Русский народный танец. Хоровод (орнаментальный, игровой).
материал (средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Мальцева Мария Владимировна

Что такое танец, его разновидности. основные фигуры хоровода. Игровые хороводы. Детские хороводные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon хоровод.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Русский народный танец.

Хоровод

(орнаментальный, игровой).

I. Русский народный танец.

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свой мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражаются  в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несет с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывает отпечаток и на танец, который на пути своего развития подвергается различным изменениям.

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся художественным отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец очень содержателен. В нем есть драматическая основа и сюжет.

С помощью танцевальных образов в специфической форме, хореография выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобретает большое самостоятельное значение и становится одной из форм эстетического воспитания.

В танце каждый русский человек желает показать себя лучше, возвышенней, чем в повседневной жизни. Он выражает в нем свои мысли, чувства, показывает свой внутренний мир. Русский человек танцует не столько для зрителя, сколько для себя, для собственного удовлетворения.

На протяжении многих сотен лет русский народный танец, развиваясь, приобретает устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и т.д.  

Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов – одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая пляска и т.д., - так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, - кадриль, полка и др.  Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский танец продолжает, развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Видоизменяется с требованиями современной жизни.

Под воздействием бурно развивающихся в советское время профессиональных ансамблей народного танца, русских народных хоров, народный танец, особенно в художественной самодеятельности, обогатился новыми движениями, новыми построениями, фигурами, усложнились композиция танца, форма его подачи.

В восприятии старинного русского танца, а особенно в постановке нового танца на современную тематику, большую роль играют музыка и костюм.  Музыка – родная сестра хореографии. Она не только основа танца, но и его художественная сущность. Танец должен быть органически связан с музыкой и должен раскрывать ее содержание. Танец и музыка дополняют, взаимораскрывая друг друга.

Одним из главных компонентов танца является костюм. Он должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и характеру и содержанию. Таким образом, для народного танца органическое единство содержания, характера движения (лексика), музыки и костюма являются непременным условием.

II. Хоровод.

 

Один из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.

Основой  хоровода является современное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.

В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.

Все эти соединения, а следовательно, и своеобразные построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание, под какую песню он исполняется.

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг – круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга, как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространенная форма построения русского хоровода. Но движение хоровода на ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки - зигзаги, линии, полукруги и т.д.  Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название. Например «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются его составной частью. Часто одни и те же фигуры в разных областях России носят различные местные названия.

Хороводы разнообразны не только по своему построению, но и по названиям: «карагод», «курагод», «караход», «круги», «улица», «городок». Много и других местных названий хороводов бытует в различных областях России.

Хоровод всегда выделял из своей среды талантливых певцов и певиц, талантливых плясунов и плясуний. В каждой деревне был свой «заводила» - «хороводник» или «хороводница» - мастер ведения хоровода. Он пользовался известностью и уважением не только в своей деревне, но и далеко за ее приделами. У многих хороводниц и хороводников это занятие становилось профессией и передавалось из поколения в поколение. Это были музыкально одаренные люди, наделенные фантазией, обладавшие хорошим голосом и артистическими способностями. От их умения вести хоровод зависит оригинальность и необычность переплетения, сложность рисунка хоровода. ведение хоровода – процесс творческий, и часто ведущие хоровод импровизируют во время его исполнения. Хороводницы являлись организаторами гуляний, руководили всем гуляньем, чередуя по своему усмотрению и вкусу хороводы, игры, песни и пляски.

Хоровод – танец массовый, в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего основным участником и организатором была молодежь.

Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «лебедушек», медленная уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.

