Авторская программа стажировки заявителя по проблемам овладения эффективными технологиями реализации ФГОС дошкольного образования
рабочая программа

Варичева Светлана Анатольевна

Цель авторской программы - познакомить педагогов с применением различных технологий, методов и приёмов, создания условий, при которых ребёнок стал бы не посторонним наблюдателем, слушателем замечательных, поучительных сказок , а включён в этот творческий процесс и развить в нём желание, мотивацию создавать литературные произведения не только словесно (проявление творческого мышления, воображения, публичное выступление, актёрское мастерство) , но и продуктивно - в виде создания книжек из рисунков, из тканей, природного материала, при помощи фото - монтажа, создания Презентаций, мультипликации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2.1.

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам овладения эффективными технологиями реализации ФГОС дошкольного образования

1. Информационный блок программы ( 8 страниц)

1.1. ФИО разработчика Варичева Светлана Анатольевна

1.2. Название программы (с учётом ФГОС ДО)

Развитие творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства.

1.3. Цель программы (с учетом ФГОС ДО)

Применение в работе педагога инновационных технологий, методов, приёмов и создание условий для эффективного развития способностей и творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки.

1.4. Задача программы (с учетом ФГОС).

1.4.1.Развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников при создании авторских и коллективных сказок с использованием методов познавательно-речевого развития и игровых приёмов.

1.4.2. Интеграция различных технологий (проектирование, развивающее обучение, здоровье - сберегающие, компьютерные) для формирования и поддержки положительной самооценки дошкольников и их уверенности в собственных творческих возможностях и способностях, развития социально-коммуникативных навыков, связной речи детей.

1.4.3.Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, при организации сотрудничества всех участников образовательного процесса: дошкольники, педагоги, родители, социальные структуры города для достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Основная идея заключена в том, чтобы использовать специфические возможности дошкольного возраста – момент активной потребности в познании окружающего мира, любознательности, пик развития фантазии и воображения, памяти, мышления, речи, проявление желания быть в центре детей и взрослых, самостоятельности, потребность в игровой и продуктивной деятельности, и при планомерной последовательной работе и правильной организации воспитательно-образовательного процесса педагогом, создать благоприятные условия для развития творческого потенциала, сформировать у дошкольников активную жизненную позицию - желание создавать и созидать, исследовать и экспериментировать, моделировать и проектировать, хорошо владеть своей речью, любить литературу и родной язык.

По-моему убеждению, именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой личности. Взрослый на данном этапе играет ведущую роль в формировании и развитии творческого потенциала ребёнка. Самый доступный для ребёнка способ приобретения знаний, развития у него всех психических процессов, в особенности воображения, памяти и творческого мышления, речи - это знакомство со сказкой. Язык сказки прост и понятен даже младшим детям. В старшем дошкольном возрасте дети представляют себя героями из сказки, живут в придуманном ими мире.Они активно фантазируют, в изобразительной деятельности рисуют героев понравившейся сказки. Наконец, сказка выступает для них защитной реакцией на их проблемы и неудачи. Именно в сказке формируются первоначальные нравственные ориентиры - добра и зла, по поступкам героев сказки дети различают хорошие и плохие поступки. Роль сказки неоценима - в ней заключена вся мудрость народа.

Дошкольники знакомятся не только с русскими народными сказками, но и авторскими: А.С. Пушкина , С.Я. Маршака, К.И. Чуковского и других авторов. Знакомясь с авторскими сказками, побуждаю детей к созданию собственных сказок, чтобы они тоже смогли выступить в роли авторов.

Любой ребёнок вырастет, но сказки, прочитанные ему в детстве, останутся в его душе и сознании навсегда.

Цель авторской программы - познакомить педагогов с применением различных технологий, методов и приёмов, создания условий, при которых ребёнок стал бы не посторонним наблюдателем, слушателем замечательных, поучительных сказок , а включён в этот творческий процесс и развить в нём желание, мотивацию создавать литературные произведения не только словесно (проявление творческого мышления, воображения, публичное выступление, актёрское мастерство) , но и продуктивно - в виде создания книжек из рисунков, из тканей, природного материала, при помощи фото - монтажа, создания Презентаций, мультипликации.

Увлечённые творческим процессом дети, привлекут внимание родителей к своей деятельности, а значит педагоги будут осуществлять свою работу по данному направлению с детьми во взаимодействии с родителями воспитанников, что предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (…к участникам образовательных отношений относятся, в том числе, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители…).

