Практико-значимая работа «Тренинговые технологии в реализации ФГОС дошкольного образования»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Волкова Тамара Валерьевна

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к включению во взрослую жизнь. При выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентироваться именно на достижения детей в развитии способностей сформированности компетентности (то есть готовности к решению новых для них задач в новых и необычных для них ситуациях) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sofina_tamara_valerevna.odt35.65 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра воспитательных систем

Итоговая практико-значимая работа

Тема :  « Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей »

Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации)

«Тренинговые технологии в реализации ФГОС дошкольного образования»

Руководитель:

Петренко А.И., канд. психол. наук, доцент.

Исполнитель:

Софьина Тамара Валерьевна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 6 – центр развития ребенка»

Москва 2016

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

  1. Понятие коммуникации и коммуникативной компетентности …………..4
  2. Особенности коммуникации детей дошкольного возраста……………….7
  3. Роль изобразительно – творческой и игровой деятельности в процессе формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….9
  4. Коммуникативные тренинги для детей старшего возраста……………….10
  5. Методика диагностики развития речи дошкольников…………………….13
  6. Заключение…………………………………………………………………...16
  7. Список используемой литературы………………………………………….17

Введение

Актуальность

     Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к включению во взрослую жизнь. При выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентироваться именно на достижения детей в развитии способностей сформированности компетентности (то есть готовности к решению новых для них задач в новых и необычных для них ситуациях)

Цель исследования : изучение и выявление путей развития коммуникативной компетентности дошкольников в процессе их деятельности.

Объект исследования : Особенности коммуникации детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : Внеучебная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Задачи :

  • Дать понятия коммуникации , коммуникативной компетентности
  • Рассмотреть особенности общения в дошкольном возрасте
  • Провести тренинги на развитие коммуникативной компетентности детей

Планируемый результат : развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков , устранение коммуникативных трудностей , развитие навыков эффективной коммуникации.

Понятие коммуникации и коммуникативной компетентности

     

      Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, а общение является одной из главных задач в социальной жизни человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.

     Особая значимость данной проблемы выражается в том, что у детей старшего дошкольного возраста, а иногда и младшего школьного, характерны недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции. Адекватной оценки своего места в мире взрослых людей, и, следовательно , недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей, которые играют большую роль в готовности ребенка к школьному обучению. Дети мало стали общаться, как со взрослыми, так и сверстниками.

     Это обусловлено тем, что у взрослых, после трудового дня уделяется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо совсем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом только то, что хотят слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий» становятся компьютеры: интернет и разнообразные игры; телевизор, с просмотром мультфильмов, а иногда и не пригодных для детской психики.

     Особую значимость сформированности коммуникативных способностей у детей мы можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику. Традиционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались в русле проблем «развития речи». Задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы (поддерживать диалог) и не выделялись как отдельная задача. Однако формирование коммуникативных способностей и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов (воспитателей ДОУ), психологов, специалистов детского сада.

     Так же следует отметить, что в новых Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) - «ФГТ» раздел «развитие речи» выделен в отдельный раздел «Коммуникация». Образовательная область «Коммуникация » - это не только развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

     Разработка проблемы «общения» не является новой и обладает обширным теоретическим материалом. Данным вопросом «общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» занимались наши отечественные психологи и педагоги, такие как: А.А Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г Арушанова, В.С Мухина, Т.А. Федосеева, В. С. Селиванов, Я.Л Коломенский, Л.А Венгер и другие. Однако все эти теоретические разработки не являются достаточно востребованными в системе дошкольного образования.       Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей, а также коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей.

     Однако, несмотря на достаточную теоретическую разработанность вопроса «коммуникации», недостаточно разработан вопрос, касающийся конкретных методик и технологий развития коммуникативных способностей дошкольников.).

     Процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду будет эффективнее, если:

- педагог осознаёт значимость процесса формирования коммуникативных способностей и осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности;

- педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода - игровой, с постепенным усложнением вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятельности.

- работа будет направлена на формирование всех коммуникативных умений и навыков: знания о приемах и правилах вербального общения, способность понимать и использовать на практике невербальные средства общения.

     Коммуникативную компетентность старшего дошкольника мы понимаем как коммуникативные навыки, позволяющие человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с латинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом.

     Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1) эмоциональный (чувствительность к другому);

2) когнитивный (познание другого);

3) поведенческий (способность к сотрудничеству).

Особенности коммуникации детей дошкольного возраста

     В процессе коммуникации перед детьми возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. 

     Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

     Поступление в школу - переломный моментом в жизни каждого ребенка: ему приходится переходить к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Дети 6-7 лет не всегда могут адекватно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между детьми, между взрослым и ребенком, для успешной социализации. 

     Поэтому в старшем дошкольном возрасте профилактика трудностей в межличностной сфере приобретает наибольшую актуальность, так как именно этот возраст является сензитивным для овладения знаниями, умениями и навыками, способствующими эффективному взаимодействию с окружающими людьми, другими словами, для формирования коммуникативной компетентности.

     Таким образом, одной из главных целей воспитательного процесса  является формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста и реализация её через решение следующих задач.

1) Формирование отзывчивости, эмпатии, внимания к действиям партнёров.

2) Обогащение знаниями об особенностях в характере и поведении людей.

3) Обучение способности предвидеть поведение другого и эффективно решать проблемы, возникающие между людьми. 

     Система работы в этом направлении включает в себя :

  • просветительскую и профилактическую деятельность, 
  • психологическую и педагогическую диагностику, 
  • развивающие и коррекционные занятия, 
  • а также индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей.

     С целью психологического просвещения родителей и профилактики трудностей во взаимодействии используются следующие формы работы: 

• тематические родительские собрания (пример собрания «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»);

• групповые консультации для родителей, обеспокоенных общей проблемой (пример групповой консультации с элементами тренинга «Секреты общения с детьми» );

• заочное консультирование  - стенды, «раскладушки» с регулярно обновляющимся материалом. 

     

Роль изобразительно – творческой и игровой деятельности в процессе формирования коммуникативной компетентности детей

дошкольного возраста

      Важное место в системе по формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников занимает коллективная изобразительно-творческая деятельность, которая успешно осуществляется в условиях игры. При этом игровой прием создает положительную мотивацию деятельности, в которой раскрываются взаимоотношения детей, осуществляется «обучение» игровых персонажей, разгадываются загадки. 

     Сюжетный мотив, определяя игровой характер общения детей, объединяет коллектив единой творческой задачей. Ролевые нагрузки распределяются так, что каждый участник свободен в воплощении творческого замысла.

   
Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б.Г. Ананьева , А.А.Бодалева. Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса. 

     Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка, которая реализуется  в ситуации общения, рассматривается О.А. Веселковой .          Существует и ещё одно направление, максимально широко представленное  в литературе ( Я.Л.  Коломинский , Н.А. Лемаксина , Л.Я. Лозован, М.Г. Маркина, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина и др.), в рамках которого коммуникативные умения рассматриваются как группа умений , характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для организации и реализации процесса общения , взаимодействия. 

     Особый интерес представляют работы, посвящённые выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т.А. Антонова, В.Н. Давидович, Р.И. Деревянко, Е.Е. Кравцова, Л.В. Лидак , М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская  ).

      В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно которой  «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности». 
   
Коммуникации - это  процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей ко взаимопониманию.

     Тренинг - широкий класс методов направленного изменения психических свойств, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях). Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.


Коммуникативные тренинги для детей старшего возраста

     Цель: Формирование коммуникативных умений старших дошкольников. Задачи:

1. Развитие навыков конструктивного общения;

2. Преодоление барьеров в общении;

3. Развитие лучшего понимания себя и других;

4. Снятие психического и эмоционального напряжения;

5. Профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности;

6. Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки.

«Играем вместе»

Цель: Развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализация своих чувств.

Задачи:

  1. Повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
  2. Развивать эмпатию, научить работать в парах;
  3. Развивать речь, творческое воображение;
  4. Воспитывать доброжелательность.

Ведущий: педагог – психолог.

Ход тренинга:

Дети входят в музыкальный зал.

  1. Упражнение  «Доброе животное»

Цель: сплотить группу, почувствовать единение с другими.

Описание упражнения: участники – дети и воспитатели встают вкруг и берутся за руки. Психолог говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит, почувствуем как бьется наше сердце. А теперь послушаем все вместе. Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад.  «Животное» дышит легко и спокойно.

  1. Игра «Зеркало»

Цель: развитие коммуникативных навыков и наблюдательности.

Описание упражнения: дети смотрят слайды  «Выражение лица. Настроение».  Поворачиваются к воспитателям и показывают выражение лица. Воспитатели зеркала, которые отображают детское настроение.

  1. «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта работы в паре.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони, и левую к правой ладони друг друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по залу, обходя различные препятствия: пройти змейкой, пройти по мостику (усложнение: передвигаться можно прыжками, бегом, на корточках). Играющим нужно напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

  1. Игра «Поварята»

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Описание игры: все дети  и взрослые встают вкруг – это «кастрюля» или «миска». Затем,  договариваются, что они будут «готовить»:  суп, компот, салат и т.д.   Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, морковью и т.д.  Ведущий называет название ингредиентов. Названные  выпрыгивают в круг, следующий компонент берет за руку его. Когда все участники окажутся в одном круге, игра заканчивается (можно приступить к приготовлению другого блюда).

Хорошо, если ведущий будет  выполнять какие-либо действия с «продуктами»: крошить, солить, перемешивать и т.д. можно имитировать закипание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы.

  1. Игра «По кочкам»

Цель: развитие моторной ловкости

Описание игры: кочки раскладывают на полу. Количество кочек должно быть меньше, чем количество игроков. Играющие – лягушки, которые прыгают с кочки на кочку.  На одной кочке две лягушке не умещаются, поэтому, запрыгивая на кочку, игроки квакают: «Ква-ква», подвинься!» - пытаются столкнуть с кочки лягушку или найти другое место.  

Если негативные эмоции начинают преобладать, игру лучше остановить. Поругавшихся «лягушек» следует помирить, тем самым преодолев конфликт.

  1. Игра «Изобрази без предметов»

Цель: развивать воображение и мышление.

Описание игры: воспитателям  и детям предлагается показать действие без предметов.

- разрезать на ломтики арбуз и съесть его;

- перелить воду из одного стакана в другой;

- остричь ногти;

- развернуть и прочитать газету;

- наколоть дрова;

- катать машинку;

- качать ребенка и т.д.

  1. Игра «Змея»

Цель: развитие ловкости, координации, умения действовать согласовано.

Описание игры: ведущий - голова змеи – предлагает участникам игры стать его хвостом. Таким образом,  все участники держатся друг за другом, а потом голова  догоняет хвост.

  1. Упражнение  «Чудесный лес»

Цель: развитие творческих способностей.

Описание игры:  на мольберт вешается ватман с рисунком, который нужно дорисовать.  Дорисовать нужно то, что намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек.  В игре принимают участие  дети и воспитатели.

Материал: большие листы с нарисованными контурами деревьев, бабочек и неопределенные силуэты; цветные карандаши.

  1. Упражнение «Комплимент»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения говорить другому комплимент.

Описание упражнения: дети  и взрослые берут смайлики и дарят друг другу, говоря комплименты.



Методика диагностики развития речи дошкольников


   
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.

Задание Б. (Окончание слов).

Задание В. (Образование предложений с данными словами). Задание Г. (Подбор рифмы)

Задание Д. (Словообразование) Как будет называться маленький предмет? Задание Е. (Словообразование) Если предмет сделан из железа, то какой он? Задание Ж. (Общий словарный запас) Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова). 

Методические рекомендации

Система состоит из четырех блоков:

  • Игры и упражнения на умение сотрудничать;
  • Игры и упражнения на умение активно слушать;
  • Игры и упражнения на умения перерабатывать информацию;
  • Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)

     Каждый блок направлен на решение нескольких задач. В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности. Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно. При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:  

  • Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
  • Воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи;
  • Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

Помнить ,  что каждый ребенок имеет свои коммуникативные правила:

  • На систему ценностей;
  • На ответственность;
  • На личное достоинство и уважение этого достоинства;
  • На индивидуальность и своеобразие;
  • На независимость от других людей;
  • На собственные мысли;


По мере развития речи у детей формируются способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: выбор данной темы является актуальной проблемой в современном мире. 


Заключение

     В заключение хотелось бы отметить высокую эффективность , вариативность и удобство применения тренинговых технологий для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Несомненным положительным моментом творческих и игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны , сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить , что намного легче заметить ошибки , неточности в общении. В следствии дети охотно занимаются и применяют полученный опыт на практике.

Список использованной литературы

1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Москва: АСТ, 2008. 

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - Москва: АСТ, 2009.

4. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А.Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 

5. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2001.

6. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.В. Кенеман; под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989.

7. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н.Е.Вераксы.  – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006.

9. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011.

10. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

11. Куражева Н.Ю.,  Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007. 

12. Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. - СПб.: Речь, 2005.

13. Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

14. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Москва, 2002.

15. Павлов И.В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. - СПб.: Речь, 2008.

16. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

17. Панфилова М.А. Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников.– М.: Сфера, 2002.

18. Предшкольное образование и система работы с родителями / С.Ю. Прохорова, Н.В.Нигматуллина, Е.В.Белоногова, Л.Я.Белянина. – М.: АРКТИ, 2008.

19. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009.

20. Развивалки для подготовки к школе:  развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.

21. Рогалёва Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010

22. Сорокина Н.Ф. , Миланович Л. Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.

23. Фесюкова Л.Б. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – М.: Ранок, 2008.

24. Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М: Генезис, 2005.

25. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...

Технологии взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В публикации актуализирована проблема взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС, описаны технологии и виды  взаимодействия....

Научная статья ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования

В данной статье автор затрагивает проблему совпадения в подходах ТРИЗ-РТВ и ФГОС ДО к решению задач познавательного развития до-школьников. Взгляд, представленный в работе, может быть интересен с...

«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»

Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации  ФГОС ДО. Предлагается авторское видение  создания и разработки  информационых программ...

Планирование работы воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Статья на тему: "Планирование работы воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...


 

Комментарии

Лысенко Марина Михайловна

Спасибо, хорошая работа!