Правила педагогической профессии. Концепции педагогического труда
статья

Елена Несмеева

Педагогическая концепция каждого педагога - это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Концепция складывается и изменяется на протяжении всей педагогической деятельности и саморазвития педагога.

Выбирая путь педагога, каждый из нас берет на себя ответственность за детей. Центр тяжести всей ответственности ложится на плечи того, кто первым встречает ребенка в детском саду - его воспитателя. Воспитатель является строителем фундамента. И то, что мы заложим в детях на начальном этапе, останется с ними на всю жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsii_pedagogicheskogo_truda.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Правила педагогической профессии. Концепции педагогического труда

1. Правила педагогической профессии

В настоящее время существенно повышаются требования к качеству выполнения педагогом профессиональных функций и обязанностей. Педагог должен иметь не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом коллективе, детской группе, а также при работе с родителями воспитанников.

Правила, которые должен соблюдать в своей работе каждый педагог:

1. Ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям, пунктуальность, обязательность, последовательность.

2. Совершенствование профессиональных навыков, саморазвитие.

3. Следование различным санитарным и медицинским требованиям, поскольку от этого зависит здоровье воспитанников.

4. Опрятный внешний вид, удобная, не вызывающая одежда и обувь, скромный макияж и прическа.

5. Не переносить свои личные и бытовые проблемы на детский коллектив.

6. Не переносить свое негативное отношение к родителям ребенка на самого ребенка.

7. Следовать общим моральным принципам: справедливость, гуманность, терпимость, сочувствие, забота о ближних и о более слабых, вежливость, ответственность за свои поступки, забота о природе - и учить этому детей на личном примере, а не на словах.

8. Есть информация, которую нельзя разглашать и обсуждать на общем собрании родителей или в раздевалке (тайны рождения, усыновления, медицинские диагнозы, развод родителей и т. д).

9. Помнить о том, что это творческая профессия, не зацикливаться на штампах, стереотипах.

10. Утром встречать детей с улыбкой, показывать, что рада их видеть.

11. Среди детей не выделять любимчиков или изгоев, принимать каждого ребенка.

12. Создавать дружеские, доверительные отношения с детьми. При этом не потакать им во всем, приучать к дисциплине, но и не прибегать к постоянному принуждению, приказам.

13. Контролировать чувства и эмоции при общении с ребенком, не допускать насмешек, оскорблений, унижения, жестокости.

14. Помнить о том, что все дети разные от рождения, к тому же, они живут в разных социальных и материальных условиях, в разном окружении, у всех разные способности, следовательно, не нужно "грести всех по одну гребенку", стараться найти индивидуальный подход к каждому ребенку, при этом необходимо взаимодействовать с родителями.

15. При общении с детьми и их родителями учитывать особенности их религии и культуры.

16. Обсуждать все важные моменты профессиональной деятельности с воспитателем, с которым работаешь в паре и с младшим воспитателем, выработать общие правила, чтобы не было принципиальных расхождений, чтобы не вводить детей в замешательство.

17. Грамотная речь.

18. Корректное, тактичное общение с родителями, коллегами.

19. При возникновении конфликтных ситуаций с родителями, коллегами не переходить на споры, выяснения отношений, крики, оскорбления. Если оппонент не готов к спокойному обсуждению проблемы, поиску компромисса - тактично отложить обсуждение на потом, когда «страсти улягутся».

20. Ненавязчиво напоминать родителям о том, что главные воспитатели и учителя своих детей – это они сами, без их участия в жизни ребенка, полноценного воспитания и образования не получится, как бы не старался педагогПедагог и родители должны сотрудничать.

P.S: Думаю, что чисто формальное соблюдение подобных правил не возможно, поскольку многие из них – из категории нравственности.

Невозможно долго носить маску гуманного, справедливого, вежливого человека, если в душе таким не являешься, не любишь свою профессию, не осознаешь, какую большую ответственность несешь.

 2. Концепции педагогического труда

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии.

Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, — граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что «учителям вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Он утверждал, что учителя — это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.

Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны. Так, в XIX веке К. Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...» 

К. Д. Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях. Важное значение в педагогическом наследии великого русского педагога отводится требованиям к личностным качествам учителя. Он утверждал, что никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно.

В. Г. Белинский, говоря о высоком социальном предначертании учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Великий русский писатель Л. Н. Толстой, как известно, внёс большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книга, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он — совершенный учитель».

Идеи прогрессивной педагогики о социально-нравственной роли учителя получили развитие в высказываниях известных общественных деятелей и педагогов XX века. 

А. В. Луначарский утверждал: «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать чётко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция-педагогического опыта

       К.Д.Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям, плодовитым для детей наших.… Пробудим треб...

Концепция «Педагогические условия эмоционально – нравственного развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении», методический материал для педагогов ДОУ

        Актуальность  Развитие личности ребенка  требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному...

Аттестация педагогических работников. Концепция. 2014г

Аттестация педагогических работников.    Концепция экспертизы профессиональной деятельности. 2014 г....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

Концепция педагога о выборе своей профессии....

Концепция педагогической деятельности

Духовно-нравственное воспитание...

Концепция педагогического опыта

Концептуальное изложение педагогического опыта...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...