«Социальное партнёрство СП с родителями»
статья ( группа) на тему

Майорова Татьяна Вячеславовна
Установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями в работе музыкального руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие, как социальное партнёрство, подразумевает равное участие в воспитании ребёнка, как детского сада, так и семьи. Создание единого пространства развития ребёнка, устранение противоречий семейного воспитания и воспитания в ДОУ, ключ к решению многих задач, стоящих перед педагогикой.

       Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.

      Установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями очень важно, так как семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь, «Социум».                . 
     Процесс социализации ребёнка  проходит более успешно, когда установлены позитивные отношения с родителями и общественностью, с целью формирования единого пространства социального развития ребёнка; построены партнёрские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения; расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми; организована система взаимодействия ДОУ с социокультурными объектами по расширению воспитательного пространства.

      Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Таких семей крайне мало. В детском саду я приобщаю детей вслушиваться в музыку, “купаться” в ней, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививаю культурные и эстетические ценности. А дома ребёнок поневоле слышит то, что включают взрослые. Стараюсь научить родителей использовать чудесную силу музыкального искусства. Много ошибок родители совершают по незнанию, здесь помощь детского сада оказывается просто необходимой. Родители не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений. Стараюсь, что бы мамы и папы были осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях, имели представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и т.д. Я считаю, что родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Готовясь к сотрудничеству с семьей, продумываю формы и методы работы и обеспечиваю их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Стараюсь вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.

     Вовлекая родителей в музыкально-образовательное пространство СП, предлагаю родителям различные формы сотрудничества:

  • индивидуальные
  • коллективные
  • наглядно-информационные

Индивидуальные формы работы с родителями

       Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание. Ежемесячно я готовлю для родителей консультации, статьи, поручения родителям, провожу анализ педагогических ситуаций, предлагаю буклеты и др. Некоторые темы вопросов, которые освещаю, подсказывают сами родители, поскольку в начале года я провожу анкетирование. Многие родители ценят всеобучи и семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, мы вместе поём, разучиваем потешки, игры, упражнения.

     Проводя консультацию, отвечаю на вопросы родителей, стараюсь дать им квалифицированный совет. Стараюсь, чтобы каждая консультация   давала родителям что-то новое, полезное, расширяла их педагогические знания. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают).                Беседуя с родителями, обмениваюсь мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. В беседах стараюсь давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания; придерживаюсь того, чтобы беседы   были конкретными и содержательными.

     Общаясь с родителями индивидуально, я получаю возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

Коллективные формы работы с родителями

Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание. На этих собраниях родителей систематически знакомлю с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Подвожу итоги работы за определённый период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется в соответствии с годовым планом. При этом учитываю интересы и пожелания родителей.

Наглядно-информационные формы работы с родителями

     Наглядно-информационные - выставки детских работ, музыкально-поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, папки-ширмы, содержащие краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам, памятки, буклеты, статьи и др.

Так же использую нетрадиционные формы общения с родителями:

  • Провожу дни открытых дверей. (Открытые занятия, участие в них).

     Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на   занятии, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно - образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приёмами работы педагога, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.

  • Организую совместные досуги, праздники и развлечения.

    Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях.Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Ещё праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребёнку в игре.

Каждый год «День защитников Отечества» проводим вместе с папами.

В декабря 2015 г.    у нас в ДОУ было проведено чаепитие, посвящённое «Дню Матери». Родители приняли самое непосредственное участие. Были проведены конкурсы, игры. Все остались очень довольны!

  • Так же провожу круглые столы, конкурсы, лекции, встречи по интересам, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения, анкетирование, тестирование, родители участвуют в соревнованиях, выставках совместных работ с детьми, в играх с педагогическим содержанием.

       На совместных встречах за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение   позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

       Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками.

Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.

       Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через неё — к здоровому образу жизни.

        Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.  Родители, которые выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые были предложены. И, в итоге, повысилась эффективность музыкального воспитания детей, улучшились показатели по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Технология социального партнёрства с родителями в ДОУ»

Практико-значимый проект. "Технология социального партнёрства с родителями"...

Программа социального партнёрства с родителями /законными представителями/ МБДОУ «Детского сада №39» 2014-2015 уч.год Тема: «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»

Программа социального партнёрства с родителями разработана для совместной организованной работы родителей  детей и воспитателей  второй группы раннего возраста. Разработана на основе ФГОС...

Консультация для родителей "Интернет-группа, как форма социального партнёрства родителей и детского сада"

Консультация для родителей.«Интернет-группа, как форма социального партнёрства родителей и детского сада»Автор : Буркова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №27" В основе взаимоде...

Выступление на педагогическом Совете на тему: «Детско-родительский клуб «Доверие» как инновационная модель социального партнёрства ДОУ и родителей»

Одним из направлений в системе работы семьи и дошкольной организации в современном образовательном процессе можно считать организацию деятельности родительского клуба, который объединяет в себе различ...