Система комплексных занятий для успешного проживания периода адаптации и дальнейшего развития детей раннего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Гент Ирина Леонидовна

В данной статье представлена система комплексных занятий с развёрнутой структурой одного и кратким примером  его проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В начале каждого учебного года, я как специалист службы сопровождения, нахожусь в группах детей раннего возраста и активно взаимодействую с детьми и родителями, для успешного проживания неизбежного процесса – адаптации. И сегодня я хочу остановить своё и ваше внимание на этом нежном возрасте. Почему? – Ответ очевиден, именно в этом возрасте от 1,5 до 3 лет закладываются основы личности, и я считаю, что работу с детьми данного возраста сверхважной.

Анализирую свой предыдущий опыт, делая выводы, я нашла свой, универсальный способ решения проблемы тяжёлой адаптации – это составленная мной система комплексных занятий, позволяющая существенно облегчить процесс привыкания детей раннего возрасте к условиям детского сада.

Учитывая возрастные психофизиологические особенности, а именно: наглядно-действенное мышление, ведущая деятельность предметно-манипулятивная, ведущая психическая функция – восприятие, лабильность нервной системы, большая сенсетивность, быстрая утомляемость, мною сделана подборка технологий, позволяющая использовать их в любом порядке, учитывая главный критерий – общий эмоциональный настрой и психофизическое состояние подгруппы детей.

Итак, каждое занятие имеет свою структуру компоненты которой могут перестраиваться, взаимозаменяться и дополняться. Перейдём к самой структуре:

  1. Приветствие (эмоциональное сближение, контакт глаз)
  2. Мини гимнастика:
  1. Музыкально-ритмическое упражнение, направленное на координацию речи и движения всего тела под музыку или личное пение.
  2. Пальчиковая гимнастика (координация речи, кистей и пальцев рук)
  1. Упражнение на развитие слухового анализатора “Звуковые загадки” + игра на звукоподражание.
  2. Встреча с главным персонажем включает в себя:
  1. Элементы театрализации
  2. Мини беседа (характерные черты, цвет, форма, количество)
  1. Продуктивная деятельность
  1. Мотивация к созданию продукта (покормить, нарядить, одеть)
  2. Использование различных видов техник (элементы ИЗО деятельности, рваная аппликация, насыпание цветного песка, рисование ватными палочками, использование штампиков из губок и т.д.)
  1. Двигательная активность под музыку (разделение совместной радости от труда, переживание чувства гордости и участия в совместной деятельности)
  2. Прощание.

Реализуя данную канву, я варьирую очерёдность методов подачи материала и включаю в занятие следующие техники: использую песочный стол, применяю упражнения на релаксацию, широко использую малые фольклорные жанры.

Большинство перечисленных приемов работы используются и воспитателями, но я как педагог-психолог имею возможность работать с подгруппой детей, объединённой с учётом общности выделенных проблем, которые необходимо решить. На своих занятиях я целенаправленно развиваю их психоэмоциональную сферу, создаю специальную развивающую среду, и как психолог в наблюдении осуществляю диагностический процесс.

Эти занятия, выстроенные, в целую систему, позволяют не только осуществить необходимую коррекцию, но и способствуют развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Каждое занятие моей методики является комплексным и охватывает все пять образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

Используя данную систему комплексных занятий, мы имеем второй год подряд 90% успешной адаптации, из которых 7%- дети часто болеющие и 2%-редко посещающие ДОУ. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что данная система эффективно работает, и я продолжу работу в данном направлении.

А сейчас, я хочу поделиться с вами своими находками, открытиями, очевидным и невероятным. Вот здесь, я храню свои бесценные сокровища (открываю сундучок) –

Вот он, малыш, ему всего 2, а он так много знает, ему уже 2, а он так много понимает, а главное он знает, что Мир - добр, открыт, ярок и бесконечно интересен!

Я хочу погладить твою ладошку - (песенка «Дай ладошечку»).

Смотри, нас зовёт разноцветная дорожка. Песенка: «Зашагали ножки» - достаю разноцветные пазлы. Эти пазлы мы с тобой уже трогали, составляли разны дорожки, стучали ими, а сегодня они помогли пройти… интересно, куда? Правильно, к песочку! А на песке чьи-то следы... Интересно, кто бы это мог здесь ходить?

Я думаю, нам помогут наши ушки, (вкл. жужжание) чтобы догадаться. Это же жучок. А зовут его- Божья коровка.

Выполнение пальчиковой гимнастики «Жучок». Смотри, он убежал в травку. Как грустно, что он нас оставил! Мы даже не успели его рассмотреть. Может ты запомнил, какой у него был наряд? Да, он был яркий, красный. Слышишь?- опять кто-то жужжит. Да это же наш жучок, да только не один, а с друзьями - жучками.( божьи коровки из разных материалов). Как их много, какие они разные!!!

Давай их потрогаем (тактильные ощущения: мягкий, гладкий, твёрдый, шершавый). Мини - гимнастика «По руке ползёт букашка». Смотри, жучки заводят свои моторчики и приглашают нас танцевать!!

(Песня « Божья коровка» с активизацией слушателей и включением в разминку). Как дружно и радостно мы потанцевали! Смотри, какие-то кружочки здесь появились. Как ты думаешь, откуда они? – Ты совершенно прав. Эти горошки потеряла наша Божья коровка.

 А ты сможешь ей помочь? Божья коровка, повернись к нам спинкой, а мы постараемся  вернуть на место твои горошки (прилепляю горошки). Как же мы хорошо постарались.

Давайте вместе споём песенку («Всегда найдётся дело для умелых рук»).

Я вижу на твоём лице улыбку! Я чувствую – что тебе понравилось! И мне с тобой радостно и интересно! Давай попрощаемся с жучками и с нашей знакомой Божьей коровкой. Вот и нам с тобой пришло время прощаться. Но совсем скоро мы обязательно встретимся.

Т.О. вы увидели одно занятие, состоящее из 7 блоков. Все занятие построено на игровых приёмах, проходило в игровой форме, на смене эмоциональных подъёмов и спадов.

Итак, я представила Вам собственный опыт работы с подробным описанием комплексного занятия. Я систематически провожу комплексные развивающие мероприятия с подгруппами детей раннего возраста. Результаты моей работы видны по состоянию и поведению детей: они открыты, идут на контакт, эмоционально раскованы, наблюдается рост познавательной активности, у многих прогрессирует речевое развитие. Активно развиваются психические процессы, из которых отдельным пунктом можно выделить восприятие. Родители также активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе, принимают участие в мастер-классах, и тесно взаимодействуют со службой сопровождения. А педагоги получают значимую поддержку и профессиональное сопровождение педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

Занятия лепкой для развития детей раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 3 лет).

  Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и формирования интереса и положительного интереса к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей....

Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...

Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....

Статья «Особенности адаптации к детскому саду детей раннего дошкольного возраста»

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной ...