Работа с дошкольниками на участке группы как элемент агробизнес-образования
статья ( группа) на тему

Статья посвящена обощению результатов работы в сфере обогащения знаний, приобретения навыков и умений дошкольников в агробизнес-образовании на примере ландшафтного дизайна участка своей группы в дошкольном образовательном учреждении.

Статья опубликована в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Мичуринского государственного педагогического института "Образование и наука в педагогическом институте: традиции, современность, перспективы" (18 декабря 2014 г.) (http://mgau.ru/about/sructure/917/920/936/1039/ite...)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_doshkolnikami_na_uchastke_gruppy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА УЧАСТКЕ ГРУППЫ

КАК ЭЛЕМЕНТ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Е. Воропаева

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

№16 «Колокольчик» г. Мичуринска, воспитатель

факультет начальных классов, 1996

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно соприкасаются с природой. Разнообразный мир растений побуждает их к деятельности.

Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений. Дети не только должны знать, как бережно относиться к природе, но и как рационально использовать природные ресурсы.

В настоящее время одним из актуальных вопросов является взаимосвязь сельского хозяйства с дошкольными образовательными учреждениями. Предлагаем рассмотреть работу воспитателя в сфере обогащения знаний, приобретения навыков и умений дошкольников в агробизнес-образовании на примере ландшафтного дизайна участка своей группы.

Дети по своей природе любознательны. В процессе работы с детьми руководствуемся следующими методами:

1) наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов, подготовка проектов, использование ИКТ);

2) практические (игра, трудовая деятельность, элементарные опыты);

3) словесные (рассказ, беседа, чтение художественных произведений).

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. В своей деятельности с дошкольниками используем различные виды наблюдений:

- кратковременное наблюдение (дети учатся различать формы, цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей, характер поверхностей и т.д.);

- длительное наблюдение (о сезонных изменениях в природу, накопление знаний о росте и развитии растений);

- наблюдение по отдельным признакам (например, по цвету земли определить необходимость поливки растений и т.д.);

- наблюдение с использованием раздаточного материала (в качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки и др.); ребенок обследует предметы и сравнивает их.

При ознакомлении детей с природой используем дидактические сюжетные, предметные картины (к таким относятся серии «Четыре времени года», «Травянистые растения» и др.), а также картины известных художников (например, «Золотая осень» и «Сирень» И. Левитана, «Зеленый шум» А. Рылова, «Рожь» И. Шишкина, «Маки» П. Кончаловского и др.).

Просмотры отрывков из кинофильмов вызывают особое эмоциональное отношение и интерес. К просмотру кинофильмов детей готовлю заранее: провожу беседы, экскурсии на природу, организую чтение книг, связанных с содержанием фильма.

К практическим методам относится игра. Для ребенка игра является основной деятельностью. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, приучают детей к совместной игре.

Арсенал дидактических игр разнообразен:

- предметные (с листьями, цветами, семенами, плодами, фруктами и овощами): «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и др.;

- настольно-печатные (игры сопровождают словом, слово или предваряет восприятие картины, или сочетается с ним): «Ботаническое лото»; «Четыре времени года», «Растения», «Ягоды и фрукты», «Подбери листья» и др.;

- словесные.

Дидактические игры включают и игры-занятия: «Цветочный магазин», «Узнай на вкус», «Найди к листочку дерево», «Найди к цветку такой же» и др.

Подвижные и творческие игры в социальном воспитании ребенка имеют исключительное педагогическое значение. В игре дети отображают впечатления, полученные  в процессе экскурсий, в повседневной жизни, осваивают знания о труде взрослых в природе – парнике, теплице и др.

Труд детей в природе способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного восприятия дошкольников. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, необходимо учесть его состояние – упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы – ее влажность, плотность и др. В процессе трудовой деятельности дети осознают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей в свете, влаге, тепле, хорошей почве. Дети узнают, что изменения среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений.

Труд является одним из способов развития наблюдательности. В процессе трудовой деятельности дети знакомятся с сельскохозяйственным инвентарем (ведро, совок, лейка, грабли, лопата и т.д.).

Для установления и объяснения причин различных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты (например, перед детьми ставится задача: «Где лучше растет овес – в темном или светлом месте?». Наблюдаем с детьми и обсуждаем все условия, в которые помещены растения).

