ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ "КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА"
консультация на тему

Валик Анастасия Александровна

      Цель - создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности.

      Задачи:

1. Формирование мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;

2. Совершенствование развития личностных качеств.

3. Выявление причин педагогических барьеров, раскрытие путей их предупреждения.

4. Повышение педагогической культуры, как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

      Участники психологического тренинга: воспитатели и специалисты ДОУ.

«Самая главная роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент-Экзюпери).

Что же означает термин «педагогическая культура» и каковы ее структурные компоненты?

Педагогическая культура труда это совокупность высокого уровня развития всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных качеств педагога, его способностей и возможностей.

Педагогическая культура педагога (воспитателя) — это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Упражнение «Личность педагога»

Педагогам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога.

А теперь давайте зачитаем список качеств идеального педагога.

Как вы считаете, всеми ли качествами, написанными на лепестках, вы обладаете? Давайте попробуем выделить из вашего списка по одному, наиболее ярко выраженному, у вас качеству?

      Все качества, которые вы написали и озвучили, входят в компоненты педагогической культуры.

Можно выделить следующие компоненты педагогической культуры:

- гуманистическая направленность личности;

- гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;

- способность к саморазвитию;

 - наличие педагогических способностей;

- развитая культура поведения;

- владение педагогическим тактом и эмпатией;

- личностная самостоятельность и дисциплинированность педагога;

- общая педагогическая эрудиция и компетентность;

- развитое творческое мышление;

- толерантное восприятие чужих традиций и верований;

- гибкость, способность к рефлексии.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

     Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка.  В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у такого тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала бы возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. Но любая практическая деятельность человека есть отображение деятельности его интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер (внутреннее поведение), вырабатывающих некую житейскую и профессиональную идеологию, сложившуюся на основе определенных принципов-программ. Следовательно, каковы принципы, таковы и взгляды, суждения, убеждения, потребности, таково и будет содержание его практической деятельности, ее средства, методы и способы.

      Таким образом, гуманистическая направленность личности педагога является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное). В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Педагогу необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс профессионального самосознания с целью формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.

Упражнение «Самопрезентация»

     Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием. Сейчас каждому из вас необходимо продолжить такие фразы: (каждый педагог должен закончить хотя бы одну из фраз).

- Я выбрала профессию воспитателя, потому что ...

- Если бы я не стала воспитателем, я бы выбрала профессию ..., потому что….

- Качества, которые я больше всего ценю в людях ...

Гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие.

      Педагог должен развиваться во всех направлениях. Умственное развитие  - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта человека. Педагог имеет соответствующий уровень образования и далее готов учиться.

      Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.). Каждый педагог знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». И соответственно в работе с детьми, с их семьями он поступает только «хорошо» (педагогически верно), но никак не «плохо», во благо своих воспитанников.

       Эстетическое развитие - развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.). Э. Р. У всех, конечно, на разных уровнях, но тем не менее педагог должен стремиться развиваться эстетически. Как вы думаете для чего?
Эти качества должны гармонично сочетаться в педагоге.

Саморазвитие

      В своей профессиональной деятельности педагог должен стремиться к саморазвитию. Саморазвитие - это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха. Саморазвиваться необходимо педагогу не только для себя, но и для детей. Ребёнок может задать вопрос абсолютно из любой сферы, а педагог должен суметь ответить на вопросы ребёнка.

Педагогические способности

Педагогические способности – это определенные психологические особенности личности, которые являются условием успешного достижения ею в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Педагогические способности характеризуют как умственную, так и эмоционально – волевую сторону личности. Все эти качества тесно взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и образуют единое целое. Можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в структуре педагогических способностей (за основу взята схема, предложенная Ф.Н.Гоноболиным).

Виды способностей:

1.Дидактические способности – способности передавать воспитанникам учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у детей активную самостоятельную мысль. Педагог с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным.

2.Академические способности – Педагог владеет знаниями в области всех необходимых для работы в ДОУ наук. Разбирается в данных предметах, следит за открытиями в различных областях,  свободно владеет материалом, проявляет интерес к исследовательской работе.

3.Перцептивные способности – способности проникнуть во внутренний мир ребёнка, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием его личности. Составной частью способностей можно считать готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психических состояний детей и сопереживанию им. Например, на занятии к замкнутому ребёнку будет другой подход, нежели к ребёнку активно отвечающему. Согласны ли вы с этим?

4.Экспрессивные способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного педагога живая, образная, интонационно яркая и выразительная, эмоционально окрашенная, с четкой дикцией, умеренными жестами и движениями. Что будет если педагог будет говорить монотонно? Если от монотонности в речи устают взрослые слушатели, которые тем не менее будут улавливать суть услышанного, то ребёнок уже через 5 минут перестанет вас слышать!

5.Организаторские способности – это, во-первых, способности организовать детский коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.

6.Суггестивные способности – это способности непосредственного эмоционально – волевого влияния на детей, которые зависят от целого комплекса личностных качеств педагога, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а так же от чувства ответственности за обучение и воспитание детей. Благодаря этим способностям, например, педагог умеет воздействовать на гиперактивного ребёнка и добиться от него работы на занятии. Или, наоборот, разговорить молчаливого ребёнка, вывести его на контакт. Хотя с некоторыми детьми это довольно проблематично. Но стоит отметить, что проблема возникает в основном с детьми, у которых проблемы не столько психологического характера, сколько связанные с невротическими состояниями. Поэтому если педагог не может воздействовать на определённого ребёнка, то проблема скорее всего не в педагоге, а в самом ребёнке.

7.Конструктивные способности – это способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. Основой этого умения являются такие психические качества, как живость воображения и логичность мышления, а также общие навыки планирования.

