Проект «Красноуфимск – моя малая родина»
проект по окружающему миру (старшая группа)

 Барбарина Ольга Александровна

К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krasnoufimsk_-_moya_malaya_rodina.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА: Барбарина Ольга Александровна, воспитатель ВКК МАДОУ ЦРР – детский сад Проект по курсу ознакомление детей с родным городом «Красноуфимск – моя малая родина»

Слайд 2

К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»

Слайд 3

Актуальность проекта Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с необходимостью выдвигают на первый план, в качестве центральной – задачу создания оптимальных условий для социального становления (социализации) ребенка в этот важнейший возрастной период. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицами, с известными людьми. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Красноуфимска. « Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Красноуфимском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Слайд 4

Проблема Познакомить детей с историей города и его культурными ценностями. Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», дополнить его региональным компонентом. Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.

Слайд 5

Цель проекта: создание условий, дающих возможность познакомиться с родным городом, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников через взаимодействие детей, родителей и педагогов на основе приобщения детей к традициям и культуре родного города. Задачи : Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и углублять у детей знания о городе Красноуфимске, его истории, достопримечательностях, традициях. Закрепить у детей домашний адрес; закрепить у детей профессии родителей. Уточнять у детей представления о главной профессии города - железнодорожник. Формировать представление у детей о родном городе как городе с многонациональной культурой. Коррекционно-развивающие задачи: Развить у детей познавательную активность, через метод РТВ; Развивать психические процессы: внимание, память, мышление Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь и гордость к родному городу; Воспитывать уважение к жителям города. Воспитывать гуманное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашем городе, толерантность к их традициям и культуре . Коррекционно-речевые: учить вслушиваться в обращенную речь; учить понимать и выделять названия предметов, признаков, действий.

Слайд 6

Словарная работа по активизации, расширению, уточнению и обогащению словаря детей: город, дома , улицы, памятники, транспорт, музей, школа, магазин, детская поликлиника, взрослая поликлиника , достопримечательности, башкиры, татары, удмурты, марийцы, малая родина, уральцы. Формы организации детей: беседы; выставки детских рисунков; рассматривание альбомов, плакатов, открыток; посещение памятных мест, экскурсии; викторины; конкурс чтецов. Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные; проблемное изложение материала; исследовательские; словесные; демонстрационные; методы формирования сознания личности; рассказ объяснение.

Слайд 7

Тип проекта – практико-ориентированный . Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и их родители, педагоги. Сроки реализации проекта – долгосрочный сентябрь - апрель (включает в себя 3 основных этапа: подготовительный , основной и итоговый)

Слайд 8

Описание видов деятельности на разных этапах реализации проекта I этап – подготовительный В ходе данного этапа проводится работа педагогов при подготовке: Определение целей и задач проекта. Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта: об истории Красноуфимска и оборудования для занятий, бесед. Создание предметно-пространственной среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных, подбор наглядных материалов по данной теме ( иллюстративных , художественных). Подбор художественной и познавательной литературы для детей: Б. Житков «Что я видел?»; С. Баруздин «Мамина работа»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; К. Ушинский «Наше Оте­чество»; Е.Серова «Родные края»; П. Воронько «Лучше нет родного края», А. Прокофьев «Родина»; русские народные сказки по нравственному вос­питанию. В . Степанов: «Что мы Родиной зовем», А . Карасёв «Чтобы в городе было чисто», З . Александрова «Если скажут слово Родина», С . Михалков «Моя улица» Музыкальный руководитель (подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта)

Слайд 9

С детьми: Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города. Тематическая выставка рисунков, фотографий «Любимый уголок нашего города». Фотовыставка «Красноуфимск между прошлым и будущим». Мини-рассказы детей «Место, где я люблю бывать». Создание в группе уголка «Мой любимый город». Заучивание стихов и чтение произведений о Красноуфимске . Провести ряд конструктивно-изобразительных занятий: лепка (барельеф) «Мой дом», аппликация «Дом, в котором я живу», рисование «Улица моего города», конструирование из картона «Машины моего города», коллективная работа «Мой любимый город Красноуфимск». Рисуем узоры народов, населяющих Красноуфимск.

Слайд 10

Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Анкетирование родителей на выявление знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. Включение родителей и детей в разработку совместного творческого проекта. Консультации родителей на тему: «Малая родина – Красноуфимск ». Подбор фотографий, иллюстраций с видами города, старинными зданиями, памятниками, музея и беседы о них. Составление мини-рассказов для детей «Место, где я люблю бывать ». Выставка совместных работ детей и их родителей на тему: «Любимый уголок» Экскурсия в музей Красноуфимска.

Слайд 11

III этап итог проекта: Презентация «Город, в котором мы живем» Обобщающая беседа о проделанной работе. Просмотр видеоролика про Красноуфимск. Выставка детских работ «Любимый уголок нашего города» (рисунки) Конкурс чтецов группы «Красноуфимск , город лучший на свете!» Мини-музей «Национальная деревня» Создание коллекции кукол в национальных костюмах. Итоговое диагностирование детей. Повторное анкетирование родителей. Анализ и обработка полученных данных. Систематизация результатов работы . Ожидаемые результаты: Дети будут свободно разбираться в достопримечательностях. Вызвать у детей интерес посещать интересные уголки Красноуфимска. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка. Приобщение родителей вместе с ребенком посещать в выходные дни исторических мест города. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу .

Слайд 12

неделя Тема, задачи Формы работы с детьми и родителями I неделя Диагностика Анкетирование детей и их родителей на тему «Знаем ли мы свой город» II неделя «Мой дом» Закреплять знания детей о жилище, интерьере горницы, предметах народного быта. Побуждать потребность в поддержании красоты, чистоты в доме. Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству. Развлечение «Горница» III неделя «История возникновения Красноуфимска» Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города. Познавательное занятие «Город на реке Уфе» II этап – основной еженедельные занятия с детьми в соответствии с п роектно-тематическим планом программы «Знай и люби свой город» и совместные мероприятия с семьями воспитанников, экскурсии по городу. Проектно-тематический план по разделу «Знай и люби свой город» Сентябрь IV неделя «Первые улицы города» Формировать элементарные представления о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения. Знакомство с картой г. Красноуфимска (старые и новые)

Слайд 13

неделя Тема, задачи Формы работы с детьми и родителями I неделя «Улица, на которой я живу» Формировать умения называть и рассказывать о достопримечательностях родной улицы. Дополнить знания детей о родной улице. Воспитывать любовь и бережное отношение к улицам города. Рассказ воспитателя «Как произошли названия улиц» II неделя «Традиции города» Воспитывать чувство гордости от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своей малой родины. Беседа «Традиции города» Совместные осенние праздники с участием родителей III неделя «Жилые и административные здания города» Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии зданий родного города. Викторина совместно с родителями «Что за здание такое?» IV неделя «Геральдика города Красноуфимска» Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага. Познакомить со значением геральдики в современной жизни. Воспитывать уважительное отношение к символам города Красноуфимска. Рассказ «Символика Красноуфимска» Октябрь

Слайд 14

Ноябрь неделя Тема, задачи Формы работы с детьми и родителями I неделя «Река Уфа» Обогатить знания детей о реке Уфе, ее географическом положении (протяженности) Развивать логическое мышление, внимание, речь Развивающее занятие «Уфа красавица река» II неделя «Достопримечательности города» Формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий. Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. Беседа «Старый город» III неделя «Памятники архитектуры» Уточнять и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города. Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий. Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. Рассказ воспитателя IV неделя «Прошлое и настоящее Красноуфимска» Обобщить знания детей о городе Красноуфимске, его истории, культурных традициях, архитектурных сооружениях. Развивать логическое мышление, внимание, речь, сообразительность. Воспитывать умение работать в команде, договариваться друг с другом. КВН для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Слайд 15

Декабрь неделя Тема, задачи Формы работы с детьми и родителями I неделя «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее» Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в истории Российского государства. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города. Совместная с родителями экскурсия в библиотеку. II неделя «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее» Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города. Литературная викторина, занятия III неделя «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее» (продолжение темы) Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города. Литературная гостиная с участием родителей «Знаменитые земляки»

Слайд 16

Январь неделя Тема, задачи Формы работы с детьми и родителями II неделя «Дорога к храму» Уточнять и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города (храм Александра Невского). Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем здании. Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. Рассказ воспитателя «Дорога к храму», о храме Александра Невского III неделя «Красноуфимск культурный» Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; расширять знания детей о Доме культуры, дворце творчества детей и молодежи. Формировать познавательный интерес, желание посещать культурные места. Формировать чувство гордости за свой родной город. Беседа с детьми « Красноуфимск культурный » IV неделя «Красноуфимский краеведческий музей» Расширять и дополнять знания детей о музее. Стимулировать познавательный интерес к краеведческому материалу. Активизировать потребность в обмене информацией и родном крае. Рассказ воспитателя «Краеведческий музей»

Слайд 17

Февраль неделя Тема, задачи Формы работы с детьми и родителями I неделя «Памятники природы» Расширять знания детей опамятниках природыродного города. Формировать познавательный интерес, желание посещать эти места. Формировать чувство гордости за свою родную природу. Познавательное занятие «Памятники природы» II неделя «Памятники природы» (продолжение) Обобщать и систематизировать знания детей о памятниках природы. Формировать стремление беречь озера, рощи. Воспитывать любовь к родному краю. Круглый стол совместно с родителями «Зеленый наряд Красноуфимска». III неделя «Памятники города» Познакомить детей с историческими памятниками победителям в ВОВ; Подвести к осознанию миротворческих функций русской армии. Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны. «Чтим и помним» Выступление детей с рассказами, стихами о посещении памятников. IV неделя «Библиотеки города». Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, расширять знания детей о детской библиотеке города; формировать представления детей о библиотеке, как источнике добывания знаний. Экскурсия в библиотеку

Слайд 18

Март неделя Тема, задачи Формы работы с детьми и родителями I неделя «Наш красноуфимский народ» Уточнять знания детей об истории и обычаях русского народах населяющего Красноуфимск. Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности. Совместная деятельность (беседы, выставки) воспитателей и детей: «Славен русский народ» II неделя Продолжение темы «Наш красноуфимский народ» Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях татарского народа, населяющего Красноуфимск. Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности. Рассказ воспитателя «Давайте познакомимся». Подборка родителями и детьми иллюстраций татарских музыкальных инструментов, национальных блюд III неделя Продолжение темы «Наш красноуфимский народ» Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях марийского народа, населяющего Красноуфимск. Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности. Рассказ воспитателя «Давайте познакомимся». Подборка родителями и детьми иллюстраций марийских национальных блюд IV неделя Продолжение темы «Наш красноуфимский народ» Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях башкирского народа, населяющего Красноуфимск. Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности. Рассказ воспитателя «Давайте познакомимся». Подборка родителями и детьми иллюстраций башкирских национальных блюд

Слайд 19

Апрель неделя Тема, задачи Формы работы с детьми и родителями I неделя Продолжение темы «Наш красноуфимский народ» Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях удмуртского народа, населяющего Красноуфимск. Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности. Рассказ воспитателя «Давайте познакомимся». Подборка родителями и детьми иллюстраций удмуртской национальной одежды II неделя Продолжение темы «Наш красноуфимский народ» Продолжать уточнять знания детей об истории и обычаях русского и татарского народа, населяющего Красноуфимск. Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности. Беседа с детьми: «Семейная история» III неделя Расширять представление детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом. Учить узнавать их на фотографиях, знать их назначение. Формировать нравственные ценности. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию нашего города. Совместная деятельность воспитателей, детей и их родителей: «Красноуфимские посиделки» IV неделя Искусство Познакомить детей с местными видами народного искусства. Воспитывать в детях интерес к народно-прикладному искусству. Совместный с родителями мастер – класс «Красота вокруг нас».

Слайд 20

Обогащение предметно-пространственной среды уголок по патриотическому воспитанию детей: альбомы «Па­па, мама, я – моя семья», «Мой город», «История города Красноуфимска»; семейные коллекции и коллекции сотрудников детского сада (коллекции камней, самодельных кукол, сувениров и т.д .) различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр .). Созданы методические сборники « Не было б России … без маленькой Удмуртии моей »; « Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал »; « Мой край богатый и красивый. Мой Татарстан, ты сердцу мил »; « Марийский край – прекрасный край »; « Откуда ты родом?», - меня спросили. И я ответил гордо: «Из России! А если говорить точней с Урала я, там Родина – Башкирия моя !» « Красноуфимск - моя малая родина»

Слайд 21

Для детей Картинки и фотографии по тематике « Родной Красноуфимск»; Дидактиче­ские и интерактивные игры : «Найди флаг», «Кто, где живет?» и др. Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию. Мини-музей «Национальная деревня» дидактическая игра для детей 5 -7 лет. Для организации непосредственной образовательной деятельности детей конспекты о семье, детском саде, родном крае . Консультационный материал для родителей: «Семейные традиции »; « Без прошлого нет бедующего ». Материал для проведения родительского собрания: «Гражданин воспиты­вается с детства»; семейного досуга «Вечер дружной семьи ». Фоторепортаж «История города Красноуфимска».

Слайд 22

Коллекция кукол

Слайд 23

Игры народов Урала

Слайд 25

Интерактивные игры

Слайд 26

Настольные игры

Слайд 28

Выставка рисунков « Улицы моего города»

Слайд 32

Коллекция камней

Слайд 33

Методические сборники

Слайд 34

Мини-музей «Национальная деревня» дидактическая игра для детей 5 -7 лет

Слайд 35

Материально-технические ресурсы ИКТ: Презентация «Достопримечательности города Красноуфимска», «Красноуфимск – в прошлом и настоящем» Музыкальные аудиозаписи. Песни : «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова , «Моя Россия» Г. Струве, «Песня о моём городе» И. Тихомировой. Музыкальная колонка, интерактивная доска, фотоаппарат. Практическая детская деятельность (цветные карандаши, краски, кисти, листы бумаги формата А 4; цветной картон, цветная бумага ножницы, клей, гуашь, пластилин и др.).

Слайд 36

Результат проекта: Знания , полученные во время проекта, помогли детям лучше ориентироваться в городе; повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Дети знают особенности профессий города. Систематизировались знания детей об истории города и его культурных ценностях. Дети с интересом подошли к изучению данной темы. У детей сформировалось представление о родном городе как городе с многонациональной культурой . Обогащен словарь детей новыми словами и понятиями. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Разработано методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу . Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Мой город родной», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.

Слайд 37

Литература Александрова Е.Ю., Гордеева Е.Д., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. 2009. 2 . Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной: конспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва :УЦ Перспектива, 2011. - 295 с 3. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2012 Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., «Просвещение» 1974 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с. 7. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с Комратова , Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г. Комратова , Л.Ф. Грибова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2009. - 208 с. Кондрыкинская , Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская [и др.]; под редакцией Л. А. Кондрыкинская . - М.:ТЦ Сфера, 2004.- 120с. Кондрыкинская Л.А. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016. — 112 с. 13. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возракста . Нищева Н. В. Играйка 3. Игры для развития речи дошкольников. — СПб ., ДЕТСТВО-ПРЕСС , 2010 . Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. — СПб ., ДЕТСТВО-ПРЕСС , 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воскресенск-наша малая Родина"

практико - ориентированный проект по курсу ознакомление детей с родным городом...

Проект .Тема: «Моя малая Родина»

Тема: «Моя малая Родина»     Тип проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,воспитат...

Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому  поселению Солнечный, уважение к жит...

Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....

Проект "Чукотка моя малая родина" средняя группа

Кратковременный (2 недельный) проект о родном северном крае....