Конспект занятия по ручному труду «Старинный сундучок» (росписью гжель)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дерова Ольга Геннадьевна

Предварительный просмотр:

27.12.2017.

Конспект занятия по ручному труду  «Старинный сундучок» (росписью гжель)

Составила: Дерова Ольга Геннадьевна

Дедушка Лукьян: Кулёмина Елена Николаевна

Марья Искусница: Дерова Ольга Геннадьевна

Марья Искусница:

Ребята сегодня хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбилась по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? (ответы детей).  Из чего бывает сделана посуда? (стекло, дерево, фарфор, металл, глина, пластик и т.д.)  Могла ли разбиться посуда из дерева? (Нет). А из металла? (показать). Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы цела! А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне еще известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (обжигают в печи). Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да) Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду).

 Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Дидактическая игра: «Собери посуду».

А вы знаете о том, что давным- давно на Руси не в избах не было ни шкафов, ни шифоньеров, а все вещи хранили в сундуках. Вот таких (показывает сундуки в разных русских народных росписях).

Теоретическая часть:

Марья Искусница:

 Ребята послушайте, кто- то стучится… Кто же это? … Посмотрите к нам пришел мой сосед дед Лукьян. А с чем же ты дедушка к нам пожаловал?

Дед: Слыхал я, что детки тут толковые, да рукастые собираются, так ли это?... Беда у меня! Был у меня сундук, в котором я вещи хранил, да от старости развалился он у меня, починить не кому, а купить не могу. Такие сундуки уже на продают. Вот и пришел я к вам просить вас мне помочь.

Марья Искусница: Ребята поможем деду Луке?...

Дед: Только расписать его надо по особенному «Сказочной росписью гжель».

Марья Искусница: Да что ж за роспись то такая?

Дед: Слушайте,  расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни было связано со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергал обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они эту синеву перенести на белый фарфор. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым: и цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Марья Искусница: Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

(Л.Куликова)

Вот посмотрите на эту прекрасную роспись (показ иллюстраций, сравнение её с другими росписями)

Практическая часть:

Марья Искусница:

А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнем.

Динамическая пауза: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (вторая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот серебряные ложки, (потянуться вверх, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос – (руками сделать большой круг)

Он посуду нам принес.

Марья Искусница показывает как вырезать и собрать сундучок, затем выбрать орнамент на салфетки (с росписью гжель), вырезать наклеить.

Дети и родители приступают работать, Марья Искусница и Дедушка помогают индивидуально по мере необходимости.

Дед: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Марья Искусница: Дедушка мы тебя хотим пригласить на новогодний хоровод. Ведь совсем скоро Новый год!

Дед: Не откажусь, с удовольствием попляшу.

(дети, взрослые и герои встают вокруг ёлочки на хоровод)

Спасибо Вам, что не оставили меня с моей бедой. Помогли, теперь у меня не один, много сундучков будет. Мне пора прощаться, До новых встреч друзья.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию « Моя малая родина»

            Автор: воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида п.Песочное,                          Дерова Ольга Геннадьевна    

Цель: воспитание чувства гордости за свою «малую Родину» через изучение краеведческого материала по фарфоровому заводу, находящемуся  п. Песочное

Задачи: закрепить понятие о Родине, способствовать формированию понятия «малая Родина»; познакомить с фарфоровыми изделиями и штампом нашего фарфорового завода; развивать навыки работы с соленым тестом; изготовить штамп фарфорового завода из соленого теста; воспитывать чувство гордости за свою «малую Родину».

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в уникальный музей фарфоровых изделий.
  2. Разучивание пословиц, поговорок по теме.
  3. Чтение художественной литературы по теме.
  4. Подбор стихотворений, музыки, иллюстраций и фотографий к занятию.
  5. Подготовка презентации «Фарфоровый сувенир»
  6. Подбор коллекции посуды нашего фарфорового завода.
  7. Образец штампа фарфорового завода из соленого теста.
  8. Изготовление соленого теста.
  9. Изготовление шаблонов штампа фарфорового завода на каждого ребенка.
  10. Изготовление фартуков на каждого ребенка.

Оборудование:

  1. Коллекция посуды из фарфора со штампом Песоченского фарфорового завода.
  2. Соленое тесто на каждого ребенка.
  3. Нож для работы с пластилином на каждого ребенка.
  4. Шаблоны с пиалой и рыбками на каждого ребенка.
  5. Клеёнка
  6. Фартуки на каждого ребенка
  7. Образец готовой печати из соленого теста.
  8. Аудиозапись минусовки песни «Родина».
  9. Компьютер
  10. Проектор
  11. Экран
  12. Компьютерная презентация «Фарфоровый сувенир»
  13.  Компьютерная презентация № 2 (пошаговая презентация выполнения работы)

Ход занятия

Под мотив песни «С чего начинается  Родина» воспитатель читает стихотворение

                                «Наш дом»

                    На карте мира не найдёшь

                    Тот дом, в котором ты живёшь.

                    И даже улицы родной

                    Ты не найдёшь на карте той,

                    Но мы всегда с тобой найдём

                    Свою страну, наш общий дом.

-Вам понравилось стихотворение? (Ответы детей.)

 -Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (Ответы детей.)

- А как вы думаете, что такое Родина?  (Ответы детей.)

- Правильно, Родина – это наша большая страна, наш общий дом.

                       - Ребята, а как называется наша страна? (Россия)

- Родина – это наш общий дом под названием Россия

- А знаете ли вы, что такое «малая Родина»? (Ответы детей.)

- «Малая Родина» - это место, где ты родился, вырос, где твои друзья и твоя семья, это место, где тебя любят и ждут. Для меня «малая Родина» - это п.Песочное, я здесь родилась, здесь моя семья, моя мама, мои друзья.

- А для вас, что значит «малая Родина»?(Ответы детей.)

«Малая Родина –
Островок земли –
под окном смородина,
вишни расцвели
яблоня кудрявая,
А под ней скамья,
Ласковая, малая
Родина моя!»

- Ребята, а знаете ли вы, что наш поселок -  это не только наша с вами «малая Родина», но он ещё славится по всей России фарфоровыми изделиями. Особенную любовь и предпочтения нашей посуде отдавали жители Востока России (на экране появляется изображение жителей Казахстана и  Киргизии в национальных костюмах).

- Мастера изготавливали национальные восточные сервизы (на экране появляется изображение восточного сервиза)

-Ребята, а знаете ли вы, что это за посуда? (воспитатель показывает на одно из изделий – пиала) (ответы детей)

- Эта посуда называется «пиала» - это чашка, только без ручки. Посмотрите на них (показ пиалы и чашки-дети рассматривают, трогают, сравнивают).

-Края пиалы обрабатывали по специальной технологии, поэтому края пиалы были гладкие,  пить из них было очень удобно и приятно. Именно поэтому жители востока России и любили наши изделия. Каждое изделие имеет свой знак, по которому можно определить, где и из чего оно сделано.  

Вот штамп нашего фарфорового завода, а выглядел он  так (воспитатель показывает иллюстрацию штампа и предлагает детям рассмотреть его на изделиях, которые расставлены на столе). Дети подходят и рассматривают изделия.

- Ребята, обратите внимание, на посуде штампы разного цвета: красный – самая лучшая посуда, синий штамп – хорошая, а зеленый – посуда с дефектом (кривой рисунок или темный фарфор),  это посуда была очень дешевая.

- Скажите, что вы изображено на штампе? (ответы детей)

-Правильно, на штампе изображены две рыбки держащие пиалу. Пиала в штампе означала уважение к традициям людей живущих на востоке России, рыбы держащие пиалу означали, что наш фарфоровый завод находится на самой богатой, красивой реке Волга.

- Ребята, а бы хотели побыть в роли мастеров завода и изготовить штамп фарфорового завода поселка Песочное? (ответы детей)

- Лепить мы с вами его будем не просто так, а из соленого теста, с которым вы уже знакомы.

- Но прежде чем приступить к работе, нам необходимо наши пальчики разогреть.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик маленький, (загнуть мизинец)

Этот пальчик слабенький, (загнуть безымянный палец)

Этот пальчик длинный, (загнуть средний палец)

Этот пальчик сильный, (загнуть указательный палец)

Ну а это толстячок, (загнуть большой палец)

А все вместе — кулачок! (покрутить кулачком)

-Ребята, какие пословицы вы можете вспомнить, прежде чем мы приступим? (Ответы детей)

- Послушайте, какую  русскую  пословицу  скажу вам я: «Поспешишь, людей насмешишь». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

- Молодцы!

- Вот теперь можно и к работе приступать.

(Дети одевают фартучки и рассаживаются на свои рабочие места.)

         Презентация

- Для того чтобы изготовить штамп нам необходимо раскатать основу для него.

- При помощи трафарета (круг) и ножа для пластилина вырезаем круг.

- Положим основу на фольгу.

- Затем, раскатаем еще одну лепешечку и опять при помощи трафарета вырежем пиалу и рыбок.

- Приложим пиалу и рыбок на уже вырезанную основу (круг).

- Нам осталось только запечь наш штампы в духовке, и кто желает, может раскрасить их.

- Посмотрите, какие разные получились штампы (дети рассматривают и дают оценку работам)

- Ребята вам понравилось?

- А что больше всего понравилось?

-Что нового вы сегодня узнали?

                       - Что вам больше всего запомнилось?

- Ребята, которые хотят поделиться своими впечатлениями с родителями и друзьями, пусть похлопают в ладошки.

               - Вот и пришла пора прощаться, а из наших изделий мы создадим выставку.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  по познавательному и творческому развитию и «Мир самоваров».

Цель:

формирование нравственно - патриотических качеств у детей через развитие познавательного интереса к истории в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

  • Формировать  первоначальных патриотических чувств;
  • учить детей чтить и уважать традиции русского народа;
  • Заинтересовать детей происхождением самовара на Руси;
  • Закрепить работу с соленым тестом по шаблону;
  • развивать познавательный интерес детей;
  • развивать у детей творческие способности;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, память;
  • воспитывать любовь к Родине, народной культуре;
  • воспитывать у детей интерес к истории своего народа.

Предварительная работа:

  • разучивание пословиц, поговорок о самоваре;
  • чтение художественной литературы
  • просмотр фотографий и иллюстраций людей за столом рядом с самоваром
  • разучивание стихотворений, загадок о самоваре
  • разучивание подвижных игр с самоваром
  • изготовление шаблонов самоваров для работы с солёным тестом.

Использованное оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • компьютерная презентация;
  • самовар;

Раздаточные материалы:

  • шаблоны самоваров по количеству детей;
  • клеенка
  • цветное соленое тесто
  • фартуки
  • бумажные салфетки по количеству детей;
  • скалка на каждого ребенка
  • нож для лепки на каждого
  • фольга
  • разделочная доска

Итог занятия: выставка самоваров и чаепитие

Ход занятия

 Под спокойное музыкальное сопровождение воспитатель читает загадку:

Кто стоит такой пузатый и блестящие бока,

Торчит носик крючковатый,

В нём шумит вода из родника.

Окружили его чашки,

Сахар, пирожки и мёд. Он командир в фуражке

Чаю всем гостям нальёт.  (ответы детей)

- Ребята, а вы любите пить чай?

- С кем из своих родных и друзей  вы любите чаевничать?

- А из чего вам мама наливает чай?

- Расскажите, что есть у чайника?  

(воспитатель показывает самовар)

 - Правильно, это самовар. Что такое самовар? Откуда он появился? Хотите узнать об этом? (ответы детей)

-Тогда давайте сядем с вами  на коврике, и я начну свой рассказ.

Самовар — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Это сейчас мы ставим чайник на газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. И проводили за чаем иногда по несколько часов. Выпить 5-6 чашек этого ароматного напитка было в порядке вещей.
Чай из самовара пила вся страна. Люди говорят, что чай пьют из «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал  чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара.

Этот прибор был очень удобным. Во-первых, вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. Во-вторых, на вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже благодаря этому долго не остывал.
Самовар так долго являлся символом русского застолья, что многие считают это изобретение российским. На самом деле, самовар привез к нам в стану  

Пётр Первый, который очень много путешествовал по всему миру, часто привозил в Россию что-то новое, ранее в нашей стране неизвестное. Благодаря ему же появился и доставленный из Голландии самовар, который назывался в Европе «чайной машиной».