На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Ни одно игрище, гульбище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода. В дни народных праздников и гуляний, а то и просто вечером после работы на улице, или за околицей, или на лесной поляне собирались жители, иногда даже из соседних сел. Здесь можно было не только водить хороводы и веселиться. Парни приглядывали себе невест в ярком и причудливом венке, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой также старались им понравится. Вся эта обстановка праздности, красочности и приподнятости пробуждала у молодежи любовные чувства. Большей частью хороводы водились как правило, на природе, на открытом воздухе, простора требовала сама специфика, сама сущность хоровода – массовость и общедоступность. И не случайно хоровод в песнях называют «улицей»:

Ой, улица, улица широкая,

Травушка – муравушка зеленая…

Или же сравнивают его с широким озером:

Собирается хоровод,

Широкое озеро воды…

Постепенно к таким гуляниям стали приурочивать ярмарки, которые впоследствии стали все больше разрастаться и играть главенствующую роль.

Русские хороводы распределялись по временам года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются со  Святой недели и продолжаются  все лето и осень. Весна и осень, два времени года, в которые поселяне более всего веселятся.

Первые весенние хороводы начинаются со Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединяются с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнка, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастбище и игры на полях. В этот день к хороводам присоединяются гудочники – люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские.

Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразней весенних. Поселянки закупают наряды, платки и ленты. Троицкие хороводы продолжаются целую неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами. Петровские и Пятницкие хороводы отправляются почти в одно и тоже время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются с 23 июня и продолжаются двое суток. На Петров день оканчиваются наши летние хороводы. В городах и селах они отправляются на площадях и селах, вместе со всеми другими увеселениями.

Осенние  городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Успенские хороводы начинают с 6 августа, когда начинают собирать фруктовые плоды.

Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами  и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы бывают Покровские, и отправление их зависит от времени года.  Кроме сих обреченных дней, русские хороводы отправляются на свадьбах, даже зимой.

Многочисленные песни, под которые водят хоровод, могут исполняться в различном темпе. Следовательно, и хороводы разнообразны не только по своему построению и манере исполнения, но и по темпам. Песни, под которые исполняют хороводы, имеют различное содержание и тематику. По песне определяется тема или содержание хоровода. В хороводных песнях существуют темы труда, воспевания природы, любви. Движение хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод. Содержание это влияет на построение хоровода, позволяя отнести его к тому или иному виду.

Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делится на два вида – орнаментальные и игровые.

III. Основные фигуры хороводов.

Фигуры могут образовываться одними девушками, или одними парнями, или парнями и девушками вместе , которые могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Руки, соединены при построении фигуры, могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д.    

«Круг»

  Эту фигуру в Смоленской области называют «коло», «колесо», в Архангельской «шина». Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Парни и девушки повернувшись, лицом  к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идет «посольно» - по солнцу, или, как сейчас принято говорить, по движению часовой стрелки. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, парни и девушки идут простыми или переменными шагами, или переменным шагом с притопом, или другим каким-либо шагом.

       

«Два круга рядом»

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки так и против ее движения. повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

Парни и девушки двигаются такими же шагами, как и в продвижении по кругу.

«Круг в круге»

Один круг большой, а внутри него поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.    

«Корзиночка»

В Ярославской области эту фигуру называют «переплетенный круг». Фигура образуется из двух кругов – круг в круге. Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, парни и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают соединенные руки девушек, причем партнерша находится справа от партнера. Образуется единый переплетенный круг – «корзиночка». Число пар, участвующих в построении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех.

«Корзиночка» движется различными шагами – или «гармошкой», или «припаданием» в любую сторону. Головы исполнителей в момент движения могут быть повернуты по ходу движения, к своим партнерам или же к центру круга. Руки исполнителей могут находиться не только внутри круга, но и с внешней его стороны, со стороны спины его участников. Такое перестроение происходит из образовавшейся уже фигуры – «корзиночка». Парни поднимают соединенные  руки вверх и через головы опускают за их спины, на соединенные руки парней.

«Восьмерка»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а  идут в своих кругах в затылок друг другу. В хороводах Архангельской области фигуру «восьмерка» часто исполняют парами, составленными из девушек, которые не держатся за руки. Количество участников в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простыми или переменным шагом.

