Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности
методическая разработка (младшая группа)

Хаустова Ирина Владиславовна

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkoe_opisanie_haustovadocx.docx19.42 КБ
Файл avtorskaya_programma_haustova.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

III. Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.

  1. Информация о группе детского сада, в которой работает участник Конкурса

  1. Возрастной диапазон группы детей (выбор из диапазона: от младшей до подготовительной группы): младшая группа
  2. Образовательная программа (образовательные программы), на основании которой (которых) разработана основная образовательная программа дошкольного образования детского сада, в рамках которой работает педагог: Reggio Emilia; образовательная программа «Вдохновение».
  3. Количество детей в группе (по списочному составу): 22 ребёнка

  1. Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.

В работе с детьми я использую технологию развития ребёнка в режиссерской игре через обыгрывание литературных произведений.  

 В первую очередь были созданы условия в группе, способствующие развитию данного вида игры. Режиссёрская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от неё тем, что она осуществляется не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различные персонажи. Для режиссёрских игр предлагаю детям реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. Прототипические игрушки - лишь условно воспроизводящие детали предмета. Для возникновения интереса детей и инициативы к игре вношу в группу предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как шарики, кубики, палочки, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Например, использую приёмы моделирования в игре «Коробочки» - на обычных коробках небольшого размера рисуем вместе с детьми  лица и я начинаю рассказывать историю, далее предлагаю детям самим закончить эту историю или придумать свою.

      В режиссёрской игре важно наличие у ребенка индивидуального пространства (укромного места) для игры. Поэтому особым интересом в групповом помещении у детей пользуется «волшебный сундучок», в котором дети могут найти разные ткани, платки, с помощью которых можно сделать место для уединения. Таких мест достаточно много в группе: подиумы, пологи, занавески, палатки.

        Приведу примеры педагогических ситуаций, которые использую в рамках реализации технологии развития детей в режиссёрской игре.

          1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Этот приём - начало формирования воображения у детей – создание воображаемой ситуации. Мы с детьми стараемся посмотреть на вещи, стоящие в группе, не так, как всегда, а используя «волшебный ритуал» (например, зажмурить глаза, вдохнуть, с выдохом открыть глаза и осмотреться) или надеваем «волшебные очки». И вот, обычная скамейка или миска превращаются в сказочные вещи: - скамейка - не с нее ли упало яичко, когда мышка его задела? Миска - может в ней испекли Колобок? И т. д. Затем можно спросить у детей, узнали ли они из какой сказки эти вещи, если ещё не все догадались.

       2. «Волшебное зеркало». После прочтения сказки выделяем с детьми героев с различными чертами характера (волк - злой, коза - добрая и т.д.), идентифицируем себя с одним из персонажей и обыгрываем фрагменты сказки. Во время драматизации детям можно предложить смотреться в «волшебное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

          3. «Весёлые картинки». Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий. Рисовать может сам ребёнок, может рисовать воспитатель, а ребёнок комментировать. Рисовать можно не только на бумаге, но и пальцами на песке или крупе. Рисовать можно на рулоне обоев или ватмане, тогда рисование сюжетов из одного или разных произведений может продолжаться длительное время с перерывами и возвращением к рисунку. Подобная деятельность была зафиксирована в литературе и ранее, но фигурировала они под названием «сюжетного рисования». (Н. П. Сакулина). Однако анализ подобной деятельности показал, что, во-первых, в ней присутствует игровой мотив, являющийся критерием именно игровой деятельности (по А. Н. Леонтьеву). Ребенок рисует не ради изображения как такового, а ради игрового действия, которое получает свое воплощение не только в рисунке, но и в экспрессивной речи, рассказе, драматизации. Во-вторых, в такой деятельности всегда присутствует условная (т.е. мнимая) ситуация, что служит еще одним критерием игры (по Л. С. Выготскому) и позволяет расценивать данную деятельность именно как игровую.

       4. Разыгрывание кумулятивных сказок. Цепочкой, или кумулятивной, рекурсивной или цепевидной сказкой называют такую, в которой все действия или диалоги развиваются, или повторяются при становлении сюжета. Эффект подобного повествования чаще всего основан на характерной рифме (- Бабка за дедку, дедка - за репку и т.п.). Малышам просто необходимы кумулятивные сказки. Их место и роль в воспитании ребенка достаточно велики. Такие повествования необходимы детям для развития речи и мышления. Разыгрывание кумулятивных сказок осуществляю с помощью технологии моделирования. Это происходит в 3 этапа: первый этап - разыгрывание воспитателем "образцовой" режиссерской игры по сюжету кумулятивных сказок; второй этап - разыгрывание кумулятивных сказок ребёнком совместно с воспитателем; третий этап - разыгрывание «волшебных сказок», самостоятельно ребёнком, взрослый занимать позицию помощника.

Игра в младшем дошкольном возрасте имеет характер совместной деятельности взрослого и ребёнка. Поэтому, в любой ситуации -  участвую в игре «на равных» с ребёнком, а не управляю им. 

  1. Ссылка на видеоролик, общей продолжительностью не более 5 минут (размещенный на видеохостинге YouTube), демонстрирующий предметно-пространственную развивающую среду группы, в которой работает заявитель, акцентируя внимание на ее элементы, которые способствуют (обеспечивают, провоцируют) развитие игровой деятельности дошкольников.

Размещается на видеохостинге YouTube.

https://youtu.be/1jJB1n32y8o



Предварительный просмотр:

II. Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

  1. Информационный блок программы.
  1.  ФИО разработчика: Хаустова Ирина Владиславовна, воспитатель МБДОУ д/с № 24, г. Зеленогорска
  2. Название программы: «Развитие ребёнка в режиссёрской игре через обыгрывание литературных произведений».
  3. Цель программы (с учетом темы Конкурса): актуализация профессионально значимых компетенций у стажёров, направленных на поддержку режиссёрской игры как способа развития ребёнка младшего дошкольного возраста.
  1. Задачи программы (с учетом темы Конкурса).
  1. Создать условия для продуктивного общения педагогов и погружения стажеров в проблемы игрового взаимодействия детей и взрослых на современном этапе.
  2. Способствовать определению у стажёров единого понятия о режиссерской игре и её значении в развитии ребёнка.  
  3. Предоставить возможность стажерам апробировать самостоятельные, инициативные педагогические действия, направленные на поддержку режиссёрской игры с использованием различных  развивающих ситуаций:  «Погружение в сказку», «Весёлые картинки», «Волшебное зеркало».
  4. Создать условия для изучения и апробации стажёрами технологии «Волшебная сказка» - обыгрывание кумулятивных сказок с помощью моделирования.
  5. Разработать совместно со стажерами универсальные карты построения предметно-пространственной и образовательной среды в группе для поддержки и стимулирования режиссёрской игры.
  6.  Сформировать кейс универсальных игровых технологий и коммуникативных игр, способствующих развитию режиссёрской игры и формированию следующего игрового этапа – образной игры.  
  1. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры (подробное описание эффективных методик и технологий работы в рамках темы, представленной в п. 1.5 Положения о Конкурсе.

         “Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников”. А. Н. Острогорский

        Идея моей педагогической практики: изучение и поддержка режиссёрской игры как способа развития ребёнка младшего дошкольного возраста. В этом направлении я реализую технологию развития режиссёрской игры с помощью обыгрывания литературных произведений (сказок) – «Проживание сказки».

         По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

         Режиссёрские игры возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях: I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может играть роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер); 2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа. Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников, но это более характерно для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

        Учитывая всю ценность режиссёрских игр, я создаю в группе  такую образовательную среду, которая будет поддерживать режиссёрскую игру и способствовать дальнейшей стадии развития игры: образной.

        Для режиссёрских игр предлагаю детям реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, куклы с закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой). Ещё один вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

  Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как шарики, кубики, палочки, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.  

       Обязательно вношу в игровую среду кубики, нескольких видов, из которых дети могут строить разные постройки для дальнейшего обыгрывания.

        В режиссёрской игре важно наличие у ребенка индивидуального пространства (укромного места) для игры. Поэтому особым интересом в групповом помещении у детей пользуется «волшебный сундучок», в котором дети могут найти разные ткани, платки, с помощью которых можно сделать место для уединения.

         «Проживание сказки» сопровождает детей моей группы постоянно. В специально организованной образовательной деятельности и в режимных моментах использую методы и способы для поддержки детской игры через обыгрывание сказок.

        1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей». Этот приём - начало формирования воображения у детей – создание воображаемой ситуации. Мы с детьми стараемся посмотреть на вещи, стоящие в группе, не так, как всегда, а используя «волшебный ритуал» (например, зажмурить глаза, вдохнуть, с выдохом открыть глаза и осмотреться) или надеваем «волшебные очки». И вот, обычная скамейка или миска превращаются в сказочные вещи: - скамейка - не с нее ли упало яичко, когда мышка его задела? Миска - может в ней испекли Колобок? И т. д. Затем можно спросить у детей, узнали ли они из какой сказки эти вещи, если ещё не все догадались.

       2. «Волшебное зеркало». После прочтения сказки выделяем с детьми героев с различными чертами характера (волк - злой, коза - добрая и т.д.), идентифицируем себя с одним из персонажей и обыгрываем фрагменты сказки. Во время драматизации детям можно предложить смотреться в «волшебное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний. Наполнение группы театральными куклами и атрибутами для переодевания позволяет инициировать самодеятельную деятельность детей с «волшебным зеркалом». Как правило, в такую игру ребёнок играет в одиночку, примеривая на себя роль различных по характеру персонажей сказки, что влияет на развитие режиссёрской игры и переход к образной.

          3. «Весёлые картинки». Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий. Рисовать может сам ребёнок, может рисовать воспитатель, а ребёнок комментировать. Рисовать можно не только на бумаге, но и пальцами на песке или крупе. Рисовать можно на рулоне обоев или ватмане, тогда рисование сюжетов из одного или разных произведений может продолжаться длительное время с перерывами и возвращением к рисунку. Подобная деятельность была зафиксирована в литературе и ранее, но фигурировала они под названием «сюжетного рисования». (Н. П. Сакулина). Однако анализ подобной деятельности показал, что, во-первых, в ней присутствует игровой мотив, являющийся критерием именно игровой деятельности (по А. Н. Леонтьеву). Ребенок рисует не ради изображения как такового, а ради игрового действия, которое получает свое воплощение не только в рисунке, но и в экспрессивной речи, рассказе, драматизации. Во-вторых, в такой деятельности всегда присутствует условная (т.е. мнимая) ситуация, что служит еще одним критерием игры (по Л. С. Выготскому) и позволяет расценивать данную деятельность именно как игровую.

       4. Разыгрывание кумулятивных сказок. Цепочкой, или кумулятивной, рекурсивной или цепевидной сказкой называют такую сказку, в которой все действия или диалоги развиваются, или повторяются при становлении сюжета. Эффект подобного повествования чаще всего основан на характерной рифме (Бабка за дедку, дедка - за репку и т.п.). В их основе лежит удивительный прием, который предусматривает неоднократное повторение. Персонажи и действия подобных сказок образуют своеобразную цепь, словно нанизываясь друг на друга. Малышам просто необходимы кумулятивные сказки. Их место и роль в воспитании ребенка достаточно велики. Такие повествования необходимы детям для развития речи и мышления. Разыгрывание кумулятивных сказок осуществляю с помощью технологии моделирования. Это происходит в 3 этапа: первый этап - разыгрывание воспитателем "образцовой" режиссерской игры по сюжету кумулятивных сказок. Воспитатель – рассказчик, сам действует и говорит за всех персонажей. Ребёнку предлагается выбрать место, где будет «жить» сказка и дать знак к началу повествования (например, похлопай, позвони в колокольчик).  Второй этап - разыгрывание кумулятивных сказок ребёнком совместно с воспитателем. Игровое пространство находится между воспитателем и ребёнком. Ребёнку для действия предлагается материал только к одной сказке.  Третий этап - разыгрывание «волшебных сказок», самостоятельно ребёнком, взрослый занимать позицию помощника (вступает в игру по необходимости и с разрешения ребёнка). В кумулятивных сказках используется такой вид моделирования, как сериационный ряд. Игра с моделями, использование картинок – символов в моделировании кумулятивных сказок усиливает развивающий эффект режиссёрской игры: развивает воображение, мыслительную деятельность, речь, формирует представления об окружающем мире, поддерживает интерес к игре.

