Конспект образовательной деятельности "Куклы старины далекой" во второй группе раннего возраста
план-конспект занятия

Цель: развивать познавательный интерес; воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки; развивать воображение; подводить к понятию народная игрушка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_stariny_dalekoy.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Куклы старины далекой».

Цель: развивать познавательный интерес; воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки; развивать воображение; подводить к понятию народная игрушка.

Материалы: игровая деятельность проводится с атрибутами музея МДОУ «Русская изба», макет русской печи, стол с самоваром, сундук, колыбель с куклой; куклы-обереги; лоскуты ткани.

Музыкальное сопровождение: русская народная колыбельная «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…»

Предварительная работа: рассматривание игрушек и картинок с изображением русских народных игрушек; рассматривание фото с изображением русского народного костюма; чтение потешек, прослушивание русских народных песен, колыбельных.

Содержание ОД

Воспитатель: Ребята, мы очень давно не были в гостях у нашей бабушки Арины. Как она там поживает? Хотите к ней в гости сходить?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. (дети держась за веревочку, становятся друг за другом, отправляются в музей детского сада «Русская изба»)

Воспитатель: Вот мы и пришли! Что-то не видно нашей бабушки. Давайте осмотримся, где же она может быть? (бабушка Арина сидит за столом с лоскутками ткани)

Дети: Здравствуй, бабушка Арина! Мы в гости к тебе приехали! Как ты живешь?

Бабушка Арина: Здравствуйте мои дорогие! Рада видеть вас! Присаживайтесь! (дети рассаживаются около бабушкиного стола)

Воспитатель: Бабушка, а что ты делаешь? У тебя такие красивые лоскутки разложены. Для чего они тебе?

Бабушка Арина: Вспомнила, я ребята, рассказы своей бабушки о ее детстве, об играх и игрушках! Вот и достала лоскутки, куколку хочу сделать.

Воспитатель: Бабушка и нам расскажи, нам очень интересно.

Бабушка Арина: Вот ребятки, сундук у меня есть, красивый, нарядный, мне от моей бабушки достался. Хотите посмотрим, что здесь лежит? Просто так он не открывается, присказку надо сказать: (бабушка поглаживает сундучок рукой и приговаривает) «Сундучок, мой сундучок, приоткрой нам свой бочок» (открывает сундук)

Вот они любимые мои куколки. Я вам рассажу о самых любимых.

Давайте сядем рядком, и поговорим ладком

Пусть глазки все видят

Пусть ушки все слышат

Пусть голова запоминает,

А ротик им не мешает.

Раньше на Руси вот такие куколки делали (показывает, дети рассматривают). Они тряпичные, вот из таких лоскутков сделаны, из того что было по рукой. Пока дети были маленькими, мамы сами шили им куколки, и дети играли, пока родители ходили на работу. Мамы помещали куклы и в колыбельки, над изголовьем кровати, где малыш спокойно спал и играл. Люди верили, что эти куколки, волшебные, оберегают их детей, дом от беды, от болезни. Посмотрите, эти куколки без лица, безликие. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в сундук. Вот и у меня есть сундук, где я храню своих куколок.

Вот кукла – травница. Она наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью, дать ребенку поиграть, оставить у кровати больного.

Воспитатель: Бабушка, можно дети потрогают куклу и угадают запах. Игра «Угадай по запаху»

Бабушка: Вот кукла-колокольчик (достает куколку, звенит) Кукла -колокольчик – обережная кукла, которая приносит в дом радостные вести, защищает от беды.

(Слышится плач ребенка. Бабушка наклоняется к колыбельке, успокаивает куклу Машу, поет колыбельную) Звучит русская народная колыбельная «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…) просит одного из детей помочь покачать колыбельку, а других детей подпевать. Кукла засыпает.

Воспитатель: Пока кукла спит, поиграй с нами, бабушка.

Игра «У Маланьи у старушки...»

У Маланьи у старушки

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке

Сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей,

Показать семь пальцев.

Все без бровей,

Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,

Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами

Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,

Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Вот с такой головой,

Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!

Показать руками большую окладистую бороду

Они не пили, не ели,

Пальчиком перед собой помахать.

На Маланью все глядели,

Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так. ..

Дети показывают загаданные действия

Воспитатель: Как весело мы поиграли!

Бабушка Арина: А сейчас мы с вами вместе сделаем куклу Утешницу.

Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая – для туловища и головы. Лоскуты для платочка и сарафана, синтепон, нитки. (Бабушка вместе с детьми и воспитателем изготавливают куклу)

Потрудились мы не зря.

Вышла кукла хоть куда.

Будет кукла помогать

Маме деточку качать.

Будет кукла утешать,

Будут детки крепко спать.

(Раздаётся плач младенца.) Это в кроватке опять проснулась кукла Маша. (Дети подходят к кроватке.) Давайте положим куклу Утешницу к ней в кроватку и споём Маше колыбельную песенку. 

Воспитатель: Вот и успокоилась кукла Маша, а нам пора в детский сад. Приходи к нам в гости, бабушка, ты много интересного нам рассказываешь! Нам очень понравились твои куклы, нам в детском саду они очень нужны. Пусть наших деток берегут.

(дети возвращаются в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: «Грузовик»

Конспектнепрерывно-образовательной деятельностидля детей второй группы раннего возраста (2-3 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающе...

конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему Путешествие по сказке "Колобок"

Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие", на тему Путешествие по сказке "Колобок"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Игрушки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельностидля детей второй группы раннего возраста (2-3 года)Образовательная область «Речевое развитие»Тема: «Игрушки»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Игрушки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельностидля детей второй группы раннего возраста (2-3 года)Образовательная область «Речевое развитие»Тема: «Игрушки»...