«Улитка»

В Московской области эта фигура называется – «улитка», в Рязанской – «капуста», «капустка», в Архангельской – «завивать кошечкой», в Пермской – «навивать нитку». Эта фигура образуется, или, как говорят, «навивается» или «завивается», из круга. Ведущий хоровода разрывает общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности.  Круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводом точно повторяют рисунок его движения. Число кругов зависит от количества людей, участвующих в хороводе. «Капусту», «улитку» «завили». Теперь надо ее «развивать». Есть три варианта «развивания» этой фигуры, то есть возвращение в исходное положение.

1-й вариант. Продолжая движение, хороводник дает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идет постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга. Все идущие за ним точно повторяют рисунок его движения. «Завивает» хороводник «улитку» по движению часовой стрелки, по солнцу, а «развивает» ее против движения часовой стрелки.

2-й вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник пригнувшись, проходит под руками одной пары первого круга внутреннего круга, затем второго и так далее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает двигаться по направлению движения первоначального круга. Так часто «развивают» «кошечек» в северных областях России.

3-й вариант. «Развивает» «капустку» второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

«Змейка»

В Архангельской области эту фигуру называют «кривули», в Московской – «уж». Фигура «змейка» может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разорвав круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты влево и вправо, подражая изгибам змеи. Все исполнители, на разрывая рук, следуют за ведущим. «змейка» исполняется в основном на площадке, занимаемой хороводом. Иногда «змейка» исполняется в основном на площади вокруг стогов или деревьев и т.д. Двигаться «змейка» может и медленно и довольно быстро, простым или переменным шагом, шагом с притопом и даже дробной дорожкой.

«Колонна»

В Архангельской области фигура называется «шествие». Это построение рядами. Каждый рад может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Ряды могут состоять как из парней и девушек, так и из одних девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому.  «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны». Чаше всего в этом построении за руки не держатся. Самая маленькая «колонна»,где каждый ряд состоит из двух человек. Такое построение «колонной» в две линии в Архангельской области называется «застенок». «Колонна» движется чаще всего простым шагом.

«Улица»

В Московской области она называется «стенка»,  в Пермской – «проулочек», в Архангельской – «улица». Два ряда и две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Это две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия может стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее. В одной линии могут стоять парни, а в другой девушки, линии могут быть смешанными. Чаще всего в этой фигуре участники держатся за руки и движутся простым шагом.

«Ворота»

Эта фигура носит также название «воротики», «воротца». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой – «улицей».Пары одной линии берутся за руки и, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие, напротив в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Часто все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходят по одному под каждые «воротики». Иногда исполнители, взявшись за руки, стоят в круге. Ведущий, разорвав круг, через центр ведет его за собой хороводную цепь. Подойдя к любой паре, он дает знак «поднять ворота». Одна пара поднимает руки, и исполнители проходят в образовавшиеся «воротца». Построение из «воротиков» бывает и такое: пары взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по направлению движения часовой стрелки, другая половина пар – против ее движения. Одновременно все пары начинают двигаться навстречу друг другу простым или переменным шагом по линии круга. Одна половина пар исполнителей образует «ворота», остальные пары проходят под ними. Продолжая движение по кругу, теперь уже другая  половина исполнителей делает «ворота», а остальные пары проходят под ними.

«Гребень»

В Ярославской области эта фигура называется «прочес». Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются и , продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

IV. Орнаментальные хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни.

Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связано с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народом, его бытом. Эти песни отличаются от песен, сопровождающих игровые хоровода, более четкими ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. Песни, под которые исполняют орнаментальные хороводы, часто называют хороводным.

В рисунках орнаментальных  хороводов очень силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», «завивание капустки», «переплетение хмеля».

