Особенности взаимоотношений на занятиях по труду
статья (старшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья посвящена задачам формирования элементарных навыков труда, способности планировать свою работу других детей трудиться в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vzaimootnosheniy_na_zanyatiyah_po_trudu.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимоотношений на занятиях по труду

В старшем дошкольном возрасте ставятся задачи формирования элементарных навыков труда, способности планировать свою работу и работу других детей, трудиться в коллективе согласованно и дружно, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Перечисленные требования – важные аспекты готовности к труду. Ведь именно в дошкольном возрасте создаются психологические предпосылки будущей трудовой деятельности. Особое значение в решении этой задачи имеет игра.

Для дошкольника труд и игра порой неразделимы. Но обратим внимание, какую сложную трудовую деятельность – по объему, видам, содержанию и отношению к нему – предлагают старшим дошкольникам. Трудовую деятельность ребенка организует взрослый. Он исходит прежде всего из ее педагогической целесообразности, важности для нравственного и интеллектуального развития. Именно взрослый учит ребят трудиться, помогает формированию положительных взаимоотношений в процессе деятельности, учит оценивать результаты своего труда и труда товарищей не только по конечному результату, но и по тем усилиям, которые вкладываются, по умению доводить начатое дело до конца.

Для того, чтобы изучить особенности взаимоотношений детей на занятиях по труду необходимо провести исследование. Оно проходит в четыре этапа.

1 этап – с помощью вариантов социометрической методики определить положение детей в группе сверстников, изучить мотивы, лежащие в основе выбора партнеров. Следует выявить, учитывают ли дети умение сотоварища трудиться, его успешность в процессе рудового задания. В ходе этого исследования должно быть выявлено четыре группы: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные».

2 этап – изучаются вопрос о том, какие виды труда предпочитаются, как представляется необходимость труда. Самые разнообразные ответы ( «Потому, что много работы», «Чтобы дома был порядок», «Чтобы в нашем городе росли деревья», «Чтобы в городе было красиво и нарядно» и т.п.) наглядно свидетельствует: имеется представление, для чего нужно трудиться. Часто эти представления еще недостаточно полны, часто это повторение того, о чем говорят дома.

3 этап - ориентируется на следующие показатели: умение творчески подходить к поставленной задаче. Выполнять трудовые поручения самостоятельно, аккуратно. Настойчиво добиваться поставленной цели и доводить начатое дело до конца. Наличие необходимых трудовых навыков. Готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы. Умение планировать свою работу и работу группы. Способность правильно и доброжелательно оценивать свою работу и работу товарищей.

Третий этап включает 2 экспериментальные серии:

  1. Изучение общения и особенности личностного поведения в процессе труда при однородном составе групп: «звезды», предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные». В этом случае состав определял экспериментатор, учитывая результаты социометрических экспериментов. Звеньевого выбирали сами дети.
  2. Изучение общения и особенности личностного поведения детей в процессе труда при разнообразном составе группы. В этой ситуации детям предлагали объединиться в звенья для выполнения задания по собственному желанию.

Экспериментальные занятия следует проводить во вторую половину дня, особое внимание уделять качеству работы каждого. Фиксировать время задания, наиболее характерные особенности общения, уровень слаженности и согласованности действий, контакты, особенности личностного поведения, поведение звеньевого. Интерес представляют мотивы выбора звеньевых.

В звеньях «предпочитаемых» характер общения может несколько отличаться. На этапе предварительной организации деятельности чаще встречается сдерживающее общение. В некоторых случаях дети стараются уточнить характер работы и подбодрить друг друга. Звеньевого выбирают дружно и без конфликтов, выдвигая такие же мотивы, что и группа «звезды». В ходе работы почти всегда наблюдается стимулирующее общение. Ребята подбадривают друг друга, стараются помочь поддержать. На этапе оценки дети требуют уточнить степень выполнения задания ( «У нас ведь правда получилось?»). В некоторых случаях может наблюдаться сдерживающее общение или стимулирующее, поддержка тех, у которых не все получилось хорошо. Многие ребята могут сразу же переходить к другим занятиям, быстро переключаться на другую деятельность. Среднее время выполнения задания групп «звезд» и «предпочитаемых» примерно одинаково – 25 минут.

