Научная статья ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования
статья на тему

Черемнова Ольга Викторовна

В данной статье автор затрагивает проблему совпадения в подходах ТРИЗ-РТВ и ФГОС ДО к решению задач познавательного развития до-школьников. Взгляд, представленный в работе, может быть интересен специалистам в области дошкольного образования. Ключевые слова: ТРИЗ, ФГОС, познавательное развитие, познавательные интересы, познавательные действия, проблемное мышление, индивидуальный маршрут развития. ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_triz.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ “Детский сад №3”

Черемнова Ольга Викторовна, воспиттатель

ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.

На основании требования ФГОС, реализация программы,  должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.  Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в  50-х  годах  усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

    На  современном  этапе  для  реализации  основной  образовательной  программы в соответствии с ФГОС ДО предлагается ряд методов:

  • методы мотивации и стимулирования;
  • методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и
  • опыта поведения в социуме, в сложных ситуациях;
  • информационно – рецептивные методы;         
  • репродуктивные методы;
  • методы проблемного изложения;
  • исследовательский метод.

    Прежде  всего,  в основе используемых  в ТРИЗ технологии  средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением, т.к. формирование у детей умений выделять проблемную ситуацию, видеть её противоречивые стороны, находить способы её разрешения – одна из главных задач в ТРИЗ для дошкольников. Поскольку эта технология адаптирована для работы с дошкольниками, то её невозможно представить без методов мотивации и стимулирования. Именно поэтому, работа с любым методом ТРИЗ-РТВ имеет игровую форму, будь то знакомство с законами диалектики, или игры с типовыми приемами фантазирования. Однако, помимо этого, здесь достаточно активно применяются информационно рецептивные методы, такие как работа с картами морфтаблиц, системного оператора, Кольца Луллия, базовой модели описания объекта на интерактивной или обычной доске, флипчарте, компьютере с целью классификации и систематизации изучаемых объектов. Это позволяет ребенку собрать большой объем информации о том, что его интересует, и при этом получить достаточно полную картину всех связей, отношений изучаемого объекта с окружающим миром.

Репродуктивная функция методов ТРИЗ-РТВ в познавательном развитии реализуется в процессе самостоятельной работы детей со схемами структурного и функционального подхода, в умении находить объекты, общие по значению, содержанию, действию,  каким-либо признакам, решать  задачи  с недостатком данных по определенному алгоритму в таких играх, как «Да – нет», «Следопыты» и др. В  исследовательской  деятельности  ТРИЗ –  технология  предполагает  не только формировать у детей умение действовать по алгоритму исследования, но и работать с причинно-следственными связями изучаемого объекта, использовать прямой и обратный мозговой штурм, приемы разрешения противоречий и необходимые ресурсы при разрешении проблемных ситуаций, метод моделирования маленькими человечками в процессе изучения объектов, меняющих агрегатное состояние и т. д.

    Какие же методы ТРИЗ – технологии наиболее эффективны для решения вышеназванных задач ФГОС ДО в процессе реализации основной образовательной программы?

I. Методы активизации мышления:

1. Мозговой штурм (МШ) – (автор Алекс Осборн) – осуществляется в виде прямой и обратной «мозговой атаки». Прямой МШ проводится с целью поиска положительных факторов, способных разрешить какую-либо возникшую проблему. Обратный мозговой штурм направлен на выявление как можно большего числа недостатков объекта и поиска путей их устранения, т.е., улучшения объекта. Каждый из видов мозгового штурма проводится по собственному алгоритму, но оба нацелены на обучение ребенка приемам работы с проблемными ситуациями.

2. Синектика –  (объединение  разнородных  элементов),  автор –  Уильям Дж. Гордон, (США, 50-е годы ХХ века). Этот метод основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение, и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. По Гордону – существует 2 вида механизмов творчества: неоперативные  (интуиция, озарение, вдохновение), которыми сложно управлять и операционные, управляемые, к которым относятся различные виды аналогий. Применение аналогий повышает интерес детей к познавательному процессу, т.к. задействует их личный опыт.

3. Морфологический анализ – один из методов перебора вариантов, способствующих преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов. (Автор – швейцарский астрофизик Фриц Цвикки. Метод разработан в 40-х годах ХХ века). Этот метод решает сразу две большие задачи:

  • с помощью комбинирования, объединяя предметы (или их отдельные признаки) по осям координат, создавать новые объекты. При этом меняется строение объекта, его функция, его среда обитания, ресурс существования или применения. В процессе такой работы главная цель – развитие воображения и творческих проявлений детей;
  • вторая  большая  задача,  которую  решает  метод  морфанализа,  (в  виде морфтаблицы) – это обучение приемам систематизации большого количества информации. Думается, что именно формирование навыков классификации и систематизации знаний, как важнейших из познавательных навыков человека, позволяет быстро осваивать большие объемы информации. Далеко не каждый взрослый способен быстро привести в систему, сгруппировать объекты по сходству и отличию, т.к. мало практикуется в анализе признаков объекта. (А именно поиск аналогов, похожестей является важнейшим моментом в процессах запоминания и припоминания, т.к. на этом построены процессы эйдетической памяти). Разновидностями морфологического анализа являются:
  • морфологическая дорожка;
  • морфологическая таблица;
  • кольцо Луллия;
  • базовая модель описания объектов (БМОО).

