"Акбай приглашает в гости – Акбай кунакка чакыра" Разработка занятия по татарскому языку для старшей группы.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Бикбова Венера Минсалиховна

"Акбай приглашает в гости – Акбай кунакка чакыра" Разработка занятия по татарскому языку для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_tatarskomu_yazyku.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Воспитатель по обучению детей татарскому языку

Бикбова Венера Минсалиховна

Тема

Акбай приглашает в гости - Акбай кунакка чакыра

Возрастная группа

Старшая

(8 нче зурлар)

Программа

Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа, методик кинәшләр, диагностика/ авт.-төз.: З.М.Зарипова, Р.С. Исаева, Р.Г.Кидрячева һ.б. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013.

Форма занятия

Подгрупповая (Ярты төркем белән)

Цели - Максатлар

          Тәрбияви

Бер-береңә карата хөрмәт хисләре тәрбияләү, Рәзил Вәлиев иҗатына кызыксыну уяту.

           Үсеш

Гади диалогта катнаша белү, сүзләрне отып калу аша хәтер, зиһен үстерү..

           Белем биру

Яшелчәләр һәм унга кадәр сан темасы буенча өйрәнән сузләрне ныгыту. Суз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру.

Ожидаемый результат- Көтелгән нәтиҗә

Балалар программа буенча булган яшелчә исемнәрен һәм унга кадәр санның мәгънәсен анлыйлар һәм дөрес итеп әйтәләр.

Жиһазлау

Интерактив такта, ноутбук, санау очен төрле күләмдә яшелчә һәм жиләк – жимеш рәсемнәре төшерелгән карточкалар, уенчык паровоз, капчык һәм яшелчә муляжлары, туп, кәбестә маскасы, буягычлар (раскраски)

Индивидуальная работа - Шэхси эш

Эшчәнлек барышында авазларны, сузләрне дөрес әйтмәүче балалар белән үткәрелә.

Структура занятия - Эшчэнлекнен структурасы

  1. Оештыру.
  2. Карточкалардан жиләк – жимеш һәм яшелчәлэр санау.
  3. Жиләк – жимеш һәм яшелчәләр белән гаилә әгъзаларын сыйлау.
  4. Хәрәкәтле уен «Матур туп»
  5. Язучыларны искэ төшеру.
  6. Жырлы – биюле уен «Бар матур бакча»

   7.  Йомгаклау.

Ход занятия - Эшчэнлек барышы

   Балалар ишектән керәләр, урындыклар алдына басалар. Урындыкларында санау өчен төрле күләмдә яшелчә рәсемнәре белән карточкалар («билетлар»)

Тәрбияче: Исәнмесез.

Балалар: Исәнмесез, Венера Минсалиховна.

Тәрбияче: Ребята, у нас гости, давайте с ними тоже поздороваемся.

Балалар: Исәнмесез.

Тәрбияче: Балалар, хәлләр ничек?

Балалар: Әйбәт, рәхмәт.

Тэрбияче: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Утром мне позвонил эт Акбай и пригласил нас в гости. Мы сегодня с вами поедим в гости на паровозике. Чтобы наша поездка была интересной, Акбай приготовил нам задания на станциях. Мы будем останавливаться и выполнять задания. Если правильно выполним задание, на экране откроется рисунок того места, где живет Акбай.

  - Вы хотите поехать в гости?

Балалар: Әйе.

Тәрбияче: Чтобы занять свои места в вагонах нужны билеты. Ваши билеты на стульях. Возьмите билеты и подойдите ко мне. На билетах нарисованы овощи и фрукты. Вам нужно сказать на татарском языке что это и сколько. Кто правильно отвечает, тот занимает свое место в вогоне

Балалар: Биш алма.Тугыз кыяр...

Тәрбияче: Сейчас проверим, провильно ли мы выполнили задание.

На экране появляется 1 часть картинки.

Тәрбияче: Ребята, посмотрите, кто еще с нами едет.

На паровозике картинки Әти, әни, әби, бабай, кыз, малай.

Балалар: Бабай, әби, әти, әни, кыз, малай.

Тәрбияче: Вот и первая станция и первое задание (на доске появляется мешок. Слайд ). Ребята, смотрите, какой-то волшебный мешочек. У меня в руках тоже мешочек. Я предлагаю вам взять из мешочка по одному предмету.

   - София, что у тебя в руках? Бу нәрсә?

Балалар: Бу алма, суган, кыяр, кәбестә, груша, виноград, бәрәңге…

Тәрбияче: Молодцы. Как двумя словами можно назвать все эти предметы?

Балалар: Овощи и фрукты.

Тәрбияче: Давайте мы сделаем так: у нас три вагона. В четвертый вагон садятся те, у кого в руках овощи, а на пятый вагон садятся те, у кого фрукты. Первый ряд будет четвертым, а второй ряд будет пятым вагоном. Поменяйтесь местами, если это нужно.

Как вы думаете, как называется это станция?

Балалар: Станция овощей и фруктов.

Тәрбияче: У нас дорога дальняя, я предлагаю угостить наших попутчиков. Угощайте овощами и фруктами того, кого вы хотите.

Балалар: Бабай ( әби, әти, әни, кыз, малай), мә алма ( суган, кыяр, кәбестә, груша, виноград, бәрәңге) аша.