Совсем иным может быть характер общения в группе «пренебрегаемые». Основная характеристика: действия носят уточняющее, нейтральное общение , недостаточная активность при выборе звеньевого, ссылка на мнение воспитателя. Среднее время выполнения задания  примерно одинаково – 35 минут.

Группа «изолированных» отличается поведением от остальных. На этапе предварительной организации работы и при ее выполнении особенно часто встречались уточнения – факт, свидетельствующий, что задание усваивается не сразу, нет навыков. И в то же время дети стараются выполнить работу как можно лучше, но у них не всегда получается. Отсюда быстрая потеря интереса. В таком случае оценивается работа в основном по содержанию. Среднее время выполнения задания примерно – 45 - 50 минут.

Деятельность, при общении детей в звеньях с разным статусным составом, намного эффективнее, так как на всех этапах работы преобладает стимулирующее общение. Ребята подбадривают друг друга, умело распределяют задания между всеми участниками, помогают, успокаивают отстающих, почти не возникают конфликтные ситуации.

4 этап – определяются взаимосвязи между положением ребенка в группе сверстников и особенностями  выделенных выше форм личностного поведения. Разным статусным группам присущи вполне определенные формы личностного поведения. Большинство  детей – «звезд» можно характеризовать положительным отношением к сверстникам, с преобладанием доминирования. Группу «предпочитаемых» можно охарактеризовать положительным отношением к сверстникам, формами подчинительного поведения. «Пренебрегаемых» - активностью и пассивностью в сочетании с отрицательным отношением к сверстникам, что, разумеется, мешает общению, вызывает недовольство и нежелание сотрудничества. Для детей, находящихся в изоляции, характерно проявление подчинительных форм поведения, чаще защитных, чем агрессивных.

Вывод может быть таким: дети, занимающие различное положение в группе, находятся на разных ступенях развития готовности к труду. Следовательно, основная педагогическая задача – изучить положение каждого ребенка в группе сверстников, особенности его личного поведения. Эти знания дадут возможность объединять детей в группы при выполнении различных трудовых заданий, воспитывать необходимые умения (ладить с партнером, договариваться с ним, согласовывать свои действия с действиями товарищей и т.п.). И еще: воспитатель должен вызвать у каждого ребенка желание трудиться! А это возможно лишь в том случае, когда дети почувствуют радость от трудовой деятельности, которая во многом зависит даже не столько от самого процесса, сколько от тех отношений, которые складываются между детьми в процессе выполнения трудовых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности взаимоотношений близнецовых пар с группой в дошкольном и младшем школьном возрасте".

Актуальность выбранной темы объясняется потребностью практики, а также в том, что данная проблема мало изучена, остается круг нерешенных, слабо освещенных в научной литературе вопросов....

«Социометрическое исследование как метод выявления особенностей взаимоотношений в детском коллективе».

Данный материал был подготовлен для декады молодого специалиста, и рассчитан как для молодых специалистов, так и для педагогов ДОУ....

Родительское собрание в старшей подготовительной группе "Особенности взаимоотношений между ребенком и родителями"

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.( С. Брандт)На родительском собрании используется интерактивное общение с родителями. Для этого используются различные игровые формы....

Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников

Педагогу важно иметь представления об особенностях освоения детьми всех компонентов структуры взаимоотношений.Исследовать особенности взаимоотношений и сотрудничества невозможно в отрыве от изучения о...

Статья на тему Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста

Проблема отношений занимает в педагогике и психологии большое место. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучения объектов природы в их связи с окружающей ...