Русские народные игры - освоение традиционной игровой культуры современными дошкольниками.
статья на тему

доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_opyta_raboty_narodnaya_igra.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский

       сад N10 п. Мурмаши муниципального образования Кольский район  

                                           Мурманской области

                     Доклад из опыта работы на тему: 

 

   Зачем современным  детям-дошкольникам  

         играть в русские народные игры.

                                        Подготовил: воспитатель  подготовительной

                                                                           группы  Ариничева.Е.В

                                                                                           

                                           


Огромный духовно-нравственный потенциал народной игры способствует формированию в детях внутренних мотивов к активной, умственной и прикладной деятельности всех видов,  социальной адаптации, совестливости в ситуациях нравственного выбора. В каждой народной игре  решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляется произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются навыки общения. Расставив по-новому игровые акценты, мы  посредством одной и той же игры можем  решать разнообразные проблемы. Так, уделив особое внимание игровым словам и их проговариванию -  проводить работу по развитию речи, способствовать развитию личности ребенка на основе духовного богатства, которым пронизан русский язык; предложив детям подробнее проиграть бытовые ситуации – расширить их знания о народной культуре. Более того, каждая из игр сама по  себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями.

В нашей группе  организация игрового практикума по освоению традиционной игровой культуры детьми  осуществляется в различных формах: игротека, игровая перемена, прогулка с использованием народных игр, праздники.

            Игротека.

 Такой вид игровой практики предполагает занятия с детьми по разучиванию и закреплению народных игр. Дети знакомятся с разнообразными играми (игры-шутки, игры-состязания, игры-прятки, игры-ловишки,  игры с выбором, игры с подражанием и др.), разными вариантами одной игры, овладевают её традиционными компонентами, такими как выбор водящего (считалки, сговор, угады).

        Игротека наиболее эффективна как групповая форма (не менее 10-12 человек). Лучшие условия для проведения игротеки в помещении – спортивный или музыкальный зал, а на улице – игровая площадка. Педагог в ходе игротеки занимает активную позицию, являясь организатором игровой деятельности и в тоже время партнером  по играм.

        Игровая перемена.

 Суть организации игровой перемены заключается в создании игровой среды, переключения на деятельность творческую, динамическую, способную снять физическое и умственное напряжение, повысить эмоциональный тонус организма.    Игровые перемены краткосрочны (15-20 мин), более трех игр за отведенное время провести обычно не удается, причем необходимо учитывать стремление детей к постоянному повтору полюбившихся им игр. В игровые перемены вводятся игры – хороводы, игры с выбором, некоторые варианты игр – ловишек на ролевой основе.

        Структура игровой перемены может быть такой: начать с игры, позволяющей почувствовать себя единым игровым целым – с соединением игроков в цепочку или в круг («В змейку», «Перелизы»). Затем предлагаем более сложную игру с выбором водящего («Кошки-мышки», «Собачки»). Когда участники станут более сыгранными, можно вводить такие игры, как «Мороз – красный нос», «Краски».

      Прогулка с использованием народных игр.

    Прогулка – самый активный период организации игровой деятельности. Мы включаем традиционные детские игры в содержание прогулок, широко используем организующую и эмоциональную функции жеребьевых сговоров и считалок.  На прогулке отдается приоритет играм-ловишкам, которые удовлетворяют потребность ребенка в активном  движении и придают этому движению через правила определенную направленность. Также во время игровых прогулок используем игры-состязания («Петушиный бой», «Репка», «Городки»), игры-забавы ( «Колечко»).

       Праздники.

   Игровой праздник является синтезом описанных выше типов игровой практики. Особый интерес для дошкольников представляют сезонные игровые праздники, объединенные одним сюжетом, - зимние, весенние, летние.

Например, осенний праздник «Проводы Осени». Такой подход дает возможность обогащать репертуар детей народными играми, характерными для разных времен года.

 Как вариантом  игрового праздника  используем соревнования спортивного типа, основанные на элементах народных игр.

     Исходя из своей педагогической практики мог с уверенностью сказать,  что организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных народных игр, а через них и культуры своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигну...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ – ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. С первых лет жизни ребёнка следует приобщать к культуре, общечеловеческим ценностям, что поможет заложить в нём фундамент нравственности, па...

консультация "Русские народные сказки как средство воспитания культуры речи дошкольников с ЗПР

У дошколников с задержкой психического развития отмечается незрелость внутриречевых механизмов. Образцы русской речи прдставлены в устном народном творчестве . Поэтому воспитание культуры речи  с...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Консультация "Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника"

Консультация "Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника"...

Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста

Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим  народным играм. Особенностью  которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...