Моделирование предметно-пространственной среды
методическая разработка ( группа) на тему

Богушова Светлана Федоровна

Характеристика компонентов предметно-пространственной среды и организация группового пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_pprs.docx22.02 КБ
Файл model_pprs.docx448.11 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование предметно-пространственной среды

Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель – представление о системе, отражающее наиболее существенные закономерности ее структуры и процесса функционирования, зафиксированное на некотором языке или в некоторой форме (схемы, конструкции, наборы данных и алгоритмов их обработки, программа и т.д.).

Главное требование к модели – она должна давать новую информацию об исследуемом объекте.

Моделирование включает в себя три этапа: 1. построение модели; 2. работа с моделью (преобразование); 3. перенос знаний, полученных с помощью моделей, на реальную область.

Характеристика компонентов предметно-пространственной среды

Компоненты ППС интегрированных видов деятельности (см. модель РППС группы):

  •  содержательный;
  •  материальный;
  •  организационный;
  •  личностный.

1. Содержательный компонент среды представляет собой содержательный аспект реализуемой интегрированной деятельности с учетом основной образовательной программы дошкольного образования в ДОО и календарно-тематического плана.

Содержательный компонент среды определяется и конкретизируется содержанием и задачами каждого вида реализуемой детской деятельности в составе интегрированной деятельности.

Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:

  •  единая тема для всех видов деятельности (согласно календарно-тематическому плану);
  •  конкретизация компонентов интегрированной деятельности как разновидностей детских видов деятельности и их содержания в рамках общей темы;
  • конкретизация содержания и задач по каждому виду реализуемой в детской  деятельности в составе интегрированной деятельности.

Содержательный компонент выражается в материальном компоненте (подборе материалов и оборудования в соответствии с поставленными задачами).

2. Материальный компонент представляет собой вещественный аспект среды как совокупность специально подобранных (изготовленных) материалов и оборудования. Именно  материальный компонент выступает носителем содержания детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой и т.д.) для реализации опыта ребенка. С позиции ребенка данный компонент может рассматриваться как центральный.

Материальный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:

  •     материалы и оборудование по реализации всех компонентов интегрированной деятельности в границах заданного содержания и задач (дети, используя материалы и оборудование, реализуют различные образовательные области);
  •     стимульный материал побуждает детей к реализации своего опыта деятельности с предложенными материалами и оборудованием в границах заданного содержания и задач (н-р, объявление о предстоящей деятельности);
  •     дидактический материал – обеспечивает решение совокупности задач в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОО (н-р, алгоритм какой –либо деятельности).

3. Организационный компонент представляет собой совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной (запланированной) интегрированной деятельности.

Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:

  •    зоны, центры, микроцентры предметно-пространственной развивающей среды в пространстве группы, обеспечивающее реализацию интегрированных видов деятельности;
  •     способы пространственного размещения и предъявления детям предметно-развивающих материалов по организации запланированных интегрированных видов деятельности, характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами данного центра.

Как осуществляется организация группового пространства?

Нам представляется важным разделить пространство группового помещения на четыре части (зоны):

  • зона выбора и самоопределения;
  • рабочая зона;
  • активная зона;
  •  спокойная зона.

При этом все части пространства группы (зоны) в зависимости от конкретных задач могут изменяться по объему и местоположению, т.е. имеют подвижные, трансформируемые границы. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.

Охарактеризуем названные зоны, центры и микроцентры ППС группы.

Зоны выбора и самоопределения. Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности в соответствии с возрастом детей. Педагоги или воспитанники в зависимости от своих замыслов могут в любой момент обратиться к данной зоне, взять все, что им нужно, перенести в рабочую или активную зону и «развернуть» соответствующую деятельность.

Зона выбора и самоопределения может быть представлена пристенными шкафами-накопителями, в которых каждая мебельная секция представляет тот или иной центр и соответствует видам детской деятельности. В ДОО могут быть следующие центры:

- интеллектуальный, центр экспериментирования, конструктивный, способствующие поисково-исследовательской деятельности;

- социально-эмоциональный, речевой, соответствующие коммуникативной деятельности;

- художественно-продуктивный, соответствующий продуктивной деятельности;

- игровой, соответствующий игровой деятельности;

-двигательный, соответствующий двигательной деятельности;

- музыкально-театральный, соответствующий музыкально-художественной деятельности;

- речевой, библиотека, соответствующие восприятию художественной литературы;

- уголок дежурств, соответствующий трудовой деятельности;

- экологические центры, уголки природы, в которых можно организовать виды детской деятельности на природоведческом материале (познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная, игровая деятельность).

Рабочая зона. Ее устройству уделяется особое внимание, т.к. в ней осуществляются НОД педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей (по интересам).

Пространство зоны может включать: легкие столы (на 2-3 человека) или общий стол-трансформер, передвижную двухстороннюю доску (складную или на колесах), различные виды модулей, являющихся по своему содержанию микроцентрами (частью каких-либо центров, представленных в накопительной зоне). Рабочая зона может содержать мебельные конструкции, что позволяет детям самостоятельно создавать пространство, «собирать» нужную конструкцию в соответствии со своим замыслом и использовать ее для организации деятельности.

Для решения текущих задач работы с детьми в соответствии с календарно-тематическим планом педагог создает микроцентры детской деятельности, используя динамические модули.

