Авторская программа стажировки заявителя по проблемам овладения эффективными технологиями реализации ФГОС дошкольного образования
рабочая программа
Цель авторской программы - познакомить педагогов с применением различных технологий, методов и приёмов, создания условий, при которых ребёнок стал бы не посторонним наблюдателем, слушателем замечательных, поучительных сказок , а включён в этот творческий процесс и развить в нём желание, мотивацию создавать литературные произведения не только словесно (проявление творческого мышления, воображения, публичное выступление, актёрское мастерство) , но и продуктивно - в виде создания книжек из рисунков, из тканей, природного материала, при помощи фото - монтажа, создания Презентаций, мультипликации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 2.1.
Авторская программа стажировки заявителя по проблемам овладения эффективными технологиями реализации ФГОС дошкольного образования
1. Информационный блок программы ( 8 страниц)
1.1. ФИО разработчика Варичева Светлана Анатольевна
1.2. Название программы (с учётом ФГОС ДО)
Развитие творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства.
1.3. Цель программы (с учетом ФГОС ДО)
Применение в работе педагога инновационных технологий, методов, приёмов и создание условий для эффективного развития способностей и творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки.
1.4. Задача программы (с учетом ФГОС).
1.4.1.Развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников при создании авторских и коллективных сказок с использованием методов познавательно-речевого развития и игровых приёмов.
1.4.2. Интеграция различных технологий (проектирование, развивающее обучение, здоровье - сберегающие, компьютерные) для формирования и поддержки положительной самооценки дошкольников и их уверенности в собственных творческих возможностях и способностях, развития социально-коммуникативных навыков, связной речи детей.
1.4.3.Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, при организации сотрудничества всех участников образовательного процесса: дошкольники, педагоги, родители, социальные структуры города для достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Основная идея заключена в том, чтобы использовать специфические возможности дошкольного возраста – момент активной потребности в познании окружающего мира, любознательности, пик развития фантазии и воображения, памяти, мышления, речи, проявление желания быть в центре детей и взрослых, самостоятельности, потребность в игровой и продуктивной деятельности, и при планомерной последовательной работе и правильной организации воспитательно-образовательного процесса педагогом, создать благоприятные условия для развития творческого потенциала, сформировать у дошкольников активную жизненную позицию - желание создавать и созидать, исследовать и экспериментировать, моделировать и проектировать, хорошо владеть своей речью, любить литературу и родной язык.
По-моему убеждению, именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой личности. Взрослый на данном этапе играет ведущую роль в формировании и развитии творческого потенциала ребёнка. Самый доступный для ребёнка способ приобретения знаний, развития у него всех психических процессов, в особенности воображения, памяти и творческого мышления, речи - это знакомство со сказкой. Язык сказки прост и понятен даже младшим детям. В старшем дошкольном возрасте дети представляют себя героями из сказки, живут в придуманном ими мире.Они активно фантазируют, в изобразительной деятельности рисуют героев понравившейся сказки. Наконец, сказка выступает для них защитной реакцией на их проблемы и неудачи. Именно в сказке формируются первоначальные нравственные ориентиры - добра и зла, по поступкам героев сказки дети различают хорошие и плохие поступки. Роль сказки неоценима - в ней заключена вся мудрость народа.
Дошкольники знакомятся не только с русскими народными сказками, но и авторскими: А.С. Пушкина , С.Я. Маршака, К.И. Чуковского и других авторов. Знакомясь с авторскими сказками, побуждаю детей к созданию собственных сказок, чтобы они тоже смогли выступить в роли авторов.
Любой ребёнок вырастет, но сказки, прочитанные ему в детстве, останутся в его душе и сознании навсегда.
Цель авторской программы - познакомить педагогов с применением различных технологий, методов и приёмов, создания условий, при которых ребёнок стал бы не посторонним наблюдателем, слушателем замечательных, поучительных сказок , а включён в этот творческий процесс и развить в нём желание, мотивацию создавать литературные произведения не только словесно (проявление творческого мышления, воображения, публичное выступление, актёрское мастерство) , но и продуктивно - в виде создания книжек из рисунков, из тканей, природного материала, при помощи фото - монтажа, создания Презентаций, мультипликации.
Увлечённые творческим процессом дети, привлекут внимание родителей к своей деятельности, а значит педагоги будут осуществлять свою работу по данному направлению с детьми во взаимодействии с родителями воспитанников, что предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (…к участникам образовательных отношений относятся, в том числе, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители…).
Приоритетными направлениями авторской программы являются познавательное и речевое развитие дошкольников, которые являются одними из главных составляющих разностороннего развития детей дошкольного возраста. В работе по данному направлению для осуществления поставленной цели - создание творческих сказок дошкольниками, используются различные методы и приёмы.
