Проект «Красноуфимск – моя малая родина» номинация «Я гражданин России»
проект ( группа) на тему

 Барбарина Ольга Александровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina_madou_52.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  - детский сад   №52

городского округа Красноуфимск Свердловской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Проект «Красноуфимск – моя малая родина»

номинация «Я гражданин России»

 

(информационная карта)

   РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА:

Барбарина Ольга Александровна, воспитатель

МАДОУ ЦРР – детский сад 52

Красноуфимск  2013 г.

Практико-ориентированный проект по курсу

ознакомление детей с родным городом

«Красноуфимск – моя малая родина»

         К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»

Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с необходимостью выдвигают на первый план, в качестве центральной – задачу создания оптимальных условий для социального становления (социализации) ребенка в этот важнейший возрастной период.

        Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицами, с известными людьми. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Красноуфимска.

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Красноуфимском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих нашу группу, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Тема - «Знай и люби свой город»

Тип проекта - практико – ориентированный.

Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста и их родители, педагоги.

Сроки реализации проекта – долгосрочный  сентябрь -  апрель (включает в себя 3 основных этапа: подготовительный, основной и итоговый)

Проблема –

- Познакомить детей с историей города и его культурными ценностями.  

- Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», дополнить его региональным компонентом.

- Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.

Цель проекта: создание условий, дающих возможность познакомиться с родным городом, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников через взаимодействие детей, родителей и педагогов на основе приобщения детей к традициям и культуре родного города.

Задачи:

- Показать ребенку, что родной город имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники, живут в нем замечательные труженики и герои.

- Формировать представление у детей о родном городе как городе  с многонациональной культурой.

- Знакомить с названием близлежащих поселков, рассказывать о самых красивых местах нашего города.

- Воспитывать любовь и бережливость к родной природе, желание приумножать красоту родного города.

- Воспитывать гуманное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашем городе, толерантность к их традициям и культуре.

Ожидаемый результат

- Умение ориентироваться в городе (вести вежливый разговор с жителями города, знать особенности профессий и т.д.)

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Развитие интегративных качеств в соответствии с возрастом

Образовательные области.

Задачи.

Социализация - Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Труд - Развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни человека.

Художественное творчество - Развитие продуктивной деятельности

(рисование лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества приобщение к изобразительному искусству.

Безопасность - Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного

отношения к опасным ситуациям.

Познание - Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Коммуникация - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Чтение художественной литературы - Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Описание видов деятельности на разных этапах реализации проекта

I этап – подготовительный

Методическая литература:
1. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».
2. Н.Ф.Виноградова «Наша Родина».
3. А.Д. Жариков «Растите детей патриотами».
4. Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников».
5. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
6. Е.К.Ривина «Государственная символика России»
7. Н.Г. Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России».

Художественная и познавательная литература для детей:Б. Житков «Что я видел?»; С. Баруздин «Мамина работа»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; К.Ушинский «Наше Отечество»; Е.Серова «Родные края»; П.Воронько «Лучше нет родного края», А.Прокофьев «Родина»; русские народные сказки по нравственному воспитанию.

- Анкетирование родителей на выявление знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях.

- Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

II этап – основной

еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом программы «Знай и люби свой город» и совместные мероприятия с семьями воспитанников, экскурсии по району, городу.

Перспективный план по разделу «Знай и люби свой город»

 сентябрь.

неделя

Тема, задачи  

Формы работы с детьми и родителями

I неделя

Диагностика

Анкетирование детей и их родителей на тему «Знаем ли мы свой город»

II неделя

«Мой дом»

Закреплять знания детей о жилище, интерьере горницы, предметах народного быта. Побуждать потребность в поддержании красоты, чистоты в доме. Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству.  

Развлечение «Горница»

III неделя

«История возникновения Красноуфимска»

Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города.

Познавательное занятие «Город на реке Уфе»

IV неделя

«Первые улицы города»

Формировать элементарные представления о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения.

Знакомство с картой

г.Красноуфимска

(старые и новые)

октябрь.