Выделяют несколько видов динамических модулей-микроцентров:

- по конструктивным особенностям (сборно-разборные, модули-трансформеры или стационарные; шкафы, столы, модули-накопители или ширмы);

- по содержанию (ТМ – тематический микроцентр, МД – микроцентр деятельности, МИД – микроцентр интегрированного вида деятельности, УМ – универсальный микроцентр, моделируемый в соответствии с запросами и желаниями детей).

Активная зона. Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве (например, сюжетно-ролевая игра). В пространстве зоны размещен ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации). Желательно, чтобы хотя бы с одной стороны была стена, которую можно использовать для размещения материалов и оборудования (например, мишень для метания, для лазания и др.).

Спокойная зона. Предназначена для отдыха детей и их уединения. Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика.

Обратим внимание на следующие особенности зонирования: границы зон подвижные.

Зоны могут быть разграничены следующим образом:

- между спокойной и активной зонами размещаются крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;

- между активной и рабочей зонами располагаются перемещаемые стелажи (накопители) с легким оборудованием для двигательной деятельности, объемные напольные модули;

- между спокойной и рабочей зонами размещаются перемещаемые стелажи с настольными играми, материалами для познавательно-исследовательской  и продуктивной деятельности.

4. Личностный компонент среды представляет собой совокупность участников интегрированной деятельности и способов их со-активности в процессе реализации запланированной интегрированной деятельности. Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:

- субъекты деятельности (индивидуальная деятельность ребенка, взаимодействие двух и более детей, ребенка и взрослого), тип реализуемого взаимодействия (сотрудничество, деятельность рядом), характер взаимодействия (на протяжении всей деятельности, на этапе планирования, презентации результатов и пр.) и способы взаимодействия (обсуждение и заполнения графика тренировок, обсуждение и отметка победителей, взаимопомощь, рассказ о совместной работе и др.)

- способы участия детей в создании условий для интегрированной деятельности (изготовление объявления о концерте, оформление выставки работы, подготовка сцены и декораций и др.)

          Такая покомпонентная работа (см. модель развивающей предметно-пространственной среды) – лишь первая ступень в построении взаимодействия с детьми. Вторая, и наиболее ответственная, ступень состоит в том, чтобы все эти компоненты свести в единую, целостную и непротиворечивую систему. А чтобы это сделать, необходимо моделирование.

Моделирование ППС – мысленное её построение. С его помощью воспитатель переходит от случайно выбранных компонентов среды, от неясности в их взаимодействии к более детальному, четкому представлению, сознательному построению развивающего пространства.

Моделирование ППС позволяет оптимизировать деятельность ребенка. Благодаря ему воспитательно-образовательный процесс в ДОО становится технологичным.

Смоделировать среду – значит составить модель, направленную на развитие личности посредством педагогического процесса, обеспечить необходимые условия.

Согласно п.3.3.4. ФГОС ДО  развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  1. Содержательно насыщенной

- предметы- заместители (неоформленный или природный материал);

- разнообразие игрушек (по размеру, назначению)

- наличие динамических игрушек (кугельбаны, волчки, балансирующие игрушки, «шагающие», «лазающие» игрушки).

      2.   Трансформируемой

      (Возможность изменений пространства)

- наличие перегородок, ширм, геометрических модулей, скамеек, больших лоскутов ткани, трансформируемые и мягкие модули;

- использование мебельных и вспомогательных модулей и пр.

Их передвижение с целью создания новых зон и преобразования имеющихся с  целью трансформации под конкретную игру.

  1. Полифункциональной

(Возможность разнообразного использования различных составляющих ППРС):

- использование детской мебели в игре как маркера игрового пространства (стул - машина, стол, накрытый тканью – жилище или нора и т. д;

- возможность выделения  зоны для свободной игровой деятельности;

- полифункциональные предметы (не обладающие жестко закрепленным способом употребления), которые можно использовать  в качестве предметов- заместителей вместо традиционных игрушек (природные, бросовые материалы)

  1. Вариативной

- наличие различных игровых пространств: зона выбора и самоопределения, рабочая зона, активная зона, спокойная зона (см. приложение 1)

- разнообразие игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей.

-  наличие мобильных, разборных уголков;

- возможность уединяться в смежных комнатах (коридоре, спальне)

- предусмотрено обновление РППС группы.

5.   Доступной  

- свободный доступ;

- удобство использования

- исправность, сохранность;

  1. Безопасной

- эмоциональное благополучие (экспонирование фотографий детей и членов их семьи, детских рисунков);

- соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (маркировка детской мебели в соответствии п.6.6.Сан.Пин.2.4.1.3049-13).

(См. «Справочник старшего воспитателя» № 12 2015г.

О.В. Дыбина «Моделирование РППС в д/с» - приложение журнала «Управление ДОУ»)



Предварительный просмотр:

http://top-bal.ru/pars_docs/refs/81/80748/80748_html_6a150edc.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Предназначение педагога- дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас , чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший в ладошку воспитателя, раск...

презентация проекта "Моделирование предметно - пространственной среды в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности от 5-7 лет"

Развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной ...

Моделирование предметно-пространственной среды как условие поддержки детской инициативы в театрально-игровой деятельности

Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности , оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.Данная презентация предназначена в помощь при организации  пр...

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды (игровой макет «Бабушкино подворье»)

Чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, его необходимо погрузить в соответствующую атмосферу. Это возможно путем создания разнообразных уголков природы, создание моделей-макетов. Огромное знач...

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...