Методы познавательно-речевого развития у старших дошкольников
№ | Название | Автор |
1 | Методы повышения познавательной активности | С.Н.Козлова |
2 | Методы ТРИЗ | Г. Альтшулер, З. Шустерман |
3 | Методы повышения эмоциональности | С.Козлова, С.Крюкова |
4 | Методы развития творческого потенциала | Н.И. Савенков |
5 | Методы обучения и развития творчества | Н.Н. Подъяков |
6 | Методы исследования | Н.Н. Подъяков |
7 | Методы моделирования | Н.Н. Подъяков |
Методы повышения познавательной активности: установление причинно-следственных связей, сравнение, методы вопросов.
Методы ТРИЗ: «мозговой штурм», метод проб и ошибок, метод эмпатии, метод противоречий.
Методы повышения эмоциональности: придумывание сказок и историй, игровые и воображаемые ситуации, игры-драматизации, шутка, юмор.
Методы развития творческого потенциала: методы аналогии, создание типичных образов, комбинирование элементов, использование алгоритмов, поиск сходства и различия, самостоятельное исследование.
Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения, исследование предметов и явлений природы, обследование, прогнозирование, предположения, проблемные ситуации и задачи, мотивирование детской деятельности.
Методы моделирования позволяют в упрощённой форме (с использованием графических изображений рисунков, схем) самостоятельно составить или пересказывать сказку, используя элементарных знания о структуре сказки.
Данный метод дополнен авторской разработкой (разнообразие и вариация схематических изображений-подсказок на основе работы Н.Н. Подъякова «Методы исследования»), с целью помочь дошкольникам легко освоить составление сказки (коллективной или авторской).
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом, расширенавторскими игровыми упражнениями для отражения впечатлений, воображения и фантазии детей в речи и двигательной активности.
Словесный метод – рассказ (прочтение) сказки воспитателем.
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ сказки или прочтение, воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями, что способствует не только развитию речевых навыков и обогащению словаря, но и формированию диалогической речи (вопросы и ответы на вопросы воспитателя по содержанию сказки), и что очень важно, монологической речи – умению пересказывать, а в дальнейшем и сочинять, создавать сказку посредством речи (формирование связной речи).
Беседы о сказках и их героях применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Они помогают активировать воображение,
Практический метод используется мной как рефлексия на продукт деятельности детей – постановка сказки (драматизация, театрализация), создание книги, Презентация, мультипликация.
Групповая форма работы позволяет решить ряд воспитательных и образовательных задач - помочь детям социализироваться в обществе, почувствовать себя частью общего коллективного процесса, проявить свои творческие способности и возможности, почувствовать уверенность в своих силах, ориентироваться на успех, поддержать и развивать детскую инициативу, умению договариваться для достижения цели.
Индивидуальная форма работы педагога по составлению творческой сказки заключена в том, чтобы зная особенности и возможности детей своей группы направить их деятельность туда, где они смогут реализоваться.
Например, кого-то хочет придумать сказку (сочинить), другой - пересказать , добавить, следующий ребёнок – показать, воспроизвести (театрализация, обыгрывание), кто-то нарисовать, кто-то сделать плоскостную скульптуру и т.п. Задача воспитателя ненавязчиво и последовательно направлять, и поддерживать инициативу детей, способствовать развитию сочинительства, добиваться результативной деятельности - создание творческого продукта - сказки.
Положительным результатом при создании сказки является – эмоциональный отклик на получившийся творческий продукт, который создаёт мощный толчок в уверенности своих способностей и возможностей, развитии инициативы и мотивации.
Положительной динамикой выступает - включение в самостоятельную деятельность детьми полученные умения и знания, проявление творчества, инициативы, активности и самоорганизованности, уважения друг к другу, так как каждый ребёнок проявляет что-то своё особенное (получается лучше других).
Реализуется Амплификация развития, предусмотренная ФГОС ДО - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. С этой целью широко применяются следующие педагогические приёмы:
-поощрение высказывать своё мнение, задавать вопросы, высказывать своё предположение, дополнять ответы товарищей;
-поощрение творчества в любом его проявлении (сочинительства, инсценировки, создание книг и т.п.);
-создание условий для творческого поиска;
-совместная деятельность детей и взрослых.
