Проект "Старинный сундучок".
проект (старшая группа)

Баженова Мария Анатольевна

Цель проекта: Познакомить детей с предметом мебели наших предков – сундуком. Проект регионального компонента, где дети приобщаются к культуре и быту народного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bazhenova_sunduk.docx355.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №1г.Пудож

Проект

в старшей комбинированной группе на тему:

«Старинный сундучок»

Выполнила: учитель-дефектолог Баженова М.А.

Содержание

1.Паспорт проекта

2.Программа проекта

2.1. Цель

2.2.Задачи

3. Предполагаемый результат

4.Этапы реализации проекта

5.Планирование проекта

6.Результат проекта

7.Список используемой литературы.

1.Паспорт проекта

Вид проекта: групповой.

Участники: учитель-дефектолог, воспитатели, дети старшей комбинированной группы, родители

Тип проекта: познавательный.

Сроки реализации проекта: февраль 2020г

Интеграция ОО: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», Художественно - эстетическое развитие».

2.Программа проекта

2.1. Цель проекта: Познакомить с предметом мебели наших предков – сундуком.

2.2.Задачи:

Для детей:

Образовательные: узнать, что такое сундук, какое значение имел сундук в жизни русской семьи.

Выяснить назначение сундука.

Выяснить содержимое сундука.

Рассмотреть элементы росписи сундука.

Развивающие:

- Развивать интерес детей к истории и культуре России, к ее быту.

- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

- Обогащение словарного запаса.

На протяжении всего проекта я старалась обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные: 

- Воспитывать любовь и бережное отношение к истории и традициям русской культуры.

- Поддерживать интерес к своей национальной культуре.

- Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.

Для родителей:

- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

- Способствовать установлению партнерских отношений и дружеских связей родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Для воспитателей: 

- Собрать материал о сундуке, как о предмете народного творчества.

-Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач.

- Проведение тематических занятий, бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр;

- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.

- Пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материала по теме.

Роль родителей:

- помощь в поисковой работе по подбору необходимого материала;

- творческая работа совместно с детьми – рисуем (украшаем) сундук.

3. Предполагаемый результат

Предполагаемые результаты для детей:

- повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

- дети получат знания об истории возникновения сундука и его видах;

- развитие познавательного интереса, воображения;

-умение видеть красоту изделий, прививать уважительное отношение к изделиям сделанным своими руками, к обычаям и традициям;

- закрепление знаний детей о народных, обычаях и традициях - познакомятся со стихами, легендами, приметами о сундуке 

Предполагаемые результаты для воспитателей:

- повысится интерес к данной теме и усовершенствуются знания о народных традициях, быте, обычаях.

- появится тесный контакт с воспитателями и родителями воспитанников;

- повысится статус группы;

- пополнится предметно - развивающая среда;

Предполагаемые результаты для родителей:

- родители станут активными помощниками в жизни группы;

- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

4.Этапы реализации проекта

          1этап. Подготовительный:

1.Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

2. Подбор произведений, пословиц, разработка презентации.

3.Привлечение родителей к сбору информации.

4.Разработка плана по реализации проекта.

5.Обогащение развивающей среды.

6.Диагностика знаний детей.

7. Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей.

2. этап. Реализация проекта: 

 1.Проведение с детьми:

 беседы, показ презентации,

дидактические игры,

ООД,

рассказы,

чтение стихов,

аппликация,

рисование,

знакомство с народными приметами и традициями.

2. Проведение консультаций для родителей и педагогов.

3.Организация выставок детского творчества.

3 этап. Заключительный.

  1. Диагностика полученных знаний.
  2. Анализ полученных данных.
  3. Итоговое мероприятие: выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках «Старинный сундучок», а также индивидуальные работы учителя-дефектолога с детьми.

5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

неделя

мероприятие

цель

1

Презентация «Мебель крестьянских изб»

Познакомить с бытом крестьян на Руси

Беседа с опорой на иллюстрации «Что такое сундук»

Познакомить детей с понятием сундук

Рассказ «Для чего же  сундук  был нужен нашим предкам? Что в нем хранилось?»

Рассказать о разных видах сундуков

 ООД  «Тайны сундука»

Д/и игра «Что хранит бабушкин сундук?

Составление коллажа детьми.

Расширять знания детей о сундуках и о том, что хранилось в них

Продолжать закреплять знания детей о назначении сундука. Развитие речи.

2

Чтение легенды «Три сундука»

Прививать интерес к творчеству, закрепить понятия о сундуках

Презентация «Необычные хранилища»

Продолжать знакомить детей с наиболее распространенным на Руси видами сундуков - подголовник с плоской откидной крышкой и теремок с выпуклой.

Рисование сундука с родителями

Развитие творческих способностей. Закрепление знаний о различных видах сундуков, росписи.

    Нина Васильевна Зайцева. Чем пахнет бабушкин сундук?                              

Прививать интерес к творчеству, закрепить понятия о сундуках

Экскурсия в музей по теме: «Старинный сундучок».

Расширение знаний о сундуке. Показать детям сундук, дать возможность его рассмотреть.

3

Дидактическая игра «Что для чего»

Закрепить знания детей о том, что хранилось в сундуках. Развитие речи.

Рассказ «Приметы, поверья и народные традиции»

Познакомить с народными приметами и традициями

Д/и «Собери картинку». (Сундук)

Закрепить знания о внешнем виде сундука

Конспект НОД по хохломской росписи «Сундук-Ковчег

Продолжать знакомить детей с разновидностями предметов старинного быта «Сундук –Ковчег».

Продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Хохломы

Аппликация «Украсим сундук  своими руками»        Развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей.

4

Открою бабушкин сундук. Галина Шенина.

Прививать интерес к творчеству, закрепить знания о том, что хранится в сундуке

Загадки: Что же могло скрываться в сундуке?

Учить отгадывать загадки, закрепить знания о вещах, которые хранятся в сундуках, развитие речи

выставка поделок и рисунков детей и родителей, детей и учителя-дефектолога

Привлечь родителей к совместному с детьми творчеству

6. Результат проекта:

Продукт проекта:

Рисунки, аппликации, поделки детей и родителей в разных техниках «Старинный сундучок»

Анализ достижения целей и полученных результатов.

Благодаря совместной работе учителя-дефектолога и воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:

- У детей появился интерес к быту и традициям  русского народа, расширились представления о русском быте.

- Расширились знания о назначении сундука, его содержимом.

- Создана развивающая среда: подобранны дидактические игры, подготовлен материал для сюжетно-ролевых игр. Подобранна информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)

- Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

7.Список используемой литературы.

Литература

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1990.
  3. А.П.Рогов. Мир русской души.- М.: Терра – Книжный клуб, 2002
  4. Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010
  5. Толковый словарь русского языка. М., 1939Чизхолм Дж. «Ранние цивилизации». М. «Росмэн» 1997

Интернет-ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Виды сундуков.

Раньше всего у русских появились скрыни. Вначале это был ритуальный предмет, в котором хранили «святые» реликвии. Русские называли скрыни и сундуками, и ларцами. Судя по описаниям, скрыня - деревянный или металлический сундук любого размера, в них традиционно хранили белье. Но иногда в них держали и драгоценности. hello_html_575f243f.png

Дорожный сундук

istorija-sunduka-4.jpg     

Другой разновидностью сундука является ларь (длинный ящик с крышкою, для разного скарба и продуктов)Слово «ларь» - ящик.  Ларь - большой ящик, дощатый сруб, рундук, закрома; ящик с навесно́ю крышкою, откосом, для зернового хлеба или муки206       hello_html_m3e3293d1.jpg

         

Подголовные сундуки с наклонной крышкой называли подголовками. Подголовок — это деревянный (дубовый) невысокий сундук для поездок, с наклонной крышкой, окованный железом, с замком. В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Само название говорит о том, что его можно было положить под голову — самое Сундук – подголовник надежное место для сохранности. Сундучки-подголовки пользовались большим спросом. «Подголовок — деревянная подставка с наклонной поверхностью (или ларец с наклонной крышкой), помещаемая в изголовье под подушку».hello_html_1147c0dd.png

Небольшие по размеру и металлические изделия получили название сундучок, или ковчежец. hello_html_1ce2e0bb.png

Ковчег— небольшой сундучок, ящик из серебра или дерева, обитый кожей. Более распространенным названием было ларец или ларчик. В нем обычно хранили драгоценности и украшения, в том числе и религиозные святыни.  

Шкатула — ящик, обтянутый кожей или тканью, железом. Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование шкатулка.hello_html_m1696c567.jpg


«Погребец — дорожный сундучок для продуктов и посуды»

«Погребец — дорожный сундучок с напитками и съестными припасами»


hello_html_17dec1e0.jpg

«Коробья или коробейка — гнутый обычно из осиновой обейчатки короб либо сундук…круглый или с четырьмя тупыми углами. Она оковывалась полосами».

hello_html_4094999b.pnghello_html_m61a0232a.jpg


      205       

Теремок

metall-4.jpg 

Приметы и поверья.

• Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.

• Свой сундук отдавать никому нельзя  - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала - счастья не будет.

• Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.

народные традиции.

• При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.

  Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.  

Легенда «Три сундука»

 У одного вождя по имени Нди было три сына. Однажды, заболев, он созвал своих сыновей и сказал им:

— Я умираю. У меня есть три сундука. В них всё моё богатство. Возьмите себе каждый по сундуку, кто какой хочет. Только не открывайте их, покуда я не умру.