II. Методы, формирующие основы диалектического мышления ребенка. В дошкольном детстве используются дидактические игры и упражнения, способствующие формированию представлений о причинно-следственных связях между объектами, явлениями, событиями, фактами. При этом поиск причинно-следственных связей можно вести где угодно и в различных формах:

  • играх;
  • викторинах;
  • в процессе обсуждения прочитанной книги;
  • в ходе наблюдений за жизнью природных объектов;
  • в процессе знакомства с народными приметами.

Для этих целей очень важно ежедневно играть в такие игры, как: «Хорошо – плохо», «Маятник», «Паучок», которые упражняют ребенка в поиске противоречивых качеств объектов, ситуаций, явлений.

III. Системный подход в работе с дошкольниками как способ формирования системного взгляда на мир. Наверное, каждый из нас хотел бы, чтобы дети проявляли любознательность, устойчивый интерес к изучению природы,  техники, предметного мира, искусства и т. д.

IV. Работа с проблемными ситуациями природного, социального, технического характера Существует масса определений понятия, что же такое «проблемная ситуация»? Выберем простейшее – «Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда он не может достичь цели известными ему способами». Трудность – это выполнение каких-либо действий с затруднением. ТРИЗ- РТВ своей главной задачей ставит – формирование чувствительности к проблемам и противоречиям, поскольку невозможно сформировать человека с инженерным, т.е. творческим, создающим мышлением, если он не научится формулировать претензию к объекту, выявлять противоречие в нем. Прежде, чем приступать к непосредственной работе с противоречиями, необходима работа с проблемными ситуациями. Мы выделили 4 вида проблемных ситуаций:

  • ситуации природного характера;
  • ситуации в предметном мире;
  • ситуации социального характера;
  • ситуации в литературных произведениях.

Работа с проблемными ситуациями обучает ребенка не только поиску рациональных или  волшебных решений, она  способствует формированию навыка рассуждать, видеть положительные и отрицательные стороны любого объекта, любой ситуации. Каждый раз, работая над поиском приемов разрешения противоречий, мы можем формировать тем самым определенный навык у детей, который сделает их значительно увереннее в себе в жизненных ситуациях. Наконец, это развивает начала жизненной философии ребенка, способствует созданию некоего свода жизненных правил и приоритетов. Особенно большую чувствительность к проблемным ситуациям проявляют одаренные дети. Значительно чаще, чем обычные дети, они проявляют склонность рассуждать, спорить, приводить свои доводы в процессе разбора ситуации. И в конце статьи хотелось бы сделать акцент:  как важно, чтобы каждый ребенок в процессе такой работы почувствовал удовольствие от самостоятельного решения сложной задачи!.. Не менее важно, чтобы каждый педагог видел и стимулировал динамику развития познавательных интересов ребенка… Также важно, чтобы каждый родитель проявлял внимание к тому, чем интересуется, к чему тяготеет его ребенок.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Минск, 1994.

2. Беляков Е.А. 365 развивающих игр / Е.А. Беляков. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.

3. Железнова С.В. Программа развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста на основе ТРИЗ-РТВ / С.В. Железнова. – Обнинск, 1997.

4. Железнова С.В. Внедрение ТРИЗ-РТВ в практику обучения и воспитания дошкольников С.В. Железнова. – Тольятти, 1998.

5. Железнова С.В. К  вопросу  об  организации  развивающей  предметной среды  в  дошкольном  учреждении  (ТРИЗ-РТВ)  /  С.В. Железнова,  Т.А. Фалькова. – Ульяновск, 2001.

6. Железнова С.В. Тризёнок в доме / С.В. Железнова. – Тольятти, 2002.

7. Железнова С.В. ТРИЗ-РТВ для реализации ФГОС и образовательной программы дошкольников / С.В. Железнова. – Тольятти, 2015.

8. Страунинг А.М.  Методы  активизации  мышления /  С.В. Железнова. – Обнинск, 1995.

9. Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования (утвержден Советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 28 августа 2013 года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования».

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей дошкольников....

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»

Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации  ФГОС ДО. Предлагается авторское видение  создания и разработки  информационых программ...

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...

«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...