Консультация для родителей "Особенности развития детей раннего возраста"
консультация

Наумова Анастасия Андреевна

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности  развития  детей  раннего  возраста

Для  детей  первых  лет  жизни  характерен  быстрый  темп  развития.  С  этим  связано  повышение  работоспособности  детского  организма.    Новорожденный  ребёнок  в  состоянии  бодрствовать  в  течение  5-7  минут.  К  году  длительность  одного  отрезка  бодрствования  малыша  уже  составляет  2,5-3,5  часа,  к  двум  годам  - 5-5,5  часа.  Вместе  с  этим  уменьшается  количество  периодов  дневного  сна:  дети  первого  года  жизни  спят  4  раза  в  день;  в  возрасте  от  1  года  до  1  года  6  месяцев – 2  раза  в  день;  у  детей  в  возрасте  от  1  года  6  месяцев  до  3  лет – один  дневной  сон.

Вследствие  незавершенности  строения  важных  органов  и  систем  для  детей  первых  лет  жизни  характерна  быстрая  утомляемость. Четкое  соблюдение  режима  дня,  соответствующего  возрастным  и  индивидуальным  возможностям  малышей,  выделение  особой  роли  сна  как  охранительной  реакции  организма  от  переутомления  способствуют  постепенной  нормализации  работы  всех  органов  и  систем.

У  детей  отмечается  малая  выносливость  клеток  коры  головного  мозга.  Доминирование  положительных  эмоций,  своевременная  смена  видов  деятельности  ребёнка  в  течение  каждого  периода  бодрствования,  совершенствование  ориентировочно-познавательной  деятельности  малыша  предотвращает  нервную  систему  от  переутомления,  что  является  одной  из  главных  задач,  реализуемых  взрослым.

Развитие  детей  первых  лет  жизни  носит  скачкообразный  характер.  Так,  к  году  малыш  в  состоянии  произнести  6-10  слов,  к  1  году  6  месяцам  он  пользуется  20-30  словами;  к  2  годам  количество  произносимых  слов  возрастает  до  200-300,  а  к  3  годам  словарный  запас  ребёнка  состоит  из  1500-2500  и  даже  3000  слов.  Скачкообразность  развития  связана  с  созреванием  тех  или  иных  функций  организма  в  разные  сроки.  Отсутствие  скачков  является  следствием  отклонений  в  развитии  ребёнка.

Интенсивное  развитие  в  сочетании  с  незрелостью  внутренних  систем  делает  организм  малыша  ранимым,  подверженным  частым  заболеваниям.  Четкий  режим  дня,  закаливание,  прогулки,  охрана  нервной  системы  укрепляют  организм  ребёнка.

В  первые  годы  жизни  ярко  проявляется  взаимосвязь  и  взаимозависимость  состояния  здоровья,  физического  и  психического  развития  ребёнка.  Так,  развитие  гипотрофии  часто  связано  с  дефицитом  двигательной  активности  малыша,  сниженным  эмоциональным  тонусом,  отсутствием  смены  впечатлений  и  полноценного  общения  со  взрослым.  Проблемы  в  ходе  беременности,  осложнения  при  родах  могут  привести  к  задержке  психического  развития  младенца  и  т.п.

В  этом  возрасте  прослеживается  взаимосвязь  формирующихся  умений  малыша.  Развитие  зрения  и  слуха  влечет  за  собой  развитие  движений  рук.  Благодаря  зрительному  и  слуховому  восприятию  в  сочетании  с  ручной  умелостью  ребёнок  успешно  осваивает  способы  самостоятельного  передвижения  (ползание,  ходьба).  Успешное  развитие  мелкой  моторики  рук  способствует  становлению  речи  и  т.п.

В  то  же  время  отмечается  неустойчивость  формирующихся  умений  и  навыков.  Этим  объясняется  необходимость  многократного  повторения  одного  и  того  же  материала  в  процессе  обучения  малышей.  Так,  показ  нового  предмета,  действия  с  ним  в  разных  сочетаниях  и  условиях  на  первом  году  жизни  достигает  50-70  раз.

Малая  подвижность  нервной  системы  ребёнка  обусловлена  незрелостью  отдельных  органов  и  систем.  Малыш  не  в  состоянии  сам  переключиться  с одного  вида  деятельности  на  другой.  Удовлетворив  потребность  в  активных  движениях,  он  продолжает  бегать,  но  испытывает  при  этом  дискомфорт,  перевозбуждается,  начинает  разбрасывать  игрушки,  кричать  и  т.п.  Рассмотрев  картинки  и  утратив  интерес  к  ним,  малыш  продолжает  бесцельно  перелистывать  книгу.  Не  умея  сдерживать  раздражение  от  неинтересного  занятия,  он  начинает  рвать  листы.

У  маленьких  детей  не  сформированы  тормозные  процессы,  что  весьма  затрудняет  работу  с  ними.  Ребёнок  не  может  находиться  в  бездеятельном  состоянии,  сидя  за  столом  в  ожидании  обеда,  стоять  смирно  на  физкультурном  занятии.  Он  не  в  состоянии  ждать  желаемого  и  стремится  достичь  цели  как  можно  скорее (отсюда  частые  конфликты  из-за  игрушек).  Услышав  запрет,  малыш  не  может  сразу  же  прервать  свою  деятельность,  ему  необходимо  какое-то  время,  чтобы  перестроиться  (например,  ребёнок  не  может  сразу  закончить  игру  и  начать  одеваться  на  прогулку).

Способность  детей  к  обучению  сочетается  с  несформированностью  произвольного  внимания.  Если  им  что-то  неинтересно  или  сложно  для  восприятия,  они  отказываются  смотреть,  слушать  или  просто  уходят.  Своевременный  контроль  за  развитием  детей  помогает  правильно  планировать  воспитательно-образовательную  работу.

Легко  возникающая  отвлекаемость  объясняется  высокой  степенью  развития  ориентировочно-познавательной  деятельности  малышей.  Любые  внешние  раздражители  (стук  в  дверь,  телефонный  звонок  и  т.п.)  не  оставляют  детей  безучастными,  поэтому  следует  тщательно  продумывать  и  правильно  организовывать  воспитательно-образовательный  процесс.

В  ходе  обучения  следует  учитывать  также  и  то,  что  малыши  не  в  состоянии  сразу  же  воспроизвести  услышанное  или  увиденное  впервые.  Для  осознания  нового  им  необходимо  время.  Их  ответные  реакции  носят  отсроченный  характер.  Учитывая  это  обстоятельство,  при  обучении  детей  предусматривают  повторы,  в  самостоятельной  деятельности – закрепление  новых  знаний,  умений  и  навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Консультация "Конструирование для развития детей раннего возраста"

конструирование-это развитие мышления, памяти,внимания....

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....