Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей игре в шахматы
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Екатерина Ивановна Фертилюк

Дополнительная образовательная программа для обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx131.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок»

Утверждаю:

И.о.заведующего МБДОУ ДСКВ № 64

Приказ №_______

от «_____»_____________2015г.

____________________Н.В. Тур

Программа дополнительной образовательной услуги

по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста

             Автор:

                                                                                     Фертилюк Е.И.                                                                                  

                                                                                     воспитатель

Нижневартовск, 2015

Оглавление

1.Паспорт программы.........................................................................................4

2.Пояснительная записка...................................................................................7

2.1.Организационно-методическое обеспечение программы.........................9

3.Содержание программы……………………………………………….......11

3.1.Календарно-тематическое планирование...................................................12

4.Контроль за реализацией программы......................................................16

5.Список литературы...................................................................................17

  1. Паспорт программы

1. Наименование дополнительной бесплатной образовательной услуги

Программа дополнительной бесплатной образовательной услуги по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста

2. Основание для разработки

программы

  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 23.07. 2013);  
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Закон РФ от 07.05.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Программа: Развитие образования города Нижневартовска на 2015 – 2020 гг.;
  • Программа «Развитие МБДОУ ДСКВ № 64»Пингвинёнок»»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3. Заказчик программы

Родительская общественность;

Коллектив МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок».

4. Организация исполнитель программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок», (далее – МБДОУ ДСКВ № 64)

5. Целевая  группа

Дети старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет

6. Составители программы

Воспитатель I квалификационной категории  Фертилюк Е.И.

7. Цель программы

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы; развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых компетенций посредством игры в шахматы.

8. Задачи программы

  • Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника;
  • Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.;
  • Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер;
  • Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций;
  • Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию;
  • Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства;
  • Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы;
  • Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости;
  • Осуществлять всестороннее физическое   развитие  воспитанников.

9.Ожидаемые результаты

По итогам освоения программы дети будут:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  • различать и называть шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
  • иметь представление об элементарных правилах игры;
  • играть малым числом фигур;
  • иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
  • владеть основными шахматными терминами;
  • правильно применять элементарные правила игры;
  • иметь представление о некоторых тактических приемах;
  • активно общаться со сверстниками;
  • отвечать на вопрос воспитателя;
  • вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам;
  • договариваться о совместной игре.

10.Срок реализации программы

1 год

  1. Пояснительная записка.

 В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает  целеустремлённость, терпение и характер.

Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. 

Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков- сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. 

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного  типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Основные проблемы развития шахмат в детских садах:

.          нехватка квалифицированных тренерских кадров;

.          недостаточное число шахматного инвентаря и мест для занятий.

Цель программы: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы; развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых компетенций посредством игры в шахматы.

      Задачи:

Образовательная:

             Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

Воспитательная:

             Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Общеразвивающие:

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций.

Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию.

Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства.

Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.

Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

Эстетическая:

Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шахмат в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическая:   

Осуществлять всестороннее физическое развитие воспитанников.

Принципы построения программы:

  • Игровой характер занятий и упражнений;
  • Использование разных видов упражнений;
  • Соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и организации занятий;
  • Осуществление связи с родителями.

2.1. Организационно - методическое обеспечение программы

Образовательная услуга по шахматам организована на базе МБДОУ ДСКВ №64 «Пингвинёнок» г. Нижневартовска в целях:

  • расширения спектра образовательных услуг;
  • всестороннего удовлетворения образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников.

Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.

Методы проведения занятий:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; на интерактивной доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шахматных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Условия реализации программы:

Для кружка созданы все необходимые условия:  учебный кабинет оснащен столами и стульями, ноутбуком и интерактивной доской, шахматами - 1 комплект на 2 детей, обучающие компьютерные программы: "Шахматная школа для начинающих", "Шахматы в сказках".

 Кабинет  отвечает Санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г. №91.

Состав детей формируется с учётом их желания  и удовлетворения образовательных потребностей, а также запросов родителей воспитанников.

Учебный план

Дети старшего дошкольного возраста

Продолжительность занятия

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

 в месяц

Количество занятий

 в год (сентябрь – май)

1

Дополнительная образовательная услуга «Шахматы»

30 минут

1

4

36

Май:

3 неделя – мониторинг;

4 неделя - итоговые мероприятия

3.Содержание программы

1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2. Шахматы – спорт, наука и искусство.  История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы.  Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

Сравнительная ценность фигур. Размен.

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.

4. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

5. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

6. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.

7. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

8. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.

9. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

10.   Соревнования, турниры (по отдельному графику)

11.   Индивидуальные занятия.  Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных

12.   Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.

3.1 Календарно-тематический план к рабочей программе  по шахматам  первого года обучения

2015-2016  учебный  год

№ занятия

Тема занятия

Кол - во часов

Оборудование и наглядные пособия

Дата

Вводное занятие. Основы техники безопасности.

1

Плакаты, буклеты.

сентябрь

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.

1

Плакаты, буклеты.

Интерактивная доска.

Видео - занятие.

Рабочая тетрадь.

сентябрь

Горизонталь,

Вертикаль.

1

Интерактивная доска.

Видео - занятие.

Рабочая тетрадь.

сентябрь

Диагональ. Центр.

1

Интерактивная доска.

Видео - занятие.

Рабочая тетрадь.

сентябрь

Повторение

программного

материала.