А давайте превратимся в самовар и повторяем за мной:

Физкультминутка
Самовар кипит, пыхтит 
(
дети в кругу. Звукоподражание «пых-пых»)
Из трубы дымок валит
Приглашу своих друзей, (
взмахи руками)
Приходите поскорей.
Я готовлю угощенье,
Будет всем на удивленье:
   
 (изображают руками, как готовят тесто, разрезают)
Золотистый мед, чак-чак,
Беляши и баурсак.
Пейте чай, мои друзья (
показывают как наливают чай)
Ведь старался я не зря.
Чай прибавит вам здоровье (
хлопают в ладоши)
И хорошее настроенье!

- На Руси – самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения.

- Он занимал почетное место в каждом доме.

- И отношение к нему было особое. Какие мы с вами, знаем пословицы о самоваре?

ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ.
Самовар кипит, уходить не велит.
За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.

- Каких только самоваров не делали: и конические, и овальные, и гладкие, и граненые. Разнились они и по названиям: «Ваза», «Рюмка», «Банка», «Яйцо», «Шар», «Груша».

- Сначала самовары были дровяные.

- А как вы думаете, как пользоваться таким самоваром?

- Внутри самовара находится труба.

- В нее засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь.

-Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом.

- Когда вода начинала закипать, в самоваре на конфорку, устанавливали заварочный чайник.

- Вода медленно доходила до кипения, заваривая при этом чай.

- Самая первая  в  России мастерская по производству самоваров появилась в городе Тула. Самовары делали из меди. Вскоре потребность в «чайных машинах» достигла таких размеров, что подобные производства открылись во многих городах России.
Это уже позже появилось единое определение «самовар», а сначала его называли по-разному: в Курске это был «самокипец», в Ярославле – «самогар», в Вятке – «самогрей». Позже самовары стали выпускать серебряные или никелированные, но стоили они гораздо дороже.
Самый маленький на нашей планете самовар был сделан в Москве. Его высота меньше четырёх миллиметров. А вскипятить в нём можно лишь одну каплю воды. Самый большой в мире самовар изготовлен на Украине. Его высота почти 2 метра, весит он 205 кг, и вмещается в него 360 литров воды.

- Устали? Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка:
Я чайник — ворчун
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
— Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте.)

- Ребята, а вы хотите сделать  самовар сами?

- Но прежде мы подготовим ручки к работе. Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку .
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

- Проходите за столы, одевайте фартучки, садитесь, и начнем работу.

(На столах лежат заготовки шаблонов самоваров из картона, скалки для раскатывания теста, клеенка, фольга, ножи для лепки, салфетки и разноцветное соленое тесто.)

-Для того, чтобы у нас с вами получился красивый самовар нам необходимо равномерно раскатать тесто , затем приложить шаблон к тесту и вырезать по контуру. После этого убираем шаблон и у нас получается красивый самовар. (в ходе работы воспитатель подходит к каждому ребенку и помогает по мере необходимости)

- Молодцы! Какие красивые у вас получились самовары.

- А теперь мы открываем выставку самоваров.

 - Ребята,  понравилось вам?

- А что больше всего понравилось?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Ребята, которые хотят поделится своими впечатлениями с родителями и друзьями пусть поднимут вверх руки.

- Ну, что же пора и нам напиться чаю из самовара.

(Все садятся за столы пить чай из самовара)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ИЗО знакомство с Петриковской росписью "Распишем тарелочку для казачки".

Знакомство детей с Петриковской роспиью.Воспитывать уважение к культуре родной страны....

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Сказочная гжель"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ» НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ)     Конспект занятия по рисов...

План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию

План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию...

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Закладка для книги». Старшая группа

Формировать умение детей рассматривать изделия с городецкой росписью, выделять элементы, традиционные особенности городецкой росписи. Познакомить детей с композицией – цветочная полоса. Зак...

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Купавка». Старшая группа

Способствовать развитию интереса у детей к народному творчеству. Продолжать знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей...

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Птица счастья». Подготовительная группа

Задачи. Способствовать развитию интереса у детей к народному творчеству. Закреплять умение детей рассматривать изделия с городецкой росписью, выделять традиционные особенности городецкой росписи....

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Тайны городецкой росписи». Старшая группа

Вызвать интерес детей к городецкой росписи. Знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей рисовать городецкий цветок...