Игры для души.
статья (старшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья посвещена развитию интереса к различным видам театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_dushi.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Игры для души.

В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, компьютеров, потом в кукольном театре, кино. Дети часто переносят виденное на экране в жизнь. И все же в младшей группе лишь некоторые ребята проявляли интерес к театрализованной деятельности, большинство же были скованны, сжаты, им нравилось быть зрителями, но не исполнителями.

Поэтому часто перед педагогами стоит задача – развить интерес к различным видам театральной деятельности (настольный театр, фланелеграф, кукольный театр, игры-драматизации). Начинать необходимо с драматизации стихов и потешек. Можно выучить с детьми стихотворение «О чем поют воробушки?» Затем инсценировать его. Такая работа над стихами продолжается и в средней группе. Но здесь необходимо брать произведения посложнее.

Например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина.

Большое место в жизни ребят должны занимать сказки. Их читают, о них беседуют, рассматривают иллюстрации, драматизируют, разыгрывают отдельные сценки. Начинать следует с самых простых («Теремок», «Руковичка»)

Можно не требовать от детей дословной передачи текста. Интонации, жесты, мимику сначала педагог показывает детям, потом поощряет: «Каким страшным голосом говорил медведь, молодей! Я даже подумала, что он настоящий». Интерес к сказкам усиливают и костюмы, которые шьют родители. Атрибуты лучше делать своими руками, привлекая ребят.

И все же следует отметить, что некоторые дети могут оставаться пассивными. С ними необходимо заниматься индивидуально. Предлагать разыгрывать спектакли на столе, фланелеграфе, обращать внимание при рассматривании иллюстраций на жесты, мимику героев: «Какое выражение лица у лисы? Почему жалко зайчика? Почему ты решил, что он грустный?» Если в младшей группе используется показ, то в средней и в старшей группах предлагали детям самим придумать интонации, жесты, проявлять творчество. Малоактивных детей вводить в спектакли на второстепенные роли. Например, яблони, печки в сказке «Гуси-лебеди». Таких ребят поощряют просто за выход, за готовность исполнить роль. Для развития голоса используются задания типа «Пароход гудит», «Поаукай подружек», «Позови месяц». Постепенно дети становятся более активными, включаются в работу, придумывают сказку.

Необходимо  научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека и передавать свое. Этому помогут этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия. Можно предложить детям разнообразные по тематике этюды: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Северный полюс».

Можно предложить детям загадки на движение и позы: «Отгадай, что я ем?», «Отгадай, кто я?», «Отгадай, где я?». Беседы с детьми: как можно показать, что вы в лесу. Дети изображают, как собирают ягоды, цветы, кричат «ау».

Игра «Шапочки» - дети одевают шапочки героев и изображают их. Задача состоит в том, чтобы за ширмой изобразить героя, чью шапочку одел, изобразить по-своему.

Кроме показа этюдов, можно драматизируют сказки, рассказы, которые читали («Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Аленький цветочек», «Три поросенка» и др.), и конечно же, дети придумывают свои сказки-спектакли, самостоятельно договариваются и распределяют роли. Сюжеты сказок должны усложняться.

Развитию театральной деятельности способствуют рисунки детей, особенно те, в которых отражалось настроение героев. На занятиях рисованием предлагаются следующие темы: «Веселые и грустные клоуны», «Куклы пляшут», «Добрые феи», «веселые поросята». Тематическое рисование помогает в играх-драматизациях передавать настроение героев.

Чтобы не погасить в детях огонек интереса к театру, надо проводить беседы с родителями, просить их поощрять и помогать им. После выходных дней спросить у ребят: «Какой спектакль вы показывали? Кто были твоими зрителями? Понравилось им твое представление?» Из ответов детей можно узнать, что за атрибуты (подручные средства) они использовали для постановки своего спектакля. Так появляется домашний театр.

В старшей группе необходимо развивать у детей творческую самостоятельность. Большое значение придавать импровизации, т.е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Например, на празднике, посвященном 8 Марта, предложить детям игру «Как мама наряжается». Дети при помощи пантомимы (жестов, поз, походки) показывают, как мамы готовятся к празднику. Красят губы, смотрятся в зеркало, причесываются, одевают кольца и т.д.  Или игра «Колыбельная», где девочки показывают, как мамы укладывают малышей спать: качают, гладят по головке, катают в коляске, при этом по-матерински нежно смотрят на них. В таких заданиях дети не используют атрибутов, но несмотря на это, они проявляют творчество, при помощи жестов, мимики создают интересные, живые образы.

Для передачи образа детям помогает музыка. Педагоги предлагают вслушаться в нее, понять характер. Например, в игре-импровизации на тему «Водяной» при звучании первых слов песни «Я водяной, я водяной…», - все «вылезают из болота» и по-разному изображают водяных. Одни отрывают воображаемые пиявки от тела, другие «плачут», вытирая слезы, третьи хватаются за голову и т.д. Лица детей должны быть грустными. Можно включать мелодии без слов и предложить детям передать свои чувства под эту музыку. Услышав вальс, плавно кружиться по группе, изображать пушинки, снежинки, фей. Под марш идти, как солдаты, чеканя шаг со строгими лицами. Или изобразить под грустную мелодию сосульку, которая  весной таяла, таяла – и растаяла. Следует заметить, что пантомима развивает умственные способности детей, будит фантазию.

Со старшими дошкольниками можно создать «Театр рукавичек», «Театр игрушек», сделанный своими руками. Игрушки можно смастерить из шишек, веточек, бумаги, пластилина, папье-маше. Дети сами придумывают сказки, рисуют декорации.  Так же дети любят настольный театр из картинок, особенно с принцессами, королевами, феями. Ведь так интересно самим нарисовать принцесс, украсить их платья бантиками, оборочками, цветами (по сказкам «Золушка», «Снежная королева»). Ребенок всегда хочет быть волшебником и эту потребность он удовлетворяет в сказке. Для своих сказок дети сами готовят декорации – используют строительный и природный материал. Так, для

Со сказки «Добрая фея» можно вылепить из пластилина птичек, из веточек сделать деревья, из бумаги вырезать озеро, из кубиков построить дворец. Разместить все это на дощечке, и в этом «сказочном лесу» феи творят свои чудеса.

Большое значение для развития театральных способностей имеют занятия по сюжетному рисованию. В старшей группе рассматривают с детьми портреты сказочных героев, выражение их глаз, лица: доброе, приветливое лицо старушки. Острые черты лица, выпуклые глаза у Шапокляк. Густые брови, злой взгляд у разбойников.

Работа по развитию у дошкольников творческих навыков в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у детей активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощеннее в общении, а главное, дети испытывают эмоциональный подъем, при слове «театр» их глаза загораются, а лица светится улыбкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Играем вместе - играем от души"

Родительское собрание в группе раннего возраста в форме круглого стола....

Играем от души, играем вместе.

Тренинг для родителей и детей. Цель - показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры, организация игровой среды в условиях семьи....

Газета для любознательных родителей "Играем вместе! Играем от души!"

Советы родителям по совместной с ребенком  игрвой деятельности. В рамках недели игры и игрушки...

Игры для души

Классификация игр-драматизаций и режиссерских игр в детском саду....

Опыт работы "С детьми играть-ум,душу,разум развивать"

quot;С детьми играть-ум,душу,разум развивать"...

Памятка для родителей «Играем от души – играем вместе»

1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Радуйтесь успеху малыша – это окрыляет его, что является залогом будущих достижений.2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте...

Консультация «Играем от души, играем вместе»

Консультация «Играем от души, играем вместе»...