Так они и сделали. Каждый взял себе по сундуку. Вот отец умер, сыновья похоронили его, а потом каждый открыл свой сундук.

У первого сундук оказался полон золота. У второго в сундуке оказались куски разного дерева. А у третьего в сундуке была земля, тоже разная, но кроме неё ничего.

Тогда второй и третий братья сказали:

— Нет, так нехорошо, несправедливо. Надо разделить содержание всех сундуков поровну на всех. Пусть первый отдаст нам каждому по трети своего золота, а мы отдадим по трети своих дров и своей земли.

Но первый ответил им:

— Нет, я так не хочу. Надо исполнять волю отца. Если б кому-то из вас достался сундук с золотом, он бы тоже не стал делиться. Всё дело случая. Но так завещал покойный отец.

Второй и третий братья собрали жителей деревни, всех мудрых людей, рассказали им о своём споре и попросили рассудить. И люди сказали:

— Ваш покойный отец так распорядился, мы ничего изменить не можем. Вождь был умный человек, он наверняка всё хорошо обдумал и знал, что делает.

Тогда братья обратились к властителю всей страны. Но и тот ничем не сумел им помочь.

Тут один старик посоветовал:

— Пойдите к человеку, которого зовут Кабаку. Если кто-то и может помочь вам, так это он.

Братья узнали дорогу и отправились в путь После долгих поисков они увидели дерево, под которым совсем молодой юноша играл с детьми. Братья спросили его, не знает ли он, где найти Кабаку.

— Я Кабаку, — ответил он. — Зачем я вам нужен?

— Мы хотим спросить у вас совета, — сказали они и поведали ему о своём споре.

— Вы спорите из-за наследства, — сказал Кабаку. — Один из вас получил сундук с чистым золотом. Другому достался сундук, в котором собраны все породы древесины, какая только растёт в наших лесах. Третий получил сундук с землёй всей страны. Ваш отец решил, что каждый будет владеть тем, что ему достанется. Двое из вас недовольны и предпочитают золото.

Но я не могу оспорить последнего желания вашего отца. Он был очень мудр. Мне кажется, вы двое тоже можете быть довольны. Ведь один из вас получил во владение все породы деревьев, какие только есть в стране. Это значит, что он имеет права на все леса и деревья. Каждый, кто захочет срубить дерево, обязан платить ему пошлину. Другой получил все разновидности земли. Он имеет на неё права. Если кто-то захочет рыть колодец, выкопать ловушку для крыс или отломить кусок термитника на корм курам, он должен платить за это пошлину обладателю третьего сундука. Надеюсь, теперь, когда вы это поняли, вы все довольны?

Братья поблагодарили Кабаку и отправились домой. Вскоре первый брат, получивший сундук с золотом, накупил себе рабов и велел им вспахать для себя поле. Но едва они взялись за работу, как третий брат сказал:

— Если хочешь обрабатывать землю — плати мне пошлину.

В другой раз первый брат послал рабов нарубить дров в лесу. Едва они принялись за дело, явился второй брат и сказал:

— Если твои рабы хотят рубить дрова — плати мне пошлину.

Понял первый брат, что ничего со своим золотом сделать не сможет, и разделил его с остальными.

Загадки: Что же могло скрываться в сундуке?

Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед –

Всё она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький…

Мы на пляж шагаем с мамой, 
Я, как груздь, надел панаму. 
А на маме, как цветок, - 
Яркий ситцевый (платок). 

Хранится в сундуке старенький, но очень бережно сложенный платок. Возможно, это свадебный подарок прадедушки. Прабабушка его одевала только на большие праздники. Это же память. Вот так он в сундуке и окажется.

Входит в одну дверь,
А выходит из трёх.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошёл. (Рубашка)


Есть в сундуке и 
рубаха – косоворотка. «Её мама для папы вышивала. Это свадебный подарок жениху. Вышивки – это обереги, они охраняли от злых духов и сглаза голову, руки и сердце Петра.

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

- Помылься хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (Полотенце)

Хранит бабушка в сундуке и полотенца вышитые «которыми когда-то украшала избу и так, на каждый день». 

Топили, колотили,
Трепали, мяли, ткали 
И на стол постлали. (Скатерть)

Конспект ООД по хохломской росписи «Сундук-Ковчег»

Задачи: -продолжать знакомить детей с разновидностями предметами старинного быта «Сундук –Ковчег»

- продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Хохломы, разнообразием форм, размеров и назначении;

- закреплять знания о колорите, элементах росписи, учить составлять композицию узора на выкройке-шаблоне, выделяя центр, края поделки, используя технологическую карту росписи;

- воспитывать интерес к народному искусству, уважение к мастерам народного промысла.