Наиболее эффективной технологией считаю Технологию Проектирования, именно она позволяет комплексно охватывать различные методы, приёмы, формы работы и включать в себя другие технологии (здоровье-сберегающие,развивающего обучения, ИКТ и др.) Происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач,между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных образовательных областей формируется целостное представление об окружающем мире. Преобладает личностно-ориентированный подход к детям с учётом их желания и потребности в творческой деятельности, а также возможности ребёнка. Педагог направляет его деятельность, предлагая вариативность выбора для создания творческого продукта.
В проектной деятельности есть возможность охватить все грани воспитательно-образовательной работы педагога, систематизировать и углубить знания детей, привлечь к процессу родителей, пополнить предметно-пространственную среду необходимым оборудованием, литературой, дидактическим материаломи т.п.
Интегрируя технологии, такие как ИКТ и здоровье – сберегающие, соблюдается баланс двигательной активности дошкольников с умственной, а методы исследования интегрирую с моделированием, в результате чего реализуется технология развивающего обучения. Все действия педагога направлены на формирование творческого потенциала дошкольника и возможность детьми применять свои способности и умения самостоятельно, формирование у них положительной самооценкии их уверенности в собственных творческих возможностях и способностях, развитие коммуникативных навыков, связной речи.
Проектная деятельность по ознакомлению с художественной литературой позволяет включить целый блок образовательных задач по ознакомлению и созданию сказок. У воспитателя появляется возможность для внедрения инноваций (создание книг с использованием бросового, природного и др. материала, Презентаций фото-монтаж, мультипликация), создания творческой атмосферы (использование воспитателем авторских произведений) и построения образовательного пространства таким образом, чтобы создать все условия для
эффективной работы по созданию авторских и коллективных сказок (с использованием музыкальных произведений) и приобщения детей к литературному жанру, овладения родным языком, ознакомления с традициями (обряды, праздники, игры) и культурой русского народа (рассматривание иллюстраций, картин, предметов декоративно-прикладного искусства).
Создаётся благоприятная атмосфера для реализации ребёнком своих фантазий и воображений, умений интонационно окрашивать свою речь и выражать чувства словами.
В дальнейшем, полученные знания в детском саду, позволят дошкольникам, легче адаптироваться к школьному обучению, быть социализированной ,активной, творческой личностью, хорошо владеющей своей речью, уверенной в своих способностях и возможностях.
Таким образом, всё это позволит достигнуть целевых ориентиров, предусмотренных ФГОС ДО:
Целевые ориентиры
- Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности– игре, общении, конструировании и др. способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов
- Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства.Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,стараться разрешать конфликты.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.
- Творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может
контролировать свои достижения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов.
- Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? зачем? почему?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. У ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
2. Содержательный блок программы (6 страниц)
2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки. (0,5 страницы)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Малыш» города Балаково Саратовской области имеет необходимое оборудование для реализации образовательного процесса и проведения стажировки.
№ | Наименование | Назначение |
1 | Игровой материал | Для организованной и самостоятельной деятельности |
2 | Наглядные пособия, материалы | Для организованной и самостоятельной деятельности |
3 | Природный и бросовый материал | Для продуктивной и изобразительной деятельности |
4 | Оснащённая развивающая предметно-пространственная среда | Зоны развития (показ реализации ФГОС ДО по созданию условий) |
5 | Технические средства (ТV, аудио и видеосистемы, ноутбук, фотоаппарат) | Использование в разных видах деятельности |
6 | Оборудованный музыкальный и физкультурный зал | Для проведения стажировки |
Программа стажировки
Тема: «Развитие творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства».
Реализация задачи, определённой ФГОС ДО»
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Блок №1 (5 часов)
Лекция
«Развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников при создании авторских и коллективных сказок с учётом возрастных и психических возможностей детей». (1 час)
Практическое занятие «Использование методов познавательно-речевого развития и игровых приёмов в процессе сочинительства» (1 час)
Стажёрская проба Игровой метод работы с педагогами – «Педсовет»-
«Формы и методы работы, приёмы, используемые в работе с детьми при создании сказки» (2 часа)
Оценочное событие (1 час)
Блок №2 (4 часа)
Лекция
«Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками и создание условий для эффективногоразвития способностей и творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки». (1 час)
Стажёрская проба (2 часа) Форма проведения - «Деловая игра»
Тема: «Создание творческого проекта»
Технология «Проектная деятельность»
(Интеграция технологий: здоровье - сберегающие , развивающего обучения, ИКТ. Соблюдение структуры проекта, внесение разных видов деятельности. Взаимодействие с родителями и социальными структурами. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада, группы).
Оценочное событие (1 час)
Блок №3 (12 часов)
Лекция
«Коллективное и индивидуальное сочинительство» (1 час)
Практическое занятие «Создание творческих сказок: коллективные и индивидуальные».
Стажёрская проба (2 час) Игровая форма проведения занятия с педагогами «Сочиняем сказку»
Применение в работе педагога «Методов исследования и моделирования» и игровых приёмов» ( Технология развивающего обучения) (1 час)
Оценочное событие(1 час)
Практическое занятие (2 часа)
«Создание благоприятных условий и варианты поддержки развития творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства, организация творческого процесса с учётом возможностей и способностей детей»
Стажёрская проба (2 часа)
Игровая форма проведения занятия с педагогами «Ролевая игра»
№1 «Покажем сказку» (театрализация, игровые упражнения, этюды)
Использование здоровье -сберегающих технологий.
Стажёрская проба (2 часа)
№2 «Сказка своими руками» - продуктивная деятельность.
а) Создание книг различными способами (с использованием рисунков, природного бросового материала, фотомонтажа) 2 часа;
б) Создание Презентации сказки, мультипликация (с использованием музыкального оформления, видеоматериалов), с привлечением в творческий процесс родителей воспитанников. Использование компьютерных технологий в работе
Оценочное событие (1 час)
Блок № 4 (3 часа)
Лекция «Целевые ориентиры ФГОС ДО в системе работы ДОУ» (1 час)
Стажёрская проба«Круглый стол» (1 час)
Оценочное событие (1 часа)
Внешняя оценка результатов стажеров - рецензии на созданные материалы.
Самооценивание стажерами собственных результатов - тестирование.
2.3. Учебный план стажировки на 24 учебных часа (4 страницы)
№ | Форма проведения мероприятия | Количество часов |
1 | Лекции | 4 |
2 | Практические занятия | 4 |
3 | Стажерская проба | 11 |
4 | Оценочное событие | 5 |
Итого: | 24 часа | |
Блок №1.(5 часов)
Лекция (1 час)
Тема: «Развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников при создании авторских и коллективных сказок с учётом возрастных и психических возможностей детей».
-Возрастные и физиологические особенности детей дошкольного возраста (психические процессы, возможности и способности, интересы).
-Творческая инициатива, активность.
-Условия для проявления творческой инициативы дошкольниками.
Практическое занятие (1 час)
Тема: «Использование методов познавательно-речевого развития и игровых приёмов в процессе сочинительства».
- Метод исследования предмета (объекта) через наблюдение.
- Словесные, наглядные, практические методы.
- Использование традиционных и нетрадиционных форм работы с детьми.
- Игровые приёмы в процессе сочинительства.
Стажёрская проба(2 часа) Игровой метод работы с педагогами – «Педсовет»
Тема: «Формы и методы работы, приёмы, используемые в работе с детьми при создании сказки».
- Определение целей и задач педсовета (ФГОС ДО).
- Создание творческих микрогрупп (обсуждение, обработка материала, проведение мастер-классов по теме).
- Подведение итогов.
- Составление Памятки по теме.
- Анкетирование.
Оценочное событие (1 час)
- Игровой приём «Радуга настроения» (выбранный цвет ленточки –показатель эмоционального настроя стажера).
- Форма оценки – игровой приём «Дерево»
(выбрать соответствующий листок и разместить на «дереве»):
а) красный - получила знания в полном объёме, б) жёлтый - получила достаточно знания, в) зелёный - получила некоторые знания
Блок №2 (4 часа)
Лекция (1 час)
Тема: «Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками и создание условий для эффективного развития способностей и творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки».
- Инновационные технологии.
Стажёрская проба (2 часа) Форма проведения - «Деловая игра».
Тема: «Создание творческого проекта «Сказочка - рассказочка».
Технология «Проектная деятельность»
(Интеграция технологий: здоровье - сберегающие, развивающего обучения, ИКТ. Соблюдение структуры проекта, внесение разных видов деятельности. Взаимодействие с родителями и социальными структурами.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, группы).
- Создание трёх групп (архитекторы-теоретики, практики - конструкторы, оценка эксперты - аналитики).
- Обсуждение основных этапов проекта.
- Применение инновационных форм работы с дошкольниками (технологии, методы, приёмы, организация).
- Создание условий для эффективного развития способностей и творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки.
-Взаимодействие всех участников педагогического процесса.
-Пути реализации Принципа ФГОС ДО результативности: *предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Оценочное событие (1 час)
- Игровой приём «Мелодия настроения» (выбор мелодии стажёром -определяет настроение, является показателем утомления, или же наоборот, активности стажёра).
- Форма оценки – игровой приём «Кроссворд»
(заполнить кроссворд - получить ответ на поставленный вопрос, определить для себя, уровень полученных знаний)
П ознание
Р азвитие
О бъект
Е динство
К оммуникация
Т ехнологии
Блок №3 (12 часов)
Лекция
Тема: «Коллективное и индивидуальное сочинительство» (1 час)
- Методы и приёмы коллективного сочинительства.
- Методы и приёмы при создании авторской (индивидуальной) сказки.
- Решение задач ФГОС ДО в процессе творческого создания сказки.
Практическое занятие (1 час)
Тема: «Создание творческих сказок: коллективные и индивидуальные».
- Использование различных методик в работе по созданию сказки.
- Использование знаний детей о традициях, фольклоре, культурном наследии страны в придумывании сказки.
- Моделирование и использование схематических изображений в работе по составлению сказки.
- Обогащение словарного запаса, речи дошкольников посредством сочинительства.
Стажёрская проба (2 часа)
Игровая форма проведения занятия с педагогами «Говорят дети»
Тема: «Сочиняем сказку»
№1 «Коллективное сочинительство» (1 час)
- Волшебные и бытовые сказки (структура сказки).
- Применение в работе педагога «Методов познавательно-речевого развития», игровых приёмов в процессе творческого сочинительства» (Технология развивающего обучения).
- Игровое упражнение «Воображалки» (один начинает составлять сказку, следующие продолжают воображать).
№ 2 «Индивидуальное сочинительство» (1 час)
- Составление «цепочки событий» с помощью «Методов исследования и моделирования».
- Волшебство - как проявление желания об осуществлении мечты (перевоплощение).
- Полёт фантазии - продукт деятельности (в виде сказки), побудительная инициатива для сочинительства и развития речи, коммуникации, социализации.
- Использование аудиозаписи для записи текста сочинённой сказки и применение музыкального фона к сказке.
Оценочное событие (1 час)
1. Игровой приём «Мы не скажем, а покажем» (жестами показать своё настроение).
2. Форма оценки – игровой приём «Строим дом»
( из выбранных кирпичиков каждым стажёром (не более 5) «Научился», «Узнал», «Пригодится», «Удивился», «Обрадовался» - выстраивается на магнитной доске дом, его высота является показателем результативности полученных знаний стажёром).
Практическое занятие (2 часа)
Тема: «Создание благоприятных условий и варианты поддержки развития творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства, организация творческого процесса с учётом возможностей и способностей детей»
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для развития творчества и поддержки детской инициативы (зоны развития, дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, наглядный материал (альбомы, книги, плакаты, иллюстрации и т.д.), оборудование и материал для самостоятельной игровой и продуктивной деятельности).
- Условия и варианты поддержки развития творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства.
- Организация творческого процесса с учётом возможностей и способностей детей.
- Процесс создания книг (по сочинённым сказкам) из различного материала и различными способами.
- Использование компьютерных технологий при создании книг.
(Показ Презентации , мультипликация) .
Стажёрская проба (2 часа)
Игровая форма проведения занятия с педагогами «Ролевая игра»
Тема №1: «Покажем сказку»
- Обыгрывание сказки, придуманной стажёрами (театрализация, драматизация, этюд)
- Составление игровых упражнений на основе придуманной сказки стажёрами (двигательные игры, пальчиковые игры, словесные игры) (1 час)
Использование здоровье-сберегающих технологий.
Стажёрская проба (2 часа)
Тема №2: «Сказка своими руками» - продуктивная деятельность. (1 час)
- Создание книг различными способами (с использованием рисунков, фотомонтажа)- Процесс создание страниц к книге из различного материала (природного, бросового) по выбору стажёров;
- Создание Презентации сказки, мультипликация (с использованием музыкального оформления, видеоматериалов) по выбору стажёров.
- Формы привлечения родителей воспитанников в творческий процесс. (1 час)
Оценочное событие (1 час)
- Игровой приём «Сказочное настроение» (определение настроения по выбору сказки стажёром).
- Форма оценки – игровой приём «Собери ключи от здания знаний»
(на каждом этаже здания есть ключевые слова по теме, если стажёр понимает их смысловое значение, значит, берёт импровизированный ключ). Количество ключей - показатель уровня знаний по данной теме).
Блок № 4 (3 часа)
Лекция (1 час)
Тема: «Целевые ориентиры ФГОС ДО в системе работы ДОУ»
1.Соблюдение основных принципов ФГОС дошкольного образования в работе по развитию творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства.
2. Реализация задач ФГОС дошкольного образования в применении педагогом инновационных технологий, методов, приёмов в работе с детьми и создание условий для эффективного развития способностей и творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки.
3. Целевые ориентиры как средство достижения работы педагога в творческом процессе детей над созданием сказки и проектирование дальнейшей работы с учётом потребностей и инициативы детей (Презентация).
