Авторская программа стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности
материал (старшая группа)

Хомякова Любовь Васильевна

Применение системы "Модуль-игра" С.Л.Новоселовой для развития игровой деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Представление авторской программы стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

1. Информационный блок программы

1.1. ФИО разработчика Хомякова Любовь Васильевна                                            

1.2. Название программы  «Педагогическая технология использования системы «Модуль-игра», обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности».

          1.3.  Цель программы обеспечение освоения и применение системы «Модуль-игра» в сюжетно-ролевой игре (по Кравцовой Е.Е).

          1.4. Задачи программы:

  • Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную

деятельность по развитию детской игры.

  • Раскрыть концептуальную модель развития детской игры Е.Е Кравцовой.
  • Обогатить опыт работы со шкалой ECERS-R, как инструмента оценки предметно-пространственной среды. 
  • Познакомить с содержанием научно-методического обоснования системы «Модуль-игра» С.Л. Новоселовой и интегрировать  ее в модель развития детской игры

Е.Е Кравцовой.

  • Провести SWOT-анализ системы «Модуль-игра» для развития с/р игры.
  • Создать кейс материалов по применению системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников.

          1.5. Ключевые  идеи  опыта,  в  который  будут  погружены  стажеры  

      Практически никого не надо убеждать, что ребенок дошкольного возраста – это существо играющее. Все изменения в психике и в личности дошкольника связаны с игрой. Игра определяет формы взаимодействия дошкольников с окружающими, игра готовит ребенка к переходу на новый этап, к новой ведущей деятельности. Поэтому, если мы хотим научить ребенка учиться, нужно с ним играть. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативы и самостоятельности. Ребенок субъект  – хозяин своих действий. Самостоятельная деятельность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства собственной активности. Ведущая деятельность возрастного периода неразрывно связана с воображением. Любые ситуации, игры будут иметь развивающий характер, если связаны с воображением. Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления. Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений. Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, способствует формированию у ребенка способности определенным образом ориентироваться в них. Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми. В игре формируется:

  • Внутренний план действий
  • Произвольность действий
  • Планирование
  • Децентрация
  • Способность совместно действовать по общим правилам  и образцу
  • Развитие воображения
  • Способность замыслить и организовать собственное действие
  • Развитие речи и умение участвовать в диалоге.

       Игра, хоть и считается ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, возникает не сразу. Согласно концепции Е.Е. Кравцовой:

  • Сначала ребенок научается соединять отдельные предметы по смыслу, самостоятельно придумывать самые простые сюжеты  - режиссерская игра. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество – научается «видеть целое раньше частей».
  • Затем ребенок пробует перевоплощаться, переносит функцию с одного предмета на другой, «примеряет» ее на себя. Эта «примерка» делает ребенка всемогущим – образно-ролевая игра.
  • Кода ребенок получил опыт ролевого поведения и перевоплощения,  то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Здесь особое внимание ребенка направлено на социальные отношения людей.
  • Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль – появляется игра с правилами.
  • Режиссерская игра старшего дошкольного возраста собирает важнейшие достижения других игр, в ней проявляются все особенности воображения ребенка.

      Особое условие развития сюжетно-ролевой игры — детские игрушки, являющиеся точной копией реальных предметов, или даже сами  эти предметы. Ребенку с такой игрушкой ничего не нужно домысливать самому. Все заложено в самой игрушке, не остается места воображению. Очень часто игрушки отвлекают ребенка и становятся не средством игры, а ее целью, поэтому очень важно предоставит детям бросовый, неоформленный  материал в избытке.  Нужны инструменты – сделай или представь их себе. И то, и другое станет развивать воображение. Настоящие же инструменты могут переключить  внимание ребенка, и его деятельность будет идти не от замысла, а от наличия той или иной игрушки.    

       Для развертывания сюжетно-ролевой игры идеально подходит предметно-игровая  система «Модуль-игра», отвечающая определению развивающей предметной среды: она функционально моделирует развитие детской деятельности; создана с учетом многолетних исследований, проводимых автором системы С.Л. Новоселовой.