неделя

Тема, задачи

Формы работы с детьми и родителями

I неделя

 «Улица, на которой я живу»

Формировать умения называть и рассказывать о достопримечательностях родной улицы. Дополнить знания детей о родной улице.

Воспитывать любовь и бережное отношение к улицам города.

Рассказ воспитателя

«Как произошли названия улиц»

II                   неделя

«Традиции города»

Воспитывать чувство гордости от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своей малой родины.

Беседа «Традиции города»

Совместные осенние праздники с участием родителей

III неделя

«Жилые и административные здания города»

Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии зданий родного города.

Викторина  совместно с родителями «Что за здание такое?»

IVнеделя

«Геральдика города Красноуфимска»

Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага. Познакомить со значением геральдики в современной жизни. Воспитывать уважительное отношение к символам города Красноуфимска.

Рассказ «Символика Красноуфимска»

ноябрь.

неделя

Тема, задачи

Формы работы с детьми и родителями

I неделя

«Река Уфа»

Обогатить знания детей о реке Уфе, ее географическом положении (протяженности)

Развивать логическое мышление, внимание, речь

Развивающее занятие «Уфа красавица река»

II неделя

«Достопримечательности города»

Формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.

Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Беседа «Старый город»

III неделя

«Памятники архитектуры»

Уточнять и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города. Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.

Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Рассказ воспитателя  

IV неделя

«Прошлое и настоящее Красноуфимска»

Обобщить знания детей о городе Красноуфимске, его истории, культурных традициях, архитектурных сооружениях.

Развивать логическое мышление, внимание, речь, сообразительность.

Воспитывать умение работать в команде, договариваться друг с другом.

КВН

для детей старшего дошкольного возраста и родителей

декабрь.

неделя

Тема, задачи

Формы работы с детьми и родителями

I неделя

«Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»

Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в истории Российского государства.

Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Совместная с родителями экскурсия в библиотеку.

II неделя

«Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее»

Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Литературная викторина, занятия

III неделя

«Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее» (продолжение темы)

Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Литературная гостиная с участием родителей «Знаменитые земляки»

январь.

Тема, задачи

Формы работы с детьми и родителями

II неделя

«Дорога к храму»

Уточнять и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города (храм Александра Невского).

Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.

Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Рассказ воспитателя«Дорога к храму», о храме Александра Невского

III неделя

 «Красноуфимск культурный»

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; расширять знания детей о Домекультуры, дворце творчества детей и молодежи. Формировать познавательный интерес, желание посещать культурные места.

Формировать чувство гордости за свой родной город.

Беседа  с детьми «Красноуфимск культурный»

IV неделя

«Красноуфимский краеведческий музей»

Расширять и дополнять знания детей о музее. Стимулировать познавательный интерес к краеведческому материалу. Активизировать потребность в обмене информацией и родном крае.

Рассказ воспитателя «Краеведческий музей»

февраль.

Тема, задачи

Формы работы с детьми и родителями

I неделя

«Памятники природы»

Расширять знания детей опамятниках природыродного города. Формировать познавательный интерес, желание посещать  эти  места.

Формировать чувство гордости за свою родную природу.

Познавательное занятие «Памятники природы»

II неделя

«Памятники  природы» (продолжение)

Обобщать и систематизировать знания детей о памятниках природы.

Формировать стремление беречь озера, рощи.

Воспитывать любовь к родному краю.

Круглый стол совместно с родителями «Зеленый наряд Красноуфимска».

III неделя

«Памятники города»

Познакомить детей с историческими памятниками победителям в ВОВ;

Подвести к осознанию миротворческих функций русской армии.

Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны.

«Чтим и помним»

Выступление детей с рассказами, стихами  о посещении памятников.

IV неделя

«Библиотеки города».

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города,

расширять знания детей о детской библиотеке города; формировать представления детей о библиотеке, как источнике добывания знаний.

Экскурсия в библиотеку

март.

             Тема, задачи

Формы работы с детьми и родителями

I неделя

«Наш красноуфимский народ»

Уточнять знания детей об истории и обычаях русского народах населяющего Красноуфимск.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Совместная деятельность (беседы, выставки)  воспитателей и детей:

 «Славен русский народ»

II неделя

Продолжение темы

«Наш красноуфимский народ»

Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях татарского народа населяющего Красноуфимск.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Рассказ воспитателя

«Давайте познакомимся».

Подборка родителями и детьми иллюстраций татарских музыкальных инструментов, национальных блюд

III неделя

Продолжение темы

«Наш красноуфимский народ»

Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях марийского народа населяющего Красноуфимск.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Рассказ воспитателя

«Давайте познакомимся».

Подборка родителями и детьми иллюстраций марийских национальных блюд

IV неделя

Продолжение темы

«Наш красноуфимский народ»

Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях башкирского народа населяющего Красноуфимск.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Рассказ воспитателя

«Давайте познакомимся».

Подборка родителями и детьми иллюстраций башкирских национальных блюд

апрель.

             Тема, задачи

Формы работы с детьми и родителями

I неделя

Продолжение темы

«Наш красноуфимский народ»

Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях удмуртского народа населяющего Красноуфимск.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Рассказ воспитателя

«Давайте познакомимся».

Подборка родителями и детьми иллюстраций удмуртской национальной одежды

II неделя

Продолжение темы

«Наш красноуфимский народ»

Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях русского и татарского народа населяющего Красноуфимск.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Беседа с детьми: «Семейная история»

III неделя

Продолжение темы

«Наш красноуфимский народ»

Закреплять знания детей об истории и обычаях народов населяющих Красноуфимск.

Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности.

Совместная деятельность воспитателей, детей и их родителей: «Красноуфимские посиделки»

IV неделя

Искусство

Познакомить детей с местными видами народного искусства.

Воспитывать в детях интерес к народно-прикладному искусству.

Совместный с родителями

мастер – класс «Красота вокруг нас».

Обогащение развивающей среды

- уголок по патриотическому воспитанию детей: альбомы «Папа, мама, я —моя семья», «Мой город», «История города Красноуфимска»;

- семейные коллекции и коллекции сотрудников детского сада (коллекции камней, самодельных кукол, сувениров и т.д.)

- различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.).

Создание методических сборников

«Не было б России … без маленькой Удмуртии моей»;

«Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал»;

«Мой край богатый и красивый. Мой Татарстан, ты сердцу мил»;

«Марийский край – прекрасный край»;

«Откуда ты родом?», - меня спросили. И я ответил гордо: «Из России!А если говорить точней с Урала я, там Родина – Башкирия моя!»

«Красноуфимск  - моя малая родина»

- Картинки и фотографии по тематике «Родной Красноуфимск»;

- Дидактические игры: «Найди флаг», «Кто, где живет?» и др.

- Подобрать дидактические игры, по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Для организации непосредственной образовательной деятельности детей разработать  конспекты о семье, детском саде, родном крае.

- Консультационный материал для родителей:
* «Семейные традиции»;
* «Без прошлого нет бедующего».
- Материал для проведения родительского собрания: «Гражданин воспитывается с детства»; семейного досуга «Вечер дружной семьи». Фоторепортаж «История города Красноуфимска».

Выставки детских работ.

  • Создание коллекции кукол в национальных костюмах.
  • Выпуск газеты «Мой Красноуфимск».
  • Участие в конкурсе «Я – гражданин России»

III этап – итоговый

- итоговое диагностирование детей;

- повторное анкетирование родителей;

- анализ и обработка полученных  данных;

-систематизация результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воскресенск-наша малая Родина"

практико - ориентированный проект по курсу ознакомление детей с родным городом...

Проект .Тема: «Моя малая Родина»

Тема: «Моя малая Родина»     Тип проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,воспитат...

Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому  поселению Солнечный, уважение к жит...

Проект «Я помню, я горжусь!» Номинация «Я-будущее России»

Проект-«Я помню, я горжусь!»   Номинация- «Я-будущее России».    Цель проекта: воспитание патриотизма, чувство гордости за подвиг народа в В...

Проект «Красноуфимск – моя малая родина»

К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русски...