Приоритетными направлениями авторской программы являются познавательное и речевое развитие дошкольников, которые являются одними из главных составляющих разностороннего развития детей дошкольного возраста. В работе по данному направлению для осуществления поставленной цели - создание творческих сказок дошкольниками, используются различные методы и приёмы.

Методы познавательно-речевого развития у старших дошкольников

Название

Автор

1

Методы повышения познавательной активности

С.Н.Козлова

2

Методы ТРИЗ

Г. Альтшулер,

З. Шустерман

3

Методы повышения эмоциональности

С.Козлова,

С.Крюкова

4

Методы развития творческого потенциала

Н.И. Савенков

5

Методы обучения и развития  творчества

Н.Н. Подъяков

6

Методы исследования

Н.Н. Подъяков

7

Методы моделирования

Н.Н. Подъяков

Методы повышения познавательной активности: установление причинно-следственных связей, сравнение, методы вопросов.

Методы ТРИЗ: «мозговой штурм», метод проб и ошибок, метод эмпатии, метод противоречий.

Методы повышения эмоциональности: придумывание сказок и историй, игровые и воображаемые ситуации, игры-драматизации, шутка, юмор.

Методы развития творческого потенциала: методы аналогии, создание типичных образов, комбинирование элементов, использование алгоритмов, поиск сходства и различия, самостоятельное исследование.

Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения, исследование предметов и явлений природы, обследование, прогнозирование, предположения, проблемные ситуации и задачи, мотивирование детской деятельности.

Методы моделирования позволяют в упрощённой форме (с использованием графических изображений рисунков, схем) самостоятельно составить или пересказывать сказку, используя элементарных знания о структуре сказки.

 Данный метод дополнен авторской разработкой (разнообразие и вариация схематических изображений-подсказок на основе работы Н.Н. Подъякова «Методы исследования»), с целью помочь дошкольникам легко освоить составление сказки (коллективной или авторской).

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом, расширенавторскими игровыми упражнениями для отражения впечатлений, воображения и фантазии детей в речи и двигательной активности.

Словесный метод – рассказ (прочтение) сказки воспитателем.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ сказки или прочтение, воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями, что способствует не только развитию речевых навыков и обогащению словаря, но и формированию диалогической речи (вопросы и ответы на вопросы воспитателя по содержанию сказки), и что очень важно, монологической речи – умению пересказывать, а в дальнейшем и сочинять, создавать сказку посредством речи (формирование связной речи).

Беседы о сказках и их героях применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Они помогают активировать воображение,

Практический метод используется мной как рефлексия на продукт деятельности детей – постановка сказки (драматизация, театрализация), создание книги, Презентация, мультипликация.

Групповая форма работы позволяет решить ряд воспитательных и образовательных задач - помочь детям социализироваться в обществе, почувствовать себя частью общего коллективного процесса, проявить свои творческие способности и возможности, почувствовать уверенность в своих силах, ориентироваться на успех, поддержать и развивать детскую инициативу, умению договариваться для достижения цели.

Индивидуальная форма работы педагога по составлению творческой сказки заключена в том, чтобы зная особенности и возможности детей своей группы направить их деятельность туда, где они смогут реализоваться.

Например, кого-то хочет придумать сказку (сочинить), другой - пересказать , добавить, следующий ребёнок – показать, воспроизвести (театрализация, обыгрывание), кто-то нарисовать, кто-то сделать плоскостную скульптуру и т.п. Задача воспитателя ненавязчиво и последовательно направлять, и поддерживать инициативу детей, способствовать развитию сочинительства, добиваться результативной деятельности - создание творческого продукта - сказки.

Положительным результатом при создании сказки является – эмоциональный отклик на получившийся творческий продукт, который создаёт мощный толчок в уверенности своих способностей и возможностей, развитии инициативы и мотивации.

Положительной динамикой выступает - включение в самостоятельную деятельность детьми полученные умения и знания, проявление творчества, инициативы, активности и самоорганизованности, уважения друг к другу, так как каждый ребёнок проявляет что-то своё особенное (получается лучше других).

Реализуется Амплификация развития, предусмотренная ФГОС ДО -        максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. С этой целью широко применяются  следующие педагогические приёмы:

-поощрение высказывать своё мнение, задавать вопросы, высказывать своё предположение, дополнять ответы товарищей;

-поощрение творчества в любом его проявлении (сочинительства, инсценировки, создание книг и т.п.);

-создание условий для творческого поиска;

-совместная деятельность детей и взрослых.