  • В игре дети сами создают себе из модулей-элементов любую, отвечающую их игровому замыслу предметно-игровую среду, гибко меняя ее по ходу игры. Это может быть и прилавок магазина, и приемная врача, и стройка, и т.п.
  • Система «Модуль-игра» - это и новые возможности детского конструирования. Сооружая постройку для себя, дети учитывают свой рост и возможность действовать внутри постройки.
  • Система «Модуль-игра» предоставляет уникальную возможность конструирования не только традиционным способом составления целого из частей, но и путем изымания из целого большого модуля отдельных его составных элементов, что обогащает содержание конструктивной деятельности дошкольников, развивая их проектное мышление, будит фантазию.
  • Система «Модуль-игра» является дидактическим материалом для сенсорного, сенсомоторного развития. Дети знакомятся с формой, величиной, количеством предметов, их весом, положением относительно друг к другу и окружающему пространству. Дети приобретают способность соотносить практические действия с конкретными свойствами элементов-модулей, а также планировать свои действия с учетом цели и замысла.

      Система «Модуль-игра» - это не только развивающая предметная среда для игр, но и развивающая педагогическая технология,  которая учитывает значение игры в детском развитии.

      Данная стажёрская программа познакомит  педагогов с технологией использования системы  «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников.

     Стажёрам будут созданы условия для апробации системы «Модуль-игра» в образовательном пространстве ДОУ.

           

2. Содержательный блок программы

     2.1. Перечень необходимого оборудования для проведения стажировки

  • Физкультурный зал.
  • Музыкальный  зал.
  • «Мягкий зал».
  • Кабинет  психолого-педагогического сопровождения.
  • Групповые помещения, которые могут использоваться при работе целевых групп.
  • Кабинеты  оборудованы персональными компьютерами и ноутбуками.
  • Свободный доступ к интернету.
  • Оргтехника и фотоаппарат с функцией видеокамеры.
  • Магнитные доски разного размера.
  • Переносная  демонстрационная магнитная доска,  флипчарт.
  • Проектор.

   2.2. Программа стажировки (формулировки понятийных или практических задач, решаемых на стажировке, количество часов, содержание работы по задаче)

      Программа   стажировки   включает 3 блока  и рассчитана на 24 часа.

     Данная программа основана  на компетентностном и личностно-деятельностном  подходах, предусматривает комплекс  различных форм обучения: мастер-классы, лекционные занятия и практические семинары.

     Основные формы, методы, приемы обучения: «SWOT-анализ», использование RAFT-технологии;  работа в группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов этой работы, обсуждения; различные формы рефлексии:  «Плюс - минус - интересно», «Три М», «Чемодан, мясорубка, корзина», техника «Рефлексивная мишень».

    1 блок программы  направлен на погружение стажеров в концепцию

Е.Е. Кравцовой: периодизация развития  игры по критерию Л.С. Выготского: наличие мнимой (воображаемой) ситуации. 

     Предполагает повышение педагогического мастерства  стажёров за счёт включения теоретико-практического блока ознакомления с закономерностями и этапами развития с/р игры в дошкольном возрасте (по Кравцовой Е.Е.)

     Предусматривает работу по ознакомлению с содержанием научно-методического обоснования системы «Модуль-игра» С.Л. Новоселовой и интегрирование  ее в модель развития детской игры.

     Основные формы, методы, приёмы на данном этапе: тестирование,  семинар-практикум, лекция, презентации из опыта работы,  SWOT-анализ, RAFT- технология.

     2 блок  направлен на изучение стажёрами опыта работы со шкалой ECERS-R, как инструмента оценки предметно-пространственной среды группы, апробация показателей 1-6 подшкалы «Предметно-пространственная среда» на разных группах детского сада.

     Предполагает ознакомление стажёров с опытом применения системы «Модуль-игра» для оптимизации пространственно-игровой среды группы, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

     Основные формы, методы, приёмы: структурированное наблюдение, работа с оценочными листами, составление диаграммы, совместное игровое имитационное моделирование.

  •      3 блок  предусматривает углублённую работу по внедрению технологии  применения  системы  «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников. Содержание модуля направлено на разработку стажёрами индивидуальных и групповых проектов по внедрению системы «Модуль-игра»; на создание и презентацию кейса материалов по применению системы «Модуль-игра» в игровой деятельности дошкольников.