Стажёрская проба Игровая форма проведения «Круглый стол» (1 час)
- Проведение дискуссии « Сходство и различие Федеральных Государственных Требований и Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в системе дошкольного образования».
- Достижение поставленных задач ФГОС ДО, через применение в работе педагога различных инновационных технологий, с целью достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
- Условия, при которых происходит развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников.
- Направления развития творческого потенциала дошкольников и воспитание в них духовно-нравственной личности.
Оценочное событие (1 час)
- Игровой приём «Обложка на память» (самостоятельный выбор стажёрами обложки для книги из различных материалов (шёлк, шерсть, ситец т.д.)
2. Форма оценки – игровой приём «Саквояж в дорогу»
(выбор саквояжа по объёму полученных знаний)
План выступления
1.Самопредставление «Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Варичева Светлана Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории город Балаково МАДОУ №18 «Малыш». Разрешите представить Вам авторскую программу
2.Название программы «Развитие творческого потенциала у дошкольников посредством сочинительства»
Данная программа позволяет реализовать задачи, определённые ФГОС ДО»
- Развитие инициативы и творческих способностей детей;
- Позитивная социализация ребёнка;
- Всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие.
И помогает осуществлению требований ФГОС ДО:
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
3. Цель программы «Применение в работе педагога инновационных технологий, методов, приёмов и создание условий для эффективного развития способностей и творческой активности каждого ребёнка в процессе создания сказки»
4. Задача программы предусматривают:
-Развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников при создании авторских и коллективных сказок с использованием методов познавательно-речевого развития и игровых приёмов.
- Интеграция различных технологий (проектирование, развивающее обучение, здоровье - сберегающие, компьютерные) для формирования и поддержки положительной самооценки дошкольников и их уверенности в собственных творческих возможностях и способностях, развития социально-коммуникативных навыков, связной речи детей.
-Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, при организации сотрудничества всех участников образовательного процесса: дошкольники, педагоги, родители, социальные структуры города для достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
5.6. Основная идея заключена в том, чтобы использовать специфические возможности дошкольного возраста – это момент активной потребности в познании окружающего мира, любознательности, пик развития фантазии и воображения, памяти, мышления, речи, проявление желания быть в центре детей и взрослых, самостоятельности, потребность в игровой и продуктивной деятельности, и при планомерной последовательной работе и правильной организации воспитательно-образовательного процесса педагогом, создать благоприятные условия для развития творческого потенциала, сформировать у дошкольников активную жизненную позицию - желание создавать и созидать, исследовать и экспериментировать, моделировать и проектировать, хорошо владеть своей речью, любить литературу и родной язык. По-моему убеждению, именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой личности. Взрослый на данном этапе играет ведущую роль в формировании и развитии творческого потенциала ребёнка.
7.Самый доступный для ребёнка способ приобретения знаний, развития у него всех психических процессов, в особенности воображения, памяти и творческого мышления, речи - это знакомство со сказкой. Язык сказки прост и понятен даже младшим детям. В старшем дошкольном возрасте дети представляют себя героями из сказки, живут в придуманном ими мире. Они активно фантазируют, в изобразительной деятельности рисуют героев понравившейся сказки. Наконец, сказка выступает для них защитной реакцией на их проблемы и неудачи. Именно в сказке формируются первоначальные нравственные ориентиры - добра и зла, по поступкам героев сказки дети различают хорошие и плохие поступки. Роль сказки неоценима - в ней заключена вся мудрость народа.
7. Дошкольники знакомятся не только с русскими народными сказками, но и авторскими: А.С. Пушкина , С.Я. Маршака, К.И. Чуковского и других авторов. Знакомясь с авторскими сказками, побуждаю детей к созданию собственных сказок, чтобы они тоже смогли выступить в роли авторов.
Любой ребёнок вырастет, но сказки, прочитанные ему в детстве, останутся в его душе и сознании навсегда.
8. 9. 10.Цель авторской программы - познакомить педагогов с применением различных технологий, методов и приёмов, создания условий, при которых ребёнок стал бы не посторонним наблюдателем, слушателем замечательных, поучительных сказок , а включён в этот творческий процесс и развить в нём желание, мотивацию создавать литературные произведения не только словесно (проявление творческого мышления, воображения, публичное выступление, актёрское мастерство) , но и продуктивно - в виде создания книжек из рисунков, из тканей, природного материала, при помощи фото - монтажа, создания Презентаций, мультипликации.
