Проект "Волшебный сундучок творчества".
проект (старшая группа) на тему

Шавикова Татьяна Ивановна

Проект "Волшебный сундучок творчества". («Морфологический анализ (Технология ТРИЗ) в детском саду»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_sunduchok_tvorchestva.docx55.36 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебный сундучок творчества.

(«Морфологический анализ

(Технология ТРИЗ) в детском саду»).

        Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

        Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения, активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

        Вместе с тем ТРИЗ- технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.

        Одним из элементов ТРИЗ-технологии является метод морфологического анализа.

                Морфологический анализ (морфологический ящик) – метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.

        Метод создан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. Получил известность с 1942 г. (США).

        Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности. Применяется при исследовании проблемных ситуаций и выборе направлений решений.

        Морфологический анализ может быть использован для создания условий, облегчающих поиск новых идей и решений при формирования портфеля ценных бумаг. С помощью комбинаторики можно получить все теоретически возможные варианты исполнения.

        Цель - создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.

        Суть метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.

        Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Точно сформулировать проблему.
  2. Определить важнейшие элементы объекта.
  3. Определить варианты исполнения элементов.
  4. Занести их в таблицу.
  5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
  6. Выбрать оптимальный вариант.

        Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

        Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

        Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

        Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

        Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их

        Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д.  

        Таким же образом можно несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить хищников, а по горизонтали – травоядных). При этом необходимо обсудить с ребёнком внешний вид нового (сказочного) животного,  где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как измениться его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.

        Этим  же путём можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с  ребёнком на несложный алгоритм вопросов придумать новую сказку:

- Где наш герой будет жить?

- Каким он будет по характеру, внешнему виду, повадкам?

- Кто будут его друзья, а кто враги?

- Что интересного с ним произойдёт?

- Кто из волшебников, и с помощью каких чудесных способов, ему поможет или помешает?

- Чем закончится сказка?

        С помощью схемы морфанализа можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно! Только обязательно – от простого соединения двух объектов в нечто третье, новое, нужно перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребёнок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса быстро потеряет к нему интерес, т.к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).

         Если ребенок с детства овладеет таким приёмом сильного мышления, это ему значительно облегчит процесс усвоения знаний исторического природоведческого литературного характера в дальнейшем, т.к. позволяет научиться:

·      выделять типичные и отличительные признаки (форму, цвет, размер, характерные свойства);

·       время, место существования, обитания;

·       положительные и отрицательные стороны действия объекта, исторического лица, события;

·       классифицировать по виду, роду, классу живые объекты и неживые.         

        Данный инновационный проект основывается на материалах пособий С.Гин, которые представляют собой практический материал по системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду.

                Задачи проекта

- Сформировать рабочие группы педагогов по использованию морфологического в традиционных занятиях по различным образовательным предметам.

- Модернизировать формы воспитательных занятий в соответствии с применением морфологического анализа и возрастными психолого-педагогическими особенностями дошкольников.

- Создать службу мониторинга результатов эксперимента по внедрению морфологического анализа.

- Внедрить компетентностный подход в учебно-воспитательный процесс для формирования успешной личности дошкольников и повышения профессионализма педагогов.

- Развивать у дошкольников навыки сильного мышления и творческого воображения с помощью специальных упражнений и методов работы, с использованием в образовательной деятельности элементов ТРИЗ.

- Развивать поисковую активность воспитанников, обучать решению нестандартных творческих задач: изобретательских, исследовательских и т.д.;

- Учить коллективной познавательной деятельности, ведению проблемного диалога,       терпимости и в то же время сомнению при соприкосновении с необычной, отличающейся точкой зрения;

- Воспитывать у дошкольников позитивное и конструктивное отношение к окружающей действительности.

                Гипотеза:

        При внедрении в образовательное пространство дошкольного учреждения метода морфологического анализа  будут созданы условия для достижения творческого уровня развития личности, построения воспитателем индивидуальной образовательной траектории воспитанников на основе выявления и развития их творческих способностей и индивидуализации (поисковая, изобретательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность).

        Обоснование актуальности разработки

        Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

        Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту элементы ТРИЗ-технологии, а именно морфологический анализ, позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

        Целью использования данного метода в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поиск новых форм работы, а также формы и методы обучения.активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Монторинг.

        Для выявления уровня творческого воображения была проведена диагностика с детьми 5-6 лет (старшая группа). Количество детей в группе - 20 детей. Мониторинг проводился по 3 направлениям:

1.Выявление уровня творческого воображения. Применялись методики: «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку», «Дощечка» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев), (Приложение А).

