Консультация «Организация и наполнение предметной игровой среды в детском саду в соответствии с образовательными областями»
консультация ( группа) на тему

В конспекте описаны рекомендации по организации и наполнению предметной игровой среды в детском саду в соответствии с образовательными областями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igrovaya_sreda.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида городя Ядрин

Консультация по теме

«Организация и наполнение предметной игровой среды в детском саду в соответствии с образовательными областями»

                                                                     

                                          Разработал:

Воспитатель I кв. категории

                                                Ловыгина Н. В.

2015 г.

Предметно-развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Кроме того, предметно-развивающая среда, в детском саду, должна обеспечивать безопасность  жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Важно, чтобы предметно-развивающая среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

  Правильно организованная предметно-развивающей среда  в детском саду несет эффективность воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Характеристики предметно-развивающей среды

1) Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.

В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи. Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.

Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, становлении  объектной позиции, развивает его самостоятельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятости и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения.

Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта.

Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир.

Все центры развивающей среды взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией Л. А.Парамоновой. В связи с этим каждая группа детского сада должна быть распределена на определенные зоны развития.

"Дом" – это старейшая детская сюжетно-ролевая игра, служащая имитацией взрослой семейной жизни. Инициаторами и участниками игры  выступаю и мальчики и девочки. Четких правил игры не существует, все держится на самой идее и распределении ролей, походу игры способных легко меняться.  В ходе игры дети воплощают реальные жизненные ситуации, воссоздают систему отношений в семье. 

  В игре ребенок познает окружающий мир,  развивается его мышление чувства,  воля, происходит овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками, формируются взаимоотношения со сверстниками, а самое главное  происходит становление самооценки и самосознания. 

"Салон красоты".Маленькие дети с удовольствием «ходят»  в салон красоты, где они могут «примерить» на себя взрослые роли. Эта сюжетно-ролевая игра также помогает овладению нормами и правилами поведения в обществе, учит выстраивать диалог, развивает речь, мышление, воображение, воспитывает в детях аккуратность, стремление быть красивыми, вызывает положительные эмоции и создает хорошее настроение на весь день.

Уголок «Больница»  в детском саду -  это,  пожалуй, одна из самых игровых зон малышей. В доктора любят играть и мальчики и девочки.

  Развитие сюжета в «Больнице» позволяет использовать во время игры медицинские инструменты и называть их;  формировать внимательное отношение к пациентам, умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия;  вызывать сочувствие к заболевшим игрушкам.

Зона развития мелкой моторики с яркими пирамидками, игрушками-шнуровками разного вида, сюжетно-дидактическими панно с пуговицами, разными видами мозаик, настольно-печатных игры, кубиками, пазлами, замочками, ленточками помогают малышу в развитии  пальчиковой моторики,  освоению операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое, развитию зрительного восприятия и внимания, формированию исследовательских  навыков, знакомству с геометрическими фигурами и формами предметов,  обучению группировки предметов по цвету, размеру, форме, выявлению отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один), а самое главное - обогащению активного словаря детей и развитию памяти. 

 Строительный уголок. Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования состоящий из различных геометрических фигур: кубики, призмы, цилиндры, овалы, прямоугольники разных цветов. Из этих элементов дети играя создают «что –то» целое: дома, машины, мосты, лесенки… Это игра не только увлекательна, но и полезна. Ведь когда малыш строит, он  ориентируется на некий образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление, воображение и память. Конструируя «что – то» ребенок подстраивает свои руки к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определённого результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

Физкультурный уголок. Детство — это движение. Возможность свободно двигаться должна быть у каждого ребенка. Современные дети более привычны к сидячему образу жизни, и значительную часть времени проводят дома у телевизора. Вот почему так важно побуждать их к движению в детском саду. Особенно это значимо в раннем возрасте, который является  важным периодом  в формировании человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом.

Работа по физическому воспитанию помогает каждому ребёнку быстрее освоить основные движения, повышают внимание, укрепляют организм и способствует повышению иммунитета.  

Для проведения физкультурной работы в группах организованы физкультурные уголки, которые  включает в себя: разноцветные кегли, кубики, платочки, набивные мешочки, мячи различного диаметра от маленьких до больших, мягкие модули, массажные коврики, атрибуты для дыхательного аппарата и многое другое.

Физкультурный уголок в группе создает благоприятную обстановку для  двигательной деятельности детей, которая приносит огромную радость малышам.

Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей воспринимать красоту природы, привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости беречь природу, другими словами – сформировать экологическую культуру личности. 

   В уголке природы размещены не только комнатные растения, но и календарь погоды, яркие иллюстрации, познавательные энциклопедии, книги о природе, дидактические игры, поделки из природного материала.

Уголок рисования. Рисование – это любимое занятие многих детей, начиная с раннего возраста. Малышам интересно наблюдать, как ложиться краска на листы бумаги, узнавать, как получаются кляксы или знакомые персонажи мультфильмов. Но больше всего их радует, когда все это они могут сделать сами. Для этого в группах  нашего детского сада  созданы уголки рисования. 

Книжный уголок. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте, поэтому ребенку  надо читать как можно больше и для этого в каждой группе нашего детского сада организован книжный уголок, где  можно самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу,  спокойно рассмотреть и «перечитать» её.

   Главная задача ознакомления детей с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст. 

Уголок театрализованной деятельности. Занятия с детьми театрализованной деятельностью – одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализация доставляет детям не только радость и положительные эмоции, но и  развивает воображение и фантазию, формирует личностную  культуру, развивает  социальные навыки. 

Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства,  развития артистических способностей. В  ходе театрализованной деятельности ребенок  развивает   игровое  поведение, умение творчески относиться к любому делу,  умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях детей.

Немаловажную роль театрализованная деятельность играет в развитии артикуляционной гимнастики,  речевой интонационной выразительности и мимики. 

Музыкальный уголок. Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, атрибуты, музыкально-дидактические материалы, наглядные пособия. Поэтому 

оснащение наших  музыкальных уголков  разнообразно, оригинально и привлекательно, а самое главное доступно для детей. Музыкальная среда помогает решать развивающие и воспитательные задачи в доступной для детей  игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.)

Уголок уединения. Любят малыши уголок уединения, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть от детского коллектива, создовая себе "своё" личное пространство.

Уголок Настольно-печатные игры — интересное занятие, для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, а также различные виды конструкторов.

Уголок ряжения – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. 

Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а так же основным принципам проектно-дизайнерского и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-игровой среды в детском саду в соответствии с ФГОСДО

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

Создание предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Один из принципов ФГОС ДО  - основываться на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса. В результате одна тема планируется на одну или две недели, а...

Протокол проведения обследования организации предметной развивающей среды в детском саду в соответствии с ФГОС

Цель: приведения развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группах соответственно гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиями и требованиями ФГОС ДО...

«Организация развивающей предметно-игровой среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в детском саду

мотошкова юлия  Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в детском садуИгра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потреб...

Организация предметной игровой среды в детском саду

Согласно ФГОС ДО, одной из приоритетных задач педагогических коллективов является поддержка инициативы детей во всех видах детской деятельности. Для реализации данной задачи предметно-пространственная...

Конспект Деловой игры для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС»

Выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Стимулирование положительной мотивации педагогов на ...