта; закон всемирного тяготения – вариант объяснения данного явления. При этом эмпирические факты и обобщения, будучи установленными, сохраняют свое первоначальное значение. Законы могут быть изменены в ходе развития науки. Так, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.

Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Это означает, что истиной в науке признается то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Таким образом, опыт является решающим аргументом принятия той или иной теории.

Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках. Она является самой древней наукой, насчитывающей в своем развитии около трех тысячелетий. Ее назначение — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Современное естествознание представляет собой сложный комплекс наук о природе. Оно включает в себя такие науки как биология, физика, химия, астрономия, география, экология и др.

Естественные науки различаются предметом своего изучения. Например, предметом изучения биологии являются живые организмы, химии - вещества и их превращения. Астрономия изучает небесные тела, география – особую (географическую) оболочку Земли, экология – взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

Современная тенденция развития естествознания такова, что одновременно с дифференциацией научного знания идут противоположные процессы – соединение отдельных областей знания, создание синтетических научных дисциплин. При этом важно, что объединение научных дисциплин происходит как внутри различных областей естествознания, так и между ними.

Научные методы.

Эмпирический уровень (наблюдение, измерение, эксперимент) и теоретический уровень (абстрагирование, формализация, идеализация, индукция, дедукция)

Научный метод – это совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются, таким образом, эмпирические и теоретические методы.

К методам эмпирического уровня исследований относятся:

1) наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности;

2) описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах;

3) измерение - сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам;

4) эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

К методам теоретического уровня исследований относятся:

1) абстрагирование - отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений;

2) формализация - построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;

3) идеализация - это мыслительное образование абстрактных объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире.

4) индукция - метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;

5) дедукция - способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Основные черты современной науки:

 1. Наука общезначима, то есть полученные знания пригодны для всех людей на Земле.

2. Язык науки (формулы и символы) понятны всем вне зависимости от национальности и языка.

3. В любом научном исследовании присутствуют элемент незавершенности – никогда нельзя знать все до конца. Нет абсолютной истины!

4. Наука внеморальна: все, что исследуется морально и этически нейтрально. Учёный морален и отвечает за своё исследование.

5. Преемственность: новые знания всегда соотносятся со старыми.

6. Наука достоверна: все научные выводы проходят неоднократную теоретическую и практическую проверку.

Философский принцип – относительный характер понятий, законов, теорий всех наук, изучающих природу и общество.

Философское изучение мира в целом. Философские утверждения незыблемы и неопровержимы. Пример: В одну и ту же реку нельзя войти дважды (все течет, все меняется).

Философия не требует эксперимента.

Основные законы природы связывают естествознание с философией:

· Причинно-следственная связь явлений;

· Любая научная истина относительна, но содержит элемент абсолютного;

· Закон перехода из количественных изменений в качественные изменения;

· Закон единства и борьбы противоположностей;

· Закон отрицания отрицания.

Таким образом, познание законов природы и построение на этой основе картины мира – непосредственная, ближайшая цель естествознания. Содействие практическому использованию этих законов – конечная задача. Научная картина мира находится в постоянном развитии. В ходе научных революций в ней осуществляются качественные преобразования, старая картина мира сменяется новой. Каждая историческая эпоха формирует свою научную картину мира.

Литература

1. Основы современной философии. Издание 2-е дополненное. Серия «Мир культуры, истории и философии» / Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко / СПб.: Издательство «Лань», 1999.

2. Интернет ресурсы: studopedia.su.

3. Copyright © 2005-2016 BestReferat.ru bestreferat@mail.ru .

4. www.studfiles.ru.

5. Естествознание / Кедров Б. М. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях

В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных услови...

Статья "Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях" с выступлением по данной теме на международной научно-практической конференци 6.12.12. ИППО МГПУ.

Тема доклада: Театрализованная  деятельность в воспитании любви к Родине у старших дошкольников     В современной системе дошкольного образования все чаще ставится вопрос в то...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...

Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы" г.Казань, г.Нижнекамск

Презентация пособия. Тема «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки»....

Сборник статей студенческой научно - практической конференции «Экономика, управление, социология, психология и право в современных условиях»

Сборник статей студенческой научно -  практической конференции «Экономика, управление, социология, психология и право в современных условиях»...

ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».

В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...