Педагогический тренинг «Культура педагогического труда»
консультация по теме

Касаткина Ирина Владимировна

В какой бы сфере человек ни трудился, что бы он ни делал, он, так или иначе, общается с другими людьми. Общение необходимо в трудовой, общественной, семейной и повседневной бытовой деятельности. Такая простая вещь – умение общаться! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kultura_ped._truda.docx26.32 КБ
Файл trening_kultura_ped._truda.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг

«Культура педагогического труда»

Задачи:

  • формировать понимание актуальности работы по развитию педагогического этикета и этики среди детей, родителей1 и педагогов;
  • создавать условия для формирования нравственного сознания педагогов в данном направлении;
  • развивать активную позицию при проведении педагогических мероприятий.

Предварительная работа:

  • изучение литературы по теме тренинга; оформление  этикеток с высказываниями об этике, этикете, культуры речи.

Теоретическая часть:

   В какой бы сфере человек ни трудился, что бы он ни делал, он, так или иначе, общается с другими людьми. Общение необходимо в трудовой, общественной, семейной и повседневной бытовой деятельности. Такая простая вещь – умение общаться! Хочешь что–нибудь сказать другому – говори, а он будет тебе отвечать.

   Вы учите детей быть вежливыми. Многие знают и понимают, что разговаривать надо по правилам, принятым в обществе. Кито обучает детей этим правилам? Ни в детском саду, ни в школе нет педагогов, которые учили бы культуре общения речи. Между тем последствия такой необученности часто чувствуются. Как порой мы бываем не сдержанны, не умеем слушать друг друга, нетерпимы и категоричны. И понимаем – не хватает нам этики общения, культуры речи.

   Вот именно по этой причине мы и собрались сегодня с вами, что бы поговорить и углубить свои знания об этике, о культуре общения.

  Приходилось ли вам встречать людей, за утонченной вежливостью которых не чувствуется искреннего тепла и доброжелательности, подлинной внутренней культуры? Дело не только в знании правил этикета, но и в том, чтобы это знание шло от сердца. Тогда в человеке развивается и внутренняя культура. Он будет понимать, что существует определенная мера в поведении. В чем выражается мера в поведении (по отношению к детям, коллегам, родителям, администрации)? В каждой сфере общения используется определенное поведение или стиль.

   Какие недостатки общения мешают в работе?

Запрещается своей речью наносить разного рода моральный ущерб: обиду, оскорбление. Следует избегать негативных оценок личности собеседника. Все высказывания типа «растяпа», «бестолочь», «перестань пороть глупости», «еще не встречала такого бестолкового собеседника» и т.п. не способствуют достижению успехов в работе. В чем выражается стремление к совершенствованию?

   Одно из главных качеств в деятельности педагога – его правильная речь.  Слово – инструмент, которым педагог должен умело прикасаться к сердцам своих воспитанников.

Итак: человек, не овладевший в детстве элементарным речевым этикетом, в дальнейшем будет испытывать трудности при общении с окружающими.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми (из опыта работы)?
  • С какого возраста дети начинают понимать обращение на «вы», как можно научить их этому?
  • Почему дети на слова одного педагога реагируют сразу и даже не слышат окрик другого?
  • Чем отличается обращение воспитателя ко всей группе и к одному ребенку?
  • Как вызвать у ребенка внутреннее согласие с указаниями взрослого?
  • Какой должна быть требовательность к детям?
  • Как завоевать авторитет у детей?
  • С какого возраста надо воспитывать культуру поведения?

   Не такое уж простое дело – поздороваться. Ведь поздороваться – значит пожелать здоровья. Давайте попробуем поздороваться с разными людьми.

(педагоги разбиваются на пары. Каждой паре предлагается ситуация: как можно поздороваться с одним ребенком, с группой детей, заведующей детского сада, родителями,  сотрудником детского сада, подружкой, со своим ребенком, с мужем, с малознакомым человеком)

   Но вежливо поздороваться – это еще не все. Существуют разнообразные невербальные средства, делающие общение красочнее, эмоциональнее, содержательнее. К таким средствам относятся взгляд, жест, мимика, поза.

   Как же можно смотреть на человека?

(доброжелательно, спокойно, грустно, весело, иронично, подозрительно, недоверчиво, преданно, искоса, исподлобья, презрительно, издевательски, с надеждой, сомнительно и т.д.)

   Представьте, что вам нужно отдать книгу коллеге. Как вы это сделаете?

