Развитие пзнавательно-исследовательской деятельности дошкольников через органризацию детского экспериментирования.
учебно-методический материал ( группа) на тему

Иванова Татьяна Николаевна

Педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_po_eksp._deyat.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с №18

Педагогический совет

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Старший воспитатель

Т.Н.Иванова

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

2. Проанализировать уровень организации работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.

3. Продолжать работу по совершенствованию педагогического мастерства.

4. Активизировать деятельность педагогов в организации условий для детского экспериментирования.

Форма проведения: семинар-практикум

План проведения.

  1. Выступление «Система опытно-исследовательской деятельности – источник осознанно-правильного отношения ребёнка к познанию мира» (заведующий Г.В. Никитина, старший воспитатель Иванова Т.Н.).
  2. Сообщение из опыта работы «Особенности формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности у детей разных возрастных групп» (воспитатели).
  3. Деловая игра:

- Вопросы и ответы;

- Объяснялки.

     4.Мастер-класс «Свойства бумаги» (воспитатель Федина А.А.)

     5.Проект решения.

  1. Выступление «Система опытно-исследовательской деятельности – источник осознанно-правильного отношения ребёнка к познанию мира» (заведующий Г.В. Никитина).

Справка по итогам тематического контроля

в МДОУ д/с №18

 «Эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

(старший воспитатель Иванова Т.Н.)

В соответствии с годовым планом работы МДОУ д/с №18  на 2014-2015 учебный год проводился тематический контроль по теме : «Эффективность образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ». Проверку осуществляли заведующий Г.В. Никитина и старший воспитатель Т.Н. Иванова с 16.03.2015  по 25.03. 2015г.

Цель контроля: выяснить состояние работы с детьми по организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.

План контроля:

1. Планирование работы

2. Обследование развития интегративных качеств детей

3. Создание условий

4. Оценка профессиональных умений воспитателя

5. Работа с родителями по данной проблеме.

Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний и практических, участвуя в семинаре «Как научить детей изобретать», в  рамках которого воспитатель Калашова С.Н.  познакомила воспитателей с организацией форм партнёрской исследовательской деятельности детей в младшем возрасте; воспитатель Куликова О.В. представила материал познавательная активность старших дошкольников; воспитатель Беляева О.В.  провела мастер-класс  «Как научить детей изобретать».

В ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:

  1. Посещение НООД и  организация режимных моментов;
  2. Анализ развития интегративных качеств: любознательный- активный и способный решать интеллектуальные, личностные проблемы адекватные возрасту. Беседы с детьми в свободной деятельности.

Анализ развивающей среды

Анализ планирования воспительно - образовательного процесса.

В ходе проверки установлено следующее:

Анализ календарных планов за март позволил сделать следующие выводы:

В рамках НООД планируется детское экспериментирование, но отследить можно только на этапе постановки исследовательской задачи или темы эксперимента. Не у всех в планах прописываются оборудование, интеграция, методы организации исследовательской деятельности; выпадает работа с родителями.

Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты. В группах педагоги планируют наблюдения и игры –эксперименты в утренние и вечерние часы. Организуют исследовательскую деятельность.

Несмотря на то, что педагоги планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности, востребованный метод проектов в планах отражения не находит.

Анализ диагностических карт развития интегративных качеств: любознательный- активный и способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту, показал, что высокий уровень развития этих качеств составляет 58%, средний- 35%, нуждаются в коррекции с низким уровнем 7%. Исследовательски активным считается такой ребёнок, который проявляет целеустремлённость в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы.

Беседы с детьми показали, что им нравится работа в центрах экспериментирования, некоторые в домашних условиях занимаются опытной деятельностью. Однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов, только память о том, что делали с воспитателем. Некоторые дети деятельность экспериментирования путают с игрой.

Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету был проведён смотр-конкурс центров экспериментирования, которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда соответствует требованиям безопасности и доступности. Материал находится в свободном доступе и меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая интерес дошкольников к экспериментальной деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъект- субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнёра.

Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Профессиональные умения воспитателя отслеживались в проведении НООД, режимных моментах, анализ которых  проводился по следующим критериям:

• Наличие мотива

• Алгоритм экспериментальной деятельности (постановка исследовательской задачи, уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования, уточнение плана исследования, выбор оборудования и размещение детей в зоне исследования, анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования)

• Учёт дифференцированного и индивидуального подхода

• Наличие проблемы и её решение

• Создание условий для решения проблемы

• Соответствие методического обеспечения поставленным задачам.

Работа с родителями в данном направлении : в наличии информационные стенды, родители привлекаются к оформлению и пополнению центров экспериментирования.

Рекомендации:

1. Следует обратить внимание на систему планирования: не от случая к случаю; планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению.

2. Повышению  уровня развития деятельности экспериментирования будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной НОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей.

3. Пополнить центры экспериментирования книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.

4. Для улучшения качества  воспитательно-образовательного процесса необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов,  повышающих речевую активность детей через проектную деятельность.

5. Включить в работу с семьёй участие родителей в исследовательских проектах.

2. Сообщение из опыта работы «Особенности формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности у детей разных возрастных групп» (воспитатели).

3. Вопросы для «Деловой игры»

1. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

2. Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ : плавает- не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

4. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деят-ть, проблемные ситуации.

5. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

6. Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Ответ: наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание.

7. Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Ответ: любознательный-активный, способный решать интеллект. задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.

8. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

9. Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?

Ответ: понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.

10. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

11. Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

Ответ: вижу – действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями.

12. Новая форма познания у детей 4-5 лет.

Ответ:  способны понимать слово воспитателя без наглядности.

ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ) .

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ) .

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, от может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ) .

4..Мастер-класс – показ экспериментальной деятельности на тему «Свойства бумаги» (воспитатель Федина А.А.).

Проект решения педагогического совета

1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Ответственные: педагоги ДОУ /в течение года

2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НООД, в режимных моментах, самостоятельной  деятельности.

Ответственные : педагоги ДОУ/ в течение года.

3. Разработать план по внедрению метода проектов детского экспериментирования  в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности, и представить на установочном педсовете (мл. гр. 1-2 раза в год, средние гр. 1 раз в 6 мес., старшая и подготовительная  группы. 1 раз в 3 месяца.)

Ответственные : старший воспитатель, педагоги ДОУ / август

4. Оформить общий фотоколлаж «Растим любознательных» с целью информирования родителей воспитанников о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии и воспитании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...

Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Способствовать  развитию познавательной активности, любознательности  потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....