Особое место отводится художественной литературе.

Художественная литература воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образно описанные В. Бианки, М. Пришвиным, Н. Павловой, Н. Сладковым пышное цветение садов, разноцветие лугов, причудливые деревья помогают формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Пословицы, поговорки, загадки помогают выделять особенности явления, определенные качества предмета, усилить эмоциональное восприятие природы. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

На участке группы дети проводят значительную часть времени. Поэтому красиво оформленный участок, правильно подобранные растения имеют большое значение для эстетического воспитания дошкольников.

Планируя озеленение участка, знакомимся с местной растительностью, изучаем, какие деревья лучше растут на участке. Родители активно подключились к благоустройству участка. Вдоль забора посадили живую изгородь из красивых кустарников и деревьев: первыми высадили самые неприхотливые – осину, иву. Ежегодно улучшали грунт, высаживали другие деревья – березу, рябину, клен, дуб, сосну, сирень, жасмин. Деревья растут вдоль дорожек. Особое место на участке занимают плодовые деревья – яблони и груши. Весной вместе в детьми обрезаем и убираем засохшие веточки, белим деревья. Летом поливаем, рыхлим почву, собираем урожай яблок и груш. Осенью укрываем корни деревьев листвой, а зимой дополнительно «утепляем» корневую систему снегом.

Недалеко от игровой площадки расположен мини-огород. Так легче организовывать работу с детьми, сочетая ее с игрой. Площадь под огород младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки), для детей средней группы – 1–1,5 кв.м, а для старшей группы – до 2 кв.м. Первую обработку огорода выполнили родители. Разметки и оформление грядок делали старшие дети с воспитателями. До начала весенних работ ознакомили детей с трудом взрослых в теплицах, оранжереях. На участке выращиваем неприхотливые растения: лук, подсолнечник, укроп, петрушку, кабачки, тыквы. Овощные культуры дают урожай при правильном уходе за ними. После дождя или полива на почве часто образуется корка, поэтому вместе с детьми рыхлим почву. Прополка, прореживание и правильная агротехника – основные условия борьбы с сорняками.

Наиболее распространенными формами зеленых насаждений на участке являются цветочные клумбы, рабатки и газоны. В цветочном оформлении учитываем и правильно отбираем декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков; по времени цветения), учитываем и требования растений к свету, почве и влаге. Растения отбираем с таким расчетом, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны до поздней осени. Вместе с детьми готовим цветочную рассаду. К оформлению клумб, рабаток привлекаем старших детей и родителей. Клумбы на участке оформлены в виде черепашки, кораблика и др. Ухаживаем за цветущими растениями вместе с детьми: рыхлим почву, удаляем сорняки, поливаем, подвязываем высокие цветущие растения, осенью собираем семена. На участке растут «вьющиеся» растения: ипомея, настурция вьющаяся, дикий виноград. Эти растения украшают нашу веранду.

Наличие на участке деревьев, кустарников, мини-огорода, цветников, плодово-ягодных насаждений имеет большое образовательно-воспитательное значение в развитии детей. Дети вместе с родителями и воспитателями выращивают растения, ухаживают за ними, дети получают конкретные представления о растениях, их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у детей вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и навыки ухода за растениями, формируется бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность введения агробизнес-образования на дошкольной ступени общего образования.

Актуальность работы в данном направлении обусловлена  стратегией развития Тамбовской области как центра продовольственной безопасности России, значимостью подготовки ребенка к жизни в современных...

Методические рекомендации по организации работы с дошкольниками старшей возрастной группы по изучению ПДД

В работе рассмотрены методы формирования безопасного поведения на дорогах, содержание работы по формированию безопасного поведения на дорогах в процессе ООД и содержание работы с родителями дошко...

Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии

В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому раз...

Проект "Росток" по агробизнес- образованию в детском саду

Проект «Росток» охватил разные направления: STEM образование, раннюю профориентацию дошкольников и финансовую грамотность, что способствует интеграции образовательного процесса....

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».

Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...

Организация работы с дошкольниками в малых группах.

Статья содержит материал из  опыта работы воспитателя средней группы  об организации работы с детьми в малых группах....