11.Увлечённые творческим процессом дети, привлекут внимание родителей к своей деятельности, а значит педагоги будут осуществлять свою работу по данному направлению с детьми во взаимодействии с родителями воспитанников, что предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (…к участникам образовательных отношений относятся, в том числе, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители…).
12.Приоритетными направлениями авторской программы являются познавательное и речевое развитие дошкольников, которые являются одними из главных составляющих разностороннего развития детей дошкольного возраста. В работе по данному направлению для осуществления поставленной цели - создание творческих сказок дошкольниками, используются различные методы и приёмы.
Методы познавательно-речевого развития у старших дошкольников
№ | Название | Автор |
1 | Методы повышения познавательной активности | С.Н.Козлова |
2 | Методы ТРИЗ | Г. Альтшулер, З. Шустерман |
3 | Методы повышения эмоциональности | С.Козлова, С.Крюкова |
4 | Методы развития творческого потенциала | Н.И. Савенков |
5 | Методы обучения и развития творчества | Н.Н. Подъяков |
6 | Методы исследования | Н.Н. Подъяков |
7 | Методы моделирования | Н.Н. Подъяков |
13.Методы повышения познавательной активности: установление причинно-следственных связей, сравнение, методы вопросов.
Методы ТРИЗ: «мозговой штурм», метод проб и ошибок, метод эмпатии, метод противоречий.
Методы повышения эмоциональности: придумывание сказок и историй, игровые и воображаемые ситуации, игры-драматизации, шутка, юмор.
Методы развития творческого потенциала: методы аналогии, создание типичных образов, комбинирование элементов, использование алгоритмов, поиск сходства и различия, самостоятельное исследование.
Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения, исследование предметов и явлений природы, обследование, прогнозирование, предположения, проблемные ситуации и задачи, мотивирование детской деятельности.
14. Методы моделирования позволяют в упрощённой форме (с использованием графических изображений рисунков, схем) самостоятельно составить или пересказывать сказку, используя элементарных знания о структуре сказки.
Данный метод дополнен авторской разработкой (разнообразие и вариация схематических изображений-подсказок на основе работы Н.Н. Подъякова «Методы исследования»), с целью помочь дошкольникам легко освоить составление сказки (коллективной или авторской).
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом, расширен авторскими игровыми упражнениями для отражения впечатлений, воображения и фантазии детей в речи и двигательной активности.
Словесный метод – рассказ (прочтение) сказки воспитателем.
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ сказки или прочтение, воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями, что способствует не только развитию речевых навыков и обогащению словаря, но и формированию диалогической речи (вопросы и ответы на вопросы воспитателя по содержанию сказки), и что очень важно, монологической речи – умению пересказывать, а в дальнейшем и сочинять, создавать сказку посредством речи (формирование связной речи).
Беседы о сказках и их героях применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Они помогают активировать воображение,
15.Практический метод используется мной как рефлексия на продукт деятельности детей – постановка сказки (драматизация, театрализация), создание книги, Презентация, мультипликация. (наглядно-действенный)
16. Групповая форма работы позволяет решить ряд воспитательных и образовательных задач - помочь детям социализироваться в обществе, почувствовать себя частью общего коллективного процесса, проявить свои творческие способности и возможности, почувствовать уверенность в своих силах, ориентироваться на успех, поддержать и развивать детскую инициативу, умению договариваться для достижения цели. (варианты поддержки детской инициативы)
Индивидуальная форма работы педагога по составлению творческой сказки заключена в том, чтобы зная особенности и возможности детей своей группы направить их деятельность туда, где они смогут реализоваться.
Например, кого-то хочет придумать сказку (сочинить), другой - пересказать , добавить, следующий ребёнок – показать, воспроизвести (театрализация, обыгрывание), кто-то нарисовать, кто-то сделать плоскостную скульптуру и т.п. Задача воспитателя ненавязчиво и последовательно направлять, и поддерживать инициативу детей, способствовать развитию сочинительства, добиваться результативной деятельности - создание творческого продукта - сказки.
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, поддержка инициативы
№ | Инициатива | Способность | Возможность |
1 | Сочинить сказку | творческое воображение, фантазировать | хорошо развита связная речь, образное и логическое мышление, память, воображение |
2 | Рассказать (пересказать) сказку | эмоциональное выступление, воображать | хорошо развита память, образное мышление, речь; публичное выступление |
3 | Дополнить сказку | исследовать, сопоставлять, подмечать детали (анализировать, синтезировать) | развита наблюдательность, внимательность, логическое мышление |
4 | Показать сказку | актёрское выступление (передача образов героев посредством театрализации, пантомимы, этюдов) | хорошо развиты мимика, жесты, интонация, активность |
5 | Изобразить сказку | творческая изобразительная деятельность (рисовать, лепить, моделировать, конструировать и т.п.) | хорошо развито творческое воображение, память, образное мышление, художественное изображение, мелкая моторика рук |
Объединение творческого потенциала всех детей позволяет достичь максимального положительного результата в работе проектной деятельности.
