Собственная методическая разработка " Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ через интерактивные формы работы»
методическая разработка по теме

  В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через интерактивные формы работы»

Взаимодействие детского сада и семьи

        

  В статье 18 Закона РФ  «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» выделен специальный раздел «Взаимодействие детского сада с семьёй», в котором обозначены основные направления работы с семьёй и основные формы взаимодействия.

  В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей.

Организуя работу с родителями по приобщению к изобразительному искусству, мы опираемся на партнерство педагогов и родителей, единое понимание целей и задач, не только на взаимопонимание, уважение и доверие со стороны родителей, но и помощь. Содержание работы с родителями по приобщению к искусству реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей роль и значение  искусства в воспитании детей. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Педагоги ДОУ творчески подходят к использованию различных форм работы с родителями в зависимости от направления по вовлечению родителей в художественно-образовательное пространство

  1. повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с изобразительным искуством (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при Родительском университете);
  2. пропаганда искусства (информационный блок на изобразительной страничке, возможность пользования фонотекой «Художественный киоск»);
  3. вовлечение в изобразительно-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
  4. совместная изобразительно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

   Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников,  безусловно, дает положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития  их собственного ребенка.

   

   Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания – встречи.

Родительские собрания – целесообразная и действенная форма общения с родителями. Именно на собраниях у педагога  есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания  и развития детей дошкольного возраста.

   К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах  и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается. Ведя собрания и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своих выступлениях  слова – распоряжения, приказы (нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю и т. д.), действующие раздражающе. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей. Да и выступление перед родителями с докладом нельзя считать хорошим способом разговора о воспитании ребёнка.  На таких  собраниях родители, чаще всего, занимают позицию стороннего наблюдателя, в лучшем случае  активного слушателя и исполнителя, в то время как ведущий собрания – педагог, полон энтузиазма, желания донести до  слушателей ценную информацию.

Традиционные собрания не могут в достаточной степени создать условия для полной вовлеченности родителей в педагогический процесс.  Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей.  Современный педагог детского сада должен учиться слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.

Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность,  направленную на  новое качество воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявление интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей,  способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

  Диалог порождает новый смысл собрания – встреча партнеров. Такое собрание не может проводиться для галочки в плане работы педагога и быть формальным времяпровождением для родителей.

Задача педагога сделать родительское собрание нескучным, полезным. Для этого необходимо использовать методы и приемы активизации родителей. Они  позволяют:

  • Снизить уровень напряжения в группе, дать участникам возможность более открытого общения;
  • Помочь установить контакты, создать в группе обстановку доверия, улучшить взаимопонимание;
  • Сделать обсуждение более эффективным, путём того, что родители сами становятся активными участниками разговора.

Принцип активности опирается на известную идею: человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проигрывает в действиях, 90% того, что делает сам.

Условно их можно разделить на четыре  группы:

  1. Коммуникативные игры и тренинги, направленные на знакомство участников.
  2. Психологическая зарядка, способствующая  снятию  блокирующей   психологической    скованности   родителей  и созданию комфортных условий, располагающих к взаимодействию.
  3. Методы помогающие определить значимость проблемы для родителей.
  4. Методы, используемые на завершающем этапе родительского собрания (обратная связь).

С чего начать родительское собрание?  С коммуникативных  игр и тренингов, помогающих познакомиться не только педагогу с родителями, но и родителям с родителями. Эти игры-упражнения настраивают на позитивное и доверительное  общение.

«Фамильная символика»

Вариант № 1.

Родители рисуют на визитной карточке около фамилии или имени какой-нибудь рисунок/символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше их запомнить. Этот рисунок или символ может быть ассоциативно связан с вашим именем или фамилией, или с вашим мироощущением, вашим настроением. Родители могут советоваться и помогать друг другу. Дальше родители должны пояснить, какая связь существует между нарисованным символом и  вами, вашим именем/фамилией.

«Перемены» -  Это упражнение создает условия для создания свободной  и раскрепощённой атмосферы. Предложить родителям встать в общий круг, а затем по команде поменяться местами с тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, у кого брюки, обувь черного цвета, кто любит кошек, у кого двое детей, у кого хорошее настроение) и пр. В конце обратить общее внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.  

Психологическая зарядка.

Педагог произносит любое утверждение, которое имеет отношение к теме родительского собрания и предлагает родителям, согласным с данным утверждением, выполнить определенные действия.

Кто считает, что домашние  задание нужно давать только детям с ОНР – топните ногой.

Кто считает, что логопедический массаж помогает ускорить  процесс постановки звуков – хлопните в ладоши.

Кто считает, что артикуляционная гимнастика необходима только на подготовительном этапе работы над звуком – поднимите руку вверх.

Кто считает, что домашние задания  для детей-логопатов нужно отменить – поставьте руки на пояс.

Кто считает, что коррекционная  работа должна проводиться систематически – похлопайте в ладоши.

Важно, чтобы последнее утверждение было таким, чтобы с ним согласились все участники.

Методы, помогающие определить значимость вопроса или проблемы для участников, их отношения, степень вовлеченности. 

«Выбери дистанцию» - Педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой темы встречи с родителями и ставит его в центре группы. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Данный метод подходит для прояснения ситуации в группе родителей, дает возможность высказаться по теме тем родителям, которые не всегда могут (или им не всегда удается) выразить словами свое отношение к чему-либо.

«Язык фотографий» - Педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и, назвав предварительно свое имя, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией свои ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи. Количество родителей в группе не должно превышать 15 человек, они могут свободно ходить по группе, рассматривая и выбирая фотографии. Фотографии служат толчком к размышлению над темой. Реквизит: фото (минимум 30). Примерная тематика: «Дети в детском саду», «Семья», «Труд», «Детское творчество», «Мы играем» и т.д.

«Волшебная палочка»  -   От  родителя  к родителю  в произвольном порядке передается ручка, карандаш, линейка, то есть что-то, что символизирует «волшебную палочку». Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.

Например,  передающий  называет:

  • На собрании, посвященном взаимоотношениям между ребёнком и взрослым:  - Прилагательные, описывающие  положительные (отрицательные)  качества  присущие  его ребёнку. А затем, качества, которые каждый родитель мечтает  видеть в своём ребёнке.
  • На собрании по теме «Волшебный мир книги»: - авторов детских книг.
  • На логопедическом собрании, посвящённом работе над артикуляцией: Названия артикуляционных упражнений.
  • На собраниях, посвящённых  будущим первоклассникам:  Родители должны продолжать начатое ведущей предложение («Мой ребенок будет успешно учиться, если я…»).

«Решение кроссворда» - педагог предлагает родителям  решить кроссворд по теме собрания.

Методы, используемые на завершающем этапе  родительского собрания (обратная связь)

Методы обратной связи помогают определить уровень значимости и осознания родителями рассмотренного на собрании материала, информации, выявить личные проблемы участников.

Вербальные формы обратной связи.

Игра «Слово дня» - Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.

Вы, коллеги, не зевайте,

Карандаш передавайте,

Своё мнение о мероприятии

Одним словом называйте.

Игра «Незаконченные предложения» -
1.Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, - это…
2.Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
3.Сегодня мне стало понятно, что…

Образные формы обратной связи.

«Рисунок дня» (индивидуально или коллективно) - Родители выражают свое отношение к собранию с помощью соответствующего  рисунка, поясняя, при необходимости его смысл.

«Цветные полоски» - Выражают отношение родителей к собранию, его эффективности, полезности дня них.

Такие нетрадиционные формы  проведения родительских собраний, а так же использование методов и приемов активизации родителей,  повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивают явку, активизируют родителей на решение проблем воспитания.

         

  «Устный журнал» состоит из 3 – 6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Рубрики могут повторять те, что видим мы в известных журналах, например: «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Справочное бюро», «В кругу семьи». Каждая страница – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием (просмотром) записей, выставками рисунков, поделок, книг.

  Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ через СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ИГР

Актуальность проекта. Взаимодействие семьи и детского сада является важнейшим направлением всестороннего развития ребенка. Только при активном участии родителей и педагогов можно добиться положи...

Реализация проекта "Семья + Детский сад, привлечение родителей к образовательному процессу в ДОУ в рамках работы "Родительского клуба"

Семья - источник вздохновения. Здесь рядом взрослые и дети. Все друг другу помогают, и конечно понимают. Любовь и уважение - вот главное в семье....

«Методическое сопровождение профессиональной успешности педагогов через активные и интерактивные формы работы»

Теоретическое обоснование:   В.И. Богословский отмечает:-         «Методическое сопровождение - это научное сопровождение его рассматривают...

Презентация собственного опыта: "Использование интерактивных форм работы с участниками образовательных отношений при организации театрализованной деятельности" на заседании ГМО

Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно - необходимое условие развития личности. Поэтому задача педагога и воспитателя - специально организовать данную деятельнос...

«Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через интерактивные формы работы»

laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через интерактивные формы работы»...

«Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через интерактивные формы работы»

laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через интерактивные формы работы»...