Образовательная область "художественное творчество" занятие "Секреты старинного сундучка"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Посохова Марина Григорьевна

Если вам интересна тема декоративно-прикладного искусства, то всегда можно воспользоваться этим материалом, добавить что-то свое и провести с детьми интересное, увлекательное путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в подготовительной группе.

Сокровища старинного сундука

Задачи:

Закреплять знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции, учить различать изделия по форме, цвету, технологии изготовления.  Закреплять умение составлять композиции из цветов на подносах разной формы. Упражнять в умении рисовать концом кисти, тычком, пользоваться палитрой.

Развивать воображение, творческое мышление, умение передавать свои впечатления в описательном рассказе и в своих изделиях.

Формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитывать  гордость за культурную самобытность русского народа.

Интеграция: «коммуникация», «музыка», «познание»(формирование целостной картины мира), «труд».

Предварительная работа:

1. Рассматривание изделий жостовского промысла, беседа об истории создания.

2. Рассматривание иллюстраций, стилизованных образцов, рассматривание цветов на клумбе.

3. Рисование отдельных цветов, составление композиции из цветов и листьев.

4. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, связанных с народным творчеством.

Словарная работа: жостовский «букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок», «полувенок», «пятилистик», «сердечко», «зигзаг».

Материал и оборудование:

Жостовские подносы, подносы из папье-маше разной формы -  черного, красного цвета, гуашевые и акварельные 12-цветные краски, палитра, кисти, непроливайки, тычки разного размера, салфетки.

Методы и приемы: обследование наглядности (рассматривание подлинных изделий), словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово), практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения), эвристический (развитие находчивости и активности), проблемно-мотивационный, частично – поисковый(стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия), метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в творческом процессе).

Ход занятия:

Под музыку З.Я. Роот «Русская изба» входят дети в группу.

Педагог: Ребята, кто-то бросил нам в оконце,

                             Посмотрите, письмецо.

                             Может, это лучик солнца,

                             Что щекочет мне лицо?

                             Может это воробьишко,

                             Пролетая, обронил?

                             Может быть, пока мы вышли,

                             Почтальон нам приносил?

Скажите, откуда пришло письмо, вам хочется узнать?

Значит надо постараться вам загадку отгадать!

                                    Что же за местность такая

                                     Находится под Москвой?

                                     Цветы там растут не из грунта,

                                     Цветут не из земли.

                                     Они расцвели на подносах,

                                     А как красивы они!

                                     И слава о тех мастерах

                                     Разлетелась во всех краях.

Дети: Это деревня Жостово. Значит это письмо от мастеров жостовского промысла.

Педагог: Совершенно верно, давайте посмотрим, что же они нам пишут, (достает из конверта план – карту), посмотрите,  видимо мастерам требуется помощь, если рассмотреть эту карту, то нам предстоит нелегкое путешествие, и в конце пути что вы видите?

Дети: сундучок, а на нем замок!

Педагог: У нас есть выбор, решайте: идем или нет искать клад?

Дети: идем!

Педагог: Закройте все глаза, (играет спокойная волшебная музыка).

Все вместе: Ты три раза повернись, на поляне очутись –

                     Раз, два, три – открой глаза и посмотри!

(Вокруг открыты мольберты, на которых заранее были выставлены картины с цветами, вазы с букетами, желательно включить песню о цветах)

Педагог: Ребята, какая вокруг красота, а вам нравится здесь?

Дети: Нравится, здесь очень много цветов.

Педагог: По карте мы видим, что нужно идти вперед, чтобы найти клад. Давайте построимся в цепочку и пойдем искать сокровища.

Игра: «Разноцветные цепочки» (суть в том, что у детей разноцветные эмблемы, на каждом препятствии нарисована схема цветных цепочек, дети должны строиться согласно схеме друг за другом при этом  называя свой цвет).

Педагог: Мы пришли на загадочную поляну, перед нами различные цветы, мы не можем двигаться дальше, пока не назовем все цветы (каждый ребенок называет цветок и кладет картинку либо к группе садовых, либо к группе луговых цветов).

Игра: «Собери цветы» (только теплых тонов, только определенных оттенков – на выбор педагога)

Педагог: Незаметно мы добрались по карте к финишу, посмотрите, правильно ли? Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же за сокровища в нем.

(В сундуке несколько жостовских расписанных подносов и по количеству детей подносы без росписи, но с каким-нибудь одним элементом, либо цветком, либо каймой).

Педагог: (показывая расписанные подносы), Ребята, что это, все цветы, которые мы с вами повстречали по пути собраны на поднос в один букет, давным- давно зарыли этот клад, а красота – она всегда жива.

1 ребенок: Мы гордимся стариною,

                   Стала нам она родною,

                   Вечно радует кого-то

                   Нащих прадедов работа.

Педагог: И действительно, вечно радует. Назовите мне, чья это работа?

Дети: Мастеров из жостово.

Педагог: Ребята, а здесь, оказывается есть и такие подносы, которые испортились от времени, их нужно реставрировать, вот какая помощь потребовалась мастерам из Жостово.    А вот, невдалеке, избушка, что это за деревушка?

Дети читают указатель «ЖОСТОВО»

Педагог: Как вы думаете, сможем мы помочь мастерам жостовским отреставрировать подносы?

Дети: Да.

Педагог: Что же мы ждем, давайте погостим в избушке, покажем свое мастерство! Напомните мне, ребята, какие цветы писали жостовские мастера в середине подноса?

Дети: крупные.

Педагог: А по краям?

Дети: Мелкие.

Педагог: Молодцы, а что за белые просветы на листьях, на цветах?

Дети: Это блики.

Педагог: А тонкие линии?

Дети: Чертежка.

Педагог: давайте приступать к работе, покажем, что наши руки не любят скуки.

     Дети выбирают поднос любой формы и цвета, начинают расписывать. Педагог напоминает характерные элементы и цветовую гамму, навыки росписи.

По окончании работы дети выставляют работы и любуются своими произведениями.

Педагог: Ребята, вы сегодня совершили доброе дело, помогли мастерам русским, такие замечательные подносы пишут только в нашей стране. Скажите, а для чего нужны подносы?

Дети: Издавна принято встречать гостей хлебом-солью, различными угощениями на весь мир, и все приносили на подносах.

Педагог: Нам пора возвращаться  домой, закроем глаза:

                           Ты три раза повернись, в группе мигом очутись,

                            Раз, два, три – открой глаза и посмотри!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Сундучок Здоровья»

Пояснительная записка. Здоровый образ жизни для ребёнка – первооснова его полноценного развития и воспитания, и хороший фундамент при адаптации к школьной жизни. Укрепление здоровья детей –...

конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области "Музыка" "Музыкальный сундучок Феи Игралочки"

Это доминантное  занятие для детей подготовительной группы с использованием ОРФ-подходов, с использованием музыкально-ритмической деятельности и игры на музыкальных инструментах будет интересно д...

Конспект образовательной деятельности "Куклы старины далекой" во второй группе раннего возраста

Цель: развивать познавательный интерес; воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки; развивать воображение; подводить к пон...

Проект "Старинный сундучок".

Цель проекта: Познакомить детей с предметом мебели наших предков – сундуком. Проект регионального компонента, где дети приобщаются к культуре и быту народного творчества....