17.Положительным результатом при создании сказки является – эмоциональный отклик на получившийся творческий продукт, который создаёт мощный толчок в уверенности своих способностей и возможностей, развитии инициативы и мотивации.
Положительной динамикой выступает - включение в самостоятельную деятельность детьми полученные умения и знания, проявление творчества, инициативы, активности и самоорганизованности, уважения друг к другу, так как каждый ребёнок проявляет что-то своё особенное (получается лучше других).
18.Реализуется Амплификация развития, предусмотренная ФГОС ДО - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. С этой целью широко применяются следующие педагогические приёмы:
-поощрение высказывать своё мнение, задавать вопросы, высказывать своё предположение, дополнять ответы товарищей;
-поощрение творчества в любом его проявлении (сочинительства, инсценировки, создание книг и т.п.);
-создание условий для творческого поиска;
-совместная деятельность детей и взрослых.
19. Наиболее эффективной технологией считаю Технологию Проектирования, именно она позволяет комплексно охватывать различные методы, приёмы, формы работы и включать в себя другие технологии (здоровье-сберегающие, развивающего обучения, ИКТ и др.) Происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных образовательных областей формируется целостное представление об окружающем мире. Преобладает личностно-ориентированный подход к детям с учётом их желания и потребности в творческой деятельности, а также возможности ребёнка. Педагог направляет его деятельность, предлагая вариативность выбора для создания творческого продукта.
20. В проектной деятельности есть возможность охватить все грани воспитательно-образовательной работы педагога, систематизировать и углубить знания детей, привлечь к процессу родителей, пополнить предметно-пространственную среду необходимым оборудованием, литературой, дидактическим материалом и т.п.
21.ТЕХНОЛОГИИ (слайд)
22.Интегрируя технологии, такие как ИКТ и здоровье – сберегающие, соблюдается баланс двигательной активности дошкольников с умственной, а методы исследования интегрирую с моделированием, в результате чего реализуется технология развивающего обучения. Все действия педагога направлены на формирование творческого потенциала дошкольника и возможность детьми применять свои способности и умения самостоятельно, формирование у них положительной самооценки и их уверенности в собственных творческих возможностях и способностях, развитие коммуникативных навыков, связной речи.
23. Проектная деятельность по ознакомлению с художественной литературой позволяет включить целый блок образовательных задач по ознакомлению и созданию сказок. У воспитателя появляется возможность для внедрения инноваций (создание книг с использованием бросового, природного и др. материала, Презентаций, фото-монтаж, мультипликация), создания творческой атмосферы (использование воспитателем авторских произведений) и построения образовательного пространства таким образом, чтобы создать все условия для
эффективной работы по созданию авторских и коллективных сказок (с использованием музыкальных произведений) и приобщения детей к литературному жанру, овладения родным языком, ознакомления с традициями (обряды, праздники, игры) и культурой русского народа (рассматривание иллюстраций, картин, предметов декоративно-прикладного искусства).24.
25.Создаётся благоприятная атмосфера для реализации ребёнком своих фантазий и воображений, умений интонационно окрашивать свою речь и выражать чувства словами.
26.27. Таким образом, всё это позволит достигнуть целевых ориентиров, предусмотренных ФГОС ДО:
Целевые ориентиры
- Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности– игре, общении, конструировании и др. способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов
- Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.
- Творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может
контролировать свои достижения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов.
- Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? зачем? почему?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. У ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
28. Считаю, что моя авторская программа способствует решению ФГОС ДО и достижению Целевых ориентиров.
29 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Материал презентации отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации фгос дошкольного образования
Для группы детей дошкольного возраста 4-5 лет...

Научная статья ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования
В данной статье автор затрагивает проблему совпадения в подходах ТРИЗ-РТВ и ФГОС ДО к решению задач познавательного развития до-школьников. Взгляд, представленный в работе, может быть интересен с...

«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»
Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации ФГОС ДО. Предлагается авторское видение создания и разработки информационых программ...

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности
Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности...

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. 2021г.
Игра дает ребенку практику содержательного взаимопонимания в процессе ролевого взаимодействия. В игре у дошкольника формируется способность к самостоятельной монологической и диалогической речи. Игра ...

Проект «Методическое сопровождение педагогов как эффективное средство реализации ФГОС дошкольного образования»
проект в рамках инновационной деятельности...