      Таким образом, поддерживая развитие режиссёрской игры, я достигаю новых образовательных результатов в личностном и познавательном развитии детей.

   

      В результате стажировки по данной программе слушатели получат возможность:

  1. Познакомиться с нетрадиционными «сказочными» способами поддержки и развития режиссёрской игры в младшем дошкольном возрасте (обыгрывание, фантазирование, моделирование).
  2. Обменяться опытом с коллегами, которые активно и эффективно используют в педагогической практике режиссёрскую игру.
  3. Приобрести практические навыки организации игры младших дошкольников.
  4. Создать кейс методов и приёмов организации образовательного пространства в группе, обеспечивающего поддержку и развитие детской игры

2. Содержательный блок программы (не более 6 стр.).

2.1 . Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки (не более 0,5 стр.).

         Дошкольное учреждение обладает достаточным количеством аудиторных площадей: музыкальный и физкультурный зал, 6 групповых помещений, комплекс образовательных помещений, выполняющих функцию «Open Space», методический кабинет.

Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: проектор, экран (переносной), 5 персональных компьютеров (подключены к высокоскоростной сети Internet), ноутбук, аудио, видео и фотоаппаратура, оргтехника.

Методический кабинет оснащен достаточным количеством методических пособий, дидактических средств для реализации программы в рамках стажёрской площадки.

  1. Программа стажировки (формулировки понятийных или практических задач, решаемых на стажировке, количество часов, содержание работы по задаче) (не более 1,5 стр.).

Программа рассчитана на 24 часа и содержит поэтапную реализацию в трёх модулях.

          Модуль 1. Погружение в проблемный и понятийный анализ по теме программы. 

             Направлен на осознание стажёрами актуальности изменений в системе дошкольного образования, анализ и выявление проблем и точек роста, необходимости использования новых эффективных технологий в современном образовательном процессе. Предполагает позиционное самоопределение стажёров, готовность к осуществлению инновационной педагогической деятельности.

              Предполагает повышение педагогического мастерства стажёров за счёт включения теоретико-практического блока ознакомления с технологиями развития ребёнка в игровой деятельности.

               Основные формы, методы, приёмы на данном этапе: схема «Фишбоун», тестирование, деловая игра, кейс идей, семинар-практикум, лекция, полипозиционный диалог, сравнительный анализ текста, презентации из опыта работы, публичные выступления, работа с раздаточным материалом.  

               Модуль 2. Введение в практику использования эффективных способов и приёмов поддержки режиссёрской игры.

                Погружение стажёров в реальный образовательный процесс.

                Актуализация потребности стажёров в освоении и творческом применении в педагогической практике режиссёрской игры как средства дальнейшего развития игровой деятельности и формирования личностных и познавательных навыков ребёнка.

            Основные формы, методы, приёмы: семинар-практикум, мастер-класс, сравнительный анализ в малых группах сменного состава, метод «Снежный ком», совместное игровое имитационное моделирование отдельных аспектов деятельности, общегрупповые обсуждения, полипозиционный диалог, работа с раздаточным материалом (Дневниками стажёра, картами). Деловая, ролевая, имитационная игры.

             Модуль 3. Итоговая рефлексия по программе стажировки.

              Предполагает разработку и апробацию стажёрами собственных проектов и кейсов, разработанных в ходе деятельности площадки. Предполагается совместное комплектование банка эффективных идей, обобщение и диссимиляция разработанных стажёрами продуктов деятельности. 

