Развитие познавательной активности старших дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Попелкова Вероника Александровна

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

 «Ценности, закладываемые с малолетства, принося в дальнейшем большую отдачу».

Б.Н.Фельдман

Одной из актуальных проблем, изучаемых педагогами и психологами в настоящее время, является развитие познавательной активности дошкольников.

Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания. [1]

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес дошкольников. Познавательный интерес – избирательная деятельность человека, направленная на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”. [5] Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Интерес направляет познавательную деятельность детей, особенно заметно его влияние в дошкольном возрасте.

Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

  • интерес способствует формированию глубоких и прочных представлений;
  • развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в познании, благоприятствует формированию способностей;
  • создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. [2]

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, жизнь в детском саду формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по развитию экономических представлений.

Знакомство с деятельностью банкира, бизнесмена, рекламодателя, финансиста и др. дает детям представление о том, какие качества необходимы для такого рода профессий, их своеобразии. Полезно уточнить  представления из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд); познакомить с понятиями из области финансовых категорий (цена, деньги, стоимость и все, что связано с этими понятиями: покупать-продавать, дороже - дешевле, больше - меньше, выгодно - невыгодно, выиграл - проиграл, поменял, магазин, ярмарка, банк, касса и др. понятия); формировать представления о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам честной игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера. [4]

Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и, хотим мы этого или нет, он все равно получает экономический опыт. Поэтому нужно научить правильно распоряжаться полученной информацией, то есть воспитать экономиста.

Работа с детьми по развитию экономических представлений делает попытку заложить основы экономического образа мышления, осознания того, каков «Я» в мире экономических ценностей и как вести себя в нем. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее созидателем предметов потребления.

Задачи:

  • ребенок должен понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • контролировать свои потребности в соответствии с возможностями. [3]

Для реализации задач выделены следующие блоки:

  1. «Полезные навыки и привычки в быту»
  2. «Труд - продукт»
  3. Реклама»
  4. Деньги.

Блок «Полезные привычки и навыки в быту» достаточно понятен. Их экономический аспект - отношение к свету, воде, продуктам питания и др.

С понятием «потребности» дети знакомятся в блоке «Труд — продукт». Дети находят ответ на вопрос, почему все взрослые работают. Результаты труда людей — это и есть продукт труда (разные товары, вещи, игрушки, продукты питания и др.), в которых нуждаются все люди: и взрослые, и дети.

Итак, товар произведен. А какова его дальнейшая судьба?

Если он создан, о нем должны узнать все люди. Для этого существует реклама (блок «Реклама»). Этот материал вызывает у детей огромный интерес. Они знакомятся с самим понятием «реклама», узнают, какой она бывает, самостоятельно придумывают рекламу, исходя из предложения: «Если бы у меня было свое дело».

С помощью рекламы люди узнают, где и какие товары можно купить. Но как это сделать? Следующий этап работы - знакомство детей с деньгами (блок «Деньги»). Не стоит опасаться, что разговоры о деньгах могут вызвать у детей нездоровый, повышенный интерес к ним. С детьми можно обсудить разные жизненные ситуации: что было, когда денег не было; какие бывают деньги; каково назначение денег — предмета жизненной необходимости; откуда они берутся.

Результаты такого воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственных родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада. в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.

 

Литература

  1. Мустафаева, Ф. А. Основы социальной педагогики. М., 2002.  
  2. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М., 2002 г.
  3. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
  4. Шатова А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?  Дошкольное воспитание. № 1-1989.
  5.   Марусинец М. Изучение познавательной активности. М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП

Развитие познавательной  активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП Познавательная активность детей до­школьного возраста выражается в за­интересованном принятии информа­ции...

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников.

В этой работе я постаралась собрать и объединить материал, который мог бы помочь воспитателям, родителям и главное- детям без особых усилий найти новое увлекательное занятие, к которому относится созд...

Сообщение из опыта работы "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников"

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопле...