Культура речи педагога как компонент педагогической компетентности
консультация

Федотова Ольга Юрьевна

       Консультация для педагогов ДОУ, целью которой является  повышение культуры речи  как компонента педагогического мастерства. Речь педагога является образцом для детей, поэтому к его речи предъявляются высокие требования. Постоянная работа педагога над собой, соблюдение норм литературного языка, повышение уровня культуры речи будут способствовать и росту его педагогической компетентности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ:

«Культура речи педагога как компонент педагогической компетентности»

Цель: повышение культуры речи педагога как компонента педагогического мастерства.

Задачи:

  • способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов;
  • уточнить и закрепить знания педагогами приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
  • совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми. Когда я готовилась к консультации, то вспомнила эпизод из фильма «Доживем до понедельника». Учительница начальных классов заставляет сорваться на крик интеллигентного героя Вячеслава Тихонова: «Я им говорю, не ложьте! А они все ложат и ложат!» – «Таисия Ивановна! Голубушка! Нет такого глагола в русском языке!». Прошло время, а проблема культуры речи педагога актуальна и в наши дни. Речь современных педагогов не всегда бывает правильной. Я думаю, Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки? А дети — это наше отражение. Они перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в  речи взрослых.

 Речь педагога является образцом для детей. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, умелое использование невербальных средств общения (жесты, мимику, пантомимические движения).        

Одним из важных компонентов педагогического мастерства является речевая культура. Ведь речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для его воспитанников. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование  своей речи.                         

Что же такое культура речи? Однозначного понимания термина не существует. Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Литературная норма – это принятые на данном этапе развития языка правила        (произношения,        построения предложений, словоупотребления и т.д.). Норма имеет объективный характер: не придумывается никем, проистекает из законов языка, предписывает всем носителям  языка следовать ей. В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. К чему же приводит несоблюдение этих норм?

Еёшний и Евоный
Гуляли по вагонам:
«Ну,
чё, када позвОнишь?»
«
Када меня догонишь...»
В тра
Нвае сорок первом
Люд
Ям трепали нервы,
Ка
Нпотом не напИлись,
А рассуждать пустились...
Язык, простите, русский
Не выдержит нагрузки...

 В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок: орфоэпические; грамматические; семантические (лексические).

Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи. Данные ошибки проявляются:

1. в неправильном произношении звуков в словах (можно услышать «тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»).

Задание «Произнесите слова правильно»: что, конечно, скучный, грустный, возрастной, властный, индекс, проект, компьютер  

2. в неправильной постановке ударения в слове («красивЕе» вместо «красИвее»; «кухОнный» вместо «кУхонный»; «тортЫ» вместо «тОрты»).        

 Рассмотрим примеры неправильной постановки ударения в словах. Например, «звОнит» вместо «звонИт».

Ударение в русском языке подвижное, и часто требуется  просто запомнить, как правильно произносить слова.                                                        

брал

бралА

брАло

брАли

взял

взялА

взЯло

взЯли

гнал

гналА

гнАло

гнАли

зАнял

занялА

зАняло

зАняли

нАчал

началА

нАчало

нАчали

пОнял

понялА

пОняло

пОняли

 

Приведем примеры стихотворений для запоминания ударения в словах:

  • ФенОмен звонИт по средАм,

ПринЯв договОр по годАм,

                Он Отдал экспЕртам эскОрта

ХодАтайство аэропОрта.

  • Как у нашей Марфы

 Есть в полоску шАрфы!

  • Срубили ель, сорвали щавЕль.
  •  Долго ели тОрты –

  Не налезли шОрты!

  • ЗвонИт звонарь,

звонЯт в звонок,

 Чтоб ты запомнить

  Верно смог.

  •  Ты нам шторы не вози,        

  Мы повесим жалюзИ.

Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются:

  1. в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе («сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; «чулков» вместо «чулок»).        

Задание «Скажите со словом «много»: блюдце(),грамм(ов), дно(ев), договор(ов), килограмм(ов), носки(ов), партизаны(), полотенце(), солдаты(), тОрт(ов), тУфля(), чулки(), шорты(),рельсы(ов), ясли(ей), макароны(), простыня().        

«Запоминалочки».      

  • Ушел без тУфель из Яслей.
  • Не простЫнь без простЫнь.

2. в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», т.к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»).        

3. в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо  «обеих», но         «обоих        мальчиков»).      

4. в неправильном употреблении местоимений («много ихних вещей» вместо    «их        вещей»).    

5. в ошибочном употреблении различных форм глаголов.

Надевать - одевать. Одеть можно кого-то, а надеть что-то! Первый глагол всегда сочетается с предметами одушевлёнными, а второй – с неодушевлёнными.

Недопустимо говорить «ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи». В данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»!        

Задание «Образуйте форму повелительного наклонения глаголов»: бежать, махать, сесть, ехать, лечь.        

Задание «Скажите со словом Я »: победить, убедить, пылесосить.        

Глаголы «печь, жечь, стричь, течь». При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: к/ч и г/ж.

6. в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» - здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).        

7. в употреблении рода имён существительных («красивая тюль» вместо «красивый тюль»).

 Задание «Определите род существительных и употребите слово в правильной форме»:

  • Лицо скрыто (вуаль)…
  • Окна занавешены (тюль)…
  • Голова покрыта (шаль) …
  • Вымою голову (шампунь) …
  • Крышу кроют (толь)… 

Вуаль (ж.р.), тюль (м.р.), шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).

Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Эти ошибки проявляются:

1. в неточном употреблении лексического значения слов («займи мне денег» вместо «дай мне денег взаймы» или «одолжи мне денег», поскольку глагол «занять» имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы»).        

Примеры слов: сказать-подсказать,        есть-кушать.    

2. в нарушении лексической сочетаемости («играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого-то).        

3. в тавтологии, т.е. повторении того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).

Задание «Найдите ошибки в предложениях»

  • Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
  • Докладчик оперировал с непроверенными данными.
  • У обоих подруг  были длинные волосы.
  • Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.  
  •   Заведующий больницы встретил нас приветливо.
  •   Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
  •   Коля является ведущим лидером нашей группы.
  •   Вы все отксерили?
  •   Ребята, пошлите на улицу!
  •   Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Постоянная работа педагога над собой, соблюдение норм литературного языка, повышение уровня культуры речи будут способствовать и росту его педагогической компетентности. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. И закончить мне хочется словами  А.И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Планирование как компонент педагогической компетентности

В рамках статьи  рассматривается планирование образовательного процесса как одна из ведущих характеристик педагогической компетентности....

Мастер-класс для педагогов «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в об...

Понятие звуковой культуры речи, ее основные компоненты

В настоящей статье освещены вопросы по изучению различных аспектов звуковой культуры речи дошкольника, как основы благоприятного общения, которая позволяет воспитать полноценную личность ребенка. Особ...