8.Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога. Способный, опытный педагог внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, следит за своим собственным поведением.

9.Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Упражнение «Что написано на карточке?»

       Современному педагогу чрезвычайно важно уметь понимать невербальные сигналы, без которых невозможно полноценное общение. Поэтому следующее упражнение поможет нам потренироваться в умении «читать» невербальные знаки. У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, событий, понятий. Ко мне выходит один из вас, я ему вручаю карточку, написанное на ней видит только этот человек и его задача - невербально показать, что написано на карточке.

Примеры задач: «младенец», «утренняя гимнастика», «полка с игрушками», «день рождения», «новичок в группе», «кабинет заведующей», «дорожная сумка», «городской автобус ».

Культура поведения

      Культура поведения — совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

   К.п. выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила К.п. превращаются в воспитанность личности. В К.п. органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии. Проще говоря, педагог должен уметь подать себя во всём с лучшей стороны. Он должен быть лучшим для своих воспитанников и их родителей, во всём одобряемым своими коллегами.

Педагогический такт и эмпатия

Педагогический такт - это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать ситуацию и находить оптимальное решение.

Педагогический такт также проявляется в умении управлять своими чувствами, не терять самообладания, эмоциональной уравновешенности. Педагог требует критичности и самокритичности в оценке своей работы, нетерпимости к шаблону, формализму. Педагогический такт реализуется через язык и стиль поведения. 

Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Умение сочувствовать, сопереживать. 

Эмпатия – это одно из важных профессионально значимых личностных качеств педагога. Оно обеспечивается процессом внутренней настроенности педагога на позицию партнера по общению. Источником эмпатии является двойное противоречие в эмоциональном мире человека между собственными переживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица.

В педагогической эмпатии преобладает действенное начало, направленность на эмоциональную поддержку ребенка. Эмпатийность педагога – реальное проявление любви, условие понимания и принятия ребенка. В это понятие мы включаем способность педагога ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, быть стратегом своей деятельности, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их, выстраивать планы.

Основываясь на развитии эмпатических переживаний, педагогу важно научиться принимать ребенка таким, каков он есть, с его мыслями и желаниями, его эмоциями и поведенческими реакциями, с его чувствами и переживаниями.

Учитывая, что взаимодействие это двусторонний процесс, важно научиться показывать ребенку, что жизнь взрослого также наполнена эмоциями, чувствами и переживаниями. Поэтому в общении с ребенком главное не только проявлять эмоции, чувства, но и проговаривать то, что в данный момент испытывает взрослый, обогащая тем самым поведенческий и эмоциональный опыт ребенка.

Установлению обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников. Эмоциональная обратная связь достигается через умения по поведению детей, их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой, чувствовать в процессе общения наступление момента изменения в эмоциональных состояниях детей, их готовность работать, своевременно видеть выключение отдельных детей из общей деятельности.

Самостоятельность личности

      Самостоятельность личности - это черта характера, позволяющая человеку строить свое поведение относительно независимо от группового давления, принятых в обществе когнитивных, оценочных и культурных стереотипов. Самостоятельность проявляется в саморегуляции, восприятии и интерпретации событий, принятии решения, целеполагании, определении и выработке способов достижения цели, построении взаимоотношений с другими людьми.

Независимо от того, в каких условиях и в каком окружении находится педагог он должен быть самостоятельным в принятии решений, самостоятельным в своих поступках и в своей речи. Естественно если это не противоречит нормам морали. Он должен быть самостоятелен при давлении на него.

Дисциплинированность — качество личности, включающее выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественно установленным законам, нормам, принципам. Дисциплинированность придаёт поведению людей согласованный, упорядоченный характер, обусловливает продуктивность коллективной деятельности, нормальное функционирование социальных институтов и организаций, межличностное общение.

Упражнение «Построимся»

     Психолог предлагает провести упражнение, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

      Воспитатели, работающие вместе, должны быть в разных командах.

      Итог: Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые все попадают, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Педагогическая эрудиция — важнейшее условие педагогического мастерства. Эрудиция — ученость, начитанность, основательное знание предмета. Энциклопедичность знаний — ведущая характеристика эрудиции учителя, так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельности. Достигается путем непрерывного образования и самообразования учителя. Как вы думаете, что является источниками самообразования? Ими могут выступать книги, курсы, лектории, экскурсии, поездки, просмотр телепередач, слушание радио, периодика, театр, общение с людьми, Интернет.

Профессиональная компетентность — уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе формирования личности другого человека. Основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Творческое мышление – это создание продуктов искусства путём моделирования художественных образов и воплощения их в каком либо сценарии или предмете.

Формирование творчески мыслящей личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Воспитателю необходимо быть не информатором, а организатором интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

 

 

Упражнение «2 случайных слова»

Педагоги делятся на 2 группы. Из каждой группы один педагог выбирает наугад 2 карточки со словами. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Толера́нтность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Толковый словарь русского языка толкует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

О рефлексии говорят, например, тогда, когда человек думает «Что будет, если я сделаю так..?», «Что подумают обо мне, если я..», «А может было бы лучше поступить вот так, а не иначе..?» и т.п.

Упражнение «Быть педагогом - это ...»

Цель: закрепить полученные знания. Все участники сидят в кругу. Каждый по очереди высказывается. Первый начинает такими словами. «Педагогом быть хорошо, потому что ...». Другой продолжает: «Педагогом быть плохо, потому что ...» и т.д.

После выполнения упражнения участники обмениваются впечатлениями, обсуждают то, что позволило посмотреть по-другому на профессию педагога, было что-то для кого-то неожиданным, было кому трудно найти что-то негативное или позитивное.