Задержка психического развития у детей
статья ( группа) на тему

Грандилевская Наталья Сергеевна
 
                 Что такое задержка психического развития?
 
 Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм.
 При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера. Причины отставания в развитии ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.
К биологическим причинам относятся: поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода; недоношенность, симптомы желтухи; гидроцефалия; пороки развития и новообразования головного мозга; эпилепсия; врожденные эндокринные патологии; наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна; тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис); заболевания сердца, почек; рахит; нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).
К социальным причинам можно отнести: ограничение жизнедеятельности малыша; неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность; частые психотравмы в жизни ребенка.
                    Симптомы и признаки отставания в развитии
 
Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций: 
 
1.Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух. 
2.Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
3. Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
4. Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение. 
5.Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.
 
               Психология детей с задержкой психического развития
1.Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом. 2.Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.
 В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.
 
                Виды ЗПР  
 
1.Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития. 
2.ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
3. ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
4. ЗПР церебрально-органической этиологии.
 
Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.
Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом. Психическое развитие включает оценку следующих критериев: речевое и предречевое развитие; память и мышление; восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве); внимание; игровая и изобразительная деятельность; уровень навыков самообслуживания; коммуникабельность и самосознание; школьные навыки. Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие. Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования: ЭЭГ; КТ и МРТ головного мозга.
 
Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.
 
                  Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил: 
 
создать благоприятные условия течения беременности и родов; создать дружественную обстановку в семье; пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни; своевременно лечить любого рода заболевания у малыша; заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста. 
Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша.
 Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка психического развития у детей

Консультационный материал для родителей для более раннего выявления диагноза ЗПР...

Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".

В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....

Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет

Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет ...

Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет

В соответствии с ФГОС ДО программа направлена в первую очередь на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициат...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития (для детей 6-7 лет с ЗПР)

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития (для детей 6-7 лет с ЗПР)...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста.

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологического развития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организации педагогического процес...

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.

Разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений педа...