(педагоги в парах показывают, как они это сделают. Затем ведущий предлагает изобразить разговор по телефону: с мамой заболевшего ребенка, со сменщицей по работе, с заведующим детским  садом. Педагоги показывают в парах. Ведущий предлагает педагогам написать на карточке по одному правилу речевого этикета и прикрепить правила на доске )

   Давайте вспомним золотые правила доброжелательного отношения – относитесь к людям так,  как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Чего не желаете себе того не делайте другим людям, платите добром за добро и справедливостью за зло. Строго соблюдайте эти привила и стройте свои отношения по образцу семейных, регулируйте отношения мудростью, совестью. Говорите с детьми спокойно, располагающим к себе голосом.

   Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда ребенок совершает достойный поступок. Не ставьте одного ребенка в пример другого ни в прилежании, ни в поведении. Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии детей. Будьте тактичны – никогда не подчеркивайте своего превосходства. В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас строже спрос за поведение и образ мыслей.

   

Литература

Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М.: 1983.

Таранкова Н. Воспитатель: его нравственные качества // Дошкольное воспитание. 1991. №11.

Теплюк С. Формирование основ нравственности // Дошкольное воспитание. 1990.  № 10.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТРЕНИНГА:

№1  

ВОПРОСЫ:

  • Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми (из опыта работы)?
  • С какого возраста дети начинают понимать обращение на «вы», как можно научить их этому?
  • Почему дети на слова одного педагога реагируют сразу и даже не слышат окрик другого?
  • Чем отличается обращение воспитателя ко всей группе и к одному ребенку?
  • Как вызвать у ребенка внутреннее согласие с указаниями взрослого?
  • Какой должна быть требовательность к детям?
  • Как завоевать авторитет у детей?
  • С какого возраста надо воспитывать культуру поведения?

№2 Педагоги разбиваются на пары. Каждой паре предлагается ситуация: 

Здороваемся с разными людьми.

  • как можно поздороваться с одним ребенком,
  • с группой детей,
  • заведующей детского сада,
  • родителями,  
  • сотрудником детского сада,
  • подружкой,
  • со своим ребенком,
  • с мужем,
  • с малознакомым человеком

   Как же можно смотреть на человека?

  • доброжелательно,
  • спокойно,
  • грустно,
  • весело,
  • иронично,
  • подозрительно,
  • недоверчиво,
  • преданно,
  • искоса,
  • исподлобья,
  • презрительно,
  • издевательски,
  • с надеждой,
  • сомнительно



Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг

«Культура педагогического труда»

Задачи:

  • формировать понимание актуальности работы по развитию педагогического этикета и этики среди детей, родителей1 и педагогов;
  • создавать условия для формирования нравственного сознания педагогов в данном направлении;
  • развивать активную позицию при проведении педагогических мероприятий.

Предварительная работа:

  • изучение литературы по теме тренинга; оформление  этикеток с высказываниями об этике, этикете, культуры речи.

Теоретическая часть:

   В какой бы сфере человек ни трудился, что бы он ни делал, он, так или иначе, общается с другими людьми. Общение необходимо в трудовой, общественной, семейной и повседневной бытовой деятельности. Такая простая вещь – умение общаться! Хочешь что–нибудь сказать другому – говори, а он будет тебе отвечать.

   Вы учите детей быть вежливыми. Многие знают и понимают, что разговаривать надо по правилам, принятым в обществе. Кито обучает детей этим правилам? Ни в детском саду, ни в школе нет педагогов, которые учили бы культуре общения речи. Между тем последствия такой необученности часто чувствуются. Как порой мы бываем не сдержанны, не умеем слушать друг друга, нетерпимы и категоричны. И понимаем – не хватает нам этики общения, культуры речи.

   Вот именно по этой причине мы и собрались сегодня с вами, что бы поговорить и углубить свои знания об этике, о культуре общения.

  Приходилось ли вам встречать людей, за утонченной вежливостью которых не чувствуется искреннего тепла и доброжелательности, подлинной внутренней культуры? Дело не только в знании правил этикета, но и в том, чтобы это знание шло от сердца. Тогда в человеке развивается и внутренняя культура. Он будет понимать, что существует определенная мера в поведении. В чем выражается мера в поведении (по отношению к детям, коллегам, родителям, администрации)? В каждой сфере общения используется определенное поведение или стиль.

   Какие недостатки общения мешают в работе?

Запрещается своей речью наносить разного рода моральный ущерб: обиду, оскорбление. Следует избегать негативных оценок личности собеседника. Все высказывания типа «растяпа», «бестолочь», «перестань пороть глупости», «еще не встречала такого бестолкового собеседника» и т.п. не способствуют достижению успехов в работе. В чем выражается стремление к совершенствованию?

   Одно из главных качеств в деятельности педагога – его правильная речь.  Слово – инструмент, которым педагог должен умело прикасаться к сердцам своих воспитанников.

Итак: человек, не овладевший в детстве элементарным речевым этикетом, в дальнейшем будет испытывать трудности при общении с окружающими.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми (из опыта работы)?
  • С какого возраста дети начинают понимать обращение на «вы», как можно научить их этому?
  • Почему дети на слова одного педагога реагируют сразу и даже не слышат окрик другого?
  • Чем отличается обращение воспитателя ко всей группе и к одному ребенку?
  • Как вызвать у ребенка внутреннее согласие с указаниями взрослого?
  • Какой должна быть требовательность к детям?
  • Как завоевать авторитет у детей?
  • С какого возраста надо воспитывать культуру поведения?

   Не такое уж простое дело – поздороваться. Ведь поздороваться – значит пожелать здоровья. Давайте попробуем поздороваться с разными людьми.

(педагоги разбиваются на пары. Каждой паре предлагается ситуация: как можно поздороваться с одним ребенком, с группой детей, заведующей детского сада, родителями,  сотрудником детского сада, подружкой, со своим ребенком, с мужем, с малознакомым человеком)

   Но вежливо поздороваться – это еще не все. Существуют разнообразные невербальные средства, делающие общение красочнее, эмоциональнее, содержательнее. К таким средствам относятся взгляд, жест, мимика, поза.

   Как же можно смотреть на человека?

(доброжелательно, спокойно, грустно, весело, иронично, подозрительно, недоверчиво, преданно, искоса, исподлобья, презрительно, издевательски, с надеждой, сомнительно и т.д.)

   Представьте, что вам нужно отдать книгу коллеге. Как вы это сделаете?

(педагоги в парах показывают, как они это сделают. Затем ведущий предлагает изобразить разговор по телефону: с мамой заболевшего ребенка, со сменщицей по работе, с заведующим детским  садом. Педагоги показывают в парах. Ведущий предлагает педагогам написать на карточке по одному правилу речевого этикета и прикрепить правила на доске )

   Давайте вспомним золотые правила доброжелательного отношения – относитесь к людям так,  как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Чего не желаете себе того не делайте другим людям, платите добром за добро и справедливостью за зло. Строго соблюдайте эти привила и стройте свои отношения по образцу семейных, регулируйте отношения мудростью, совестью. Говорите с детьми спокойно, располагающим к себе голосом.

   Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда ребенок совершает достойный поступок. Не ставьте одного ребенка в пример другого ни в прилежании, ни в поведении. Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии детей. Будьте тактичны – никогда не подчеркивайте своего превосходства. В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас строже спрос за поведение и образ мыслей.

   

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТРЕНИНГА:

№1  

ВОПРОСЫ:

  • Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми (из опыта работы)?
  • С какого возраста дети начинают понимать обращение на «вы», как можно научить их этому?
  • Почему дети на слова одного педагога реагируют сразу и даже не слышат окрик другого?
  • Чем отличается обращение воспитателя ко всей группе и к одному ребенку?
  • Как вызвать у ребенка внутреннее согласие с указаниями взрослого?
  • Какой должна быть требовательность к детям?
  • Как завоевать авторитет у детей?
  • С какого возраста надо воспитывать культуру поведения?

№2 Педагоги разбиваются на пары. Каждой паре предлагается ситуация: 

Здороваемся с разными людьми.

  • как можно поздороваться с одним ребенком,
  • с группой детей,
  • заведующей детского сада,
  • родителями,  
  • сотрудником детского сада,
  • подружкой,
  • со своим ребенком,
  • с мужем,
  • с малознакомым человеком

   Как же можно смотреть на человека?

  • доброжелательно,
  • спокойно,
  • грустно,
  • весело,
  • иронично,
  • подозрительно,
  • недоверчиво,
  • преданно,
  • искоса,
  • исподлобья,
  • презрительно,
  • издевательски,
  • с надеждой,
  • сомнительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический тренинг Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областе

Презентация, практический материал к тренингу.Тренинг проводили в марте 2011 года в рамках проведения городского конкурса "Инновационного опыта по введению ФГТ".  (I Место)...

Педагогические средства формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ "КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА"

    Цель - создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»

Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих проф...

Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...

Правила педагогической профессии. Концепции педагогического труда

Педагогическая концепция каждого педагога - это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которы...