"Развитие навыков сотрудничества у старших дошкольников"
статья (старшая группа) на тему

Кузенкова Мария Александровна

Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в совместной деятельности происходит успешно при реализации поэтапной педагогической работы, обеспечивающей последовательное освоение детьми усложняющихся моделей сотрудничества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_sotrudnichestva_u_starshih_doshkolnikov.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков сотрудничества у старших дошкольников.

     Необходимо воспитывать у ребенка

отношение к миру, к людям, к себе.

Основы наук передать может каждый,

а воспитать человека можно только

с помощью сотрудничества.

Ш. Амонашвили

Дошкольное детство является благоприятным временем для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Старший дошкольный возраст играет особую роль в социальном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Группа старших дошкольников в детском саду – это действующий социальный организм, механизмы которого обеспечивают социализацию и индивидуализацию ребенка. У детей этого возраста активно  появляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи, способность объединяться в небольшие группы, обсуждать и согласовывать действия и оценивать полученный результат. Взаимный интерес и сотрудничество – вот главные черты подлинного взаимодействия с детьми, при котором создаются наиболее благоприятные условия воспитания дошкольников и подготовки к школе.

 Сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности.

В образовательном процессе сотрудничество было рассмотрено в трудах передовых отечественных педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и в практической деятельности А. С Макаренко, В. А. Сухомлинского и многих других.. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике неоднократно подчеркивалось, что для полноценного социального и познавательного развития ребенку необходимо общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками (З. М. Богуславская, Р. С. Буре, Я. Корчак, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, В. А. Сухомлинский, Ж. Пиаже).

Актуальность технологии сотрудничества нашей группы заключается в том, что детям не всегда удается мирно прийти к общему решению. Отсутствие умения сотрудничать со сверстниками, преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к школьной жизни. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.

Целью нашей работы является научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, понимать, что предложенное задание быстрее и эффективнее можно выполнить совместными усилиями.

Технология развития сотрудничества разворачивается как трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей:

1 этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений старших дошкольников о сверстнике как о партнере по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интереса в сотрудничестве с ними.

2 этап: освоение детьми определённой модели сотрудничества (по принципу усложнения):

  • совместно-индивидуальной:
  • совместно-последовательной,
  • совместно-взаимодействующей.

3 этап: предоставление возможности для самостоятельного выбора детьми моделей сотрудничества.

На 1 этапе развития детского сотрудничества уделяется внимание:

  • поддержанию положительного эмоционального фона взаимодействия детей;
  • ориентации на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнера, отзывчивость на него;
  • проведению с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;
  • демонстрации образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;
  • внесении поправок в поведение ребенка в процессе выполнения действий по просьбе самого ребенка или сверстников в случае конфликта.

Начинать работу следует со специальных игр и упражнений с использованием пиктограмм, целью которых является пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека, возобновление в памяти представления об основных эмоциональных состояниях и обогащение их.

Эффективными способами обучения детей является:

  • моделирование (модель «Лесенка» - применяется для формирования у детей представлений о взаимосвязи компонентов совместной деятельности);
  • игры-инсценировки (игра «Говорящие куколки» - освоение речевых конструкций, необходимых для установления сотрудничества между детьми);
  • правила сотрудничества (беседа «Как правильно дружить» - правила сотрудничества в стихотворной форме).

В процессе освоения детьми моделей сотрудничества 2 этапа, на каждой ступени действовала общая стратегия. Она включала:

  1. формирование представлений о данной модели сотрудничества на основе анализа практических, проблемных инсценированных ситуаций сотрудничества («Куклы, куклы, к нам спешите, как все делать расскажите»), в ходе которых шло накопление опыта обсуждения и решения совместной задачи с применением модели, как потребности в необходимом способе решения совместной задачи;
  2. введение обобщенной наглядной карты-схемы, отражающей содержание модели сотрудничества ("Волшебные карточки - помощницы"). Для этого использовалась демонстрация наглядной карты-схемы. Каждая карта отличалась вариантом изображения способа распределения действий между партнерами в ходе совместного выполнения задания;
  3. закрепление представлений о модели происходило в процессе решения детьми практических ситуаций с целью усвоения зависимости результата совместной деятельности от последовательности компонентов, составляющих модель;
  4. практикование дошкольников в применении модели сотрудничества.

На 3 этапе от детей требуется не просто применение одной модели сотрудничества, но и гибкой их смены в соответствии с условиями совместной деятельности. Дошкольникам предоставляется возможность применить приобретенные умения сотрудничества: самостоятельно проанализировать содержание совместной деятельности; определить собственную функционально-ролевую позицию, соотнести ее с позицией партнера; объединиться со сверстником и договориться о совместном выполнении задания; самостоятельно, последовательно реализовать цель совместной деятельности в паре, осуществлять планирование для достижения общего результата, применяя выбранную модель сотрудничества. Реализация данной цели осуществлялась в разных образовательных областях детской деятельности:

  • развитие умения самостоятельно организовывать совместную двигательную деятельность с окружающими детьми, соблюдая правила игры («Физическая культура»);
  • совершенствование игрового, познавательного и делового общения со сверстниками в соответствии с нормами и правилами коммуникативного взаимодействия («Социально-коммуникативное развитие»);
  • обогащение совместной деятельности со сверстниками в процессе создания коллективных работ (коллажи, иллюстрирование рассказов и т.д.), развитие умения использовать эстетические оценки относительно творческих работ сверстника («Художественно-эстетическое развитие»);
  • стимулирование интереса детей к совместному речевому творчеству, расширение представлений о культуре речевого общения («Речевое развитие»);
  • развитие совместной деятельности детей в организации и проведении познавательно-исследовательской детятельности, направленной на изучение предметного мира )»Познавательное развитие»).

Таким образом, освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у детей формируются эмпатия, чуткость. Все это в дальнейшем поможет ребенку психологически грамотно строить свое взпимодействие со сверстками.

Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в совместной деятельности происходит успешно при реализации поэтапной педагогической работы, обеспечивающей последовательное освоение детьми усложняющихся моделей сотрудничества (от совместно-индивидуальной и совместно-последовательной модели к совместно-взаимодействующей) и возможность самостоятельного, их использования адекватно поставленным задачам. Проведенная работа показала правомерность освоения моделей сотрудничества в предложенной последовательности.

В результате осуществления предложенной системы работы произошло общее повышение уровня сотрудничества старших дошкольников со сверстниками, что явилось подтверждением ее рациональности и эффективности. Исследование показало, что развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками обеспечивает влияние на улучшение отношений в группе, на повышение результативности детской деятельности и обогащение представлений о сверстнике как партнере совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр,развивающих навык сотрудничества у старших дошкольников

В требованиях к выпускнику-дошкольнику в рамках ФГТ представлено такое интегральное качество:  «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Помочь добит...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Метод сказкотерапии, как способ формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников со сверстниками»

Представлен практический материалдля педагогов, с помощью которого можно формировать навыки сотрудничества у старших дошкольников....

Презентация "Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников"  

Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников...

Тезисы на тему: "Методическое обеспечение проекта «Зоопарк» как средство развития навыков конструирования у старших дошкольников"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве одного из приоритетных видов активностив ДОУ детское конструирование, так как данный вид деятельности, направ...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал посвящен развитию общения старших дошкольников на музыкальных занятиях....

Консультация для воспитателей «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников»

Сотрудничество  согласованная, совместная ценностно значимая для участников деятельность,приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи....