Хоровод
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 39 «ЗОЛУШКА»
Г. ТУАПСЕ МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ТЕМА: «ХОРОВОД»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
воспитатель
Петровская Л.Е.
г. Туапсе
Цель: Выявление интереса к народному декоративно – прикладному искусству.
Виды детской деятельности и формы работы:
- Игровая (дидактическая игра);
- Коммуникативная (чтение сказки, диалог).
- Продуктивная (изготовление игрушки конусовидной формы и украшение ее народными орнаментами)
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать знакомить с народными обрядами, обычаями, легендами;
- Закреплять умение видеть скрытые возможности привычных предметов и материалов для превращения их в забавную поделку, руководствуясь схемой – инструкцией.
-Закреплять представления о символах изображения «солнца» в древности на Руси;
- Закреплять умение рассматривать иллюстрации, подмечая интересные детали;
- Формировать интерес к ручному труду, дать возможность детям ощутить радость и желание творить по мотивам русского народного творчества;
- Закреплять представление о доброте и взаимопомощи.
Развивающие:
- Прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества;
- Упражнять детей в изготовлении игрушек на основе яичной скорлупы и конуса,
- Развивать умение сворачивать бумагу соответствующей формы в конус;
- Развивать умение работать по схеме, собирать части в общее целое, дополнять необходимыми деталями;
-Развивать навыки работы с бумагой, ножницами и клеем;
- Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа;
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание прийти на помощь;
Демонстрационный материал: Фотографии и картинки с изображением дымковской игрушки, изразцов и писанки, глиняные дымковские игрушки, деревянные расписные яйца, керамические плитки с росписью. Презентация с картинками и схемой – инструкцией по изготовлению игрушки на основе яйца, интерактивная доска.
Раздаточный материал: Круги и полукруги из бумаги ярких цветов, d - 20см, яйцо обклеенное бумагой папье-маше, покрыто краской, набор декоративных глазок, набор разноцветных ватных шариков, ножницы, клей, кисти, салфетки, подкладочный материал, подставки под кисточки, нитки п./шерсть.
Ход занятия
1 слайд. (Входят дети, их встречает хозяйка в русском наряде)
- Милости прошу, заходите, усаживайтесь поудобней.
2,3,4 слайд.
Воспитатель.
Вот и зимушка уходит,
Снег и холод прочь уводит.
Весну красную приводит.
Встает солнышко пораньше,
Светит красное подольше.
- Посмотрите, какой на мне, красивый наряд. В таком наряде ходили раньше девочки, девушки и женщины на Руси. Надевали вот такой косоклинный сарафан, вышитую рубаху, платок и пояс. По подолу сарафана, обратите внимание, идет полоса, не случайно, это символ солнца. Ведь люди с древности почитали солнце и изображали его на всех предметах. А хотите послушать древнюю легенду о солнце?
Воспитатель.
-Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.
Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в них заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи. Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава.
5 слайд. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.
Солнышко, ведрышко!
Выгляни в окошечко.
Твои детки плачут,
Помощи просят
6 слайд. Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика».
7 слайд. Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно.
8 слайд. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные, и давай убегать со всех ног в разные стороны.
9 слайд. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов,
10,11 слайд. На одежде и оружии они изображали Солнце.
- Скажите, ребята, а только ли на одежде и оружии изображали мастера – солнце? (Ответы детей).
Обратить внимание детей на изображения разных видов народно прикладного искусства (дымка, изразцы, Писанка).
Дети называют и определяют.
- На дымке солнце в виде кругов разной величины и цвета, на изразцах в виде цветов и птиц, на Писанках в виде, цветов, птиц и кругов.
Воспитатель.
- Все эти предметы создавались и создаются, не только для красоты и игры, но и несут в себе защиту от всего плохого, недоброго. А солнце – это великая сила, это жизнь. Даже в праздники народ собирался в хоровод,
12,13,14 слайд, так как хоровод – это круг – это солнце.
- Ребята, а вы хотели бы прикоснуться к древним обычаям? (ответы детей) Давайте мы с вами сделаем поделку по мотивам русского народного творчества. Обратите внимание на материалы на столах. (Дети называют материалы и инструменты).
