Мастер-класс для педагогов: «Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»
методическая разработка по развитию речи

Парилова Наталия Леонидовна

Мастер-класс для педагогов:

«Организация игр-драматизаций русских народных сказок

с использованием игровых наборов Фребеля»

 

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов посредством организации игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля для развития связной речи и коммуникативных навыков детей,  приобщения к их художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

Мастер-класс для педагогов:

«Организация игр-драматизаций русских народных сказок

с использованием игровых наборов Фребеля»

Подготовили воспитатели:  Парилова Н.Л.

Куницына А.В.

2021г.

Мастер-класс для педагогов:

«Организация игр-драматизаций русских народных сказок

с использованием игровых наборов Фребеля»

«Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода…

Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени…

Игра является прообразом всей человеческой жизни»

Фридрих Фребель.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов посредством организации игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля  для развития связной речи и коммуникативных навыков детей,  приобщения к их художественной литературе.

Задачи:

• познакомить участников мастер-класса с опытом организации игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля в образовательном процессе;

• создать положительный эмоциональный климат у участников, вовлекая их в драматизацию сказки «Теремок» как одну из форм организации мастер-класса;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Оборудование: игровые наборы Фребеля из серии «Сказочный мир» (выпуск 1), шкатулка, экран, проектор, мультимедийная презентация.

Ход мастер-класса

  1. Теоретическая часть

Слайд 3

Фридрих Вильгельм Фребель21 апреля 1782 год

  • Жил в Германии в XIXвеке
  • Потерял мать в возрасте 1 года, воспитывался мачехой в лютеранской семье священника. Был 6 ребенком
  • Рос в гармонии с природой, учился у природы
  • Поняв свое предназначение быть педагогом учился у Песталоцци.

Слайд 4

Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И. Г. Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. 

•Всестороннее и гармоничное развитие;

•Развитие творчества и самостоятельности;

•Сочетание практического действия со словом.

Слайд 5

Педагогические принципы педагогики Ф. Фребеля

•признание уникальности каждого ребенка;

•целостный взгляд на развитие каждого ребенка;

•выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для их проявления в  окружающей среде (природа и социум);

•единство воспитания и  образования с социумом и природой, следование природе ребенка, его внутренним законам;

•признание целостности детства в своих проявлениях;

•признание ребенка как части семьи и общества;

•создание условий для развития внутреннего  потенциала ребенка

Слайд 6

Игра

Вся жизнь дошкольников связана с игрой.

•Игра–ведущая деятельность ребенка в период дошкольного детства.

•«Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении, а в организации игры».

•«Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, мать! Береги, охраняй ее, отец!...»

Слайд 7

Детский сад Фрёбеля это стихия игры, игрового эксперимента, который ребенок ставил над действительностью и самим собой. Орудиями, опосредствующими эту своеобразную экспериментальную деятельность, как раз и выступали «дары», а также другие предметы.

Слайд 8        Картинки.

Слайд 9

Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию игровые наборы Фребеля из серии «Сказочный мир» (выпуск 1) в которую входят:

- игровой набор Фрёбеля «Теремок»

- игровой набор Фрёбеля «Колобок»

- игровой набор Фрёбеля «Заюшкина избушка»

- игровой набор Фрёбеля «Кот Котофеевич»

Это комплекты познавательных элементов, которые способствуют формированию зрительской культуры и развитию игровой и театральной деятельности детей от 3 лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования, и дома. Могут быть использованы в качестве игрового или учебно-наглядного материала в следующих образовательных областях: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, а так же возможно использовать их для психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми.

Игровые наборы разработаны в соответствии с педагогическими принципами Фребель-педагогики и представляют собой специально составленные комплекты из элементов «Даров Фребеля» с авторскими иллюстрациями по мотивам русских народных сказок.

В комплект каждого игрового набора входят:

- методические рекомендации  для педагогов ДОО «Хрестоматия для дошкольников “Русские народные сказки”. Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС ДО». Авторы: В.В. Кожевникова, В.А. Киселева.

-декорации для постановки сказки (пейзажи-задники)

-карточки с изображением персонажей

-деревянные элементы для игры из «даров» Фрёбеля

-держатели для декораций

-держатели для персонажей

-руководство по эксплуатации

Все наборы серии «Сказочный мир» взаимодополняемые  и могут быть использованы для других сюжетно-ролевых игр.

Слайд 10

 Представленные игры-драматизации могут быть использованы при реализации любой из программ дошкольного образования.

Предварительная работа.

Прежде чем приступить к работе, рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации, рассмотреть элементы «даров» Фрёбеля, декорации к сказкам и персонажей, провести предварительную работу по подготовке персонажей и декораций.

Перед началом любой игры-драматизации воспитателю необходимо прочитать детям сказку и обсудить с ними её сюжет, а также выяснить симпатии или антипатии детей к каждому герою. Затем следует распределить роли, ориентируясь на желания и возможности детей. Рекомендуется обсудить с участниками характерные особенности героев сказки и то, каким образом их можно продемонстрировать зрителям (например, с помощью тембра голоса, интонации и т.п.) Если планируется использовать музыкальное сопровождение, необходимо прослушать с детьми выбранные музыкальные фрагменты и обсудить, какие из них походят для того или иного героя. После этого в зависимости от возраста детей, воспитатель самостоятельно либо совместно с детьми выделяет в сказке части, которые будут инсценироваться. Важно, чтобы отобранные фрагменты плавно перетекали от одного к другому, сохраняя единую сюжетную линию.

Слайд 11

Организация игрового пространства.

Драматизация предложенных литературных произведений проводится в основном на столе. При этом следует обращать внимание детей на расположение декораций и персонажей по отношению к зрителям и другим участникам. При наличии зрителей декорации и персонажей рекомендуется располагать по прямой линии либо полукругом.