1

Занимательные задания.

Рабочая тетрадь.

Шахматная доска, шахматы.

октябрь

Знакомство с фигурами.

1

Шахматная доска, шахматы.

Видео - занятие.

октябрь

Расстановка фигур.

1

Шахматная доска, шахматы.

Игровые задания.

октябрь

Работа по проекту.

1

Интерактивная доска.

Видео - занятие.

Рабочая тетрадь.

октябрь

Работа по проекту.

1

Интерактивная доска.

Видео - занятие.

Рабочая тетрадь.

Занимательные задания.

ноябрь

Ладья. Ход. Ход ладьи. Взятие.

1

Интерактивная доска.

Шахматная доска, шахматы.

Рабочая тетрадь.

ноябрь

Повторение

программного материала.

1

Дидактические игры.

Занимательные задания.

Рабочая тетрадь.

ноябрь

Работа по проекту.

1

Интерактивная доска.

Видео - занятие.

Рабочая тетрадь.

ноябрь

Слон. Ход слона, взятие.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь.

декабрь

Ладья против слона. Термин “стоять под боем”.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

декабрь

Повторение

программного

материала.

1

Дидактические игры.

Занимательные задания.

Рабочая тетрадь.

декабрь

Работа по проекту.

1

Интерактивная доска.

Видео - занятие.

Рабочая тетрадь.

декабрь

Работа по проекту..

1

Интерактивная доска.

Видео - занятие.

Рабочая тетрадь.

Занимательные задания.

январь

Ферзь. Ход ферзя, взятие.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

январь

Ферзь против ладьи и слона.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

январь

Работа по проекту.

1

Интерактивная доска.

Видео - занятие.

Рабочая тетрадь.

февраль

Повторение

программного

материала.

Шахматный турнир.

1

Занимательные задания.

Рабочая тетрадь.

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Шахматные часы.

февраль

Конь - легкая фигура.

Ход коня, взятие.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

февраль

Конь против других фигур.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

февраль

Пешка. Ход пешки. Место пешек в начальном положении.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

март

Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

март

Превращение пешки в различные фигуры.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

март

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

март

Повторение

программного

материала.

Учебные турниры.

1

Занимательные задания.

Рабочая тетрадь.

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Шахматные часы.

март

Работа по проекту.

1

Интерактивная доска.

Видео - занятие.

Рабочая тетрадь.

апрель

Король. Ход короля, взятие. Короля не бьют.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

апрель

Шах ферзем, ладьей, слоном.

1

Видео - занятие.

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

апрель

Шах конем, пешкой. Защита от шаха.

1

Видео - занятие.

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

апрель

Цель игры. Мат ферзем, ладьей.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

май

Мат слоном, конем, пешкой.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

май

Мат в один ход. Простые примеры.

1

Шахматная доска, шахматы.

Интерактивная доска.

Рабочая тетрадь

май

Итоговая

аттестация.

Заключительное.

Внутрикружковый турнир.

1

Шахматная доска, шахматы.

Шахматные часы.

май

Итого:

36

4. Контроль за реализацией программы

В целях оперативного реагирования на процессы, происходящие в ходе реализации дополнительной образовательной услуги  необходимо осуществлять систематический контроль по всем направлениям деятельности, который представлен следующим образом:

Заведующий – общее руководство и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа и его выполнение, мониторинг кадрового обеспечения при реализации программы.

Заместитель заведующего по методической и воспитательной работе – отслеживание  соответствия состояния и результатов реализации дополнительной образовательной услуги ФГОС,  эффективность реализуемой программы и ее выполнение, предметно-развивающая среда, уровень развития детей в соответствии с целями и предполагаемыми результатами.

Заведующий хозяйством – мониторинг материально-технического обеспечения дополнительной образовательной услуги.

Старшая медсестра  - отслеживание состояния здоровья воспитанников, влияния дополнительного образования на физическое состояние воспитанников.

Педагог-психолог – система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития детей, слежение за системой коллективно-групповых и личностных отношений.

Отслеживание реализации дополнительной  образовательной программы фиксируется в групповой диагностической карте по выполнению вариативной части образовательной программы ДОО.

Контроль выполнения программы осуществляется на основании системы мониторинга, разработанной в ДОО.

5. Список литературы

  1. Березин В. Азы шахмат. М. 2013.
  2. Ласкер Э.Учебник шахматной игры. М. 2011.
  3. Лобач П. Методика преподавания шахмат, Саратов. 2013.
  4. Шахматы. Энциклопедический словарь. М 1990.
  5. Сухин И. Волшебные фигуры. Для детей 2-5 лет М. 1994.
  6. Сухин И. Шахматы, первый год, или там клетки черно - белые чудес и тайн полны (Часть 1 - 2), Обнинск: Духовное возрождение, 2014.
  7. Сухин И. Шахматы, первый год, или там клетки черно - белые чудес и тайн полны (Рабочая тетрадь, часть 1 - 2), Обнинск: Духовное возрождение, 2014.
  8. Костьев А. Уроки шахмат. М.: ФиС, 1984.
  9. Гришин В. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991.

Программа дополнительной образовательной услуги

по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста

http://www.angarachess.ru/wp-content/uploads/2015/12/chess-for-children.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме...

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах  « ВЕСЁЛЫЙ  ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...

Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»

Дополнительная  образовательная программа спортивно-технической направленности  для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»...