Познавательно-исследовательский проект "Чудеса на окне"
проект (старшая группа) на тему

Чужинова Наталья Васильевна

Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Поэтому  реализация проекта «Чудеса на окне» направлена на расширение и обобщение знаний детей по выращиванию культурных огородных   растений   в комнатных условиях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.                                                                                                     Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Дом\Рабочий стол\GRIPP\Копия 69344872.jpg

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный (февраль - май).

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Актуальность: Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.  Огород на окне – это отличный способ для развития любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Поэтому  реализация проекта «Чудеса на окне» направлена на расширение и обобщение знаний детей по выращиванию культурных огородных   растений   в комнатных условиях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.                                                                                                                              Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Цель: формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.  

Задачи: Расширить знания детей о однолетних цветах и культурных растениях. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных растений (лук, салат, горох, помидор, петрушка, брокколи);Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за  участие в общем

деле, за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, мелкую и общую  моторику, композиционные умения. Развивать познавательные способности и  творческое мышление с помощью зарисовки изменений в росте растений. Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками. Воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Предварительная работа: Разработка  и оформление проекта «Чудеса на окне»Беседы с родителями «Участвуем в проекте «Чудеса на окне»». Подбор коллекции семян, приобретение необходимого оборудования (контейнеры, почва, удобрения, семена, орудия труда), с помощью родителей. Разбивка огорода на подоконнике. Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Изготовили алгоритмы ухода за растениями. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.Подборка игр для проведения различных видов деятельности.

Обеспечение: Настольно-печатные игры; Специальная методическая литература; Фотосъемка.

Основные направления реализации проекта: Беседы с детьми; НОД; Продуктивная деятельность; Опытно-экспериментальная деятельность; Наблюдения с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем; Изготовление атрибутов для дизайнерского оформления огорода; Трудовая деятельность и поручения; Экскурсии; Дидактические и подвижные игры; Домашнее задание для детей и родителей;

Работа с родителями. Беседа с родителями об их участие в проекте «Чудеса на окне».(Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей  по созданию условий для реализации проекта.)Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, горшки, грунт, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки, удобрения, орудие труда. Консультация для родителей: «Участие в проекте «Чудеса на окне»; «Зеленый мир на окне»; «Маленький сад для детей» (Просвещать родителей по данной теме)Участие в оформлении и дизайне огорода на окне совместно с родителями. Совместная экскурсия в магазин.

Предполагаемый результат: Дети  научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. С помощью познавательно – исследовательской  работы у  детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

С помощью исследовательской работы дети познакомятся с многообразием  и разнообразием  посевного материала. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Создание в группе огорода на подоконнике. Активное участие родителей в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности:                                                                                 Альбом с рисунками детей. Календари наблюдений последовательности роста (лука, гороха, помидор, петрушки, брокколи).Мини-энциклопедия «Лук от семи недуг».    

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Чудеса на окне»

Этап проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи

Подготовительный

Экскурсия в магазин «Семена»

  • Воспитатель предварительно договаривается с работниками магазина о приходе детей.
  • Обращает внимание детей на разнообразие семян, лотков под выращивание рассады растений.
  • Предлагает пофантазировать: что бы было, если бы не было растений.
  • После обсуждения ситуации подводит итог: растения важны в жизнедеятельности человека
  • Планируются развивающие вопросы, которые можно задавать в режимных моментах, занятия и по данной теме.
  • Дети задают вопросы продавцу: Откуда привозят семена? Кто и как выращивает растения, которые нарисованные на пакетах? Как надо правильно сажать семена?
  • Предлагают собрать интересную и неизвестную информацию о растениях.
  • Создают в группе свой «Огород на окне».

Объединяются в группы

  • Приобретают контейнеры, грунт, семена для посадки, орудия труда.
  • По возможности наблюдают и рассказывают о растениях.
  • Помогают в оформлении и дизайне огорода.

Исследовательский

Организация работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи,

содержание, методы, приемы и материал).

  • В группе создается «Огород на окне», где проводятся эксперименты, в ходе которых дети учатся ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • На занятиях педагог знакомит детей  о необходимости света, тепла, влаги для роста растений
  • Проводятся беседы, и детям разъясняется, как влияет окружающая среда на состояние растений
  • В центре искусства дети зарисовывают растения.
  • Проводится блиц-опрос по пройденному материалу,  на прогулках закрепляются полученные знания.
  • Для развития внимания, памяти детей старшего дошкольного возраста используются многочисленные дидактические игры.

Дети приобретают новые знания, вырабатывают умения

 и навыки.

  • Центр искусства

(рисуют).

  • Центр математики (составляют из палочек Кюизенера цветы).
  • Центр движения (играют в подвижные игры).
  • Центр информационный (рассматривают плакаты, буклеты, открытки по теме, смотрят презентации).
  • Центр науки (сажают овощные культуры, цветы;  наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты).        
  • Центр речи (играют в словесные игры, придумывают рассказы по схеме и др.).
  • Центр игры (играют в дидактические игры на улице,  в помещении группы).
  • Помогают детям

 пособия, книжки, дидактические игр

ы.

  • Помогают в проведении

экспериментов

дома.

Завершающий

  • Высадка растений на участок детского сада.
  • Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
  • Систематическая работа с детьми по наблюдению за растениями, использование эффективных современных методик и приемов и учет возрастных особенностей дают положительные результаты
  • Высадка растений на участок детского сада.
  • В течение всего проекта у детей наблюдался неподдельный интерес к этой теме.
  • Участие в проекте помогло детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником.
  • У ребят появилась возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.

Помогают детям высадить растения

на участке детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"

Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....

Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.

Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».

КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая  группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...

Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»

Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...

Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.

Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...

Познавательно - исследовательский проект огород на окне "Витаминная страна"

Расширять и обогощать занния детей об овощах, способах их посадки и произростания через разные виды деятельности....

Познавательно – исследовательский проект: «Огород на окне»

Познавательно – исследовательский проект: «Огород на окне»...