Слайд 12

Ход игры-драматизации.

В зависимости от поставленных задач, игра-драматизация может быть заранее четко спланирована, а может допускать импровизацию детей по ходу игры.

Самое главное, чтобы детям было интересно играть, а в группе сохранялся положительный эмоциональный настрой.

Завершение игры-драматизации.

По завершении игрового процесса необходимо поблагодарить всех участников: актёров-за игру, зрителей-за внимание. Если позволяет время и психологический настрой детей, можно обсудить спектакль, отметив позитивные моменты. В конце игры необходимо совместно убрать все игровые материалы.

  1. Практическая часть

Инсценировка сказки «Теремок»

Воспитатель: - У меня есть волшебная коробочка. Вам интересно, что в ней? (пытаюсь открыть, но она не открывается) Мы открыть её не сможем, пока загадки не разгадаем. Готовы потрудиться? (участники-дети отгадывают загадки, а воспитатель достаёт из коробки по одной фигурке животного и отдает её, отгадавшему участнику).

1. Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки, боится кошки.

(Мышка)

(покажи, как мышка пищит,)

2. Зелёная я, как трава,

Моя песенка «ква-ква».

(Лягушка)

(покажи, как лягушка прыгает)

3. По полю скачет - ушки прячет.

Встанет столбом - ушки торчком.

(Зайка)

(покажи, как зайчик  прыгает

по лесу)

4. Кто зимой холодной ходит

злой, голодный?

(Волк)

(покажи, как волк  рычит)

5. Хвост пушистый,

мех золотистый.

В лесу живёт,

кур в деревне крадёт.

(Лиса).

(покажи, как лисичка крадётся

по лесу)

6. Зимой спит,

- летом ульи ворошит.

(Медведь)

(покажи, как медведь бродит

по лесу)

Воспитатель: - Молодцы! Все загадки отгадали, ох, сколько зверей спрятала волшебная коробочка! А из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»!

- А хотите в сказку попасть?

          -Но для этого нам надо превратиться в лесных жителей.

- В нашей сказке будет сказочный лес, в котором живут говорящие звери.

- Кто хочет побыть декоратором? Давайте создадим сказочный лес (воспитатель вызывает несколько незадействованных участников к столу, на котором находится игровой набор Фрёбеля «Теремок», предлагает расставить декорации).

- Сказочный лес состоит из деревьев и солнышка, а ещё там есть тропинка, по которой будут ходить герои – (участники-дети расставляют декорации, конструируют из игровых наборов дорожку, солнышко, деревья)

-А кто хочет побыть архитектором и построить красивый теремок? (воспитатель вызывает других незадействованных участников к столу, предлагает построить маленький теремок из деревянного конструктора).

 

Все мы знаем, все мы верим —

Есть на свете чудный терем!

Терем, терем, покружись,

Ну-ка, терем, становись,

К лесу задом, к нам лицом

И окошком, и крыльцом!

Вот теперь у нас все  готово и сказка начинается.

Хорош теремок, не мал, не высок,

Посреди лужка стоит.

Кто-то к теремку бежит.

(Участники показывают сказку)

Автор:- Бежит мимо мышка... Увидела теремок, остановилась и спрашивает:….

- Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

- Прискакала к терему лягушка... и спрашивает…

- Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

- Бежит мимо зайчик... Остановился и спрашивает:….

- Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

- Идёт лисичка... Постучала в окошко и спрашивает:…..

- Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

- Прибежал волчок..., заглянул в дверь и спрашивает:…..

- Волк влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут дружно.

-Вдруг идёт мимо медведь .... Увидел медведь теремок, остановился и Спрашивает…

- Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - и влез медведь на крышу и только уселся - бааах! - раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. (Воспитатель роняет теремок).

- Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок — все целы и невредимы.

-Стал медведь новый теремок строить. Ребята, как вы думаете, сможет медведь один построить теремок?

-Я предлагаю нам всем дружно помочь медведю построить новый большой теремок.

Тук, тук, тук Мы строим дом.

Дом высокий, Дом с окном.

-Посмотрите, какой теремок мы построили (большой, красивый). Лучше прежнего выстроили! И жили все звери в теремочке дружно.

-Скажите, пожалуйста, какую сказку мы сегодня с вами рассказывали?

-Вам сказка понравилась?

-Как стали звери жить в новом теремочке?

-Правильно, звери стали жить дружно, весело, песни пели и танцевали.

- Молодцы, вы сегодня отлично поиграли, вы были и актёрами и декораторами и архитекторами, а теперь давайте все вместе соберём набор в коробочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные приемы работы с русскими народными сказками»

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционными приемы работы с русскими народными сказками и их использованием в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс для педагогов: «Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»

Мастер-класс для педагогов:«Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»...

отчет по самообразованию "Использование игрового набора Фребеля в развитии сенсорных способностей детей 4-5 лет"

quot;Использование игрового набора Фребеля  в развитии сенсорных способностей детей 4-5 лет"...

Методическая разработка по конструированию в младшей группе с использованием игрового набора Фребеля№ 8. «Домик с забором»

С помощью  "Дары Фрёбеля"  - ребёнок постоянно  знакомится  с многообразием форм, цвета, и разных свойств предметов.С помощью игрового набора развивается эстетическ...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование игрового набора "Дары Фрёбеля"

Конспект разработан с целью представления опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Конспект ФЭМП по сказке «Колобок» с использованием игрового набора Фребеля.

Конспект ФЭМП  по сказке «Колобок» с использованием игрового набора Фребеля....

Конспект занятия в средней группе «Непоседы » по ФЭМП по сказке «Колобок» с использованием игрового набора Фребеля.

формирование познавательного интереса и развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фрёбеля....