Оборудование и материалы:

- иллюстрации изделий Хохломского промысла;

- выкройка-шаблон «Сундук –Ковчег»»;

- технологическая карта «яблоки»;

- гуашь;

- кисти;

Ход ООД

Педагог: - У меня сегодня радостное настроение, и я хотела бы с вами им поделиться. А для того, чтобы поднять друг другу настроение, достаточно сказать комплимент.

Дети дарят друг другу комплименты.

- А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?

- А теперь закрасьте все белой краской. Каким цветом было труднее закрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым? (Ответы детей).

Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Дети, а кто мне подскажет, где хранятся красивые, редкие вещи? (Ответы детей)

- Правильно, в музее.

- Вы посещали наш музей?

- Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

- Сегодня мне передали письмо, оно адресовано всем вам. Хотите посмотреть, что в этом письме?

«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для выставки не хватает экспонатов. (Что такое экспонат) Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеемся, вы сможете его собрать.

Д/и «Собери картинку»(Сундук)

Педагог: Мы собрали детали картинки, и у нас получилась Сундук, а как именно этот вид сундука называется.

- Для чего они нужны? (ответы детей)

Педагог предлагает для просмотра видеопрезентацию «Сундуки».

Практическая часть.

ПЕдагог: - Теперь вы знаете, какие бывают Сундуки, из какого материала их изготавливают.

- К сожалению, у нас нет нужных материалов, но зато у нас есть бумажная выкройка Сундук -Ковчег! И еще у нас есть желание помочь музею, а это значит, что мы справимся с заданием.

Воспитатель предлагает для рассматривания выкройку-шаблон «Ковчег». Дети рассматривают выкройку, определяют грани для росписи.

Педагог: Ребята а какие виды росписи вы знаете (Ответы детей)

Давайте вспомним росписи художников из Хохломы. На многих изделиях можно увидеть кисти смородины и гроздья рябины. Они похожи и не похожи на настоящие. Каждый художник по-своему изменяет в узорах то, что видит в природе. Посмотрите, какие яблочки и листья в узоре на схеме (обратить внимание на расположение: яблок в группе – по трое, узкие листья попарно.

Дети рассматривают технологическую карту, определяют последовательность выполнения росписи.

Самостоятельная работа детей. В ходе работы педагог смотрит, поправляет, советует, напоминает о схемах и аккуратности.

Динамическая пауза.

Игра «Ложка-ложечка, стучи».

Мы с предметами играем,

Части в слове мы считаем,

Ложка-ложечка, стучи,

Сколько в слове частей, подскажи!

(Дети называют предмет хохломской росписи и вместе отстукивают количество слогов с проговариванием)

Слова: ПЛОШКА, СОЛОНКА, БОЧОНОК, ТОЛКУШКА, БЛЮДО, ЩЕЧКА, ЛОЖКА, ЧАШКА

Педагог: Расписывая свои Сундуки -Ковчеги, вы старались, вложили в работу свою любовь. И ваши Ковчеги стали прекрасными и сказочными.

Стихи

Нина Васильевна Зайцева. Чем пахнет бабушкин сундук?                              

 «Чем пахнет бабушкин сундук? Теплом её любимых рук,

Гвоздикой, тмином, имбирем... А уж диковинок-то в нем!

Вот - позолоченная пряжка, а это - дядина рубашка,

Он до войны её носил, и на вечёрки в ней ходил.

Вот бусы, запонки и брошки, а тут - чудесные серёжки.

Какой узор, какая скань, ну, просто чудо - филигрань! 

А вот - альбом, и в нем цветок, то ль роза, то ли василек,              

Так долго бережно храним - подарен мужем дорогим.

Тут в уголке - конфеты, сладости,  для внуков милых много радости,

Былых годов воспоминания, любовь, надежды и страдания.

Открою бабушкин сундук . Галина Шенина.

В заветный бабушкин сундук 
Ты загляни, любимый внук: 
Любая вещь из сундука – 
Истории семьи строка.

 «Туфельки, шляпки с вуалью,    

бисером шитый кисет,                                                

 Куклы тряпичные, старый  корсет…

В уголке за дверью бабушкин сундук.
Крышку приоткроешь, перехватит дух. 
Защекочет в горле запах нафталина 
И необъяснимый от вещей старинных.
Как-то я решила перебрать старьё,
Может что-то ценное? Нет, одно рваньё...
Скатерти льняные, по краям мережка,
От храненья долгого дырки да прорешки.
Мулине цветными вышитые шторы.
Кто же так с любовью подбирал узоры?
Гладью лепесточки, стебельки цепочкой
И ажурной вязью мелкие цветочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"

Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....

Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»

Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1.      Закрепить умения различать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

"Поиск волшебного сундучка"

Сценарий празднования дня рождения в детском саду....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. тема "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема: "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"...

Реализации этнокультурного компонента через УМК «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»

В нашем детском саду проводится работа по Учебно- методическому комплекту «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»...