    Основные формы, методы, приёмы: обсуждения, работа с раздаточным материалом, работа в малых группах над созданием совместных проектов с последующей презентацией результатов.

В  процессе  стажировки  участники  ведут  двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии), что позволит в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

2.3. Учебный план стажировки 

Формулировка понятийной  и (или) практической задачи

Количество часов

Лекции

Практические

занятия

Стажерская проба

Оценочное

событие

1 блок

Актуализация запроса по теме стажировки – входящее тестирование.

0,5

Семинар-практикум «Концепция развития детской игры

Е.Е Кравцовой».

1

1

Ознакомление с закономерностями и этапами развития с/р игры в дошкольном возрасте (по Кравцовой Е.Е.). RAFT- технология.

1

1

Знакомство с  научно-методическим обоснованием системы  «Модуль-игра»; интеграция ее в модель развития детской игры Е.Е Кравцовой.

Презентации из опыта работы. Формирование кейса «Модуль-игра», ее применение».

1

1

1

Рефлексия «Плюс - минус - интересно».

0,5

2 блок

Семинар-проба «Шкала ECERS-R – инструмент оценки предметно-пространственной среды группы».

2

Апробация показателей 1-6 подшкалы «Предметно-пространственная среда» на младшей и старшей  группах детского сада. Работа с оценочными листами, составление диаграммы по результатам экспертизы.

1

3

Совместное  имитационное моделирование «Идеальная РППС».

2

Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».

0,5

3 блок

Стажёрская проба «Применение системы «Модуль-игра в игровой деятельности».

2

Разработка стажёрами индивидуальных и групповых проектов по внедрению системы «Модуль-игра» в развитие с/р игры по технологии

ЕЕ. Кравцовой.

Отбор материалов для кейса

«Модуль-игра», ее применение».

2

Самостоятельная деятельность стажеров в группе детского сада по организации с/р игры с использованием «Модуль-игры».  

1,5

Презентация содержания кейса «Модуль-игра», ее применение».

1

Рефлексия «Три М», техника «Рефлексивная мишень».

0,5

Схема-паутина - итог совместной работы в группе.

0,5

 Всего: 24 часа

2

7

12,5

2,5

3. Способы оценки результатов стажировки.

     3.1. Внешняя оценка результатов стажеров

Форма оценки

Эксперты

Каков способ фиксации самооценки

Анкетирование участников  стажёрской площадки.

Участники стажёрской площадки.

Баллы.

Отзывы о результатах работы  стажёрской площадки.

Участники   стажёрской площадки.

Качественная оценка.

Голосование за программу стажировки.

Педагоги детского сада.

Размещение итогов голосования на сайте ДОУ.

Проведение экспертизы другими участниками стажерской площадки.

Участники стажёрской площадки.

Экспертные листы, баллы.

     3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов

Как и в какой форме организована самооценка

Кем будет организована оценка

Каков способ фиксации самооценки

Рефлексия по каждому блоку стажировки.

Стажер.

Дневник.

Оценочный лист: ответы на вопросы:

  • Выполнил ли я то, что задумал?
  • Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат программы?
  • Всё ли получилось так, как я задумывал?
  • Что было сделано хорошо?
  • Что было сделано плохо?
  • Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Стажер.

Заполнение оценочного листа.

«Стоп-кадр» - стажер выбирает личностно значимый момент стажировки.

Стажёр.

Фотоальбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.

Описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитиедошкольников в игровой деятельности. Проект "Территория игры"...

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности...

«Технологии, обеспечивающие развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей».

Представление авторской программы стажировки по проблемам проектирования и реализации технологий, обеспечивающих развития игровой деятельности дошкольников....

Авторская программа стажировки заявителя по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. 2021г.

Игра дает ребенку практику содержательного взаимопонимания в процессе ролевого взаимодействия. В игре у дошкольника формируется способность к самостоятельной монологической и диалогической речи. Игра ...

Авторская программа стажировки по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей. 2022г.

Лего-технология отвечает вызовам времени, обеспечивает развитие личности в игровой деятельности на культурном содержании пяти образоывательных областей....