Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. 2021г.
методическая разработка (средняя группа)

Скаскевич Ольга Николаевна

Игра дает ребенку практику содержательного взаимопонимания в процессе ролевого взаимодействия. В игре у дошкольника формируется способность к самостоятельной монологической и диалогической речи. Игра является своеобразной формой практического размышления ребенка об окружающей действительности. Происходит обучение в игре. Ребенок начинает учиться, играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma-_skaskevich.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам  реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.

  1. Информационный блок программы

1.1. Скаскевич Ольга Николаевна

  1.  Название программы: «Педагогическая технология «Система «Модуль-игра», как средство развития дошкольников через игровую деятельность на культурном содержании пяти образовательных областей.

  1.  Цель программы: формирование у стажеров практических умений использования «Системы «Модуль-игра» как средства реализации содержания образовательных областей через игровые действия.

  1.  Задачи программы:
  • создать условия для погружения стажеров в практико-ориентированное взаимодействие по вопросам развития детской игры, основанной на  модели развития детской игры Кравцовой Е.Е.;
  • познакомить с педагогической технологией «Система «Модуль-игра» Новоселовой С.Л., рассмотреть актуальные вопросы интеграции  данной технологии  в модель развития детской игры Кравцовой Е.Е.;
  • развить аналитико-проектировочные компетенции стажеров через разработку подгрупповых проектов создания развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО, на основе шкал МКДО, направленной на развитие дошкольников через игровую деятельность на культурном содержании пяти образовательных областей;
  • создать условия для погружения стажеров в непосредственную работу по использованию «Системы «Модуль-игра» для развития дошкольников в пяти образовательных областях.
  • сформировать, совместно с участниками площадки, практический материал (кейс) для дальнейшей деятельности по использованию «Системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников.

  1.  Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры 

Характерной чертой игры является то, что ее развитие в дошкольном возрасте обуславливает важные изменения в психических процессах, психологических особенностях личности, а также возникновение новых видов деятельности.

Игра, по мнению Л.С. Выготского, с одной стороны, позволяет ребенку быть «выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения», а с другой стороны, обеспечивает изменения в актуальном развитии детей. Таким образом, развивающее обучение, особенно применительно к дошкольному периоду развития, целесообразно рассматривать в контексте игровой деятельности. Построение развивающего дошкольного образования, ориентированного на игру, имеет под собой целый ряд трудностей. Так, например, игра по своим особенностям условна, тогда как обучение преимущественно предполагает получение реальных результатов.  

Кравцова Е.Е., вслед за Л.С. Выготским, рассматривая развивающее дошкольное образование в логике игровой деятельности, считает критерием игры воображаемую ситуацию и выделяет двупозиционность, как ее сущностную характеристику. Игра в культурно-исторической психологии имеет характеристики, аналогичные зоне ближайшего развития. Развивающее дошкольное образование рассматривается с точки зрения создания условий для становления и развития двусубъектности. По мнению Кравцовой Е.Е. развивающее дошкольное образование  решает три задачи:

  • задачу формирования психологической готовности к игровой
    деятельности;
  • задачу обучения игре;
  • задачу использования игры в качестве средства обучения.  

Игра дает ребенку практику содержательного взаимопонимания в процессе ролевого взаимодействия. В игре у дошкольника формируется способность к самостоятельной монологической и диалогической речи. Игра является своеобразной формой практического размышления ребенка об окружающей его действительности. Происходит обучение в игре. Ребенок начинает учиться, играя.

В игре возникают такие личностные качества:

  • любознательность,
  • инициативность в поиске новых знаний,
  • социальная компетентность,
  •  креативные способности и др., которые являются важными составляющими субъектной готовности к школьному периоду жизни.  

Предметно-игровая «Система «Модуль-игра» функционально моделирует развитие детской деятельности; создана с учетом многолетних исследований, проводимых автором системы С.Л. Новоселовой.

  • В игре дети способны самостоятельно создавать себе из модулей-элементов любую, отвечающую их игровому замыслу предметно-игровую среду, гибко меняя ее по ходу игры. Это может быть космодром, и автопарк.
  • Система «Модуль-игра» является дидактическим материалом для сенсорного, сенсомоторного развития. Дети знакомятся с формой, величиной, количеством предметов, их весом, положением относительно друг друга и окружающему пространству. Дети приобретают способность соотносить практические действия с конкретными свойствами элементов-модулей, а также планировать свои действия с учетом цели и замысла.
  • Система «Модуль-игра» предполагает конструирование не только традиционным способом составления целого из частей, но и путем дробления большого модуля на отдельные элементы, что обогащает содержание конструктивной деятельности дошкольников, развивая их проектное мышление, будит фантазию.
  • Система «Модуль-игра» - это не только развивающая предметная среда для игр, но и развивающая педагогическая технология, которая учитывает значение игры в детском развитии.

Данная стажерская программа познакомит педагогов с использованием технологии «Система «Модуль-игра», обеспечивающей развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей и предоставит возможность практического освоения данной технологии.

Технологии и методы работы со стажерами:

  • Технология «Снежный ком» - определение ожиданий стажеров.
  • Технология «фишбоун» («за – против») при определении значимости и необходимости использования игровой деятельности для развития дошкольников.
  • Лекции в сочетании с работой в группах сменного состава.
  • Технология анализа референтных текстов (анализ развивающей предметно-пространственной среды на основе шкал МКДО), пробы по созданию кейса практических материалов по теме площадки.
  • Работа в технологии Word-кафе по анализу использования «Системы «Модуль-игра» (анализ видео игровой деятельности), как средства развития дошкольников через игровую деятельность на культурном содержании пяти образовательных областей.
  • Индивидуальные консультации.
  •  Практические пробы, работа в группах, кластерах.
  • Рефлексия и т.д.

  1. Содержательный блок программы

  1.  Оборудование: 

В ДОУ имеются аудиторные центры: музыкальный и физкультурный залы, методический центр. Аудиторные центры оборудованы мультимедийными проекторами, экранами, 2 компьютерами, 9 ноутбуками, подключенными к сети «Интернет», интерактивными досками (3 шт.), оргтехникой и т.д. ДОУ располагает высоко квалифицированными кадровыми ресурсами, необходимыми для реализации стажерской программы.

  1.  Программа стажировки 

Программа стажировки включает 2 блока и рассчитана на 24 часа.

Первый блок программы предполагает:

  • входящее тестирование (самооценивание) по теме;
  • практико-ориентированное погружение стажеров в «Концепцию развития детской игры Е.Е. Кравцовой». Согласно периодизации развития игры, построенной Е.Е. Кравцовой, в дошкольном возрасте рассмотрят три принципиально различных вида игры:

- режиссерская;

- сюжетно-ролевая;

- игра с правилами.

  • семинар-практикум с презентацией применения «Системы «Модуль-игра» для оптимизации пространственно-игровой среды группы, демонстрация (видео) и работа в группах сменного состава, обсуждение использования данной системы, как средства развития дошкольников через игровую деятельность на культурном содержании пяти образовательных областей;
  • заполнение рефлексивных карт.

Второй блок программы предусматривает:    

  • знакомство со шкалами МКДО (5.3.1)
  • разработку подгрупповых проектов создания развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО на основе шкал МКДО, направленной на развитие дошкольников через игровую деятельность на культурном содержании пяти образовательных областей; совместное имитационное моделирование;
  • стажерскую пробу непосредственного использования «Системы «Модуль-игра» для развития дошкольников в пяти образовательных областях;
  • формирование, совместно с участниками площадки, практического материала (кейса) для дальнейшей деятельности по использованию «Системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников;
  • проектно-рефлексивный тренинг. Экспертиза и доработка проектных идей в форме рефлексивно-позиционной дискуссии;
  • выходящее тестирование (самооценивание). Заполнение рефлексивных карт.

  1.  Учебный план стажировки 

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

1.

2

 Актуализация запроса по теме стажировки - входящее тестирование

Семинар-практикум «Концепция развития детской игры» по Е.Е. Кравцовой. Ознакомление с закономерностями и этапами развития игры в дошкольном возрасте (по Кравцовой Е.Е.)

Семинар-практикум с научно-методическим обоснованием «Системы «Модуль-игра»; интеграция ее в концепцию детской игры Е.Е. Кравцовой.

Наблюдение за работой педагога, владеющего технологией. Работа в группах сменного состава по обсуждению использования «Системы «Модуль-игра» педагогом.

Презентация групповых продуктов в технологии «фишбоун».

Отбор материалов для кейса «Система Модуль-игра», ее применение»

Заполнение рефлексивной карты

Знакомство со шкалами МКДО (5.3.1)

Разработка подгрупповых проектов создания развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО на основе шкал МКДО, направленной на развитие дошкольников через игровую деятельность на культурном содержании пяти образовательных областей; совместное имитационное моделирование;

Дистанционное сопровождение с использованием информационно-коммуникационных форм взаимодействия со стажерами.

Стажерская проба использования «Системы «Модуль-игра» для развития дошкольников в пяти образовательных областях; Работа в кластерах над реализацией совместного проекта.

Презентация совместной работы кластеров в общей группе

Интернет-голосование

Формирование кейса практических материалов для дальнейшей деятельности по использованию «Системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников;

Выходное тестирование.

Проектно-рефлексивный тренинг.

 

1

1

1

 

1

1,5

1

1

0,5

2

1

2

2

2

1

4

0,5

0,5

0,5

0,5

Всего: 24ч.

3

12

7

2

  1. Способы оценки результатов стажировки

  1.  Внешняя оценка результатов стажеров будет организована в общей группе путем интернет-голосований по итогам предъявления продуктов деятельности.

Оценка стажеров

Необходимый уровень - 1балл

Базовый уровень – 2 балла

Превосходный уровень – 3 балла

Презентация подгрупповых проектов создания развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО на основе шкал МКДО

Стажерская проба использования «Системы «Модуль-игра» для развития дошкольников в пяти образовательных областях;

  Результат стажера признается успешным в случае, если стажер набирает не менее половины от максимального количества баллов

Эксперты: участники стажерской площадки, педагоги детского сада, организующего стажировку.

  1.  Самооценивание стажерами собственных результатов – тестирование/анкетирование

Рефлексия по каждому модулю (заполнение рефлексивных карт).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.

Описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитиедошкольников в игровой деятельности. Проект "Территория игры"...

Авторская программа стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

Применение системы "Модуль-игра" С.Л.Новоселовой для развития игровой деятельности дошкольников....

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности...

«Технологии, обеспечивающие развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей».

Представление авторской программы стажировки по проблемам проектирования и реализации технологий, обеспечивающих развития игровой деятельности дошкольников....

Авторская программа стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. 2022г.

Лего-технология отвечает вызовам времени, обеспечивает развитие личности в игровой деятельности на культурном содержании пяти образоывательных областей....