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, рисунчатые, кружевные, узорчатые, а иногда и плясовые. Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего лишь из нескольких фигур, которые ограничено, переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

V. Игровые хороводы.

Если в песни имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам. Такие хороводы называются  игровыми.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводно-игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, выбор жениха или невесты, взаимоотношения жены и мужа, любовная и сказочная темы. Драматическое воспроизведение в хороводе всех тем требовало не только талантливого актерского мастерства, умения перевоплощаться, но и дополнительных предметов, которые можно было бы обыгрывать и которые помогли бы раскрыть наиболее полно исполняемые образы. Так в игровой хоровод входят платочек, плетенка, лента, венок, палка, табуретка  и многие другие предметы быта. Эти предметы кроме своего прямого назначения иногда служат и символами. Так, «плеточка шелковая» - символ силы или покорности. «Венок» символизирует брачный союз, «платок» заменяет перину, подушку, целую постель и т.д. Действующие лица  в хороводе часто используют и такие выразительные средства, как пляска, игра на различных музыкальных инструментах, ряженье.

 В игровых хороводах может выделяться исполнитель, играющий одну роль, а иногда две или три роли, но чаще всего в хороводе выделяется несколько действующих лиц. Бывает и так, что действующими лицами являются участники хоровода, и они одновременно разыгрывают сюжет песен.

В отличие от орнаментального хоровода в игровых хороводах рисунок построения проще, в нем нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу или линиями, или парами. В центре круга – фигуры наиболее часто разыгрывается сюжет, происходит действие. Круг движется или останавливается, участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В построении парами движение идет друг за другом «колонной» по полукругу, пары расходятся вправо и влево, выписывают «восьмерку» и т.д. Часто в игровых хороводах содержание песен влияет на рисунок хоровода, его построение. Так, очень древняя и распространенная игровая песня «А мы просо сеяли» состоит из вопросов и ответов. Одна группа задает вопрос:

А чем же вам вытоптать, вытоптать,

Ой, дин-ладо, вытоптать, вытоптать?

Другая группа отвечает:

А мы коней выпустим, выпустим,

Ой, дин-ладо, выпустим, выпустим...

Поэтому участники хоровода делились на две группы и становились в линии одна против другой «стенкой», поскольку разыгрывать содержание данной песни было удобнее всего при таком построении. Песен , под которые исполнялись хороводы в таком построении немало: «Бояре, а мы к вам пришли», «Кто с нами пашеньку пахати» и др.

Существует большая группа песен, для разыгрывания которых требуется обязательно круговое построение хоровода. Сюда относятся «Обойду ли я кругом города», «Что во городе было во Казани», «Как во городе царевна» и др. Город, окруженный стеной, про который поется в песне, народ изображает хороводным кругом. В круге есть ворота, которые по тексту песни открываются, пропуская действующих лиц в город – в середину хоровода, или закрываются, не давая им войти.

В игровых хороводах роль «хороводницы» и «заводилы» изменяется, поскольку главным в игровом хороводе становится раскрытие содержания песни, а не разнообразие фигур. Поэтому большое значение приобретают артистическая одаренность «ведущего» и его вокальные данные, его способность передать характер различных персонажей.

в каждой области, в каждом регионе существуют свои отличительные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда. Эти особенности появляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме исполнения, и в содержании песен, под которыми идет хоровод, и главное в особой присущей только данной местности манере исполнения. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга.

VI. Детские хороводные игры.

Вот несколько примеров хороводных игр, которые помогут наиболее полно раскрыть  структуру хоровода, его рисунки и  различия. В эти игры можно играть с детьми на занятии, во время пятиминутки или на прогулке. Они помогут детям раскрыть более полно их творческую натуру.

«Пузырь».

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: «Раздувайся, пузырь,

раздувайся большой,

оставайся такой

да не лопайся».

Играющие отходя назад, держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет:

«Лопнул пузырь!»

Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом:

«Хлоп!»

Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» - как будто выходит воздух. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

«Карусель».