Тәрбияче: Я думаю, что мы справились с заданием (открывается 2 часть картинки). Едим дальше.

Звук паровоза

Тәрбияче: Следующая станция «Игровая». Я вас приглашаю поиграть. Ребята, что у меня в руках?

Балалар: Туп.

Тәрбияче: Туп нинди?

Балалар: Туп матур, чиста, зур, сары.

Тәрбияче: Споем песню про матур туп.

Туп, туп, матур туп,

Сикер, сикер, матур туп.

Бер, ике, өч,

Дүрт, биш, алты,

Җиде, сигез,

Тугыз, ун.

Сикер, сикер, матур туп

Тәрбияче: Как мы с вами красиво спели, я думаю, что часть картины откроется. (Открывается 3 часть картинки)

     Звук паровоза

Тәрбияче: Интересно, какие задания ждут нас впереди. Смотрите, какие портреты… Вы их знаете, кто они?

Балалар: Писатели.

Тәрбияче: Саша, кого из них ты знаешь? Какие его произведения ты знаешь?

Балалар: Г.Тукай «Су анасы», «Шурале», «Коза и баран», А. Алиш «Два петуха», «Зайчихина дочка», «Болтливая утка».

Тәрбияче: А что вы знаете про этого писателя? (Показывает на Р. Валиева)

Балалар: Разил Валиев, он родился и вырос в Нижнекамском районе, написал много стихотворений для детей.

Тәрбияче: У нас Амир готовится к конкурсу. Он выучил  стихотворение Р. Валиева «Уенчыклар». Давайте, послушаем.

Амир: Уенчыклар алып кайтты,

            Әти миңа кибеттән.

            Хәзер инде урам буйлап,

            Машина белән үтәм.

                                Әти әйтә, уйна, улым,

                                  Әле бит уйнар чагың,

                                  Уйла ди, үсү җаен.

Тәрбияче: Ребята, это станция называется именем того, кто родился и вырос в Нижнекамском районе. Значит, это какая станция?

Балалар: Станция Разиля Валиева.

После правильного ответа появляется 4 часть картинки.

Тәрбияче: Мы ответили правильно. У нас открылся последний элемент. Какие мы с вами молодцы. Вот мы увидели то место, куда везет нас паровоз и где живет наш Акбай. Что это?

Балалар: Огород.

Тәрбияче: А что растет в этом огороде, мы с вами сейчас узнаем.

1.  Расту в земле на грядке я,

     Оранжевая, длинная, сладкая. (Морковь)

2. На грядке длинный и зеленый,

    А в банке желтый и соленый. (Огурец)

3. Закопали в землю в мае,

    И сто дней не вынимали,

    А копать под осень стали,

     Не одну нашли, а десять. (Картошка)

4. Сидит дед, в шубу одет,

    Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

5. Семьдесят одежек

    И все без застежек. (Капуста)

Тәрбияче: Я предлогаю спеть песню про капусту. Ә кәбестә будет София, потому, что она самая первая угадала слова.

Бар матур бакча.

Анда кәбестә үсә.

Менә шундый ул бик зур,

Менә шундый кечкенә.

Кәбестә, кил әле,

Биеп-биеп кит әле,

Әллә-лә, әллә-лә,

Биеп-биеп кит әле.

Тәрбияче: Ребята, где живет наш друг Акбай и куда мы приехали?

Балалар: В огород.

Тәрбияче: А что растет в огороде?

Балалар: Кишер, суган, кәбестә, бәрәңге, кыяр.

Тәрбияче: Ребята, о чем вы расскаңете родителям, когда придете сегодня вечером домой? (Расскажете, что ездели в гости к Акбаю?)

Ответы детей.

Тәрбияче: Ребята, Акбай приготовил нам подарки. Это красивые раскраски овошей. Дома с родителями будете раскрашивать и повторять названия овощей и фруктов на татарском языке.

Вы все сегодня молодцы, давайте похлопаем. И скажем большое спасибо Акбаю, за то, что он устроил нам такое веселое занятие. Рәхмәт

Балалар: Саубулыгыз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению татарскому языку в старшей группе Тема: “Тылсымлы кыш.”

Хочу вашему вниманию представить конспект, интегрированное занятие по обучению татарскому с элементами фольклора, нетрадиционного рисования.  В конспекте использованы такие методические приемы: вхожде...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»Обучающие задачи:1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру.Яңа сүзләр өстендә эш:кишер,кәбест...

Конспект итогового занятия по обучению татарскому языку в старшей группе. Тема:"Бар матур бакча".

конспект итогового занятия по обучению татарскому языку для русскоязычных детей составлен по пройденной теме: "Овощи". проекта "Уйный-уйный усэбез" для старшей группы. На этом занятии можно увидить зн...

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе “Минем гайлә”.

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Моя семья» “Минем гайлә”.Воспитатель группы №8: Даутова Е.А.      Основная образоват...

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Яшелчәләр кибете"

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе " Бар матур бакча"...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе . Тема: «Иван бабайга, Вәли бабайга кунака барабыз».

В данный материале отражена работа по обучению детей татарскому языку в старшей группе.Цели:- закрепление пройденного материала по проекту " Мой дом"- учить детей составлять диалог по темам " Овощи", ...