Концепция педагогического опыта
методическая разработка ( группа) на тему

Романова Екатерина Евгеньевна

Концептуальное изложение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальное изложение своего педагогического опыта на тему: «Приобщение детей к русским традициям через народные подвижные игры» 

Я – человек!

Я живу на этой Земле!

Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!

Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!

Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли!

Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!

Это все – моя Родина!

     Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственное воспитание. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

     Понимание культурного наследия и воспитание бережного отношения к нему необходимо развивать с дошкольного возраста. В настоящее время актуальной является задача сохранения русских традиций, так как у современного ребёнка, живущего в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим играм, им на смену приходят мультики и игры Запада. Приобщение молодого поколения к русским традициям трактуется народной мудростью: « Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Cовременные дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении русской культуры.

     Проблема. Подрастающее поколение всё дальше отдаляется от русских традиций, забывает фольклорное наследие, исторический опыт поколений, народные подвижные игры.

И поэтому, размышляя на эту тему, я стала искать ответ, какие средства смогут мне помочь приобщить детей к традициям русской культуры.  Изучив специальную литературу, пришла к выводу, что народные подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, упорству в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Знаменитые учёные отдали немало сил и времени изучению роли подвижной игры в приобщении детей к традициям русской культуры.  

 Е.А. Покровский, труды которого я изучаю, подчёркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производятся на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях. Совершенно ясно, что игры такого рода, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».    

     Большое значение использованию русских народных подвижных игр, на мой взгляд, придавала А.П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

     К.Д. Ушинский и П.Ф. Лесгафт считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

     На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е.Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр – развить фантазию ребёнка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.    

      Знакомство подрастающего поколения с народными подвижными играми формируют высокую нравственность, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Исходя из этого, целью моей работы является: Создание системы работы по приобщению детей к русским традициям через народные подвижные игры.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) Создать простейшие представления детей о культуре русского народа через использование народных подвижных игр.

2) Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

3) Вовлечь родителей в воспитательно–образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

     Гипотеза: Если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родными традициями, используя в работе народные подвижные игры, то в будущем, нынешние дошкольники  сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

     Эта тема меня заинтересовала, и я решила заняться её изучением. Для начала составила опросник для детей с целью выявления их уровня знаний о народных традициях (приложение 1), затем, ссылаясь на программу О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» разработала критерии уровней понимания детей данной темы. В результате первичного исследования, были получены данные о низком представлении детей о русских традициях. Анкетирование родителей показала, что все родители понимают необходимость связи поколений, важность исторических знаний своих корней, но:

  1. затрудняются, какими методами и приёмами можно передать знание русских традиций детям дошкольного возраста;
  2. ссылаются на нехватку времени.

Исходя из результатов опросника и анализа анкет (приложение 2) был разработан тематический годовой план по приобщению дошкольников к русским народным играм (приложение3). План работы включает интегрированный материал - это ознакомление детей с устным народным творчеством, с русской праздничной культурой, использование фольклора в развитии двигательной активности детей, календарно-обрядовые праздники, познавательные проекты, а также знакомство ребят с народной культурой воспитания девочек и мальчиков в русских семьях. Для себя я отметила, что изучение этой темы вызывает у меня всё больший интерес, и я решила составить картотеку русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр для каждого возраста (приложение 4)

     Особое внимание я уделяю укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей,  родителей и педагогов формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса, что, безусловно, делает образовательную деятельность интереснее и насыщеннее. В информационных уголках пополняется материал с углубленным направлением работы.

     Для более широкого представления выбранной темы, мной был создан клуб « Бабушкины секреты», где приглашённые бабушки и прабабушки с удовольствием делились опытом создания и применения народных подвижных игр. Многие из них своё детство провели в деревнях, где значение народной игры особенно ценно. Эта встреча позволила иначе взглянуть на народность в целом, что, несомненно, благотворно повлияло на мой личный педагогический уровень.

     В реализацию плана включились музыкальные руководители, которые отслеживают репертуар хороводных песенных игр. Мы систематизировали русские народные игры, классифицировали их и рекомендовали воспитателям для совместной деятельности.

     В своей работе мы придаем большое значение обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, понятия о мужской силе и женской слабости, находчивости, воли, стремление к победе. Поэтому используем эмоционально-образные средства, подключаем интерес, воображение, активность.

     Элементы предстоящей игры включаем в комплексы утренней гимнастики или физкультминуток в непосредственно образовательную деятельность. Стараемся раскрыть сюжетную народную игру, показываем иллюстрации, рассказываем о предметах, используемых в этих играх, русских обычаях, знакомим с текстом игры.

     Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, я использую зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки - то есть всю художественную прелесть, ценнейший игровой фольклор. Например, «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду», или «Я купил себе дуду и по улице пойду. Громче дудочка дуди: мы играем - ты води».

     Это помогает быстро организовать играющих, объективно выбрать ведущего. Объясняя новую игру, часто использую сундук-игротеку. Находящиеся в нем предметы, в зависимости от предстоящей игры, уникальны тем, что состоят из предметов известных на Руси. Это игры «Городки», волчок, биты, скакалки, юла, мишень, камушки, и другое. С помощью сундука я знакомлю ребят с историей русских игр их сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

Созданная мной и родителями обстановка в группе очень благоприятна для вовлечения детей в игровую деятельность. При этом, мы старались, чтобы инициатива принадлежала ребёнку.

          Созданная система работы позволила сделать вывод об эффективности использования подвижных игр в образовательном процессе с целью приобщения детей к русским традициям. У детей появился интерес к истории русской культуры, её традициям, и обычаям, повысился уровень познавательной активности. Родители стали полноправными участниками образовательного процесса, озадачились проблемой культурной компетенции своих детей. Увеличилась посещаемость мероприятий, проводимых в детском саду.

     В заключение хочется сказать, что «развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь, обращаемся к истории и культуре собственного народа. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой». Именно поэтому родные традиции, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность, и народные подвижные игры в этом процессе занимают далеко не последнюю роль.

     Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического опыта. В перспективе я планирую провести большой фестиваль: «Каравай – каравай, кого хочешь, - выбирай!» Пока горят мои глаза,  есть тяга к новым открытиям и свершениям, я буду творить, воспитывать, и сеять доброе и вечное.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.     М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2.     О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

3.     Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4.     Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

5.   support@dohcolonoc.ru    

                                                                                                     

    Приложение 1

Опросник для детей с целью изучения представлений детей о народных традициях

1.Какие народные игры ты знаешь? В какие любишь играть?

2.Какие знаешь народные праздники?  Какие праздники тебе особенно нравятся? Чем?

3.Знаешь ли ты считалки, потешки, загадки?

4.Какие ты знаешь пословицы?

          5. Знаешь ли ты народные песни?

Критерии к опроснику детей:

Высокий уровень.

1.Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

2.Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

3.Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4.Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

5.Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

6.Ориентируется в истории, традициях, быту русского народа.

7.Знает особенности своего края.

8.Имеет представление о народных промыслах. Имеет практические навыки в работе с различным материалом (тесто, ткань, опил, семена растений, бросовый материал)

9.Проявляет интерес к народной культуре.

Средний уровень.

1.Знает потешки,  прибаутки, загадки, считалки, использует их в речи.

2.Знает народные приметы и замечает их в повседневной  жизни.

3.Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.

4.Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них.

5.Знает некоторые элементы истории, традиций и быта русского народа.

6.Знает некоторые особенности родного края.

7.Имеет практические умения в работе с различным материалом.

8.Проявляет интерес к отдельным элементам народной культуры.

Низкий уровень.

1.Знает фольклор и иногда использует его компоненты в речи.

2.Знает народные приметы.

3.Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.

4.Знает 2-3 народные игры и умеет объяснить правила к ним.

5.Имеет обрывочное представление об истории России и своего края.

6.Имеет элементарные навыки по работе с различным материалом.

7.Не проявляет интереса к народной культуре.

Приложение 2

Анкета для родителей

         

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?

3. Какие народные праздники Вы знаете?

4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?

6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?

8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?

9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

Приложение 3

Тематический годовой план для старшей группы

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень»

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Октябрь

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень»

«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой

 «У страха глаза велики»

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да  масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Ноябрь

« Народные приметы »

Знакомство с приметами  на ноябрь месяц.

 «Гончарные мастеровые»

  Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

«Что нам осень принесла?»

 Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

«Крестьянская игрушка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о  характерных особенностях декабря с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме.  Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

«Зимние святки»

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

«С новым годом со всем родом»

Рассказ о  традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Тема занятия

Содержание

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

«Сказка для Кузи»

Самостоятельное рассказывание детьми сказок

Февраль

«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза»

Народная вышивка

Знакомство с народной вышивкой.  Обучение детей вышиванию тамбурным швом

«На героя и слава бежит »

Беседа  о русских богатырях

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа  о характерных признаках начала весны.  Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели»

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка».  Загадывание загадок.

Вербное воскресенье

Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,

Апрель

«Небылица в лицах,  небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами.  Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

  Рассказ воспитателя о прялке.  Знакомство с  Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семях.

«Красна горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  Словесные игры. Пение частушек.

Май

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

  Рассказ о воинах – защитниках Отечества.  Знакомство со сказкой «Каша из топора».

«А за ним такая гладь – ни  морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья.  Загадывание загадок о предметах обихода.

Прощание с «избой».

 Словесные народные игры.  Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

Приложение 4

Картотека народных подвижных игр для каждого возраста:

Первая младшая группа: « У медведя во бору», «Ладушки», «Петушок и курочки», «Зайка серенький умывается».

Вторая младшая группа:    «Пузырь», «Медведь и пчёлы», «Перелёт птиц»,  «Мишка бурый», «Весёлые гномики».

Средняя группа: «Петрушка и матрёшка», «Ванька – Встанька»,

« Перебежки», «Платок», «Гуси – лебеди».

Старшая группа: «Затейники», «Дятел», «Золотые ворота», «Петушиный бой», «Волк во рву».

Подготовительная группа: «Летучий мяч», «Старые лапти», «Разыгрался Иванушка», «Зевака», «Здравствуй сосед».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция-педагогического опыта

       К.Д.Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям, плодовитым для детей наших.… Пробудим треб...

Концепция «Педагогические условия эмоционально – нравственного развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении», методический материал для педагогов ДОУ

        Актуальность  Развитие личности ребенка  требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Концепция педагогической деятельности

Духовно-нравственное воспитание...

Концепция педагогической деятельности "Духовно - нравственное развитие и воспитание и развитие дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности".

В данной работе я хочу поделиться своим педагогическим опытом по организации духовно - нравственного воспитания дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности. Так как в дошкольном...

Правила педагогической профессии. Концепции педагогического труда

Педагогическая концепция каждого педагога - это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которы...