             Основные формы, методы, приемы: работа в малых группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов, общегрупповые обсуждения, технология управления изменениями (экспертиза и доращивание проектных идей), круглый стол.

  1. Учебный план стажировки на 24 учебных часа по форме (не более 4 стр.):

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

Модуль 1. Погружение в проблемный и понятийный анализ по теме программы.

1.

Входящее тестирование. Выявление базового уровня стажёров по заявленной теме.

1

1

2.

Самоопределение стажёров, ознакомление с регламентом стажировки.  Выбор способа фиксации результатов.

0,5

3.

Работа в кластерах. Определение понятий по тематической направленности «Игра». «Режиссёрская игра». «Образная игра».

1

0,5

4.

Коммуникативные игры на формирование навыка прямого и косвенного участия взрослого в детской игре.

1

0,5

5.

Стажёрские пробы игрового взаимодействия с детьми по результатам собственного практического опыта.

1

1

6.

Обмен наблюдениями и опытом. Рефлексия промежуточных результатов работы площадки.

1

Модуль 2. Введение в практику использования эффективных способов и приёмов поддержки режиссёрской игры.

1.

Погружение в технологию «Проживание сказки». Игровое моделирование форм реализации технологии. Анализ и описание деятельности.

0,5

1

1

2.

Погружение в технологию моделирования кумулятивных сказок «Волшебная сказка»

0,5

1

1

3.

Дискуссия «Развивающий потенциал технологии «Проживание сказки», оценка эффективности».

       2

0,5

0,5

4.

Практикум «Игровая компетентность взрослого в игре. Инструментарий педагога»

2

0,5

Модуль 3. Итоговая рефлексия по программе стажировки.

1.

Самостоятельная организация стажёрами развивающего взаимодействия с детьми в режиссёрской игре.

2

1

2.

Представление стажёрами проектов реализации собственной системы поддержки и развития режиссёрской игры с учётом опыта взаимодействия в рамках программы стажировки.

1

0,5

Рефлексия результатов работы стажировки способом «Мишень»

0,5

Стоп  - кадр участников стажировки

ИТОГО: 24 часа

1

9,5

6,5

7

  1. Способы оценки результатов стажировки (не более 1 стр.).
  1. Внешняя оценка результатов стажеров (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки (баллы, результаты Интернет-голосований, рецензии на созданные материалы и т.п.).

      1. Размещение материалов стажировки в открытом Интернет-пространстве, созданном участниками стажировки, с возможностью комментариев от пользователей сети Интернет.

     2. Экспертная оценка стажерских проб в соответствии с разработанными во время стажировки критериями (экспертные листы, баллы) проводится педагогами МБДОУ д/с № 24, владеющими информационной и профессиональной компетентностью по теме стажировки. Размещение результатов экспертной оценки в Интернет-пространстве стажировки.

  1. Самооценивание стажерами собственных результатов (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки).

        1.Рефлексия стажеров будет проводиться после каждого крупного события  в различных формах: оценочные листы, рефлексивные эссе, личные блоги, анкетирование.

        2. Ведение дневника стажера поможет участникам площадки после каждого события систематизировать и оценивать ситуацию роста и развития.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.

Описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитиедошкольников в игровой деятельности. Проект "Территория игры"...

Авторская программа стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

Применение системы "Модуль-игра" С.Л.Новоселовой для развития игровой деятельности дошкольников....

«Технологии, обеспечивающие развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей».

Представление авторской программы стажировки по проблемам проектирования и реализации технологий, обеспечивающих развития игровой деятельности дошкольников....

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. 2021г.

Игра дает ребенку практику содержательного взаимопонимания в процессе ролевого взаимодействия. В игре у дошкольника формируется способность к самостоятельной монологической и диалогической речи. Игра ...

Авторская программа стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. 2022г.

Лего-технология отвечает вызовам времени, обеспечивает развитие личности в игровой деятельности на культурном содержании пяти образоывательных областей....