Дети с обручами становятся в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч соседа. получается замкнутый круг. По сигналу «Поехали!» все начинают двигаться шагом, по сигналу «Бегом!» все бегут, по сигналу «Прыжки!» начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (боковой галоп). На слова «Тише, не спешите, карусель остановите!» переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Когда произносят «Отдохнем» все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны. Услышав сигнал «Карусель заводится!», все бегут к обручам, быстро берут их. Игра повторяется.

«Грушка».

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу: «Мы посадим грушку – вот- вот! Пускай наша грушка растет, растет! Вырастай ты, грушка, вот такой вышины; вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час! Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас! А мы эту грушку все щипать будем. От нашей марийки убегать будем!» Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

«Каравай».

Сделав круг, играющие поют: «Шел павлин горою, все люди за мною. Одного нет из нас (произносят имя одного из играющих). У его маменьки печка истопленная, блины испеченные, каравай состряпанный. Этакий высокий, этакий широкий, этакий низенький». Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

«Арина».

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют:»Дорогая Арина, встань выше овина, рученьки сложи, чье имя укажи!» Арина ходит напевая: «Хожу гуляю вдоль караваю, вдоль по караваю, кого найду, узнаю!» Затем коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

«Бабка Ежка».

В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: «Бабка Ежка, Костяная ножка. С печки упала, ногу сломала, а потом и говорит: - «У меня нога болит». Пошла она на улицу - раздавила курицу. Пошла на базар – раздавила самовар». Бабка Ежка скачет на  одной ноге и старается, кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

«Карусель».

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом! Тише, тише не спешите, карусель остановите! Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра!» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.

«Флажок».

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит: «Дети встали в кружок, увидали флажок. Выйди, Оля, в кружок, возьми, Оля, флажок. Выйди, выйди, возьми. Выше флаг подними. Кому дать, кому дать? Кому флаг поднимать!» Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре круга тоже ходит подняв флажок вверх.

«Ровным кругом».

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят: «Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно, вместе, сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель. Например: повернутся, наклонится, присесть.

VII. Основные элементы русских народных танцев

 (хороводов).

«Простой ход».

М.р.: 2/4

И.п. – естественное: носки слегка развернуты, пятки составлены вместе. Кисти рук, сжатые в кулаки, - на поясе.

Простой ход – это обыкновенный небольшой шаг на всю ступню то левой, то правой ноги. На каждую четверть такта приходится один шаг.

«Скользящий шаг».

М.р.: 2/4

И.п. – естественное.

Скользящий шаг – это такой же обыкновенный шаг на всю ступню, только при этом ноги чуть согнуты в коленях, а подошвы не отрываются от пола (танцующий как бы шаркает ими).

На счет «раз» - скользящий шаг вперед левой ногой, на счет «и» - скользящий шаг правой ногой, приставить правую ногу к левой, на счет «два» - опять скользящий шаг вперед левой ногой, на счет «и» снова сделать скользящий шаг правой ногой, приставляя ее к левой.

«Русский переменный шаг вперед».

М.р.:2/4

И.п. – естественное. Руки можно раскрыть в стороны или положить на пояс.

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед, на счет «и» - небольшой шаг левой ногой вперед (она как бы обгоняет правую), на счет «два» - небольшой шаг вперед правой ногой (теперь она как бы обгоняет левую), на счет «и» - пауза. Затем движение повторить с другой ноги.

«Приставной шаг».

М.р.: 2/4.

И.п. – естественное, руки на поясе.

На счет «раз» сделать небольшой шаг вправо правой ногой; на счет «и» левую ногу приставить к правой; на счет «два» - небольшой шаг вправо правой ногой; на счет «и» приставить левую ногу к правой. Движение исполняется с правой и левой ноги.

«Шаг с припаданием». 

М.р.:2/4.

И.п. – естественное.

На счет «и» (из затакта) правую ногу, слегка отделив ее от пола, отвести в правую сторону. На счет «раз» сделать шаг вправо на всю ступню правой ноги, чуть сгибая ее в колене и перенося на нее тяжесть корпуса, а левую ногу приподнять, подтягивая край ступни к щиколотке правой ноги сзади; на счет «и» левую ногу, не разгибая в колене, опустить на полупальцы сзади правой ноги, перенести тяжесть корпуса на левую ногу, а правую слегка приподнять над полом; на счет «два» повторить то, что было исполнено на счет «раз»; на счет «и» повторить то, что было исполнено из затакта.

Исполняя «шаг с припаданием», танцующий медленно двигается вправо или влево в зависимости от того, с какой ноги начал движение. Руки можно положить на бедра, или скрестить на груди, или раскрыть в стороны.

«Гармошка».

М.р.: 2/4.

И.п. – естественное. На счет «раз» соединить носки, развести пятки в стороны; на счет «и» соединить пятки, а носки развести в стороны; на счет «два-и» повторяется то же самое.

При продвижении вправо надо, соединяя носки, опираться на пятку левой ноги и носок правой. При движении в лево – наоборот.

В танце – хороводе, особое внимание уделяется движению рук, которые очень украшают танец и помогают передать его содержание.

Любой танец, будь то хоровод или кадриль, полонез или мазурка вносят в нашу жизнь разнообразие и радость, помогают понять и оценить прекрасное, стать на шаг ближе к настоящему искусству.

Актуальность.

Танец дошкольника – яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний ребенка. Еще один способ раскрыть свой внутренний мир и показать его окружающим.

В танце ребенок может, не стесняясь выразить движением все, что у него в голове, в сердце. Показать какое настроение у него в данный момент, а какое было вчера, не стесняясь  передать все свои чувства, испытываемые к тому или иному человеку. В танце ребенок раскрепощается, находит путь к самому себе.

В мире существует большое множество танцев. Все они разные, все они имеют специфические особенности: различаются по стилю, драматической наполненности, музыкальному содержанию и др. Все они красивые и разные и все их хочется видеть и исполнять.

Наиболее легким и простым  для детей дошкольного возраста является хоровод. Он имеет большое количество рисунков, множество построений и перестроений. Его движения наиболее просты в изучении детям.

Танцуя хоровод, выводя различные рисунки, мы не осознанно понимаем, что напрямую сталкиваемся с математикой, в чистом ее виде. Водя круги, делая полукруги, строясь в колонну или линию, перестраиваясь парами или тройками, мы непроизвольно  вспоминаем с детьми порядковый счет, геометрические фигуры, обращаемся к такому важному вопросу как пространственные отношения, только не на бумаге, а в музыкальном зале. Таким образом, можно сказать что танец, а в частности хоровод непосредственно связан не только с музыкой и песней, но и более точными науками. Что очень важно для дошкольников.

Танцуйте и получайте от этого удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по опыту работы Шарыгиной Е.Н."ЦО № 23" г. Тула "Речевое развитие в процессе ознакомления детей с русскими народными сказками посредством театрально-игровой деятельности"

Презентация по опыту работы Шарыгиной Е.Н."ЦО № 23" г. Тула "Речевое развитие в процессе ознакомления детей с русскими народными сказками посредством театрально-игровой деятельности&quo...

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Любимые русские народные сказки» (с использованием игровых технологий)

Русские народные сказки - важнейший элемент народного фольклора. В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образы родного язык...

Мастер-класс для педагогов: «Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»

Мастер-класс для педагогов:«Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»...

Мастер-класс для педагогов: «Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»

Мастер-класс для педагогов:«Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов посре...

Сценарий досуга по русской народной сказке «Репка» Театрально-игровое представление для группы раннего возраста.

Данный досуг разработан для детей группы раннего возраста (1-1,6 года) общеразвивающей направленности. Цель: приобщить детей к русскому народному творчеству, познакомить с героями сказки &l...


 

Комментарии

Кулясова Жанна Борисовна

спасибо