2. Выявление качеств дивергентного мышления ( диагностика невербальной креативности). Использовалась методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994.  (Приложение Б).

3. Диагностика связной описательной речи. Для этого  были использованы элементы стандартизированной методики «Обследование состояния связной речи детей с ОНР» В.П. Глухова. Предложенная методика в настоящее время представляется наиболее объективной и удобной в использовании и обработке результатов. (Приложение В).

Результативности диагностики творческого воображения (%)

(сентябрь 2012)

Уровни

высокий

средний

низкий

Результаты

5

10

85

        Результаты исследований позволяют сделать вывод: дети не умеют представить себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, создающие заведомо новое, не умеют отражать реальную действительность в новых непривычных ситуациях и связях.

Диагностика качеств дивергентного мышления ( %)

         

Уровни

высокий

средний

низкий

Результаты

5

10

85

         На первых этапах работы дети не могли сформулировать собственное суждение, с трудом выделяли отличительные черты предмета, не могли предложить способы его изменения, их дорисовки однотипны, неоригинальны.

Диагностика связной описательной речи ( %)

Уровни

высокий

средний

низкий

Результаты

10

15

75

         На первом этапе работы многие дети с трудом могли пересказать небольшой по объему рассказ, не знали, как составить фантастический рассказ или нетрадиционную сказку.

         Результаты первоначальных качеств личности свидетельствовали о неумении детей отстоять свое мнение, посочувствовать и оказать помощь. Они не всегда доводили начатое дело до конца, не объективно относились к результатам своего труда и результатам товарищей.

Цель 1 этапа:

1. Повысить свой профессиональный уровень;

2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ и метода морфологического анализа для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи:

1. Знакомство с инновационными технологиями;

2. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ.

Перспективный план работы:

I.Подготовительный этап

1. Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. сентябрь Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей. Реферат.

2. Чтение методической и педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете информации по теме. Сентябрь Просмотр литературы: Лекции, семинары – практикумы, занятия, родительские собрания, консультации. Составление плана полученных при изучении материалов.

II.Работа с детьми

1. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса. Сентябрь: Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий.

2. Обследование речи и творческого воображения детей. Октябрь - апрель Игры, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения Диагностика детей.

3. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Ноябрь Игрушки, дидактические игры. Создание развивающей среды в группе. Оформление уголка для творческого развития детей.

III. Работа с родителями

1. Знакомство с современными системами семейного воспитания. Декабрь: Анкетирование, наглядная агитация, консультация, беседа.

Анализ анкетирования, Семинар – практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников».

2. Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми. Январь: Сбор игр, и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека (примерный план) игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологий, а именно морфологического анализа.

IYСамореализация

1. Участие в системе методической работы в ДОУ. Февраль: Подготовка и проведение открытого занятия – как форма подведения итогов. Открытое занятие с использованием ТРИЗ технологии и морфологического анализа, самоанализ занятия.

2. Прогнозирование познавательной активности и интереса детей их эмоциональное отношение к занятиям с применением морфологического анализа. Март: Занятие, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Май: Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май, план по осуществлению дополнительных разработок самообразования.

Перспективный план работы в подготовительной группе:

Сентябрь- декабрь 2012 года.

Коммуникация:

  1. Перессказ сказки "Гуси - Лебеди" с изменением эпизодов.
  2. Составление описательного рассказа"Осень золотая в гости к нам пришла"
  3. Составление рассказа "Чудо цветок"
  4. Составление сказки "Путешествие волшебной снежинки".

Рисование:

Рисование "Овощи с другой планеты"

Рисование "Самый лучший дом "

Рисование "Чудо цветок".

Рисование "Волшебная снежинка".

Конструирование:

Конструирование "Волшебный мост"

Конструирование "Необычный пассажирский транспорт"

Конструирование "Я построю себе дом!"

Конструирование "Машина инопланетян"

Январь- май 2013 год.

Коммуникация:

Составление сказки "Волшебство зимнего леса"

Составление сказки "Таинственный остров"

Составление сказки "Путешествие на ковре-самолете"

Составление рассказа "Полет на другую планету".

Составление сказки "Сказка мудрого лесовичка"

Рисование:

Рисование "Зимний лес"

Рисование "Снеговик - инопланетянин"

Рисование "Чудо-зверек"

Рисование "Платье для мамы"

Рисование "Самый красивый букет цветов"

Конструирование:

Коснструирование "Робот"

Коснструирование "Машина будущего"

Коснструирование "Необычная мебель"

Коснструирование "Ракета"

Коснструирование "Взлетит - не взлетит"

ЛИТЕРАТУРА

И тут появился изобретатель/ Альтов Г. – Москва.- 1989

Как стать гением: Жизненная стратегия твор ческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994

Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель/ Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. — Санкт-Петербург.- 1995

Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига, 1993.

Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.

Вопросы психологии. —1975. — № 5. — С.166

Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»

Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995

Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.

Приложение А

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика" Солнце в комнате"

 Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

2. Методика "Складная картинка"

О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.

2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.

3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

3. Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

М а т е р и а л: Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень.  Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

4. Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Приложение Б

Методика диагностики качеств дивергентного мышления

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Инструкция к тесту

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

Обработка результатов тестирования

Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок

Приложение В

Элементы стандартизированной методики «Обследование состояния связной речи детей с ОНР» В.П. Глухова 

Предложенная методика в настоящее время представляется наиболее объективной и удобной в использовании и обработке результатов.

В целях комплексного исследования описательной речи использовалась серия заданий, которая включала в себя:

1.        Составление рассказа описания по картине из серии «Времена года», в частности изображение зимы.

2.        Описание предметов:

а) игрушка - кукла

б) дикое животное - белка (муляж)

Для составления описательного рассказа детям предлагались модели предметов (игрушки) и картины, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану.

Задание 1.

Вопросный план к сюжетной картине «Зима» включал следующие вопросы:

1.        Какое время года изображено на картине?

2.        По каким признакам ты узнал это время года?

.        Кто изображен на картине? Опиши их (во что одеты, чем заняты и др.)

Задание 2.

При описании куклы давалась следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Некоторым детям указывалась и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании.

Задание 3.

Описание дикого животного строилось в определенной последовательности:

1.        Как называется это животное?

2.         Оно дикое или домашнее? Почему? Поясни свой ответ (где живет, как добывает себе пищу и др.)

.        Расскажи про него? (внешний вид: шерстка, части тела; на ощупь и др.)

В.П. Глухов рекомендует использовать следующие показатели при оценке сформированности навыков монологической речи:

−        степень самостоятельности при выполнении задания

−        уровень логико-смысловой организации речевого высказывания

−        полнота

−        логическая последовательность и точность раскрытия темы речевого сообщения

−        соблюдение смысловой и грамматической (межфразовой) связи между предложениями и частями (фрагментами) текста

−        уровень языкового оформления развернутого речевого высказывания

−        его соответствие языковой норме.

Применительно к анализу составленного ребенком рассказа-описания особое внимание обращается на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании при знаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики, в случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

По каждому из видов заданий определены условные уровни их выполнения, характеризующие сформированность различных компонентов языка и навыков связных речевых высказываний:

I.        (хороший) - соответствующий возрастной норме осуществления речевых действий и операций;

II.        (удовлетворительный или «минимально достаточный») .         (недостаточный) - стойкое нерезко выраженное отставание в уровне овладения речевыми действиями и операциями в степени сформированности языковых представлений и обобщений.        (низкий) - выраженное отставание в овладении навыками речевых высказываний и средствами языка.

Данная методика позволила нам объективно и целостно подойти к оценке результатов и выявить уровни сформированности описательной речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "художественное творчество" занятие "Секреты старинного сундучка"

Если вам интересна тема декоративно-прикладного искусства, то всегда можно воспользоваться этим материалом, добавить что-то свое и провести с детьми интересное, увлекательное путешествие....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Тема: «Сундучки для гномов»

Конспект :непосредственно - образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект игры-занятия по развитию речи "Матрёшкин сундучок"с использованием русского народного творчества

Цель игры-занятия: активизировать речь детей средствами устного народного творчества...

2017год Выставка творчества "Волшебный сундучок Осени"

Осень — идеальное время для творчества. Яркие ягоды, разнообразные красивые листья, веточки, шишки, сухая трава, урожай с огорода, орехи, семена… Всё интерес...

Выставка поделок и рисунков "Волшебный сундучок осени" (совместное творчество детей и родителей) октябрь 2017

В октябре 2017 года воспитанники нашей группы вместе со своими родителями приняли участие в организации выставки осенних поделок на тему: «Волшебный сундучок осени»....

Статья по теме «Развитие художественно-прикладного творчества у девочек старших групп через кружковую деятельность по шитью и рукоделию «Волшебный сундучок».

Статья по теме «Развитие художественно-прикладного творчества у девочек старших групп через кружковую деятельность по шитью и рукоделию «Волшебный сундучок».    ...