Наиболее эффективной технологией считаю Технологию Проектирования, именно она позволяет комплексно охватывать различные методы, приёмы, формы работы и включать в себя другие технологии (здоровье-сберегающие,развивающего обучения, ИКТ и др.) Происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач,между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных образовательных областей формируется целостное представление об окружающем мире. Преобладает личностно-ориентированный подход к детям с учётом их желания и потребности в творческой деятельности, а также возможности ребёнка. Педагог направляет его деятельность, предлагая вариативность выбора для создания творческого продукта.

В проектной деятельности есть возможность охватить все грани воспитательно-образовательной работы педагога, систематизировать и углубить знания детей, привлечь к процессу родителей, пополнить предметно-пространственную среду необходимым оборудованием, литературой, дидактическим материаломи т.п.

Интегрируя технологии, такие как  ИКТ и здоровье – сберегающие, соблюдается баланс двигательной активности дошкольников с умственной, а методы исследования интегрирую с моделированием, в результате чего реализуется технология развивающего обучения. Все действия педагога направлены на формирование творческого потенциала дошкольника и возможность детьми применять свои способности и умения самостоятельно, формирование у них положительной самооценкии их уверенности в собственных творческих возможностях и способностях, развитие коммуникативных навыков, связной речи.

Проектная деятельность по ознакомлению с художественной литературой позволяет включить целый блок образовательных задач по ознакомлению и созданию сказок. У воспитателя появляется возможность для внедрения инноваций (создание книг с использованием бросового, природного и др. материала, Презентаций фото-монтаж, мультипликация), создания творческой атмосферы (использование воспитателем авторских произведений) и построения образовательного пространства таким образом, чтобы создать все условия для

эффективной работы по созданию авторских и коллективных сказок (с использованием музыкальных произведений) и приобщения детей к литературному жанру, овладения родным языком, ознакомления с традициями (обряды, праздники, игры) и культурой русского народа (рассматривание иллюстраций, картин,  предметов декоративно-прикладного искусства).

Создаётся благоприятная атмосфера для реализации ребёнком своих фантазий и воображений, умений интонационно окрашивать свою речь и выражать чувства словами.

В дальнейшем, полученные знания в детском саду, позволят дошкольникам, легче адаптироваться к школьному обучению, быть социализированной ,активной, творческой личностью, хорошо владеющей своей речью, уверенной в своих способностях и возможностях.

Таким образом, всё это позволит достигнуть целевых ориентиров, предусмотренных ФГОС ДО:

Целевые ориентиры

  • Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности– игре, общении, конструировании и др. способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов

  • Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства.Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,стараться разрешать конфликты.

  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.

  • Творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может

 контролировать свои достижения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов.

  • Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? зачем? почему?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. У ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

2. Содержательный блок программы (6 страниц)

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки. (0,5 страницы)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Малыш» города Балаково Саратовской области имеет необходимое оборудование для реализации образовательного процесса и проведения стажировки.

Наименование

Назначение

1

Игровой материал

Для организованной и самостоятельной деятельности

2

Наглядные пособия, материалы

Для организованной и самостоятельной деятельности

3

Природный и бросовый материал

Для продуктивной и изобразительной деятельности  

4

Оснащённая  развивающая предметно-пространственная среда

Зоны развития (показ реализации ФГОС ДО по созданию условий)

5

Технические средства (ТV, аудио и видеосистемы, ноутбук, фотоаппарат)

Использование в разных видах деятельности

6

Оборудованный музыкальный и физкультурный зал

Для проведения стажировки

Программа стажировки

Тема: «Развитие творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства».

 Реализация задачи, определённой ФГОС ДО»

  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

 Блок №1 (5 часов)

Лекция

«Развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников при создании авторских и коллективных сказок с учётом возрастных и психических возможностей детей». (1 час)

Практическое занятие «Использование методов познавательно-речевого развития и игровых приёмов в процессе сочинительства»  (1 час)

Стажёрская проба Игровой метод работы с педагогами – «Педсовет»-

«Формы и методы работы, приёмы, используемые в работе с детьми при создании сказки» (2 часа)

Оценочное событие (1 час)

Блок №2 (4 часа)

Лекция

«Применение инновационных  технологий в работе с дошкольниками и создание условий  для эффективногоразвития способностей и  творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки». (1 час)

Стажёрская проба (2 часа) Форма проведения - «Деловая игра»

Тема: «Создание творческого проекта»

Технология «Проектная деятельность»

(Интеграция  технологий: здоровье - сберегающие ,  развивающего обучения, ИКТ. Соблюдение структуры проекта, внесение разных видов деятельности. Взаимодействие с родителями и социальными структурами. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада, группы).

Оценочное событие (1 час)

Блок №3 (12 часов)

Лекция

«Коллективное и индивидуальное  сочинительство» (1 час)

Практическое занятие «Создание творческих сказок: коллективные и индивидуальные».

Стажёрская проба (2 час) Игровая форма проведения занятия с педагогами  «Сочиняем сказку»

Применение в работе педагога «Методов исследования и моделирования» и игровых приёмов» ( Технология развивающего обучения) (1 час)

Оценочное событие(1 час)

Практическое занятие (2 часа)

«Создание благоприятных условий и варианты поддержки развития творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства, организация творческого процесса с учётом возможностей и способностей детей»

Стажёрская проба (2 часа)

Игровая форма проведения занятия с педагогами «Ролевая игра»

№1 «Покажем сказку» (театрализация, игровые упражнения, этюды)

Использование здоровье -сберегающих технологий.

Стажёрская проба (2 часа)

№2 «Сказка своими руками» - продуктивная деятельность.

а) Создание книг различными способами (с использованием рисунков, природного бросового материала, фотомонтажа) 2 часа;

б) Создание Презентации сказки, мультипликация (с использованием музыкального оформления, видеоматериалов), с привлечением в творческий процесс родителей воспитанников. Использование компьютерных технологий в работе

Оценочное событие (1 час)

Блок № 4 (3 часа)

Лекция «Целевые ориентиры ФГОС ДО в системе работы ДОУ» (1 час)

Стажёрская проба«Круглый стол» (1 час)

Оценочное событие (1 часа)

Внешняя оценка результатов стажеров - рецензии на созданные материалы.

Самооценивание стажерами собственных результатов - тестирование.

2.3. Учебный план стажировки на 24 учебных часа (4 страницы)

Форма проведения мероприятия

Количество часов

1

Лекции

4

2

Практические занятия

4

3

Стажерская проба

11

4

Оценочное событие

5

Итого:

24 часа

Блок №1.(5 часов)

Лекция (1 час)

Тема: «Развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников при создании авторских и коллективных сказок с учётом возрастных и психических возможностей детей».

-Возрастные и физиологические особенности детей дошкольного возраста (психические процессы, возможности и способности, интересы).

-Творческая инициатива, активность.

-Условия для проявления творческой инициативы дошкольниками.

Практическое занятие (1 час)

Тема: «Использование методов познавательно-речевого развития и игровых приёмов в процессе сочинительства».

- Метод исследования предмета (объекта) через наблюдение.

- Словесные, наглядные, практические методы.

- Использование традиционных и нетрадиционных форм работы с детьми.

- Игровые приёмы в процессе  сочинительства.

Стажёрская проба(2 часа) Игровой метод работы с педагогами – «Педсовет»

Тема: «Формы и методы работы, приёмы, используемые в работе с детьми при создании сказки».

- Определение целей и задач педсовета (ФГОС ДО).

- Создание  творческих микрогрупп (обсуждение, обработка материала, проведение мастер-классов по теме).

- Подведение итогов.

- Составление Памятки по теме.

- Анкетирование.

Оценочное событие (1 час)

  1. Игровой приём «Радуга настроения» (выбранный цвет ленточки –показатель эмоционального настроя стажера).
  2. Форма оценки – игровой приём «Дерево»

 (выбрать соответствующий листок и разместить на «дереве»):

а) красный - получила знания в полном объёме, б) жёлтый - получила достаточно знания, в) зелёный - получила некоторые знания

Блок №2 (4 часа)

Лекция (1 час)

Тема: «Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками и создание условий для эффективного развития способностей и  творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки».

- Инновационные технологии.

Стажёрская проба (2 часа) Форма проведения - «Деловая игра».

Тема: «Создание творческого проекта «Сказочка - рассказочка».

Технология «Проектная деятельность»

 (Интеграция технологий: здоровье - сберегающие, развивающего обучения, ИКТ. Соблюдение структуры проекта, внесение разных видов деятельности. Взаимодействие с родителями и социальными структурами.

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, группы).

- Создание трёх групп (архитекторы-теоретики, практики - конструкторы, оценка эксперты - аналитики).

- Обсуждение основных этапов проекта.

- Применение инновационных форм работы с дошкольниками (технологии, методы, приёмы, организация).

- Создание условий для эффективного развития способностей и творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки.

-Взаимодействие всех участников педагогического процесса.