- А чтобы вы быстро справились с заданием, я приготовила вам подсказки внимание на экран.
15 слайд . Это материалы и инструменты для изготовления поделки, которые есть на ваших столах.
16слайд. Можно расположить цветы из ткани на подоле платья
17слайд. Можно выложить узор из кругов и полос.
18слайд. Затем смазать клеем и прижать.
19слайд. Вспомните, как мы определяли середину полукруга для сворачивания его в конус? (ответы детей)
20слайд. Скажите в каком месте надо нанести клей, для того чтобы соединить стороны конуса? (ответы детей)
21,22слайд. Свернуть конус, соединить стороны.
23слайд. Конус - платье готов, как нам его соединить с яйцом – головой? (Ответы детей)
24слайд. Правильно, ребята, надо срезать угол конуса?
25 слайд. Затем, что надо сделать? (ответы детей) Правильно, сделать надрезы-бахрому.
26 слайд. Подогнуть бахрому вовнутрь конуса.
27,28слайд. Намазать детали рук и соединить с задней частью конуса.
29слайд. Нанести клей на бахрому
30слайд. Соединить яйцо-голову с конусом, немного прижать и подержать.
31слайд. Наклеить глаза, носик, рот клеем-карандашом.
32слайд. Намазать верхнюю часть головы клеем ПВА
33слайд. Приклеить нити-волосы
34слайд. Вот и получилась кукла по мотивам русского народного творчества.
35слайд. А это карта-схема, она подскажет вам, в какой последовательности соединить все детали
- Каждый из вас ребята сделает своего нарядного человечка в русском костюме, и мы соберем их в хоровод. Не забывайте об узорах на платье.
- И прошу вас перед началом работы вспомнить правила техники безопасности при работе с инструментами и клеем. На рабочем столе соблюдайте порядок.
Динамическая пауза. «Маланья»
У Маланьи, у старушки | Хлопки в ладоши. |
Жили в маленькой избушке | Сложить руки углом, показывая «избушку». |
Семь сыновей, | Показать семь пальцев. |
Все без бровей, | Очертить брови пальцами. |
Вот с такими ушами, | Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам. |
Вот с такими носами, | Показать длинный нос, поставив ладонь с растопыренными пальцами друг за другом. |
Вот с такой головой, | Очертить большой круг вокруг головы. |
Вот с такой бородой! | Показать руками большую бороду. |
Они не пили и не ели, | Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой - «ложку». |
На Маланью все глядели | Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами. |
И все делали вот так… | Дети показывают загаданные действия. |
Самостоятельная работа детей. (Музыкальное сопровождение).
Воспитатель поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции на платье.
36 слайд
В итоге занятия дети выставляют своих кукол в хоровод.
Похвалить, поблагодарить детей за ручную умелость – «Настоящие мастера умельцы».
- Напомните, ребята, пожалуйста, о чем я рассказала легенду?
- Мы с вами тоже прикоснулись к творчеству русского народа, чем мы помогли сегодня солнцу?
- Какие трудности возникли у вас при изготовлении поделки?
- Что больше всего понравилось?
- Славно мы поработали и игрушки получились необычные, яркие как будто много солнышек загорелось. Я думаю, что теперь и на улице у нас теплее станет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к миру народной хореографии через игры с пением и хороводы
Народное искусство развивает ассоциативное, образное мышление, служит средством формирования мир...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/11/picture-21516-1644606932.jpg)
Русский народный танец. Хоровод (орнаментальный, игровой).
Что такое танец, его разновидности. основные фигуры хоровода. Игровые хороводы. Детские хороводные игры....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-208309-1363870682.jpg)
Музыкально - игровое развлечение для детей младшей группы «В хоровод, в хоровод, собирайся маленький народ»
Цель:• развивать двигательную активность детей;• воспитывать любовь к танцам;• способствовать созданию эмоционального благополучия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/29/picture-321633-1451391380.jpg)
Музыкально- игровое развлечение "В хоровод, в хоровод,собирайся маленький народ"
Цель: Доставить детям радость; развивать музыкально- ритмические навыки. Закреплять признаки зимы....