-Пути реализации Принципа ФГОС ДО результативности: *предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Оценочное событие (1 час)

  1. Игровой приём «Мелодия настроения» (выбор мелодии стажёром -определяет настроение, является показателем утомления, или же наоборот, активности стажёра).
  2. Форма оценки – игровой приём «Кроссворд»

(заполнить кроссворд - получить ответ на поставленный вопрос, определить для себя, уровень полученных знаний)

П ознание

Р азвитие

О бъект

Е динство

К оммуникация

Т ехнологии

Блок №3 (12 часов)

Лекция

Тема: «Коллективное и индивидуальное сочинительство» (1 час)

- Методы и приёмы коллективного сочинительства.

- Методы и приёмы при создании авторской (индивидуальной) сказки.

- Решение задач ФГОС ДО в процессе творческого создания сказки.

Практическое занятие (1 час) 

Тема: «Создание творческих сказок: коллективные и индивидуальные».

- Использование различных методик в работе по созданию сказки.

- Использование знаний детей о традициях, фольклоре, культурном наследии страны в придумывании сказки.

- Моделирование и использование схематических изображений в работе по составлению сказки.

- Обогащение словарного запаса, речи дошкольников посредством сочинительства.

Стажёрская проба (2 часа) 

Игровая форма проведения занятия с педагогами «Говорят дети»

Тема: «Сочиняем сказку»

№1 «Коллективное сочинительство» (1 час)

- Волшебные и бытовые сказки (структура сказки).

- Применение в работе педагога «Методов  познавательно-речевого развития», игровых приёмов в процессе творческого сочинительства» (Технология развивающего обучения).

- Игровое упражнение «Воображалки» (один начинает составлять сказку, следующие продолжают воображать).

№ 2 «Индивидуальное сочинительство» (1 час)

- Составление «цепочки событий» с помощью «Методов исследования и моделирования».

- Волшебство - как проявление желания об осуществлении мечты (перевоплощение).

- Полёт фантазии - продукт деятельности (в виде сказки), побудительная инициатива для сочинительства и развития речи, коммуникации, социализации.

- Использование аудиозаписи для записи текста сочинённой сказки и применение музыкального фона к сказке.

Оценочное событие (1 час)

1. Игровой приём «Мы не скажем, а покажем» (жестами показать своё настроение).

2. Форма оценки – игровой приём «Строим дом»

( из выбранных кирпичиков каждым стажёром (не более 5) «Научился», «Узнал», «Пригодится», «Удивился», «Обрадовался» - выстраивается на магнитной доске дом, его высота является показателем результативности полученных знаний стажёром).

Практическое занятие (2 часа)

Тема: «Создание  благоприятных условий и варианты поддержки развития творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства, организация творческого процесса с учётом возможностей и способностей детей»

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для развития творчества и поддержки детской инициативы (зоны развития, дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, наглядный материал (альбомы, книги, плакаты, иллюстрации и т.д.), оборудование и материал для самостоятельной игровой и продуктивной деятельности).

- Условия и варианты поддержки развития творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства.

- Организация творческого процесса с учётом возможностей и способностей детей.

- Процесс создания книг (по сочинённым сказкам) из различного материала и различными способами.

- Использование компьютерных технологий при создании книг.

(Показ Презентации , мультипликация) .

Стажёрская проба (2 часа)

Игровая форма проведения занятия с педагогами «Ролевая игра»

Тема №1: «Покажем сказку»

- Обыгрывание сказки, придуманной стажёрами (театрализация, драматизация, этюд)

- Составление игровых упражнений на основе придуманной сказки стажёрами (двигательные игры, пальчиковые игры, словесные игры) (1 час)

Использование здоровье-сберегающих технологий.

Стажёрская проба (2 часа)

Тема №2: «Сказка своими руками» - продуктивная деятельность. (1 час)

- Создание книг различными способами (с использованием рисунков, фотомонтажа)- Процесс создание страниц к книге из различного материала (природного, бросового) по выбору стажёров;

- Создание Презентации сказки, мультипликация (с использованием музыкального оформления, видеоматериалов) по выбору стажёров.

- Формы привлечения родителей воспитанников в творческий процесс. (1 час)

Оценочное событие (1 час)

  1. Игровой приём «Сказочное настроение» (определение настроения по выбору сказки стажёром).
  2. Форма оценки – игровой приём «Собери ключи от здания знаний»

(на каждом этаже здания есть ключевые слова по теме, если стажёр понимает их смысловое значение, значит, берёт импровизированный ключ). Количество ключей - показатель уровня знаний по данной теме).

Блок № 4 (3 часа)

Лекция (1 час)

Тема: «Целевые ориентиры ФГОС ДО в системе работы ДОУ»

1.Соблюдение основных принципов ФГОС дошкольного образования в работе по развитию творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства.

2. Реализация задач ФГОС дошкольного образования в применении педагогом инновационных технологий, методов, приёмов в работе  с детьми и создание условий для эффективного развития способностей и творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки.

3. Целевые ориентиры как средство достижения работы педагога в творческом процессе детей над созданием сказки и проектирование  дальнейшей работы с учётом потребностей и инициативы детей (Презентация).

Стажёрская проба Игровая форма проведения «Круглый стол» (1 час)

- Проведение дискуссии « Сходство и различие Федеральных Государственных Требований и Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в системе дошкольного образования».

- Достижение поставленных задач ФГОС ДО, через применение в работе педагога различных инновационных технологий, с целью достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

- Условия, при которых происходит развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников.

- Направления развития творческого потенциала дошкольников и воспитание в них духовно-нравственной личности.

Оценочное событие (1 час)

  1. Игровой приём «Обложка на память» (самостоятельный выбор стажёрами обложки для книги из различных материалов (шёлк, шерсть, ситец т.д.)

2. Форма оценки – игровой приём «Саквояж в дорогу»

    (выбор саквояжа по объёму полученных знаний)

План выступления

1.Самопредставление  «Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 Варичева Светлана Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории  город Балаково МАДОУ №18 «Малыш». Разрешите представить Вам авторскую программу

2.Название программы «Развитие творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства»

 

Данная программа позволяет реализовать   задачи, определённые ФГОС ДО»

 - Развитие  инициативы и творческих способностей детей;

- Позитивная социализация ребёнка;

- Всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие.

И помогает осуществлению требований ФГОС ДО:

  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

3. Цель программы «Применение в работе педагога инновационных технологий, методов, приёмов и создание условий для эффективного развития способностей и творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки»

4. Задача программы предусматривают:

-Развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников при создании авторских и коллективных сказок с использованием методов познавательно-речевого развития и игровых приёмов.

- Интеграция различных технологий (проектирование, развивающее обучение, здоровье - сберегающие, компьютерные) для формирования и поддержки положительной самооценки дошкольников и их уверенности в собственных творческих возможностях и способностях, развития социально-коммуникативных навыков, связной речи детей.

-Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, при организации сотрудничества всех участников образовательного процесса: дошкольники, педагоги, родители, социальные структуры города для достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

5.6. Основная идея заключена в том, чтобы использовать специфические возможности дошкольного возраста – это момент активной потребности в познании окружающего мира, любознательности, пик развития фантазии и воображения, памяти, мышления, речи, проявление желания быть в центре детей и взрослых, самостоятельности, потребность в игровой и продуктивной деятельности, и при планомерной последовательной работе и правильной организации воспитательно-образовательного процесса педагогом, создать благоприятные условия для развития творческого потенциала, сформировать у дошкольников активную жизненную позицию - желание создавать и созидать, исследовать и экспериментировать, моделировать и проектировать, хорошо владеть своей речью, любить литературу и родной язык. По-моему убеждению, именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой личности. Взрослый на данном этапе играет ведущую роль в формировании и развитии творческого потенциала ребёнка.

7.Самый доступный для ребёнка способ приобретения знаний, развития у него всех психических процессов, в особенности воображения, памяти и творческого мышления, речи - это знакомство со сказкой. Язык сказки прост и понятен даже младшим детям. В старшем дошкольном возрасте дети представляют себя героями из сказки, живут в придуманном ими мире. Они активно фантазируют, в изобразительной деятельности рисуют героев понравившейся сказки. Наконец, сказка выступает для них защитной реакцией на их проблемы и неудачи. Именно в сказке формируются первоначальные нравственные ориентиры - добра и зла, по поступкам героев сказки дети различают хорошие и плохие поступки. Роль сказки неоценима - в ней заключена вся мудрость народа.

7. Дошкольники знакомятся не только с русскими народными сказками, но и авторскими: А.С. Пушкина , С.Я. Маршака, К.И. Чуковского и других авторов. Знакомясь с авторскими сказками, побуждаю детей к созданию собственных сказок, чтобы они тоже смогли выступить в роли авторов.

Любой ребёнок вырастет, но сказки, прочитанные ему в детстве, останутся в его душе и сознании навсегда.

8. 9. 10.Цель авторской программы - познакомить педагогов с применением различных технологий, методов и приёмов, создания условий, при которых ребёнок стал бы не посторонним наблюдателем, слушателем замечательных, поучительных сказок , а включён в этот творческий процесс и развить в нём желание, мотивацию создавать литературные произведения не только словесно (проявление творческого мышления, воображения, публичное выступление, актёрское мастерство) , но и продуктивно - в виде создания книжек из рисунков, из тканей, природного материала, при помощи фото - монтажа, создания Презентаций, мультипликации.

11.Увлечённые творческим процессом дети, привлекут внимание родителей к своей деятельности, а значит педагоги будут осуществлять свою работу по данному направлению с детьми во взаимодействии с родителями воспитанников, что предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (…к участникам образовательных отношений относятся, в том числе, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители…).

12.Приоритетными направлениями авторской программы являются познавательное и речевое развитие дошкольников, которые являются одними из главных составляющих разностороннего развития детей дошкольного возраста. В работе по данному направлению для осуществления поставленной цели - создание творческих сказок дошкольниками, используются различные методы и приёмы.

Методы познавательно-речевого развития у старших дошкольников

Название

Автор

1

Методы повышения познавательной активности

С.Н.Козлова

2

Методы ТРИЗ

Г. Альтшулер,

З. Шустерман

3

Методы повышения эмоциональности

С.Козлова,

С.Крюкова

4

Методы развития творческого потенциала

Н.И. Савенков

5

Методы обучения и развития  творчества

Н.Н. Подъяков

6

Методы исследования

Н.Н. Подъяков

7

Методы моделирования

Н.Н. Подъяков

13.Методы повышения познавательной активности: установление причинно-следственных связей, сравнение, методы вопросов.

Методы ТРИЗ: «мозговой штурм», метод проб и ошибок, метод эмпатии, метод противоречий.

Методы повышения эмоциональности: придумывание сказок и историй, игровые и воображаемые ситуации, игры-драматизации, шутка, юмор.

Методы развития творческого потенциала: методы аналогии, создание типичных образов, комбинирование элементов, использование алгоритмов, поиск сходства и различия, самостоятельное исследование.

Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения, исследование предметов и явлений природы, обследование, прогнозирование, предположения, проблемные ситуации и задачи, мотивирование детской деятельности.

14. Методы моделирования позволяют в упрощённой форме (с использованием графических изображений рисунков, схем) самостоятельно составить или пересказывать сказку, используя элементарных знания о структуре сказки.

 Данный метод дополнен авторской разработкой (разнообразие и вариация схематических изображений-подсказок на основе работы Н.Н. Подъякова «Методы исследования»), с целью помочь дошкольникам легко освоить составление сказки (коллективной или авторской).

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом, расширен авторскими игровыми упражнениями для отражения впечатлений, воображения и фантазии детей в речи и двигательной активности.

Словесный метод – рассказ (прочтение) сказки воспитателем.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ сказки или прочтение, воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями, что способствует не только развитию речевых навыков и обогащению словаря, но и формированию диалогической речи (вопросы и ответы на вопросы воспитателя по содержанию сказки), и что очень важно, монологической речи – умению пересказывать, а в дальнейшем и сочинять, создавать сказку посредством речи (формирование связной речи).

Беседы о сказках и их героях применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Они помогают активировать воображение,

15.Практический метод используется мной как рефлексия на продукт деятельности детей – постановка сказки (драматизация, театрализация), создание книги, Презентация, мультипликация.  (наглядно-действенный)

16. Групповая форма работы позволяет решить ряд воспитательных и образовательных задач - помочь детям социализироваться в обществе, почувствовать себя частью общего коллективного процесса, проявить свои творческие способности и возможности, почувствовать уверенность в своих силах, ориентироваться на успех, поддержать и развивать детскую инициативу, умению договариваться для достижения цели. (варианты поддержки детской инициативы)

Индивидуальная форма работы педагога по составлению творческой сказки заключена в том, чтобы зная особенности и возможности детей своей группы направить их деятельность туда, где они смогут реализоваться.

Например, кого-то хочет придумать сказку (сочинить), другой - пересказать , добавить, следующий ребёнок – показать, воспроизвести (театрализация, обыгрывание), кто-то нарисовать, кто-то сделать плоскостную скульптуру и т.п. Задача воспитателя ненавязчиво и последовательно направлять, и поддерживать инициативу детей, способствовать развитию сочинительства, добиваться результативной деятельности - создание творческого продукта - сказки.

Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, поддержка инициативы

Инициатива

Способность

Возможность

1

Сочинить сказку

творческое воображение, фантазировать  

хорошо развита связная речь, образное и логическое  мышление, память, воображение

2

Рассказать (пересказать)

 сказку

эмоциональное выступление, воображать

хорошо развита память, образное мышление, речь; публичное выступление

3

Дополнить сказку

исследовать, сопоставлять, подмечать детали (анализировать, синтезировать)

развита наблюдательность, внимательность, логическое мышление

4

Показать сказку

актёрское выступление (передача образов героев посредством театрализации, пантомимы, этюдов)

 хорошо развиты мимика, жесты, интонация, активность  

5

Изобразить сказку

творческая изобразительная деятельность (рисовать, лепить, моделировать, конструировать и т.п.)

 хорошо развито творческое воображение, память, образное мышление, художественное изображение,  мелкая моторика рук

Объединение  творческого потенциала всех детей позволяет достичь максимального положительного результата в работе проектной деятельности.

17.Положительным результатом при создании сказки является – эмоциональный отклик на получившийся творческий продукт, который создаёт мощный толчок в уверенности своих способностей и возможностей, развитии инициативы и мотивации.

Положительной динамикой выступает - включение в самостоятельную деятельность детьми полученные умения и знания, проявление творчества, инициативы, активности и самоорганизованности, уважения друг к другу, так как каждый ребёнок проявляет что-то своё особенное (получается лучше других).

18.Реализуется Амплификация развития, предусмотренная ФГОС ДО -        максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. С этой целью широко применяются  следующие педагогические приёмы:

-поощрение высказывать своё мнение, задавать вопросы, высказывать своё предположение, дополнять ответы товарищей;

-поощрение творчества в любом его проявлении (сочинительства, инсценировки, создание книг и т.п.);

-создание условий для творческого поиска;

-совместная деятельность детей и взрослых.

19. Наиболее эффективной технологией считаю Технологию Проектирования, именно она позволяет комплексно охватывать различные методы, приёмы, формы работы и включать в себя другие технологии (здоровье-сберегающие, развивающего обучения, ИКТ и др.) Происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных образовательных областей формируется целостное представление об окружающем мире. Преобладает личностно-ориентированный подход к детям с учётом их желания и потребности в творческой деятельности, а также возможности ребёнка. Педагог направляет его деятельность, предлагая вариативность выбора для создания творческого продукта.

20. В проектной деятельности есть возможность охватить все грани воспитательно-образовательной работы педагога, систематизировать и углубить знания детей, привлечь к процессу родителей, пополнить предметно-пространственную среду необходимым оборудованием, литературой, дидактическим материалом и т.п.

21.ТЕХНОЛОГИИ (слайд)

22.Интегрируя технологии, такие как  ИКТ и здоровье – сберегающие, соблюдается баланс двигательной активности дошкольников с умственной, а методы исследования интегрирую с моделированием, в результате чего реализуется технология развивающего обучения. Все действия педагога направлены на формирование творческого потенциала дошкольника и возможность детьми применять свои способности и умения самостоятельно, формирование у них положительной самооценки и их уверенности в собственных творческих возможностях и способностях, развитие коммуникативных навыков, связной речи.

23. Проектная деятельность по ознакомлению с художественной литературой позволяет включить целый блок образовательных задач по ознакомлению и созданию сказок. У воспитателя появляется возможность для внедрения инноваций (создание книг с использованием бросового, природного и др. материала, Презентаций, фото-монтаж, мультипликация), создания творческой атмосферы (использование воспитателем авторских произведений) и построения образовательного пространства таким образом, чтобы создать все условия для

эффективной работы по созданию авторских и коллективных сказок (с использованием музыкальных произведений) и приобщения детей к литературному жанру, овладения родным языком, ознакомления с традициями (обряды, праздники, игры) и культурой русского народа (рассматривание иллюстраций, картин,  предметов декоративно-прикладного искусства).24.

25.Создаётся благоприятная атмосфера для реализации ребёнком своих фантазий и воображений, умений интонационно окрашивать свою речь и выражать чувства словами.

26.27. Таким образом, всё это позволит достигнуть целевых ориентиров, предусмотренных ФГОС ДО:

Целевые ориентиры

  • Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности– игре, общении, конструировании и др. способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов

  • Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.

  • Творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может

 контролировать свои достижения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов.

  • Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? зачем? почему?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. У ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

28.    Считаю, что моя авторская программа способствует решению ФГОС ДО  и достижению Целевых ориентиров.

29                                            Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Материал презентации  отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также  задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...

Научная статья ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования

В данной статье автор затрагивает проблему совпадения в подходах ТРИЗ-РТВ и ФГОС ДО к решению задач познавательного развития до-школьников. Взгляд, представленный в работе, может быть интересен с...

«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»

Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации  ФГОС ДО. Предлагается авторское видение  создания и разработки  информационых программ...

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности...

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. 2021г.

Игра дает ребенку практику содержательного взаимопонимания в процессе ролевого взаимодействия. В игре у дошкольника формируется способность к самостоятельной монологической и диалогической речи. Игра ...